Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отзывы студентов о нашей работе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.
Процесс проведения камеральной таможенной поверки
Наименование этапа | Описание |
Подготовительный этап | Это этап, на котором собираются все необходимые сведения и данные для принятия решения о необходимости проведения камеральной проверки. По факту проведения подготовительного этапа составляется акт с обоснованием данной необходимости и отдается на подпись руководителю, который в свою очередь и принимает окончательное решение. |
Основной этап | На данном этапе происходит непосредственно проверка имеющихся в таможенной службе документов и деклараций. Уполномоченные лица собирают и изучают всю информацию и документы, которыми располагают, параллельно составляя список данных, который им не хватает для запроса непосредственно у юридического лица, либо иных государственных служб. |
Запрос информации и документов | Непосредственно запрос производится после формирования акта о необходимости каких-либо данных. Уполномоченное лицо составляет официальное письмо с требованием, которое направляются юридическому лицу. В данном письме указывается крайний срок, до которого должны быть предоставлены все запрашиваемые сведение в письменном либо электронном виде. |
Заключительный этап | На данном этапе составляется акт о совершенной камеральной проверке с результатами и описанием всех полученных сведений. На акте должна стоять дата завершения проверки и подпись уполномоченного лица проводившего проверку и непосредственно руководителя таможенной службы. |
Правомерность истребования информации и документов при камеральной таможенной проверке
По факту организации проверки таможенная служба имеет право организовать запрос информации от юридического лица, чья деятельность в данный момент рассматривается инспектором. Обычно это необходимо при выявленных ошибках или пробелов в документах, которые уже находятся в службе. Существуют определённые нюансы, которые необходимо знать организациям, которые получили запрос на информацию от таможенной службы.
- Требование, направленное по почте, должно быть отправлено с уведомлением о получение, в среднем считается, что почта доходит в течение 6 рабочих дней.
- В течение 6 дней юридическое лицо обязано направить ответ в таможенную службу. В случае если по каким-то причинам организация не успевает собрать всю необходимую информацию, должен быть направлен запрос о продление срока.
- Юридическое лицо имеет право направить информацию, как по почте, так и в электронном виде. Носитель для электронного файла может быть выбран на усмотрение самой организации.
- Предоставлять оригиналы документов нет никакого смысла, таможенной службе достаточно официально заверенных копий.
Регулирующее законодательство
Камеральная таможенная проверка как юридическая категория введена Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), который вступил в силу 6 июля 2010 года и начал действовать на единой таможенной территории России, Беларуси и Казахстана. В связи с тем, что ТС стал структурой в составе более масштабного межгосударственного объединения — ЕАЭС, в которое вступило еще несколько государств, данный кодекс планируется заметить новым документом, юрисдикция которого будет распространяться на все страны ЕАЭС.
Подробнее об учреждении на базе Таможенного союза новой структуры — ЕАЭС — читайте в статье «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический».
Так, 18.12.2014 проект Таможенного кодекса ЕАЭС был направлен на рассмотрение в правительства государств, входивших на тот момент в ТС и Единое экономическое пространство (с 2015 года — ЕАЭС).
Первоначально предполагалось, что вступление в силу нового ТК ЕАЭС произойдет 01.07.2017 (договор о ТК ЕАЭС от 11.04.2017). Но впоследствии Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) сообщила о переносе указанного срока на 01.01.2018.
В новом Таможенном кодексе (ТК ЕАЭС) предусматривается:
- упрощение таможенных процедур для бизнеса;
- перенос ряда полномочий на уровень ЕЭК;
- применение современных информационных технологий (отказ от бумажных деклараций и необходимости представления пакета сопроводительных документов к ним);
- минимизация физического контакта участников ВЭД с должностными лицами и др.
Но пока новый Таможенный кодекс ЕАЭС не вступил в силу, действующим источником права, регулирующим процедуру камеральной таможенной проверки, является ТК ТС (в ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного совета ЕАЭС на уровне глав государств от 27.11.2009). Основные положения, относящиеся к рассматриваемой процедуре, содержатся в гл. 19 ТК ТС.
Представление необходимых бумаг и сведений
Согласно п. 7 ст. 340 и п. 7 ст. 371 ТК ЕАЭС, ТО вправе запрашивать документы или сведения, необходимые для таможенного контроля или исполнения запроса ТО другого государства ЕАЭС, у следующих организаций:
- Торгово-промышленная палата РФ и территориальные торгово-промышленные палаты;
- органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные на подтверждение соответствия продукции, для которой установлены обязательные требования согласно правовым нормам ЕАЭС и законам РФ в сфере технического регулирования;
- иные уполномоченные организации.
ТО, проводящий ТП, вправе требовать и получать у банков и иных кредитных организаций следующие документы:
- справка о наличии счетов;
- заверенные копии контрактов (договоров);
- заверенные копии паспортов сделок;
- ведомости банковского контроля;
- заверенные копии подтверждающих документов;
- заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
- выписки по операциям на счетах;
- заверенные копии платежных документов, в том числе содержащих банковскую тайну.
Особенности таможенного контроля товаров
Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.
Таможенному контролю подлежат:
- Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
- Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
- Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
- Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).
Порядок проведения таможенного контроля
На территории ЗТК таможенные органы уполномочены осуществлять любые формы контроля.
Формы таможенного контроля:
- Запрос и получение объяснений от участников ВЭД;
- Проверка документов и сведений;
- Таможенный осмотр товаров и транспорта;
- Таможенный досмотр товаров и транспорта;
- Личный таможенный досмотр;
- Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
- Таможенная проверка.
Получение объяснений. Инспектор правомочен запрашивать дополнительно информацию, получать объяснение у физлиц и юрлиц чтобы уточнить сведения, указанные в ДТ. Если опрашиваемый владеет интересующей инспектора информацией, то он должно предоставить ее инспектору.
Проверка документов и сведений. Инспектору требуется установить, что:
- При декларировании соблюдены все формальности;
- Имеются все печати и штампы, и они сравнимы с образцами;
- Предоставленные на номерных бланках документы не похищены, не аннулированы и действительны (инспектор может делать запросы через систему межведомственного взаимодействия с другими ведомствами (СМЭВ) на поиск интересующих документов в базах данных);
- В ДТ и товаросопроводительных документах отсутствуют следы незаверенных исправлений, подчисток, добавлений текста, подделки печати или подписи.
При необходимости инспектор вправе мотивированно запрашивать у декларанта допсведения. Полученные документы направляются на верификацию (срок может составлять от нескольких часов до одного месяца).
Таможенный осмотр (ТО) и таможенный досмотр (ТД). ТК заключается в визуальном осмотре товаров, багажа, ТС, почты и документов к ним. Отличия между ТО и ТД: при осмотре вскрытия грузового отсека транспорта, контейнера, багажа не происходит, а при досмотре они вскрываются, а товар вынимается. Следовательно, ТД является более полной формой ТК. Зачем же тогда таможня использует столь несовершенный метод контроля, как осмотр? Причина заключается в том, что ТД более трудоемкая и дорогостоящая форма ТК. Досматривать весь товаропоток нецелесообразно.
Цель ТО – удостовериться, что данные, заявленные в ДТ, действительно описывают товар, предъявленный таможне. Если на контейнере, багаже, другой транспортной таре присутствуют таможенные пломбы, то инспектор должен удостовериться в их целостности, груз не вскрывался (нет следов разборки, демонтажа).
При ТО инспекторы часто используют технические средства таможенного контроля (ТСТК) разных классов (от простейших до сложных). К сложным ТСТК относятся рентгеновские установки, газоанализаторы, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Несколько слов об ИДК. С их помощью осуществляется осмотр транспортной тары, багажа, грузовых отсеков автомобилей. Это делается для того, чтобы исходя из анализа полученных рентгеновских снимков установить количество товара в контейнере, его характер, и при наличии посторонних вложений выявить их (основная масса товара и посторонние вложения изготовлены из разных материалов, имеют разные габариты, разную плотность, а значит на рентгеновском снимке будут отличаться друг от друга), выявить тайники и закладки контрабанды.
Присутствие декларанта при ТО не обязательно. ТД товаров происходит только в присутствии участника ВЭД.
Степени таможенного досмотра
- Пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием;
- Взвешивание (полное или выборочное);
- Пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно;
- Пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
- Измерение и определение характеристик товаров (с частичной или полной разборкой):
- Без взятия проб и образцов;
- С взятием проб и образцов;
- Пересчет количества предметов во всех грузовых местах.
Степень и глубина ТД определяется начальником таможни. Но, если это необходимо, инспектор может увеличить ее. Уменьшать объем и степень ТД недопустимо.
Что может стать причиной проведения ТД? Попробуем рассказать о некоторых из них.
- Прежде всего это результаты ТО. Если инспектором были обнаружены поврежденные пломбы, следы от вскрытия опечатанного контейнера, а осмотр с помощью ИДК выявил в автомобиле посторонние вложения, то он может направить в адрес начальника поста служебную записку о проведении ТД вызвавшего подозрение груза с указанием глубины досмотра.
- Подозрения в достоверности предъявленных декларантом на таможне документов, допущенные в них ошибки.
- Еще один фактор – срабатывание определенного профиля риска в системе управления рисками (СУР). О работе СУР мы расскажем несколько позже.
Итогом является акт, оформляемый инспектором (экземпляр вручается участнику ВЭД).
Личный таможенный досмотр — это исключительная форма контроля, потому что при досмотре затрагиваются личные права и свободы гражданина. Однако сотрудники таможни вынуждены прибегать к выборочному досмотру граждан, так как все еще нередки случаи, когда правонарушители пытались скрытно провезти через государственную границу товары на своем теле, в одежде, либо среди личных вещей. Во всяком случае практически каждый из нас видел сводки криминальных новостей, где периодически рассказывается о задержании на границе физлиц, пытавшихся скрытно провезти контрабанду.
Что необходимо знать об особенностях личного досмотра граждан?
- Решение о ЛТД того или иного гражданина не принимается инспектором единолично. Требуется положительная резолюция начальника таможни. Только он вправе утверждать и подписывать документ о ЛТД.
Рассмотрим возможный сценарий. Инспектор при осмотре, проверке паспорта, ДТ, опросе физлица обнаруживает признаки того, что гражданин скрывает при себе некоторые товары, и пытается переместить их помимо контроля. Инспектор составляет рапорт на имя начальника таможни, где указывает признаки совершаемого правонарушения. Основываясь на служебный документ, руководитель поста утверждает решение о проведении ЛТД физлица. - Личный досмотр физлица производится в ЗТК. Процедура должна проходить в отдельном специальном кабинете, соответствующем всем стандартам (санитарным, гигиеническим) и недоступном посторонним лицам.
- Таможня уведомляет гражданина принятом ею старта досмотровых мероприятий. Гражданину озвучиваются его права после чего он ставит свою подпись на бланке Решения о проведении личного таможенного досмотра. Гражданин вправе отказаться подписывать решение, тогда инспектор записывает информацию о том, что досматриваемый уведомлен о проведении ЛТД, ему были озвучены его права, предложено самостоятельно сдать незаконно перемещаемые товары и он отказался подписывать документ.
- Закон четко указывает: действия инспектора не должны ущемлять честь и достоинство гражданина, причинять вред его здоровью и ущерб имуществу.
- К ЛТД в качестве свидетелей привлекаются понятые. Досмотровые мероприятия в отношении несовершеннолетнего ребенка (либо недееспособного лица) предполагают присутствие как минимум одного из родителей (опекунов). Важное условие: инспектор, понятые, досматриваемый должны быть гендерно равны, то есть принадлежать к одному полу.
Обследование тела физлица осуществляет медработник. Операции совершаются им с применением специнструментов и медтехники. - Досматриваемый гражданин обязан исполнять все законные указания инспектора.
- После завершения ЛТД составляется, подписываемый инспектором, досмотренным гражданином (его представителем), понятыми и медработником. Один экземпляр документа передается досмотренному гражданину.
Инспектор должен помнить, что ЛТД граждан – это вмешательство в личное пространство человека, поэтому требует максимального соблюдения норм этики и морали. Следующие правила не закреплены законодательно, но о них следует рассказать.
- При необходимости, гражданин вправе попросить инспектора допустить к нему переводчика;
- ЛТД проводится инспектором в корректной форме, без унижения достоинства личности, причинения неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого (в пределах, необходимых для обнаружения скрытых гражданином при себе товаров);
- Запрещается комментирование манеры поведения досматриваемого, его возможных физических недостатков, одежды и т.д., и т.п.
- Кино-, видео- и фотосъемка проводятся до момента, когда дается команда приступить к снятию одежды.
Гражданин вправе выступать с заявлениями, ходатайствами и вносить их в акт (самостоятельно или с помощью инспектора), обжаловать действия сотрудника таможни.
Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля подразумевает визуальный осмотр помещений и территорий, а также товаров и документов. Таможенные органы должны убедиться в наличии здесь товаров, находящихся под контролем (в т.ч. условно выпущенных), а также в целостности таможенных пломб, печатей на транспорте, перевозящем грузы, находящиеся под процедурой транзита.
Осмотр помещений и территорий осуществляется только на основании предписания о проведении ТОПиТ, подписанном начальником поста. Бланк, на котором оформлено предписание должен иметь свой порядковый номер, и содержать сведения о дате проведения ТОПиТ, наименование объекта осмотра, ФИО инспектора, номер его удостоверения, отметку об ознакомлении лица, чьи помещения и территории планируется осмотреть (далее «собственник/арендатор»).
Перед проведением ТОПиТ инспектор предъявляет собственнику/арендатору Предписание и свое удостоверение. Не рекомендуется чинить инспектору препятствия, так как он наделен правом пресекать сопротивление и вскрывать закрытые помещения. Вскрытие запертых дверей должно осуществляться в присутствии понятых и с уведомлением прокурора.
Продолжительность ТОПиТ – не более 1 раб. дня. По завершению мероприятия инспектором составляется акт ТОПиТ, один из экземпляров которого вручается собственнику (арендатору).
Таможенный осмотр проводится:
- На СВХ, таможенных складах, в помещениях магазинов беспошлинной торговли для проверки их соответствия требованиям законодательства, а также для проверки условий нахождения на их территориях товаров, находящихся под таможенным контролем;
- В пунктах пропуска через госграницу, в зонах таможенного контроля, расположенных здесь помещениях, территориях отдельных лиц при наличии информации о ввезенных с нарушением таможенного законодательства товарах и транспортных средствах, для проверки такой информации;
- На территориях и помещениях лиц, осуществляющих хранение и распоряжение товарами, находящимися под таможенным контролем. Например, при поступлении информации о том, что такие товары были утрачены или используются и хранятся в нарушении таможенного законодательства, для проверки такой информации.
Таможенная проверка (ТП) проводится после выпуска товаров. Ее цель – удостовериться, что декларант (учВЭД, перевозчик, собственник СВХ, УЭО) соблюдает законодательство, в частности условия таможенной процедуры, задекларированной при оформлении. В ТП могут принимать участие сотрудники разных контролирующих органов (прокуратуры, ФНС РФ, специалисты Россельхознадзора и др.).
Инспекторы сравнивают данные, отраженные в бухгалтерских, уставных документах с информацией, заявленной в ДТ и товаросопроводительных документах.
При реализации мер контроля таможенный орган вправе применять следующие меры:
- Проводить устный опрос;
- Запрашивать и получать необходимые документы и сведения;
- Проводить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений, территорий;
- Использовать технические средства;
- Выполнять таможенное сопровождение товаров, находящихся под контролем и транспортных средств их доставки;
- Разрабатывать маршрут перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
- Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем товаров и совершаемых с ними таможенных операций;
- Приглашать специалистов для реализации мер таможенного контроля;
- Вести таможенное наблюдение.
Статья 132. Выездная таможенная проверка
1. Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (далее — объекты проверяемого лица).
2. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.
Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.
3. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств — членов таможенного союза.
4. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:
1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств — членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза;
2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза;
3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
6) иные основания, предусмотренные законодательством государств — членов таможенного союза.
5. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.
6. В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.
Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.
7. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.
Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.
Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
8. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:
1) из информационных ресурсов таможенных органов;
2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;
3) от государственных органов;
4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств — членов таможенного союза;
6) из средств массовой информации;
7) из других источников официальным путем.
9. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.
Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.
Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.
10. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).
Копия решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
При вручении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения (предписания, акта о назначении проверки) делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки).
В случае отказа от получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки) должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении (предписании, акте о назначении проверки).
Отказ проверяемого лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также возврат почтового отправ��ения с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки), либо дата поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.
Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.
11. В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.
12. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 (два) месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.
Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.
При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств — членов таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза. Срок и порядок такого приостановления устанавливаются законодательством государств — членов таможенного союза.
О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки (акт о назначении проверки) вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо.
13. Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 (двух) экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку.
Срок таможенной проверки
Плановые проверки по установленному графику проводятся не более 1 раза в год и только в отношении определенных субъектов предпринимательской деятельности, а не поголовно к каждому предпринимателю.
- Плановые выездные проверки экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.
- Внеплановые выездные таможенные проверки могут быть осуществлены по жалобе конкурента или гражданина, срок наступления таковой в большем виде зависит от случая обращения в таможенный орган с жалобой на определенное событие.
- Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления о проведении
Срок выездной проверки не может быть более 2 месяцев. Этот срок может быть продлен решением таможенного органа, но не более чем на 1 месяц.
Сроки задержания товаров при проведении таможенного контроля – 1 месяц. Однако скоропортящиеся товары и документы на них могут задерживаться на срок не более суток. При этом срок хранения товара исчисляется с момента задержания.
Акт по итогам проверки
Закончив ревизию, таможенники составляют акт. В нем они указывают результаты проверки, а также замечания и выявленные нарушения. К документу должны быть приложены все бумаги, связанные с контрольным мероприятием (акты осмотра, наложения средств таможенной идентификации, взятия проб и образцов, заключение экспертов и т. д.).
Сроки составления итогового документа зависят от того, какая ревизия была проводена. Акт камеральной проверки они обязаны оформить на следующий день, а акт выездной – в течение 10 дней после ее окончания.
Данная бумага составляется в двух экземплярах. Первый таможенники приобщают к материалам проверки. Второй – вручают представителю фирмы или предпринимателю под расписку в течение пяти дней.
В ходе досмотра таможенники могут разрывать, ломать, спиливать товары и их упаковку, вскрывать и разбирать транспортные средства. Однако такие действия требуются не всегда. Как правило, инспекторы обходятся частичной распаковкой проверяемого имущества.
Если вы уклоняетесь от получения акта, его вышлют по почте заказным письмом. При этом в таможенном деле должны быть документы, подтверждающие факт направления документа проверяемому лицу. Акт таможенной проверки инспекторы направляют начальнику таможни.
Сведения, проверяемые при таможенной процедуре
Во время камеральной таможенной проверки таможенными органами проверяются следующие сведения:
- помещен ли товар под таможенную процедуру,
- достоверны ли сведения о товаре в декларации и прочих документах,
- соблюдаются ли ограничения по использованию товара, который был выпущен условно,
- соблюдались ли требования, лицами, которые осуществляют деятельность в таможенной сфере,
- соответствуют ли всем условиям лица, которым присвоен статус уполномоченного представителя,
- соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров,
- иные требования, которые предусмотрены ТК
Во время проверки сопоставляют данные которые содержатся на предоставленных документах и прочих документах, предоставленных таможенным органам с бухгалтерской отчетностью, счетами компании и другой информацией, полученной в установленном порядке. Помимо этого, таможенными органами могут использоваться и иные формы контроля.
Помимо таможенных органов в камеральной таможенной проверке могут участвовать и другие контролирующие органы.
По итогам камеральной проверки производится принятие решения по выявленным результатам. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то таможенными органами применяются соответствующие меры. Акт о проведенной таможенной проверке выписывается в двух экземплярах, второй высылается проверяемому лицу и должен там хранится в течении установленного срока.
Процесс проведения камеральной таможенной поверки
Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.
Наименование этапа | Описание |
Подготовительный этап | Это этап, на котором собираются все необходимые сведения и данные для принятия решения о необходимости проведения камеральной проверки. По факту проведения подготовительного этапа составляется акт с обоснованием данной необходимости и отдается на подпись руководителю, который в свою очередь и принимает окончательное решение. |
Основной этап | На данном этапе происходит непосредственно проверка имеющихся в таможенной службе документов и деклараций. Уполномоченные лица собирают и изучают всю информацию и документы, которыми располагают, параллельно составляя список данных, который им не хватает для запроса непосредственно у юридического лица, либо иных государственных служб. |
Запрос информации и документов | Непосредственно запрос производится после формирования акта о необходимости каких-либо данных. Уполномоченное лицо составляет официальное письмо с требованием, которое направляются юридическому лицу. В данном письме указывается крайний срок, до которого должны быть предоставлены все запрашиваемые сведение в письменном либо электронном виде. |
Заключительный этап | На данном этапе составляется акт о совершенной камеральной проверке с результатами и описанием всех полученных сведений. На акте должна стоять дата завершения проверки и подпись уполномоченного лица проводившего проверку и непосредственно руководителя таможенной службы. |
Как вести себя предпринимателю
Любая проверка заставляет предпринимателя нервничать, даже если скрывать ему нечего. Поговорим о том, как себя вести, если к вам пришли проверяющие, в частности, таможенники и какие последствия могут быть у неправомерного поведения обеих сторон.
В самом начале общения стоит обратить внимание на документы (удостоверение), которые демонстрируют сотрудники таможенных органов. Если документация в порядке, ваша обязанность пустить инспектора на территорию. Если этого не сделать, сотрудники вправе проникнуть на территорию с применением физической силы. Если доходит до такого, то в присутствии понятых об этом уведомляется прокурор в срок 24 часа.
За препятствие проведению проверки, предпринимателю грозит штраф. Предприниматель или руководитель компании будет оштрафован на 2-4 тысячи рублей, другие работники на 500-1000 рублей.
Обязанность проверяющего – вручить вам копию решения о назначении проверки. Вы знакомитесь с ним, задаете вопросы, если что-то непонятно.
Вы, как проверяемое лицо, имеете следующие права:
- Без предъявления документов не пропускать проверяющих на территорию;
- Отказать в предоставлении информации по вопросам, которые не указаны в решении;
- Потребовать разъяснения ваших прав и полномочий;
- Отказать в доступе на территорию тем инспекторам, которые не значатся в решении о проверке.
Законодательство, определяющее порядок проведения таможенной проверки и его особенности на современном этапе.Порядок организации и проведения таможенной проверки.
Там. проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством там. союза и законодательством государств-членов там. союза.
Там. проверка проводится таможенным органом государства-члена там. союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства-члена там. союза.
Под проверяемыми лицами понимаются: декларант; таможенный представитель; перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель; лицо, осуществляющее временное хранение товаров; владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов; уполномоченный экономический оператор; иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру; лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
При таможенной проверке таможенными органами проверяются:
1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством там. союза и законодательством государств-членов там. союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере там. дела;
5) соответствие лиц, в том числе осуществляющих деятельность в сфере там. дела, установленным критериям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
6) иные направления, определенные таможенным законодательством там. союза и законодательством государств-членов там. союза.
Там. проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у там. органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством там. союза и законодательством государств-членов там. союза.
Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.
Там. проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки. Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств-членов там. союза.
Камеральная там. проверка проводится таможенными органами по месту нахождения там. органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки). Такая проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений иных контролирующих государственных органов государств-членов там. союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
Камеральные там. проверки осуществляются без ограничений периодичности из проведения.
Выездная там. проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (далее – объекты проверяемого лица).
Выездная там. проверка может быть плановой или внеплановой. Плановая выездная там. проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:
1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств-членов там. союза, свидетельствующие о возможном нарушении там. законодательства там. союза и иного законодательства государств-членов там. союза;
2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований там. законодательства там. союза и законодательства государств-членов ТС;
3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере там. дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
6) иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов там. союза.
Плановые выездные там. проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные там. проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 раз в 3 года. Внеплановые выездные там. проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведе��ия.
Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки там. органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения. Возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.
Плановая выездная там. проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.
Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).
При вручении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения (предписания, акта о назначении проверки) делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки). В случае отказа от получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки) должностное лицо там. органа делает об этом соответствующую запись в решении (предписании, акте о назначении проверки).
Отказ проверяемого лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки), либо дата поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.
Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица там. органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.
В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.
Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.
Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 месяц по решению там. органа, осуществляющего проверку.
Комментарий к Ст. 132 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС
1. Выездная таможенная проверка проводится проверяющим органом путем выезда в место нахождения объекта или объектов проверяемого лица. В ч. 1 комментируемой статьи обозначены места (объекты) осуществления выездных таможенных проверок.
Круг лиц, проверяемых в рамках выездной таможенной проверки, более узкий по сравнению с камеральной таможенной проверкой. Выездная таможенная проверка может быть осуществлена только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2. Выездные таможенные проверки имеют две разновидности: плановые и внеплановые. Плановая выездная таможенная проверка проводится на основании составленных уполномоченными подразделениями таможенных органов планов проверок.
Для включения в план проверки проверяемых лиц отбирают на основании информации, полученной:
— из информационных ресурсов таможенных органов;
— по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных;
— от государственных органов;
— от банков;
— от таможенных и (или) других контролирующих государственных органов государств — членов Таможенного союза;
— от вышестоящего таможенного органа либо таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров;
— из средств массовой информации;
— из других источников официальным путем.
Интересным остается тот факт, что в ТК ТС ЕврАзЭС не определены основания для включения в план проверок, таким образом, решение данного вопроса отнесено к компетенции самого таможенного органа. Необходимо отметить, что сам порядок оформления документов выездной таможенной проверки не подвергся эпохальным изменениям.
Внеплановая выездная таможенная проверка проводится на основании:
— данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства, в том числе в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств — членов Таможенного союза;
— заявления лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
— необходимости проведения встречной выездной таможенной проверки;
— обращения (запроса) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.
Встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, проводится для подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом. Руководитель проверяющей группы составляет на имя начальника своего подразделения докладную записку с обоснованиями встречной проверки и перечень требующих проверки вопросов, получает у него визу, после чего записка поступает начальнику (заместителю) таможенного органа. Он принимает решение направить поручение о проведении встречной выездной таможенной проверки или признает встречную проверку нецелесообразной, о чем и пишет в своей резолюции на докладной записке.
Копия решения о проведении встречной выездной таможенной проверки и акт по ее результатам направляются в таможенный орган, по инициативе которого была назначена встречная выездная таможенная проверка, в течение пяти рабочих дней после их составления.
3. В ТК ТС ЕврАзЭС не закреплена определенная форма документа назначающего выездную таможенную проверку. Этот вопрос отнесен к компетенции государств — членов Таможенного союза.
Внесены значительные дополнения к нормам, касающимся выездной таможенной проверки. В частности, закреплен в ТК ТС ЕврАзЭС состав сведений, которые должны быть указаны в решении (предписании) о проведении выездной таможенной проверки. Относительно формы такого решения (которое определяется национальным законодательством стран ТС) на территории Российской Федерации утвержден Приказ ФТС РФ от 30.12.2010 N 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок».
4. В части 4 анализируемой статьи закреплены основания назначения внеплановых выездных таможенных проверок. ТК ТС ЕврАзЭС закрепляет основания проведения внеплановых выездных таможенных проверок в отличие от плановых проверок. Помимо первостепенных оснований проведения внеплановых проверок, ТК ТС ЕврАзЭС делает отсылку на национальное законодательство государств — членов Таможенного союза.
Мероприятия, которые таможенные инспекторы планируют провести в ходе выездной проверки, должны быть перечислены в решении о ее проведении.
Законодатель закрепил возможность назначения проведения выездной таможенной проверки по результатам форм таможенного контроля, которые установлены в ст. 110 ТК ТС ЕврАзЭС. В случае выявления несоответствий либо нарушений законодательства в процессе проведения камеральной таможенной проверки также возможно проведение выездной таможенной проверки.
5. Принципиальным новшеством, неизвестным прежнему порядку проведения таможенной ревизии (по ТК РФ), является возможность проведения встречной выездной таможенной проверки.
Разработчики ТК ТС ЕврАзЭС предусмотрели случаи, когда таможенным органам необходимо подтвердить проверяемые сведения, предоставляя им право на проведение встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам или операциям с товарами.
В части 6 анализируемой статьи закреплено, что встречная выездная таможенная проверка является внеплановой, основания которой закреплены в ч. 4 ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС. Сроки проведения выездной таможенной проверки определены ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС.
6. Необходимо отметить также, что законодатель определил возможную периодичность проведения плановых выездных таможенных проверок, которые отсутствовали в ТК РФ. В то же время этот срок различается в зависимости от того, кто же все-таки является объектом проверки. Согласно ч. 7 комментируемой статьи, плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица не могут проводиться чаще одного раза в год, а вот в отношении уполномоченных экономических операторов срок между проверками увеличен. В отношении последних внеплановые выездные таможенные не могут быть проведены чаще одного раза в три года. Целесообразно также подчеркнуть, что законодатель в ТК ТС ЕврАзЭС не ограничил периодичность проведения внеплановых выездных таможенных проверок.
В комментируемом законодательном акте не сказано о том, что в отношении одних и тех же товаров у одного и того же лица проведение выездной таможенной проверки не допускается. Целесообразно было бы внести подобное утверждение.
7. В частях 8, 9 законодатель зафиксировал источники информации, с помощью которой определяется круг проверяемых лиц для проведения плановой выездной проверки, а также обязанность таможенных органов направить уведомление проверяемому лицу различными способами, позволяющими подтвердить факт его получения еще до начала проверки.
Законодатель не освобождает проверяемое лицо от необходимости прохождения выездной таможенной проверки в связи с неполучением отправленного надлежащим способом уведомления по месту нахождения проверяемого лица.
Здесь же зафиксирован максимальный срок (15 календарных дней), по истечении которого таможенный орган имеет право начать выездную таможенную проверку.
8. По ТК РФ срок проверки отсчитывался со дня принятия решения о проведении таможенной ревизии. Согласно ч. 10 ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).
В комментируемой части ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС закреплена обязанность должностного лица таможенного органа вручить проверяемому лицу лично или через почтовое отправление копию решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также предусмотрены последствия отказа проверяемого лица от получения копии данного решения.
Также зафиксировано, что проверяющие лица еще до начала проведения выездной таможенной проверки обязаны предъявить свои служебные удостоверения, тем самым защищая права проверяемых лиц. Ведь если отсутствует точное совпадение данных проверяющих лиц и данных лиц, указанных в решении (предписании, акте) о назначении проверок, проверяемое лицо имеет право отказать проверяющим лицам в осуществлении проверки.
Представление необходимых бумаг и сведений
Согласно п. 7 ст. 340 и п. 7 ст. 371 ТК ЕАЭС, ТО вправе запрашивать документы или сведения, необходимые для таможенного контроля или исполнения запроса ТО другого государства ЕАЭС, у следующих организаций:
- Торгово-промышленная палата РФ и территориальные торгово-промышленные палаты;
- органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные на подтверждение соответствия продукции, для которой установлены обязательные требования согласно правовым нормам ЕАЭС и законам РФ в сфере технического регулирования;
- иные уполномоченные организации.
ТО, проводящий ТП, вправе требовать и получать у банков и иных кредитных организаций следующие документы:
- справка о наличии счетов;
- заверенные копии контрактов (договоров);
- заверенные копии паспортов сделок;
- ведомости банковского контроля;
- заверенные копии подтверждающих документов;
- заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
- выписки по операциям на счетах;
- заверенные копии платежных документов, в том числе содержащих банковскую тайну.