Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как осуществляется учет исполнения бюджета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приказом N 89н внесены значительные изменения в порядок применения счета 209 00. Указанные изменения должны быть внедрены в практику до конца 2014 г. При этом учреждения могут отражать операции по счету с учетом данных изменений и раньше этой даты, если это предусмотрено в их учетной политике.
Общие положения о применении счета 209 00
Согласно новой редакции п. 220 Инструкции N 157н счет 209 00 называется «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам». Ранее он назывался «Расчеты по ущербу имуществу».
Предназначение данного счета значительно расширилось. Теперь счет 209 00 предназначен не только для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, но и для учета:
- сумм предварительной оплаты, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
- сумм задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);
- сумм задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
- сумм излишне произведенных выплат;
- сумм принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;
- сумм ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.
Еще одним новшеством в применении счета 209 00 является то, что отражаемый на нем размер ущерба, причиненного недостачами, хищениями, определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. При этом под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов (п. 220 Инструкции N 157н).
Напомним, что до внесения изменений ущерб оценивался по рыночной стоимости материальных ценностей на день его обнаружения, которой признавалась сумма денежных средств, получаемая в результате продажи обозначенных активов.
Как и прежде, на суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанных виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы ущерба, предъявленного к возмещению, уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.
Стоит также отметить введение в п. 220 Инструкции N 157н положений, связанных с особенностями учета расчетов по ущербу в иностранной валюте.
- Учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов).
- Переоценка расчетов плательщиков по ущербу и иным доходам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате (возврату) расчетов в соответствующей иностранной валюте.
- Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по доходам в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.
Что изменили в 2022 году
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году
У многих возникает логичный вопрос — когда повысят зарплату бюджетникам в 2022 году? Индексация заработных плат работникам бюджетной сферы традиционно в течение последних нескольких лет проходит 1 октября. Увеличение зарплаты осуществляется на величину не меньшую, чем инфляция. Предыдущее повышение зарплат выглядело следующим образом:
- В 2019 году заработные платы были подняты на 4,3%, в то время как инфляция в 2018 году составила 4,27%.
- В 2020 году зарплаты были повышены на 3%, а инфляция за 2019 год была на уровне 3,05%.
- В 2021 году уровень заработных плат был повышен на 4%, в 2020 году размер инфляции составил 4,91%.
Будет ли повышена зарплата бюджетников в 2022 — последние новости России говорят о том, что стоит ожидать повышения на 4%, несмотря на то, что размер инфляции за 2021 год достиг 8,39%.
Данное повышение касается тех работников бюджетной сферы, которые не подпадают под майские указы президента РФ. К таким работникам относятся следующие категории бюджетников: государственные служащие, гражданские работники Росстандарта, Роспотребнадзора, МЧС и некоторых других государственных структур.
Сотрудников бюджетных организаций, которые попали под действие майских указов, также ждёт повышение заработных плат, но уже по другой схеме. Их оклады будут повышены 1 октября 2022 года. Главная особенность новой схемы начисления заработных плат — это подгон их размера под среднюю заработную плату по региону. При этом повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в каждом конкретном случае зависит от распоряжения местных властей и руководителей учреждений (школы, больницы, детские садики и т.д.).
Бухгалтерский (бюджетный) учет
- Развитие нормативной базы ведения бухгалтерского учета. Организация электронного документооборота для целей бюджетного (бухгалтерского) учета в органах государственной власти.
- Порядок расчета субсидий на выполнение госзадания на 2022–2023 гг. Разработка плановых показателей на основе госзадания на 2022–2023 гг. и последующие годы. Порядок использования субсидий. Субсидии на госзадание, субсидии на иные цели.
- Корректировка бюджетного процесса на 2022–2023 гг. в связи с бюджетной реформой и развитием бюджетирования, ориентированного на результат.
- С 2023 года изменят правила формирования КБК
Новое в регулировании ФХД государственных и муниципальных учреждений
- Новые правила составления планов ФХД на 2022 и плановый 2023 год для федеральных бюджетных и автономных учреждений (Приказ Минфина России от 17.08.2020 № 168н)
- Порядок формирования госзаданий и их финансового обеспечения (Постановление Правительства РФ от 09.07.2019 № 873)
- Требования к нормативным актам о предоставлении государственным (муниципальным) учреждениям субсидий на иные цели (проект постановления согласован с заинтересованными ФОИВами)
Заработная плата и трудовые отношения. Изменения 2022 года и текущие актуальные вопросы.
