Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о структурных подразделениях МОУ «Средняя школа № 48»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство не содержит универсального определения структурного подразделения организации. Исходя из сложившейся практики, под структурными подразделениями организаций принято считать их части, обособленные по территориальному или функциональному признаку. Так, в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ филиалом или представительством юридического лица является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, при этом филиал осуществляет все функции головной организации или их часть, а представительство может только представлять интересы организации и осуществлять их защиту. При этом под другой местностью, по мнению судебных органов, следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (например, часть третья п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
В статье 27 Федерального закона № 273-ФЗ приведен широкий перечень различных структурных подразделений образовательных организаций, свойственных различным их типам, видам и направленности образовательных программ, а также иным особенностям функционирования. В их числе Федеральный закон называет филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. За исключением филиалов и представительств иные структурные подразделения можно считать обособленными именно по признаку исполняемых функций. Данный перечень является открытым, причем действующее законодательство не устанавливает каких-либо запретов считать структурными подразделениями и иные «части» образовательной организации.
Например, присоединенный к общеобразовательному учреждению детский сад можно будет считать структурным подразделением данного учреждения, деятельность которого отличается уровнем реализуемой общеобразовательной программы. При этом не имеет принципиального значения (если это не филиал) территориальное место расположения групп детей бывшего детского сада. И наоборот, если присоединенная к общеобразовательному учреждению начальная школа попросту расширила уже имеющийся контингент классов-комплектов начальной школы, то считать её структурным подразделением необоснованно.
Таким образом, само по себе расположение образовательной организации и её частей в различных зданиях с разными юридическими адресами еще не является достаточным основанием считать эти части структурными подразделениями, так как отсутствует функциональная обособленность этих частей.
Важный юридический аспект структурирования образовательных организаций присутствует при оформлении трудовых отношений с работниками: если в трудовом договоре при приеме на работу указывалось структурное подразделение, то постоянное или даже временное изменение структурного подразделения считается переводом на другую работу, требующим согласия работника (ст. 72.1 Трудового кодекса РФ).
Создание и функционирование структурных подразделений образовательной организации регулируется локальными нормативными актами (части 2, 4 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ).
Справка об организации структурных подразделений
об организации структурных подразделений
Согласно плану внутришкольного контроля и руководства, во исполнении приказа № 210 от 06.11.16г. с 14.11.16г. по 26.11.16 была проведена проверка работы структурных подразделений школы ( учебно-методической работы, учебно-воспитательной работы, дополнительного образование, психолого-педагогической службы, социальной защиты, физкультурно-оздоровительной работы, обеспечения безопасности обучающихся, информатизации, административно-хозяйственной части, финансово-экономической службы).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями на июль 2009 г.) образовательному учреждению предоставлено право «самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности». Пункт 1.7.6 ст. 13 Закона определяет, что в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: «структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности». Это относится и к структурным подразделениям школы ( учебно-методическая работа, учебно-воспитательная работа, дополнительное образование, психолого-педагогическая служба, социальная защита, физкультурно-оздоровительная работа, обеспечение безопасности обучающихся, информатизация, канцелярия, административно-хозяйственная часть, финансово-экономическая служба).
При создании структурного подразделения школа руководствуется следующими организационными требованиями:
— структурное подразделение ОУ должно иметь необходимую учебно-материальную базу для организации учебно-воспитательной деятельности;
— структурное подразделение организует свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами в области образования, уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
Основными задачами структурного подразделения школы являются:
формирование у обучающихся современного уровня знаний;
развитие личности, ее самореализации и самоопределения и профессиональной направленности;
формирование физически и психологически здоровых воспитанников;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся;
воспитание гражданина Российской Федерации.
Положение о структурном подразделении утверждается руководством школы и согласовывается с учредителем.
Оборудование и оснащение структурного подразделения, организация рабочих мест в нем производится в строгом соответствии с требованиями действующих стандартов, правил, норм и инструкций по безопасным приемам работы, охране труда и производственной санитарии.
Образовательная деятельность структурного подразделения
Организация образовательного процесса в структурном подразделении регламентируется учебным планом и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми школой.
Руководство и контроль за выполнением учебных планов и программ осуществляет администрация школы.
