Доступная среда: ожидания, результаты, перспективы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доступная среда: ожидания, результаты, перспективы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Государственная программа «Доступная среда» берет свое начало в 2011 году, после присоединения России к конвенции ООН «О правах инвалидов». Для создания собственной программы было переработано немало нормативных документов, регламентов на международном уровне. За время существования программы было сделано достаточно много, включая разработку законов, которые регламентируют порядок реализации программы.

При реализации программы за основу берутся следующие нормативные акты:

  • СП 59.13330.2020. Это свод правил, на основе которых выполняется оснащение помещений и прилегающей к организации территории.
  • Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Главный закон, содержащий нормы и требования к социальным объектам. Он предусматривает вид и порядок действий, которые нужно осуществить в рамках реализации программы.
  • Федеральный закон №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Содержит перечень правил, необходимых для создания безопасной городской среды для инвалидов.
  • Федеральные законы Российской Федерации в области безбарьерной среды предусматривают обеспечение доступности предпочтительных объектов и услуг для активной жизненной позиции людей с ОВЗ.

При реализации программы требуется улучшение условий для адаптации инвалидов в обществе. Прав людей с ОВЗ не должны ущемляться, для чего рекомендовано проведение реконструкций и капитальных ремонтов зданий, если нет возможности оснастить организацию без глобальных изменений.

Правительство перед ответственными за реализацию программы лицами поставило несколько задач:

  • обеспечение равного доступа к наиболее значимым организациям и услугам для всех категорий населений, включая инвалидов;
  • обеспечение равного доступа к абилитации и реабилитации, сопутствующим услугам;
  • обеспечение рабочих мест в государственных организациях для инвалидов с различными видами нозологий.

К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:

  • повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
  • формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
  • оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
  • увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
  • повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
  • оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.

Это целевые показатели, актуальные на 2020 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702 312 949,4

  • на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
  • на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
  • на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
  • на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
  • на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
  • на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
  • на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
  • на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
  • на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
  • на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
  • на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
  • на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
  • на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
  • на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
  • на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.

Из них:

1. объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702 312 949,4 тыс. рублей, в том числе:

  • на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
  • на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
  • на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
  • на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
  • на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
  • на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
  • на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
  • на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
  • на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
  • на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
  • на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
  • на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
  • на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
  • на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
  • на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.
Читайте также:  Организация системы оценки качества образования в ДОУ

2. объем бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 292 832 006,1 тыс. рублей, в том числе:

  • на 2014 год — 8 999 525,8 тыс. рублей;
  • на 2015 год — 11 082 759,1 тыс. рублей;
  • на 2016 год — 15 365 896,3 тыс. рублей;
  • на 2017 год — 24 125 126,2 тыс. рублей;
  • на 2018 год — 26 474 603,6 тыс. рублей;
  • на 2019 год — 28 826 799,3 тыс. рублей;
  • на 2020 год — 28 826 799,3 тыс. рублей;
  • на 2021 год — 28 826 799,3 тыс. рублей;
  • на 2022 год — 29 253 299,3 тыс. рублей;
  • на 2023 год — 29 896 799,3 тыс. рублей;
  • на 2024 год — 30 576 799,3 тыс. рублей;
  • на 2025 год — 30 576 799,3 тыс. рублей.

Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов

Согласно федеральному закону, подписан приказ, в котором предписывается выполнение мер, обеспечивающих доступность придомового пространства для всех инвалидов. Предусматривается возможность переоборудования всех помещений (как личного, так и общего пользования) в многоквартирных постройках. Эти нормы включают в том числе и следующие требования:

  • Поверхность ступеней на территории всего дома, где прописан инвалид, должны выполняться с шероховатым покрытием.
  • На навесе крыльца должно находиться ограждение, спасающее от дождя или снега. Кроме того, на нём необходимо наличие стоков. На крыльце должно также присутствовать электроосвещение.
  • Кроме ступеней, у подъездов домов должны сооружаться боковые пандусы. Дополняется крыльцо непрерывными ограждениями с двух сторон. Нижнюю, а также верхнюю ступеньку необходимо выделять фактурой или же цветом.
  • Входная дверь в подъезд должна иметь табличку с указанием номера дома и квартир. Рядом должна находиться другая табличка, включающая ту же информацию, однако она должна быть оформлена шрифтом Брайля.

Если перед подъездом имеется одиночная ступенька, то в смету необходимо включить её замену пандусом, а в случае двух и более лесенок сооружение такого бокового приспособления. Во дворах должны стоять тактильные дорожные указатели. Перед подъездом делают место для разворота кресел-колясок.

В постановлении также имеются требования к жилым помещениям, где проживают граждане с ограниченными возможностями. В их перечень входят:

  • жилая комната;
  • санузел совмещённый;
  • коридор (не меньше четырёх квадратных метров).

Дверные проёмы должны иметь съёмные пандусы. Отдельно оговариваются размеры всех дверей, санузла и площадки в подъезде. Для любого переоборудования необходим официальный документ – паспорт.