- Удержания по исполнительным документам (новые ограничения, новый
- Перечень выплат, изменения порядка перечисления удержанных сумм).
- Новые гарантии в сфере охраны труда (сохранение среднего заработка в случае невыполнения трудовых обязанностей при наличии опасных условий труда, при необеспечении средствами индивидуальной защиты; учет микроповреждений и др.).
- Новые правила привлечения к работе в ночное время и сверхурочное время, к служебным командировкам.
Электронный кадровый документооборот.
- Изменения порядка оформления справки о среднем заработке в органы занятости.
- Вакцинация – отстранение от работы, вопросы оплаты труда.
- Новые правила проверок трудовой инспекции.
- Выходные дни после вакцинации.
- Новые правила предоставления отпусков и расчета компенсации за отпуск.
Заработная плата и трудовые отношения в условиях нарастающего экономического кризиса.
- Неполная занятость.
- Простой.
- Увольнение работников.
- Снижение заработной платы.
- Отпуска без сохранения заработной платы.
- Задержка выплаты заработной платы.
- Дистанционная (удаленная) занятость сотрудников как одна из основных форм занятости в ближайший период времени с учетом изменений в ТК РФ. МРОТ – новые правила установления и вопросы применения.
Новации в налогообложении
- НДС по электронным услугам: Законопроект № 136059-8 обяжет компании, являющиеся налоговыми агентами, выставлять счет-фактуру в течение 5 календарных дней месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором получена оплата от зарубежных фирм за предоставленные электронные услуги
- Включение в состав доходов ряда доходов
- Продлен период действия пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль, установленных законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков
Объединение фондов и реформы в страховых взносах - Форму и порядок заполнения 4-ФСС изменили
- ФНС планирует обновить форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций для применения начиная с отчетности за 2022 год
С 1 января 2023 года вводятся новые госпошлины - В НК РФ предлагается внести изменения, направленные на упрощение налогового и валютного регулирования при экспорте товаров
Разъяснения ФНС
- ФНС даны разъяснения по вопросам обоснования рыночных цен в контролируемых сделках
- ФНС разъяснены вопросы о начислении пени на сумму недоимки по налогу на имущество организаций в случае изменения кадастровой стоимости объекта вследствие исправления технической ошибки
Физлица в личном кабинете налогоплательщика могут сформировать и представить в налоговый орган сведения о переводах c использованием иностранных электронных кошельков
С 1 декабря 2022 года постановка на учет физлица в налоговом органе может осуществляться с использованием Единого портала госуслуг
ФНС разработаны рекомендуемые формы уведомлений об утрате права на освобождение и об отказе в освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС
Новые подходы к проверкам
- Действие мораториев
- Комиссии и инкассовые списания
- Как можно быстро разблокировать счет (информация ФНС)
- Продление срока уплаты налогов
- Приказ ФНС России от 01.07.2022 N ЕД-7-19/610@ «Об утверждении перечней услуг, доступных для налогоплательщиков в электронной системе управления очередью»
- Обмен информацией с другими странами: Приказ ФНС России от 27.05.2022 N ЕД-7-17/449@ «Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами»
Электронный документооборот
- ФНС разработаны сервисы, которые помогут зарегистрировать свой бизнес и платить налоги
- Электронные путевые листы
- С 21 июля 2022 года налогоплательщики смогут формировать акт сверки взаимных расчетов с контрагентами в электронном виде
- До 1 июля 2023 года продлен период проведения пилотного проекта по представлению отчетности в электронном виде на сайте ФНС
- Обз��р судебной практика КС и ВС за 2022 год
Примеры проводок бюджетного учета
Рассмотрим работу со сторонними контрагентами. Приобретение услуг складывается из двух частей. Вначале мы принимаем к учету счет (счет-фактуру) за предоставленные услуги Дт 40120223 — Кт 30223730, затем оплачиваем их: 30223830 — 20111610. В данном случае расчеты ведутся через счет 30223, учитывающий кредиторскую задолженность по расчетам за коммунальные услуги. Если бюджетная организация вначале платит, а потом получает товар или услуги, то расчеты ведутся через 206-счета. 20634560 — 20111610 — организация совершила авансовый платеж за материалы, 10536340 — 20634660 — материальные запасы оприходованы, приняты к учету.