Организация образовательного процесса, режим функционирования структурного подразделения, аттестация обучающихся, продолжительность и форма обучения определяются Типовым положением и Уставом образовательного учреждения.
Финансово-хозяйственная деятельность структурного подразделения
Штатная структура подразделения школы утверждается руководителем учреждения.
Структурное подразделение школы не имеет собственную смету доходов и расходов, текущие расходы планируются в смете образовательного учреждения и оплачиваются из соответствующего бюджета.
Структурное подразделение школы финансируется за счет бюджетных средств, в рамках финансирования школы.
Управление структурным подразделением осуществляется заместителем директора по учебной работе, назначаемый руководителем образовательного учреждения приказом по школе. Он несет ответственность за выполнение задач, возложенных на структурное подразделение, плановую и трудовую дисциплину в структурном подразделении в соответствии с правами и обязанностями обучающихся и работников, определяемыми Трудовым кодексом Российской Федерации.
Прекращение деятельности структурного подразделения ОУ путем ликвидации или реорганизации производится на основании приказа директора образовательного учреждения по согласованию с учредителем или по решению суда в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Описание структуры управления школы
Директор несет ответственность перед государством, обществом, родителями и Учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и Уставом школы, а также за организацию работы по противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности.Формами самоуправления являются- Управляющий Совет,- Педагогический Совет,- Родительский комитет,- Общее собрание трудового коллектива.Педагогический совет состоит из всех педагогических работников и действует постоянно.
Педагогический совет действует в соответствии с Положением о педагогическом совете.Родительский комитет является органом самоуправления школы.Родительский комитет возглавляет председатель. Родительский комитет подчиняется и подотчетен общешкольному родительскому собранию.
Срок полномочий родительского комитета – 1 год.
Структура образовательной организации
Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.
7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала. 11. Финансово-хозяйственная
Особый статус филиалов и представительств в организационной структуре образовательной организации
Статья 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает особый статус филиалов и представительств образовательных организаций.
В частности, осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ведение образовательной деятельности в представительстве влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
В филиалах организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно ведение указанной деятельности. В связи с этим по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.
Филиал организационной структуры образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Принятие решения о реорганизации или ликвидации филиала муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с Минобрнауки России.
Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала. Структура программы развития школы по новому закону об образовании должна включать программы развития филиалов.
Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами РФ. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого государства.
Следует также иметь в виду появление в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» норм, позволяющих осуществлять образовательную деятельность филиалам иностранных образовательных организаций на территории РФ при условии наличия лицензии, выданной российским федеральным лицензирующим органом. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.
При регулировании статуса филиалов и представительств необходимо также учитывать нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах. Так, согласно ч. 1 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) представительство определяется как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Согласно ч. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т. ч.
Структура и органы управления организацией
Сотрудника организации чаще всего можно отнести к какой-либо группе: административной, производственной, финансовой, исследовательской и т. д. Так определяется его индивидуальная область задач. При этом, если в малой фирме обязанности целого подобного сектора способен взять на себя один человек, то в достаточно большой корпорации необходимо целое слаженно функционирующее подразделение.
В первую очередь можно разделить структурные единицы на внутренние и обособленные. Первые не обладают всеми признаками организации и существуют исключительно как часть общего предприятия. В свою очередь, вторые часто даже находятся не только в отдельном здании, но и в другом городе и даже стране (филиал, представительство и т. д.).
Глава 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Статья 21. Образовательная деятельность
1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, – научными организациями и иными юридическими лицами (далее – организации, осуществляющие обучение). Образовательная деятельность подлежит лицензированию, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Право осуществления образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, а также деятельности по присмотру и уходу, воспитанию предоставляется индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица, в том числе в рамках индивидуальной педагогической деятельности, при соблюдении им требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к осуществлению образовательной деятельности по указанным образовательным программам.
Статья 22. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций
1. Образовательная организация создается в форме учреждения или автономной некоммерческой организации в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в порядке и в сроки, установленные законодательством о государственной регистрации юридических лиц, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.
2. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. Государственной является образовательная организация, созданная Российской Федерацией на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, или субъектом Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Российской Федерации. Муниципальной является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом) на базе имущества, находящегося в собственности соответствующего муниципального образования. Частной является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерацией собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами, их объединениями)), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
3. Образовательные организации, реализующие образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.
4. Образовательные организации, реализующие образовательные программы для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением (учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
5. Образовательная организация реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в сфере образования, в том числе прав граждан на получение бесплатного образования. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации не допускается без предварительной экспертной оценки данным органом последствий принятого решения для обеспечения прав граждан на образование, в порядке, установленном статьей 95 настоящего Федерального закона. Реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускается только с согласия населения сельских поселений, обслуживаемых данным учреждением, выраженного представительными органами соответствующих сельских поселений, либо сходом граждан.
6. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 23. Типы образовательных организаций
Для создания связей между необособленным структурным подразделением МБОУ СОШ №1 дошкольные группы и головной организацией администратору сервера необходимо выполнить несколько простых шагов:
Шаг 1. Зайдите в модуль Администратор сервера и на экране Список образовательных организаций найдите подчиненную образовательную организацию МБОУ СОШ №1 дошкольные группы (см. Рисунок 4 .1).
Шаг 2. Выберите в списке МБОУ СОШ №1 дошкольные группы и нажмите кнопку Сведения об ОО. В результате откроется окно Редактирование образовательной организации (см. Рисунок 4 .1).
Теперь необходимо установить связи между филиалами МБОУ Детсад №2, МБОУ Детсад №3 и головной организацией МБОУ СОШ №1.
Связи между обособленными организациями (филиалами) создаются аналогичным образом. Отличие лишь в том, что нужно поставить галочку в поле Филиал/обособленное структурное подразделение.
Последовательность шагов для данной ситуации будет следующая:
Шаг 1. Зайдите в модуль Администратор сервера и на экране Список образовательных организаций найдите подчиненную образовательную организацию МБОУ Детсад №2 (см. Рисунок 4 .3).
Шаг 2. Выберите в списке МБОУ Детсад №2 и нажмите кнопку Сведения об ОО. В результате откроется окно Редактирование образовательной организации (см. Рисунок 4 .3).
Создание подразделений основывается на данных о виде деятельности, численности личного состава, местоположения и иных характеристиках. Рассмотрим такой пример: фирма изготавливает бетонные блоки, рекламный отдел занимается сбытом, а учет лежит на бухгалтерии. Но при этом есть значительная разница между различными субъектами. Так, структурные подразделения строительной организации существенно отличаются от того, что есть в составе банковских учреждений. Также учитывается и специфика координации действий различных отделов. Чем большего размера организация, тем важней становится вопрос управления.
В идеале необходимо позаботится о том, чтобы все подразделения были связаны единой целью и обладали всем необходимым информационным обеспечением. По мере роста придерживаться такого положения дел становится всё сложней, что сказывается на взаимодействии и сети коммуникаций. В таком случае очень важно следить за четким разделением обязанностей. Иначе можно ждать внутреннего конфликта. Чтобы избежать неопределённости, следует руководствоваться четкими критериями. И тогда не важно, что является объектом влияния – структурные подразделения кредитной организации, банка, ІТ-компании, завода или сельхозсубъекта – их эффективность будет на высоте.
Административные, финансово-учетные и вспомогательные службы
От них зависит работа основ и балансировка работы организации. К таковым относятся:
- Канцелярия.
- Секретариат.
- Служба делопроизводства.
- Отдел охраны труда.
- Служба управления персоналом.
- Отдел организации труда.
- Бухгалтерия.
- Служба оперативного управления.
- Финансовое подразделение.
- Отдел внешнеэкономических связей.
- Склады готовой продукции и материалов.
- Планово-экономический отдел.
- Служба стандартизации.
- Юридическая служба.
- Отдел кадров.
- Служба безопасности.
- Вычислительный центр.
- ВОХР – военизированная охрана.
Также часто можно встретить структурные подразделения образовательной организации. Часто они действуют в высших учебных заведениях, крупных инженерных, научных, аграрных, промышленных и других компаниях, где разрабатывается передовая продукция. Среди них выделяют исследовательски-технические и производственные отделы.
