Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подаем надзорную жалобу по административному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Некоторые вопросы вызывает соотношение процедур обжалования постановления об административном правонарушении (гл. 30 КоАП) и подачи надзорной жалобы по административному делу (гл. 36 КАС). Схожесть в названии может ввести в заблуждение относительно их роли в процессе обжалования судебных актов.
Комментарий к ст. 333 КАС РФ
Части 1 и 2 ст. 333 КАС РФ, определяющие порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления, содержат положения, в точности аналогичные тем, которые закреплены в ч. ч. 1 и 2 ст. 391.2 ГПК РФ и которыми предусмотрено следующее:
— надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС России (ч. 1);
— судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1 данного Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 2).
В АПК РФ такие правила установлены в ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ следующим образом: надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в ч. 3 данной статьи, подаются в ВС России в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Положения ч. 3 ст. 333 КАС РФ, предусматривающие возможность восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, установлены аналогично положениям абз. 1 ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ, в соответствии с которыми срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в т.ч. в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС России при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 данного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.
В то же время есть существенное отличие — в ч. 3 ст. 333 КАС РФ говорится о возможности восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления при условии, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев, а не шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.
Абзац 2 указанной ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ предусматривает, что о восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления. Вместо этого в ч. 4 ст. 333 КАС РФ установлено, что заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции. При этом подлежит применению общий порядок восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренный ст. 95 данного Кодекса.
Кроме того, ч. 5 ст. 333 КАС РФ наделяет Председателя ВС России, его заместителя правом не согласиться с определением судьи ВС России о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.
ГПК РФ положений, регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, не содержит. Положения ч. ч. 3 — 5 ст. 333 КАС РФ закреплены аналогично положениям ч. ч. 3 — 5 ст. 318 данного Кодекса, предусматривающих и регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления.
Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.
Судебные решения/постановления/определения каких инстанций могут быть обжалованы в порядке надзора
КАС РФ закрепил правовую норму (ст. 332), в соответствии с которой участники административного процесса имеют право обжаловать абсолютно любой из нижеперечисленных, набравший юридическую силу, судебный акт:
- определения и решения Верховного Суда РФ, вынесенные им в процессе рассмотрения жалоб на судебные акты первой инстанции, при условии, что они стали предметом открытого производства в апелляционной инстанции, и на сегодняшний день являются вступившими в законную силу;
- определения Судебных коллегий по делам административного судопроизводства и по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, которые были провозглашены ими в кассационном порядке;
- определения Апелляционной коллегии ВС РФ.
Уполномоченный орган принимает к рассмотрению только грамотно оформленный документ, соответствующий всем нормам заполнения. По этой причине желающему оспорить решение суда лицу необходимо внимательно ознакомиться со всеми действующими требованиями.
Так, в надзорной жалобе в обязательном порядке должны присутствовать следующие сведения:
- Наименование документа — надзорная жалоба.
- Название органа, в который документ направляется.
- Полные и достоверные сведения о лице, которое подает документ: ФИО, место жительства, процессуальное положение в деле судопроизводства.
- Информация о других участниках процесса: ФИО или название организации, место проживания физического лица или юридический адрес.
- Список уполномоченных органов (судов), которые рассматривали дело на первых стадиях оспаривания: апелляционной и кассационной, а также смысл вынесенных ими решений.
- Перечень оспариваемых актов.
- Доводы, которые лицо приводит в качестве оснований для пересмотра дела.
- Просьба субъекта о пересмотре или отмене судебного постановления.
- Полный перечень прилагаемых материалов, которые подтверждают требования, указанные лицом в претензии.
- Дата составления документа и подпись заявителя.
Однако судебная практика показывает, что самостоятельно составленные жалобы редко соответствуют всем требованиям. Чтобы документ приняли к рассмотрению, подающему жалобу субъекту следует обратиться за помощью к профессиональному юристу. Специалист составит надзорную жалобу, учитывая все нюансы и грамотно оформит ссылки на надлежащие нормативные акты.
В соответствии с п. 2 ст. 333 КАС РФ судебные постановления могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня их вступления в законную силу.
Срок представления жалобы, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен по заявлению заинтересованного лица при соблюдении одного из нижеперечисленных условий:
- Обстоятельства, послужившие причиной такого пропуска, произошли до истечения 1 года со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта;
- Заявление подано гражданином (организацией, учреждением), не являющимся участником административного дела, права (свободы, интересы) которого были нарушены принятым судебным актом. И этот субъект обратился с надзорной жалобой после того, как узнал об исходе дела.
Статья 30.1 КоАП РФ. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
- Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5 настоящего Кодекса:
1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.
1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении. - В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. - Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
- Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Статья 30.7 КоАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом. - Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
- При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.