Похожие проводки используются, если затрагиваются расчеты с подотчетными лицами. 20834560 — 20134610 — выданы деньги из кассы в подотчет, 10533340 — 20834660 — подотчетное лицо приобрело топливо или ГСМ для организации.
Продолжим обзор проводок по материальным ценностям. 10531000 — 10531000 — передача медикаментов с одного материально ответственного лица на другое (здесь можно обойтись без КОСГУ). 40120340 — 10532440 — списание продуктов питания на расходы. Основные средства (ОС) чаще приобретаются через счет 10610, где собираются и накладные расходы, формирующие их стоимость: 10611310 — 20631560 (или 30231730). Далее идет собственно принятие ОС к учету: 10134310 — 10611410 (Машины и оборудование — иное движимое имущество).
ОС амортизируются — 40120271 — 10434410 и списываются: 10434410 — 10134410 — списание сумм амортизации, 40110172 — 10134410 — списание остаточной стоимости.
Некоторые проводки по заработной плате. 40120211 — 30211730 — начисление основной зарплаты, 30213730 — 30302830 — начисление пособий по временной нетрудоспособности, 30211830 — 30301730 — удержание НДФЛ из зарплаты. 40120213 — 30310830 — начислены взносы страховой части ПФР, 30211830 — 30403730 — перечисление зарплаты на банковские карточки (счет прочих расчетов по заработной плате).
Для приносящей доход деятельности расходы могут формироваться не через счет 40120, а через 109-е счета, формирующие себестоимость продукции, накладные или общехозяйственные расходы. Вот, например, как выглядит проводка начисления амортизации: 10960271 — 10434410. В конце определенного периода 109-е счета закрываются на 40120: 40120211 — 10960211. В конце года счета расходов и доходов закрываются на счет финансового результата 40130 по соответствующим КОСГУ (а у самого 40130 КОСГУ нет): 40130 — 40110000, 40120000 — 40130.
Порой не хватает на покупку машины и бытовой техники сущие копейки. И Вы уже стали задумываться о кредите. Но как узнать «потяните» Вы кредит или нет.
Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов. Расскажем об этом в нашей статье.
Как отразить в учете бюджетные обязательства и денежные обязательства по заработной плате
Каков порядок отражения в учете бюджетных обязательств и денежных обязательств по заработной плате? В чем заключается принципиальное отличие одного понятия от другого? В статье автор представил разъяснения по данным вопросам.
Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, другим правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, казенное учреждение заключает и оплачивает в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 0 111 00 000)
На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:
Счет аналитического учета | Наименование |
0 111 41 000 | Права пользования жилыми помещениями |
0 111 42 000 | Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями) |
0 111 44 000 | Права пользования машинами и оборудованием |
0 111 45 000 | Права пользования транспортными средствами |
0 111 46 000 | Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным |
0 111 47 000 | Права пользования биологическими ресурсами |
0 111 48 000 | Права пользования прочими основными средствами |
0 111 49 000 | Права пользования непроизведенными активами |
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списания
Списание запасов происходит:
- при их их потреблении (использовании) в деятельности учреждения (в том числе при изготовлении иных нефинансовых активов, отчуждении готовой продукции, биологической продукции);
- принятии решения о списании государственного (муниципального) имущества;
- принятии решения больше не использовать объект в качестве запасов и прекращении получения от него экономических выгод;
- передаче другой организации госсектора;
- продаже (дарении), обмене, распространении.
- по иным предусмотренным законом основаниям.
Списание стоимости материальных запасов может происходить двумя способами:
- по стоимости каждой единицы;
- средней стоимости.
Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года.
Прядок выбытия материалов детально прописан в пп. 34-41, а правила их оценки при выбытии — в пп. 42-43 ФСБУ «Запасы».
Опишем на примере, как списать материальные запасы в бюджетном учреждении.
Пример
На складе школы находится 5 метров рулонного ватмана по цене 150 руб. за метр, 7 метров ватмана по цене 177 руб. за метр. Дополнительно в начале месяца было закуплено еще 10 метров ватмана по цене 168 руб. за метр. За месяц использовано 15 метров ватмана. Определим среднюю фактическую стоимость 1 использованного метра ватмана и общую сумму затрат.
Средняя фактическая стоимость 1 метра равна:
(5 × 150 + 7 × 177 + 10 × 168) / (5 + 7 + 10) = 166,8 руб.
Общая сумма затрат на использованный ватман равна:
166,8 × 15 = 2 502 руб.
Для отражения транзакций выбытия также используются отдельные счета аналитического учета счета «Материальные запасы», заканчивающиеся на 440 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих материалов.
Проводка |
Описание проводки |
Дт 040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272, 010990272) Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) |
Использование материалов в текущей деятельности или при производстве |
Дт 040110172 «Доходы от операций с активами» Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) |
Продажа материалов (кроме готовой продукции и товаров), а также списание из-за непригодности, при недостаче |
Дт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов» Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) |
Передача материалов от головного учреждения подведомственному |
Твердое топливо для печного отопления
В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».
Вместе с тем расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).
В Методических рекомендациях разъясняется, что операции по приобретению материальных запасов, включенных в группу «Горюче-смазочные материалы», в виде твердого топлива (дров, угля) для печного отопления в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления |
0 106 34 343 |
0 302 23 73х |
Выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления |
0 109 х0 223 |
0 105 33 443 |
Выбытие израсходованного топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения) |
0 109 х0 272 |
0 105 33 443 |
Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.
Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 г.
Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.
Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.
Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.
В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.
В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.
С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.
У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.
Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.
- баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
- отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
- отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
- пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
- таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
- таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
- сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
- сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
- сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
- сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
- сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
- сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
- сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).
В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2021 года.
Также внесли изменения в методику расчета минимального размера оплаты труда. Больше МРОТ не зависит от стоимости потребительской корзины. Теперь он будет составлять 42% от медианной зарплаты за прошлый год. Это величина, от которой 50% населения получают зарплату выше, а 50% — ниже.
- акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0504434);
- решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет (ф. 0504436);
- решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0504437);
- ведомость начисления доходов (ф. 0504837);
- решение комиссии по поступлению и выбытию активов о принятии к учету нефинансовых активов (ф. 0504441) и др.
Законодатели утвердили новые формы плана ФХД и обоснований к нему по поступлениям и выплатам для федеральных бюджетных и автономных учреждений. Учреждения субъектов РФ также вправе использовать эти формы обоснований, если их утвердит и доведет учредитель.
На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.
Резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции начисляйте проводкой по дебету счета 0.401.20.274 и кредиту счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440. При выбытии данных запасов или увеличении их плановой цены реализации (распространения) уменьшайте резерв обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовали по сниженным ценам, списывайте остатки со счетов 0.105.07.440, 0.105.08.440 на уменьшение резерва по дебету счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440.
Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41. Остальные суммы отражайте на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г.
При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».
Бухгалтерская запись | Документальное оформление | Основание | ||
дебет | кредит | |||
Учет у получателя бюджетных средств | ||||
Поступления средств | ||||
Поступление на лицевой счет ПБС средств от государственных внебюджетных фондов в погашение их текущей дебиторской задолженности по расчетам на обязательное социальное страхование | КРБ.1.304.05.213 | КРБ.1.303.02.730, КРБ.1.303.06.730, КРБ.1.303.07.730, КРБ.1.303.10.730 |
Выписка из счета | п. 104 Инструкции № 162н |
Отражение в учете ПБС: | ||||
Поступление в доход бюджета средств в погашение дебиторской задолженности прошлых лет | КДБ.1.303.05.830 | КРБ.1.206.ХХ.660, КРБ.1.208.ХХ.660, КРБ.1.303.ХХ.730 |
Извещение (ф. 0504805) от администратора доходов бюджета | |
Поступление в доход бюджета средств в возмещение причиненного ущерба имуществу, недостачи денежных средств | КДБ.1.303.05.830 | КДБ.1.209.ХХ.660 | ||
Поступление средств на восстановление расходов в отчетном году, в погашение дебиторской задолженности, в возмещение причиненного учреждению ущерба | КРБ.1.304.05.000 | КРБ.1.303.ХХ.730 | Выписка из счета | |
Отражение в учете администратора доходов бюджета: | п. 104 Инструкции № 162н | |||
Поступление средств в доход бюджета от плательщиков платежей, если администратор выполняет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет | КДБ.1.303.05.830 | КДБ.1.205.ХХ.660 | Извещение (ф. 0504805) | |
Поступление средств в доход бюджета от плательщиков платежей, если администратор выполняет отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет | КДБ.1.210.02.100, КДБ.1.210.02.400 |
КДБ.1.303.05.730 | Выписка из счета | |
Отражение суммы расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет | КДБ.1.304.04.100, КДБ.1.304.04.400 |
КДБ.1.303.05.730 | Извещение (ф. 0504805) | |
КДБ.1.303.05.830 | КДБ.1.304.04.100 КДБ.1.304.04.400 |
|||
Х – соответствующие группа или вид кода синтетического счета. ХХ – соответствующие группа и вид кода синтетического счета. Пенсионные взносы на выплату накопительной части пенсии в бухучете целесообразно отражать на счете 0.303.10.000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии». |
Счета в 2021 г в казенном учреждении
В новой редакции Приказ № 209н нужно применять, в основном, при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года, а также составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2021 год
Однако есть ряд исключений, которые применяют при ведении учета уже в 2021 году и составлении указанной отчетности за 2021 год.
В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.
Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2021 г. № 63-ФЗ.
Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.
Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.
А вот уточненные декларации за периоды до 2021 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.
После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).
Начиная с уплаты налога за 2021 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):
- не позднее 1 марта — годовой платеж;
- до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.
Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2021 г. № 325-ФЗ.
С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:
- в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
- действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
- внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.
Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.
Топ-10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы
7 новых ФСБУ для бюджетных учреждений, изменения в отчетности, инструкциях по учету, а также система казначейского обслуживания и новые платежные реквизиты
С 2021 года в бюджетной сфере нужно применять семь новых стандартов учета:
В стандарте прописали единые требования к учету нематериальных активов: первоначальная стоимость, оценка, амортизация, обесценение, списание. Также финансисты утвердили правила учета неисключительных прав на НМА.
Методичку по применению стандарта довели Письмом Минфина от 30.11.2020 № 02-07-07/104384.
Стандарт делит непроизведенные активы на группы (земля, ресурсы недр, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы и прочие непроизведенные активы) и устанавливает единые правила учета для НПА.
- 3. СГС «Выплаты персоналу» — Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 184н.
Стандарт делит все выплаты работникам учреждений на текущие и отложенные и устанавливает обязательное правило создавать резервы по отпускам.
Методические рекомендации по применению стандарта доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-06-07/104576.
В стандарте закреплен порядок признания затрат по государственному и муниципальному долгу и затрат по заимствованиям учреждений.
Разъяснения о том, как применять стандарт, Минфин опубликовал в Письме от 30.11.2020 № 02-07-07/104382.
Стандарт применяют, когда отражают в учете объекты, которые возникли при совместной деятельности по договору простого товарищества без юрлица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов).
В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2021 года.
Методичку по стандарту довели Письмом от 30.11.2020 № 02-06-07/105552.
Стандарт делит финансовые активы на шесть групп (денежные средства, дебиторская задолженность, долговые требования, финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для перепродажи и активы для получения доходов от участия) и устанавливает требования для принятия активов к учету.
Методические рекомендации доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-07-07/104383.
- Подробнее о том, как меняется учет и отчетность по правилам новых ФСБУ, какие особенности учитывать и как решать сложности, вы узнаете на вебинаре Александра Опальского «ФСБУ‑2021. Обзор изменений. Рекомендации практикам». Посмотрите отрывок из этого вебинара:
Пример 1. Проводки – уплата НДС
Предположим, компания ООО «Торг» отображала НДС к уплате (сч. 68.2) в течение 4 кв., к концу которого сальдо составило 750 000 р. Данная сумма (к уплате!) указана компанией в декларации за 4-й кв.
НДС подлежит уплате по ⅓ в месяц. Это означает, что компания должна заплатить 250 тыс. р. до 30.01.2023 (с учетом переноса 28-го числа – субботы – на рабочий понедельник), до 28.02.2023 и, соответственно, до 28.03.2023.
Компания не показывала к 1 января сальдо. Бухгалтерия должна сделать такие проводки на каждую дату уплаты (по отображению ЕНП в счет НДС):
- Дт 68.2 Кт 68.9 – уплата 250 тыс. р. (30.01);
- Дт 68.2 Кт 68.9 – уплата 250 тыс. р. (28.02);
- Дт 68.2 Кт 68.9 – уплата 250 тыс. р. (28.03).
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 208)
Важно! С 1 января 2023 года в подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ должны быть отражены затраты на уплату налогов (которые можно включать в состав расходов), государственные пошлины и сборы, различные платежи в бюджеты всех уровней. Счет 208 91 000 называется сейчас «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов».
В счет 208 00 000 также введены новые счета аналитического учета:
Счет | Подстатья КОСГУ |
С 1 января 2023 года | |
0 208 93 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение условий контрактов (договоров)» | 293 |
0 208 95 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций» | 295 |
0 208 96 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов» | 296 |
С 1 января 2023 года | |
0 208 27 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования» | 227 |
0 208 28 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений» | 228 |
0 208 29 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» | 229 |
Изменения в Плане счетов
В Приложении N 1 к Приказу N 162н приведен План счетов бюджетного учета. Приказом Минфина России N 174н в него введены следующие корректировки:
---------------------------------------------------------------------------
Исключены счета
------------------------------------------------------------T--------------
Основные средства - недвижимое имущество учреждения в пути ¦ 0 107 11 000
------------------------------------------------------------+--------------
Денежные средства учреждения в пути в органе казначейства ¦ 0 201 13 000
------------------------------------------------------------+--------------
Расчеты по предоставленным займам (ссудам) в рамках целевых¦ 0 207 24 000
иностранных кредитов (заимствований) ¦
------------------------------------------------------------+--------------
Расчеты с учредителем ¦ 0 210 06 000
------------------------------------------------------------+--------------
Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным ¦ 0 301 14 000
(муниципальным) долгом ¦
------------------------------------------------------------+--------------
Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным ¦ 0 301 24 000
(муниципальным) долгом, в рамках целевых иностранных ¦
кредитов (заимствований) ¦
------------------------------------------------------------+--------------
Расчеты по заимствованиям в иностранной валюте, не ¦ 0 301 44 000
являющимся государственным (муниципальным) долгом ¦
------------------------------------------------------------+--------------
Сметные (плановые назначения) ¦ 0 504 00 000
------------------------------------------------------------+--------------
Право на принятие обязательств ¦ 0 506 00 000
------------------------------------------------------------+--------------
Изменен код номера счета
---------------------------------------------T--------------T--------------
Поступления средств на счета органа, ¦Новая редакция¦ Старая
осуществляющего кассовое обслуживание, в ¦ ¦ редакция
пути +--------------+--------------
¦ 0 203 22 510 ¦ 0 203 20 510
---------------------------------------------+--------------+--------------
Выбытия средств со счетов органа, ¦ 0 203 22 610 ¦ 0 203 20 610
осуществляющего кассовое обслуживание, в ¦ ¦
пути ¦ ¦
---------------------------------------------+--------------+--------------
Изменены наименования счетов
------------------------------T-----------------------------T--------------
Новая редакция ¦ Старая редакция ¦ 0 108 53 000
------------------------------+-----------------------------+
Драгоценные металлы и ¦Драгоценности и ювелирные ¦
драгоценные камни ¦изделия ¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Финансовый результат ¦Финансовый результат ¦ 0 401 00 000
экономического субъекта ¦хозяйствующего субъекта ¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Доходы экономического ¦Доходы хозяйствующего ¦ 0 401 10 100
субъекта ¦субъекта ¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Расходы экономического ¦Расходы хозяйствующего ¦ 0 401 20 200
субъекта ¦субъекта ¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Задолженность ¦Списанная задолженность ¦ 04
неплатежеспособных кредиторов¦неплатежеспособных кредиторов¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Награды, призы, кубки и ¦Переходящие награды, призы, ¦ 07
ценные подарки, сувениры ¦кубки и ценные подарки, ¦
¦сувениры ¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Задолженность ¦Списанная задолженность ¦ 20
невостребованными кредиторами¦невостребованными кредиторами¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Кроме того, в разряде 23 кода синтетических счетов счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» цифра 1 заменена на цифру 0. Таким образом, номера указанных счетов (в разрезе счетов аналитического учета) будут следующими:
- 0 109 60 211 — 290;
- 0 109 70 211 — 290;
- 0 109 80 211 — 290;
- 0 109 90 211 — 290.