Исследовательско-технические подразделения
В этой сфере работают следующие подразделения:
- Научно-исследовательский отдел.
- Служба технико-экономических исследований.
- Отдел технического контроля.
- Лаборатория измерительной техники.
- Конструкторский отдел.
- Техническая служба.
- Опытное производство.
- Испытательский цех.
- Отдел автоматизации (механизации).
- Служба научно-технической информации.
- Опытный цех.
- Отдел главного технолога.
- Служба подготовки персонала.
- Инструментальный отдел.
- Конструкторско-техническая служба.
- Отдел главного механика.
- Бюро подготовки кадров.
- Опытно-экспериментальный цех.
- Бюро маркетинговых исследований.
- Научно-исследовательская лаборатория.
- Бюро охраны природы.
- Отдел изобретательства и патентирования.
Структурные подразделения организации: виды
В этих компаниях отделения создаются в зависимости от функциональных предназначений. В банковских и страховых организациях отделения чаще всего создаются исходя из территориального положения, следовательно, они уже являются филиалами.
У обособленных и структурных подразделений есть общий признак — они хоть и имеют статус отдельной структуры, но самостоятельными субъектами хозяйствования выступать не могут.
В качестве основы была взята классификация, в рамках которой выделяют 61 отдел. Они будут более-менее структурированы по сходству выполняемых ими обязанностей. Также следует отметить, что на практике их названия могут иметь немного другой вид, но суть от этого не меняется.
Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.
Лучшим примером, поясняющим подобную специфику, является система здравоохранения, где каждое отделение отвечает за определённую группу больных.
Пример в образовательной сфере
В качестве субъекта исследования возьмём крупный университет. Эта организация подходит благодаря своему масштабу, многочисленным подразделениям и весьма широкому спектру осуществляемой деятельности. Итак, первоначально давайте выделим административные подразделения. Каждый университет имеет управляющие составляющие (ректорат, деканат), отдел кадров, бухгалтерию, службу системных администраторов. Также отдельно могут быть научно-исследовательские институты и центры.
Далее деление уже идёт на уровень кафедр. Каждая из них ведёт по 4-6 групп. А если есть заочное обучение, то и 8-12. Таким образом, группы студентов являются наименьшими численными подразделениями в крупных университетах. Эти образовательные учреждения построили буквально идеальное (на бумаге) взаимодействие. Итак, ректорат получает информацию от министерства образования в общих чертах. Потом он передаёт её деканатам в плановые отделы, которые весь нужный материал разбивают на необходимое количество часов, заботятся о предоставлении аудиторий и отсутствии конфликтов. Эта информация в последующем идёт кафедре, которая может внести свои предложения.
Развернутая классификация типов образовательных организаций
Чтобы узнать, какие типы образовательных организаций существуют, необходимо изучить классификаторы информации в составе Интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) сферы образования (приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004 № 34-51-53ин/01-11).
Разница и сходство филиалов и представительств
Структурное подразделение организации может существовать как филиал, представительство (согласно ГК РФ) или обособленное подразделение юридического лица (согласно НК РФ).
Исходя из определений этих терминов, можно сделать вывод, что филиал существенно превосходит представительства по объему полномочий, и знак тождественности между ними ставить нельзя. Филиал, кроме представительских функции, может осуществлять все те действия, что и головная организация. Поэтому, делая выбор в пользу того или иного подразделения, необходимо понимать, какой функционал планируется делегировать подразделению.
Тем не менее, общих признаков у этих двух видов подразделений гораздо больше. Приведем их ниже.
Филиал/представительство не являются юридическими лицами, а выступают исключительно от имени юрлица, их создавшего.
Филиал/представительство действует на основании утвержденного создавшим его юридическим лицом положения о филиале (представительстве). Положение принимается одновременно с решением о создании филиала или представительства. Форма положения о филиале/представительстве законодательно не утверждена.
Наличие имущества у филиала (представительства). Ст. 55 ГК РФ указывает на то, что головная организация наделяет обособленное подразделение имуществом, но не указывает на обязанность выделять подразделение на отдельный баланс и открывать другой расчетный счет.
Термин «отдельный баланс» в законодательстве не содержится, но Минфин своими письмами еще в 2005 г. разъяснил, что отдельный баланс подразделения – это совокупность показателей, установленных организацией, для своих подразделений и отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют исключительно на основании его доверенности.
Отражение филиала/представительства в едином государственном реестре юридических лиц.
На данный момент создание филиала или представительства должно быть обязательно отражено в ЕГРЮЛ, а вот в уставе организации сведений о филиалах и представительствах является необязательным.
Для создания филиала или представительства необходимо принять соответствующее решение, разработать положение и осуществить регистрационные действия в налоговом органе.
Постановка на учет филиала/представительства в налоговых органах произойдет автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Каждое подразделение будет поставлено на учет месту своего нахождения.
Главное отличие обособленного подразделения от филиала в том, что сведения о структуре первого типа не должны вноситься в учредительные документы фирмы и ЕГРЮЛ. В целом учреждение обособленного подразделения — более простая процедура, чем создание филиала. Выше мы рассмотрели, в чем это заключается — в необходимости принятия решения о формировании филиала на собрании учредителей, передачи копий устава или корреспондирующих с ним источников в ФНС, а также назначения руководителя соответствующей структуры.
Вместе с тем у обоих рассматриваемых локальных учреждений есть много общего. Так, ни одно ни другое не являются независимым от головного офиса юридическим лицом. То имущество, которым они пользуются, принадлежит основной организации. Учреждаются обособленные подразделения фирм и филиалы, как правило, в одних и тех же целях — расширения представительства бренда, решения локальных задач, связанных с развитием бизнеса.
Определив, в чем разница между обособленным подразделением и филиалом, зафиксируем выводы в таблице.
Должностная инструкция руководителя структурного подразделения предприятия
Обеспечивает технически правильное использование основных средств, создание безопасных и здоровых условий труда, а также своевременное предоставление работникам льгот и компенсаций за опасные и вредные условия труда.2.2.6. Осуществляет подбор работников, их расстановку и целесообразное использование их труда.2.2.7. Создает условия для выявления творческой инициативы и активности работников в достижении высоких результатов труда.2.2.8.
Предоставляет помощь и обеспечивает распространение творческих начинаний, проводит воспитательную работу в коллективе.2.2.9. Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, правил промышленной санитарии и пожарной безопасности.2.2.10. Вносить на рассмотрение руководителя организации представления о приеме, перемещении и увольнении работников, о поощрении отличившихся работников и о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающим трудовую дисциплину. 5.9. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей. 5.10. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Методика разработки положений о структурных подразделениях
Структурное подразделение не может быть рассмотрено в отдельности от предприятия, ведь оно не наделено юридической или экономической самостоятельностью. В соответствии с законодательством, можно выделить следующие особенности данных структурных единиц:
- если руководство предприятия приняло решение о том, что необходимо создать структурное подразделение, то нет никакой надобности или обязательства сообщать об этом в регистрационные органы;
- не требуется постановка на учет в налоговых органах, пенсионных и страховых фондах;
- для структурного подразделения не ведется отдельных бухгалтерских документов, а его деятельность отражается в общем балансе организации;
- для данного звена не назначается отдельный статистический код;
- не допускается открытие отдельных банковских счетов для структурного подразделения.
Чтобы обеспечивать непрерывную эффективную работу, структурное подразделение должно соответствовать ряду обязательных требований, а именно:
- подчинение должно быть централизованным, то есть каждый из работников должен быть подотчетным непосредственно руководителю данного структурного звена, который, в свою очередь, регулярно предоставляет отчетность генеральному директору;
- работа подразделения должна быть гибкой, с возможностью быстро реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде;
- работа каждой структурной единицы должна быть строго специализированной (то есть звено должно отвечать за определенную сферу деятельности);
- нагрузка на одного руководителя не должна быть слишком большой (не более 20 человек, если речь идет о среднем звене);
- независимо от своего функционального предназначения, подразделение должно всячески обеспечивать экономию финансовых ресурсов.
В зависимости от типа связей в структурных подразделениях экономисты делят оргструктуры на следующие виды:
- линейные;
- функциональные;
- линейно-функциональные;
- дивизионные;
- матричные;
- комбинированные.