Судебные решения/постановления/определения каких инстанций могут быть обжалованы в порядке надзора
КАС РФ закрепил правовую норму (ст. 332), в соответствии с которой участники административного процесса имеют право обжаловать абсолютно любой из нижеперечисленных, набравший юридическую силу, судебный акт:
- определения и решения Верховного Суда РФ, вынесенные им в процессе рассмотрения жалоб на судебные акты первой инстанции, при условии, что они стали предметом открытого производства в апелляционной инстанции, и на сегодняшний день являются вступившими в законную силу;
- определения Судебных коллегий по делам административного судопроизводства и по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, которые были провозглашены ими в кассационном порядке;
- определения Апелляционной коллегии ВС РФ.
Когда можно подавать жалобу в Верховный суд РФ?
Существует несколько различных ситуаций, позволяющих начать обжалование на ранее приятый вердикт. Но для этого должны быть веские основания. Иначе судья не примет данное обращение. В случае, когда подается жалоба председателю Верховного суда РФ по административному делу нужно убедиться в таких моментах:
- судья, принявший решение, не изучил имеющиеся доказательства в абсолютной степени;
- остались обстоятельства, не учтенные в ходе предыдущих доследований;
- существует ситуация несоблюдения норм закона;
- допущены неточности, остались сомнения и противоречия;
- база доказательств является ошибочной либо ложной, что необходимо указать в процедуре обжалование решения по административному делу;
- имеются лжесвидетельства свидетелей и основания для обжалования административного правонарушения;
- окончательное решение принято на основании бумаг, предоставленных должностными лицами,
- имеющими предвзятое отношение к обвиненному.
Подаваться жалоба в верховный суд по административному правонарушению может независимо от вердикта. Ее могут предоставлять потерпевшие стороны, защитники-представители, лица, относительно которых рассматривается дело. Наше адвокатское образование всегда выделяет преимущества направления помощь юриста при споре с ГИБДД Екатеринбурга при сравнении с самостоятельной защитой.
Сроки и порядок подачи
Согласно Кодексу административного судопроизводства РФ, пересмотр административного дела в порядке надзора осуществляется в 4 стадии:
- Подача в Президиум Верховного суда РФ надзорной жалобы.
- Изучение документа судьей Верховного Суда.
- Вынесение решения о целесообразности удовлетворения прошения.
- В случае, если есть достаточные основания для пересмотра, открывается заседание суда. По итогам нового разбирательства принимается новое постановление, не подлежащее обжалованию.
Важно учитывать, что срок подачи ограничен тремя месяцами с момента вступления в силу решения суда, а срок рассмотрения дела уполномоченными органами складывается из двух этапов:
- Первый охватывает период с момента отправления поступления запроса в суд до рассмотрения дела судьей. Обычно это занимает не более 2 месяцев. Однако данная процедура может растянуться на срок до 5 месяцев.
- Второй период отсчитывается с момента вынесения определения о передаче дела в Президиум Верховного Суда до окончания процесса. Время данной процедуры не должно превышать 2 месяцев.
Статья 30.1 КоАП РФ. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
- Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5 настоящего Кодекса: 1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд; 2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; 3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; 4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела. 1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
- В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
- Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
- Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Кассационная жалоба по административному делу в 2020 году
Вернуться назад на Административное дело 2017
Каждый гражданин РФ может специально или неосознанно нарушить закон. Даже просто превышая скорость или нарушая правила дорожного движения, россияне пренебрегают установленными законодательными нормами. За это их ждет административная ответственность по КоАП. Размер и характер взыскания устанавливается во время судебного слушания. Если постановление судьи не устроит кого-то из участников процесса, он вправе подать образец жалобы в вышестоящие инстанции.
Кассационная жалоба по административному делу — это второй этап обжалования принятых судебных решений. К данному инструменту можно прибегнуть, если истец уже обращался в апелляционный суд, но его определение также не удовлетворило заявителя. Что собой представляет кассация по делу об административном правонарушении, в какие сроки и куда она подается, каково ее значение в современной правовой и судебной системе, знают не все. Самостоятельно разобраться в представленной отрасли будет непросто, поэтому важно вовремя обратиться за помощью к опытному юристу.
Для того чтобы сегодня заручиться профессиональной правовой поддержкой, не обязательно тратить свое время и средства на обращение к платному адвокату. Получить эффективные правовые рекомендации можно, не выходя из собственного дома, имея выход в интернет.
Оставить комментарий к документу
Считаете документ неправильным? Оставьте комментарий, и мы исправим недостатки. Без комментария оценка не будет учтена!
Спасибо, ваша оценка учтена. От вашей активности качество документов будет расти.
Здесь вы можете оставить комментарий к документу «Жалоба в порядке надзора по административному делу (образец)», а также задать вопросы
, связанные с ним. Если вы хотите оставить комментарий с оценкой , то вам необходимо оценить документ вверху страницы Ответ для |
Статья 333 КАС РФ. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления (действующая редакция)
Части 1 и 2 ст. 333 КАС РФ, определяющие порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления, содержат положения, в точности аналогичные тем, которые закреплены в ч. ч. 1 и 2 ст. 391.2 ГПК РФ и которыми предусмотрено следующее:
— надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС России (ч. 1);
— судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1 данного Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 2).
В АПК РФ такие правила установлены в ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ следующим образом: надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в ч. 3 данной статьи, подаются в ВС России в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Положения ч. 3 ст. 333 КАС РФ, предусматривающие возможность восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, установлены аналогично положениям абз. 1 ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ, в соответствии с которыми срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в т.ч. в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС России при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 данного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.
В то же время есть существенное отличие — в ч. 3 ст. 333 КАС РФ говорится о возможности восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления при условии, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев, а не шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.
Абзац 2 указанной ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ предусматривает, что о восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления. Вместо этого в ч. 4 ст. 333 КАС РФ установлено, что заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции. При этом подлежит применению общий порядок восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренный ст. 95 данного Кодекса.
Кроме того, ч. 5 ст. 333 КАС РФ наделяет Председателя ВС России, его заместителя правом не согласиться с определением судьи ВС России о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.
ГПК РФ положений, регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, не содержит. Положения ч. ч. 3 — 5 ст. 333 КАС РФ закреплены аналогично положениям ч. ч. 3 — 5 ст. 318 данного Кодекса, предусматривающих и регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления.
Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2021 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.
Жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении Надзорная жалоба Жалоба в порядке надзора Надзорная жалоба по делу об административном правонарушении (рекомендации, советы, консультации)
Перед составлением жалобы настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами дела в полном объеме (заявление о выдаче дела для ознакомления и снятия копий) и запросить из суда надлежащим образом оформленные копию постановления по делу об административном правонарушении с отметкой о вступлении в силу и копию решения по жалобе на постановление, если осуществлялось обжалование не вступившего в законную силу постановления (заявление о выдаче копий судебных решений).
Примерами положительного разрешения дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность по ст. 12.26 ч. 1 и по ст. 12.8 ч. 1 КоАП РФ, являются решения Верховного Суда РФ об отмене судебных решений нижестоящих инстанций — постановление от 22 декабря 2014 года № 23-АД14-2, от 23 апреля 2015 года № 56-АД15-10, от 20 мая 2015 года № 49-АД15-2, от 22 октября 2015 года № 4-АД15-9, от 27 ноября 2015 года № 45-АД15-8, а также другие, с которыми Вы можете ознакомиться на сайте Верховного Суда РФ. Отсюда простой практический вывод: следует набраться терпения и идти до конца.
доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалобы. Проверка в порядке надзора судебных актов по делу об административном правонарушении
не может быть осуществлена в тех же пределах, что и на предыдущих стадиях.
Суд надзорной инстанции может проверить только законность судебных актов,
не вдаваясь при этом в вопросы факта. Согласно закону надзорная жалоба рассматривается единолично уполномоченным судьей в отсутствии участников производства по делу по доводам, приведенным в жалобе, в ряде случаев и по усмотрению судьи, с запросом материалов дела. При этом судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право, но не обязан, проверить дело об административном правонарушении в полном объеме. и наименование судьи (органа, должностного лица), его (их) принявшего4) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами.
- Судья не в полной мере изучил доказательства по делу;
- Не оценил все обстоятельства дела;
- Не были соблюдены рамки закона при ведении дела;
- В разбирательстве имели место сомнения, противоречия и неточности;
- Доказательные материалы были косвенными, ошибочными или откровенно ложными;
- Имело место лжесвидетельство;
- Вердикт был вынесен только на основании бумаг, подготовленных должностными лицами, а непосредственно рассмотрение было изначально с предвзятым отношением к обвиняемому (его считали бесспорно виновным).
Жалоба в областной Верховный суд по административному делу может подаваться бессрочно. Основная цель для вас — подробно изучить дело, найти все недочеты и нарушения, которые могут являться основанием для подачи претензии. Для этого вам лучше привлечь квалифицированного юриста. Срок давности подачи искового заявления по уголовному делу? Обжалования судебных постановлений возможны в течение одного года с даты их вступления в юридическую силу. Подать данную жалобу можно только в вышестоящую судебную инстанцию в отношении судебного органа, вынесшего первоначальное решение.
При принятии решения обжалования надзорным судом жалобу могут снова направить в вышестоящую инстанцию. Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протестаСтатья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста Постановление, принимаемое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы ( жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении , решения по результатам рассмотрения жалоб на постановление), должно отвечать требованиям ст.