Существуют также некоторые требования по проектированию зданий для реабилитации, воспитания и образования детей-инвалидов. Главными принципами являются:

  • создание небольших по объёму классов или групп для появления возможности уделить больше внимания каждому ребёнку;
  • подготовка учебных мест с учётом характера недостатков детей;
  • применение новых методов и технических средств для обучения;
  • включение в здание медицинского оборудования для реабилитации.

Классы для школьников оборудуются специальными одноместными столами.

Кроме того, в кабинетах предусмотрена и игровая зона, где проводят паузы во время занятий и между уроками. Спальни в домах для детей-инвалидов проектируются отдельно для девочек и мальчиков. В таких заведениях имеются раздевалки, санузлы, комнаты для стирки и индивидуальных занятий, кладовки.

Территория школьных учреждений и ДОУ должна располагаться на озеленённых участках (возможно, в пригородной зоне). Расстояние от промышленных предприятий, оживлённых дорог и железнодорожных путей не должно быть менее 3000 метров. Вечером данные участки должны хорошо освещаться. На территории заведения устанавливается стоянка, как минимум для шести автомобилей. Все участки имеют ограждения в высоту до двух метров, около которых высажены кустарники.

Что делают для детей с инвалидностью?

Для детей в России, которые имеют ограниченные способности, предусмотрены определенные государственные и региональные программы по улучшению качества их жизни.

На сегодняшний день, на территории РФ насчитывается около полутора миллионов детей, имеющих инвалидность.

До девяноста процентов из них получает образование, что требует предоставления им комфортных условий для беспрепятственного их обучения.

Особенно важно предоставить все необходимые условия для граждан с инвалидностью именно в детском возрасте, так как ребенок не должен ощущать значительного различия в общении со здоровыми детьми.

Однако организация совместного обучения никаких положительных показателей не принесла.

Поддержка для детей, по большей мере, осуществляется на региональном уровне:

  • В отдельных регионах готовят специализированных кадров для работы с такими детьми из логопедии, сурдопедагогики, олигофренопедагогики и других направлений;
  • Некоторые области предоставляют городской бюджет для приобретения спец. оборудования для школ, восстанавливают здания для облегчения жизни детей;
  • Тамбовская область реализует программу образования без барьеров, в которую входит почти тридцать школ.

Программа «Доступная среда»

Государственная программа «Доступная среда» реализуется уже 11 лет, так что большинство таких объектов уже приведены в соответствующий вид.

Читайте также:  Льготы и выплаты калужским пенсионерам: что положено и как получить

Основные этапы программы:

2011-2012 гг: формирование нормативной и законодательной базы;

2013-2015 гг: формирование материальной базы, в том числе создание центров реабилитации, техническое оборудование таких центров и учреждений образования и здравоохранения.

2016-2018 гг: выполнение основных задач, создание реабилитационной структуры, контроль ведения работ по организации доступной среды.

2018-2021 гг: инициализация пилотных проектов, мониторинг эффективности программных мероприятий.

2022-2025 гг: отработка ключевых проектов по реабилитации и сопровождаемому проживанию, обучение специалистов реабилитационных центров.

За успешную реализацию программы отвечает Министерство труда и социальной защиты РФ. Эта же структура координирует работу других министерств и ведомств в этом направлении.

Какие задачи стоят перед этой программой? Прежде всего, обеспечение беспрепятственного доступа всем маломобильным группам населения к объектам и услугам, в том числе реабилитационным. Кроме того, в списке основных задач – сделать деятельность всех уровней медико-социальной экспертизы максимально понятной и прозрачной для граждан.

Благодаря программе «Доступная среда» уже на сегодняшний день существенно увеличилось количество реабилитационных центров, произошло обновление материальной базы подобных объектов.

В сравнении с ситуацией, которая складывалась до приема программы, отношение населения к проблемам инвалидов существенно изменилось, появилось понимание необходимости преодоления ограничений.

Благодаря программе, структура реабилитации получила толчок к развитию, увеличилось количество маломобильных граждан, своевременно получающих реабилитационные услуги.

Были подготовлены и продолжают проходить обучение специалисты по реабилитационной работе, сформирован костяк кадров, умеющих работать с маломобильными гражданами. Увеличился процент трудоустроенных инвалидов, выросло количество бюро медико-социальной экспертизы.

Какие законы определяют положение «Доступной среды»? Распоряжение Правительства от 2008 года позволило установить сроки программы. Первоначально исполнить ее планировалось за 4 года — с 2011 по 2015 гг. Но недавно она была продлена до 2020 года. Постановлением Правительства РФ, государственную программу «Доступная среда» должно исполнить Министерство труда и социальной защиты РФ. В программе очень много участников. К ним относятся следующие организации и учреждения:

  • Министерство связи и массовых коммуникаций.
  • Пенсионный фонд.
  • Министерство финансов.
  • Министерство культуры.
  • Министерство образования и другие.