Линейную конструкцию может использовать любая компания, не учитывая штатную численность. Она подразумевает единоличное управление каждым подразделением штатным управленцем, подчиняющимся вышестоящему управленцу.
Комбинированные схемы позволяет группировать подразделения по любому признаку и различным критериям. Это дает возможность создать систему, соответствующую стратегии, соединить принцип единого руководства с принципом специализации. Но не всегда удается создать гибкую конфигурацию, что приводит к избыточному взаимодействию по вертикали.
Функция исследовательско-технических СП — разработка технологий и проведение исследований, нацеленных на улучшение производства. Такие подразделения могут быть как в научных организациях, так и в промышленных или аграрных компаниях. Образно говоря, они выполняют роль спинного мозга, «переходника» между управленческими и производственными структурами.
Несколько примеров:
- измерительная или испытательная лаборатория;
- конструкторское бюро;
- отдел измерений и техконтроля;
- научно-исследовательская служба;
- отдел автоматизации;
- экспериментальный цех;
- отдел контроля качества;
- служба маркетинговых исследований.
Организационная структура предприятия: виды и схемы
В небольших организациях распространённым является положение дел, когда выполнение одной функции закреплено за конкретным сотрудником или же он выполняет несколько заданий. По мере роста уже несколько работников занимаются тем же самым. На этом этапе развития появляется необходимость объединения этих лиц в определённые подразделения, именуемые отделами, группами, участками, секциями, звеньями, цехами. Это делается для того, чтобы оптимизировать управляемость. В качестве объединяющего фактора используются выполняемые функции. Так формируются структурные подразделения организации.
В качестве основы была взята классификация, в рамках которой выделяют 61 отдел. Они будут более-менее структурированы по сходству выполняемых ими обязанностей. Также следует отметить, что на практике их названия могут иметь немного другой вид, но суть от этого не меняется. Более детально с этим поможет ознакомиться внутреннее положение. Структурные подразделения образовательной организации и коммерческого предприятия разнятся из-за разных целей. Так что при изучении конкретных субъектов это нужно учитывать. Ведь преследуются разные цели, над достижением которых и работают структурные подразделения организации. Виды же существуют следующие.
Это отделы, цеха и службы, которые непосредственно массово создают товары для их реализации конечным потребителям. К ним относятся:
Вот такие бывают структурные подразделения организации. Виды реализации тоже существуют разные: отделы, лаборатории, службы и бюро. Каждый подход имеет свои преимущества, из-за которых его и выбирают. А сейчас давайте рассмотрим небольшой пример функционирования, в котором будут действовать структурные подразделения образовательной организации. Как они функционируют? На чем базируется система коммуникации внутри самой организации при передаче данных между разными структурными подразделениями?
В качестве субъекта исследования возьмём крупный университет. Эта организация подходит благодаря своему масштабу, многочисленным подразделениям и весьма широкому спектру осуществляемой деятельности. Итак, первоначально давайте выделим административные подразделения. Каждый университет имеет управляющие составляющие (ректорат, деканат), отдел кадров, бухгалтерию, службу системных администраторов. Также отдельно могут быть научно-исследовательские институты и центры.
Далее деление уже идёт на уровень кафедр. Каждая из них ведёт по 4-6 групп. А если есть заочное обучение, то и 8-12. Таким образом, группы студентов являются наименьшими численными подразделениями в крупных университетах. Эти образовательные учреждения построили буквально идеальное (на бумаге) взаимодействие. Итак, ректорат получает информацию от министерства образования в общих чертах. Потом он передаёт её деканатам в плановые отделы, которые весь нужный материал разбивают на необходимое количество часов, заботятся о предоставлении аудиторий и отсутствии конфликтов. Эта информация в последующем идёт кафедре, которая может внести свои предложения.
Функциональная структура подразумевает выполнение определенных возложенных полномочий. Предполагается формирование разграниченных подразделений.
Основополагающая особенность данной структуры формируется на горизонтальном типе управления. Это оптимальный вариант для грамотно сформированного процесса на крупномасштабных предприятиях.
Примечательно то, что линейно-функциональная организационная структура управления является одной из наиболее применимых версий.