Для выполнения задач программы было выделено около 411 миллионов рублей, которые были потрачены на улучшение транспортной инфраструктуры, закупку необходимых средств реабилитации в медицинские учреждения, увеличение числа реабилитационных центров и другие действия. Помимо главной цели, государственная программа РФ «Доступная среда» была укреплена дополнительными программами, которые имеют схожие задачи.

Например, для инвалидов было упрощено получение государственных услуг. Для этого все государственные учреждения обязали сделать пандусы, а качество обслуживания улучшить. Для того чтобы абилитация инвалидов проходила более успешно, одной только законодательной базы недостаточно. Нужна обширная техническая база, которая бы включала все необходимые средства реабилитации. А их людям с множественными нарушениями нужно немало. Поэтому было принято решение об увеличении производства ТСР на территории страны. Какие еще подпрограммы освещены в программе «Доступная среда»?

Федеральные законы в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности

Федеральные законы РФ в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности необходимы для обеспечения доступности предпочтительных объектов и услуг, а именно: участие в референдумах и выборах, получение образования, проезд в общественном транспорте, занятия физкультурой и спортом, предоставление государственных и муниципальных услуг и т.д.

  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

В настоящее время в России насчитывают около 12 миллионов инвалидов, что составляет 8,6 процента от всего населения страны. При этом немалая часть людей имеет инвалидность с самого детства, что весьма затрудняет социализацию. Поэтому в России были разработаны меры по поддержке населения с ограниченными возможностями. Для детей, имеющих отклонения в развитии, существуют реабилитационные центры, в которых проводятся профилактические и восстанавливающие процедуры. Согласно Закону РФ, дети-инвалиды имеют такое же право на обучение в школах и детских садах, как и обычные дети. Кроме этого, всем инвалидам в России выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от степени инвалидности. Для возможности полноценной жизни государство обеспечивает людей с ограниченными возможностями всеми необходимыми техническими средствами по медицинским показаниям.

Как реализуется программа?

Главными задачами программы является создание информации, связи и транспорта такого рода, чтобы ограниченный в своих возможностях человек мог ими пользоваться наравне со здоровыми людьми и не считал себя неполноценным.

На первом шаге необходимо было сделать доступными учреждения лечебного и социального уровня. Они должны иметь доступные для инвалида входную группу, весь путь движения, регистратуру, санитарную комнату или лифт.

Реализация программы доступная среда для инвалидов осуществляется следующим образом:

  • Обеспечение инвалидов рабочими местами и создание на них доступной среды для такого рода людей;
  • Улучшение качества медицинских услуг для инвалидов, создание центров реабилитации;
  • Работа с населением таким образом, чтобы инвалиды чувствовали себя свободнее на массовых мероприятиях и не стеснялись своих недостатков;
  • Установка в городе графического и звукового оборудования для инвалидов по зрению и слуху;
  • Внедрение процедуры сурдоперевода при трансляции телепрограмм;
  • Доступность для инвалидов-колясочников городского транспорта — автобусов, троллейбусов, метро и т. д.
  • Оборудование городского транспорта звуковым оповещением о маршрутах и остановках.,
  • Библиотеки оснащаются книгами, созданными шрифтом Брайля, а также оборудованием для прослушивания аудио-книг.
Читайте также:  Как перевести нежилое помещение в жилое

Как смотрит на программу маломобильный человек Леонтьева Е.Г.

Инженер-экономист Леонтьева Е.Г. написала учебное пособие с нормативными требованиями и комментариями по доступной среде. Это было ещё в 1983 году, задолго до появления программы «Доступная среда». Однако книга актуальна и сейчас. Автор окончила политехнический университет на Урале, после чего устроилась на работу и закончила аспирантуру. В 27 лет случилась в её жизни трагедия, после которой женщина оказалась в кресле для инвалидов. Только в тот момент Елена Леонтьева поняла, что в жизни очень мало делается для маломобильных, а также пожилых людей. Тогда она начала заниматься вопросом создания условий, уравнивающих всех граждан.

В книге глазами инвалида рассматриваются насущные вопросы по проектированию зданий, посетив которые, маломобильный человек не будет чувствовать себя «лишним». Среди прочих в них изложены и следующие проблемы:

  • проектировка умывальников в санузлах;
  • создание туалетов для инвалидов-колясочников;
  • проектировка санузлов, пригодных для инвалидов-опорников;
  • мужские туалеты общественного пользования;
  • оформление удобного направления открывания дверей в кабинках туалета;
  • проектирование дверей по всей территории помещения;
  • облагораживание территории, которая прилегает к зданию;
  • создание пешеходных путей;
  • проектирование парковки.
  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Промежуточные итоги программы

По итогам 2021 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.

  1. С 1 января 2021 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
  2. Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
  3. В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
  4. Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
  5. Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
  6. Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
  7. В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
  8. В 2021 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
  9. На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
  10. В ноябре 2021 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.

Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *