Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращения земельного сервитута». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В том случае, если инициатор установления сервитута отказывается от его отмены даже несмотря на наличие объективных причин для его отмены, возможность для снятия обременений на земельные участки существует – с помощью обращения в суд.
Далее разберемся, как снять сервитут. Прекращение действия право пользования чужой землей возможно только при наличии законных оснований. Свое официальное действие право пользования чужим ЗУ прекращает с такого момента, как происходит расторжение соглашения об установлении сервитута, которое было оформлено ранее.
Как правило, расторжение осуществляется по соглашению сторон. Если исчерпаны основания, по которым было установлено право пользования, стороны могут его расторгнуть в законном порядке. Для этого надо составить соответствующий акт об отмене и произвести государственную регистрацию отмены.
Иногда стороны заранее заботятся расторжении сервитута в будущем, прописывая в договоре такое обязательное условие, как расторжение по соглашению сторон в случае отмены обстоятельств, из-за которых возникло соответствующее обременение на землю. Нет необходимости в подобной ситуации обращаться в суд, достаточно просто официально зарегистрировать отмену.
Если же в расторжении сделки заинтересована только одна из сторон, следует обращаться в судебную инстанцию по месту нахождения ЗУ. Учтите, что суд удовлетворит ваши исковые требования лишь в том случае, если существуют законные основания для расторжения. До подачи иска подготовьте доказательства, способные подтвердить вашу позицию.
Способы отмены сервитута
Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:
- По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:
- Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
- Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
- Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
- Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГРП. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.
- Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:
- Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
- Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
- Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
- Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
- Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
- Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.
Основания прекращения публичного земельного сервитута
Для того, чтобы прекратить сервитут, установленный для общественных целей, нужно разобраться с причинами его отмены.
Так, публичный сервитут можно отменить по следующим причинам:
- Причины, по которым публичный сервитут устанавливался, отпали
- Срок действия сервитута истек
- Нарушение правил постановки публичного сервитута
- Отсутствие возможности использования сервитута в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, на котором установлен такой сервитут
- Нарушение законодательства пользователем сервитута, в рамках деятельности, для которого был установлен такой сервитут
Основания прекращения публичного земельного сервитута, установленного для особых целей
Тем не менее, публичный сервитут, установленный для особых целей можно прекратить и до установленного соглашением об установлении сервитута срока. А причины следующие:
- Земля, на которой установлен сервитут, не используется более двух лет
- Оплата за пользование сервитутам не вносится
- В случае, если сам пользователь отказывается от сервитута
Стоит понимать, что указанный перечень не является исчерпывающим. Тем не менее, наличие причин, не предусмотренных действующим законодательством, придется доказывать в суде.
При этом важно отметить, что множество документальных доказательств можно получить только используя адвокатские, либо судебные запросы, поскольку ответчик вряд ли согласится предоставить их вам добровольно.
Если придётся обращаться в суд?
В том случае, если инициатор установления сервитута отказывается от его отмены даже несмотря на наличие объективных причин для его отмены, возможность для снятия обременений на земельные участки существует – с помощью обращения в суд.
- Для того, чтобы суд вынес соответствующее решение, владельцу земельного участка необходимо обратиться с исковым заявлением об отмене обременения. В рамках искового заявления необходимо указать, в какое время был установлен сервитут, на какой срок он устанавливался, а также по какой причине должен быть отменён.
- К такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие законность требований об отмене сервитута. Кроме того, необходимо будет приложить и доказательства попытки урегулирования спора об отмене сервитута в досудебном порядке.
- Последним документом, который необходимо будет предоставить в суд, станет квитанция об оплате госпошлины за услуги суда. Ее сумма для физических лиц составит 300 рублей.
Рассмотрение дела в суде займёт около одного-двух месяцев в зависимости от того, сколько понадобится заседаний для изучения позиций сторон-участниц соглашения.
Если речь идёт о публичном сервитуте, то он также может быть отменён путём рассмотрения дела в суде. Однако, в этом случае, срок рассмотрения дела может увеличиться до трёх месяцев, но не может превышать этот срок.
Все подробности о видах и других особенностях установления сервитута на земельный участок мы предлагаем найти в этих статьях:
- Субъекты сервитутных отношений и срок действия договора.
- Как осуществляется государственная регистрация соглашения?
- Как рассчитать плату — инструкция по установлению стоимости.
- Все о предиальном сервитуте.
Какими законами регулируется снятие обременения?
Сервитут, как право ограниченного пользования чужим имуществом регулируется нормами гражданского законодательства, так как именно эти нормы закона позволяют в полном объёме отразить суть обременений, накладываемых на чужие вещи и недвижимое имущество.
Право сервитута, как ограниченного использования земельного участка в целях обеспечения нормального функционирования других участков, рассматривается в статьях , 275 и . Именно они подробно регламентируют порядок установления такого обременения, основ его использования, а также прекращения.
ГК РФ Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок
- Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
- Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
Способы отмены сервитута
Как уже говорилось выше, сервитут может быть отменен по двум основаниям:
- По обоюдному согласию;
- Путём расторжения соглашения через суд.
Расторжение соглашения об установлении сервитута по обоюдному согласию происходит всего в три этапа:
- Установление всех обстоятельств, которые соответствуют возможности отмены действующего сервитута. Это могут сделать как обе стороны, так и та сторона, которая была заинтересована в таком действии.
- Подписание дополнительного соглашения о расторжении договора сервитута обеими сторонами-участницами. Такое дополнительное соглашение будет считаться тем определяющим документом, на основании которого будет произведена регистрация отмены сервитута.
- Непосредственно регистрация отмены установленного обременения с получением соответствующего документа. Производится такая регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимость.
Полученное по итогам такого процесса свидетельство может быть использовано, при необходимости, в качестве документа, доказывающего ничтожность претензий других лиц на действия по использованию сервитута.
Прекращение сервитута
Гражданским законодательством регламентируется прекращение сервитута, которое заключается в прекращении действия обременительных обязательств в отношении конкретного земельного участка.
Земельные территории государства согласно земельному законодательству предназначены для удовлетворения потребностей населения страны, нужд муниципальных органов местного самоуправления, а также для выполнения задач государственной важности. Таким образом, земельные участки должны использовать гражданами для создания оптимальных условий жизни: в целях строительства личного жилья, для выполнения промышленных и сельскохозяйственных работ, а также для обеспечения нормального функционирования государства в различных направлениях: коммуникации, транспорт, энергетика, безопасность и оборона, промышленность и др.
Однако в некоторых случаях полноценное выполнение необходимых задач и работ невозможно в силу ограниченности прав на использование территорий. Для преодоления такой ситуации разработаны правовые механизмы установления сервитута, который позволяет использовать земельные участки, находящиеся в чужой собственности, при наличии определенных ограничений.
Законодательством предусмотрен и обратный механизм – прекращение действия сервитута. Как происходит возникновение и прекращение сервитутов важно знать любому землевладельцу.
Публичный сервитут земельного участка
Различают два вида сервитутов: обычный и публичный. Главное их различие – способы их установления и интересы, для которых эти сервитуты устанавливаются.
Частный сервитут назначается по соглашению участников и это связано с организацией прохода, например, на соседний участок, при монтаже линии электропередач или при проведении водопровода, что актуально при спорах, возникающих в садоводческих товариществ. Если речь идет об интересах государства, органов местной власти и др., то сервитут является публичным.
Прекращение спорных и неоднозначных правоотношений делается в судебном порядке. Например, прокладка водопровода на земельном участке привела к тому, что почва стала излишне увлажненной, соответственно земля не может быть использована по своему целевому назначению напрямую.
Основания прекращения частного сервитута
Статья 276 ГК РФ называет два основания для прекращения частного сервитута: расторжение договора и судебное решение. Инициатором прекращения сервитута в этих случаях выступает собственник участка, обремененного сервитутом.
В первом случае причиной прекращения сервитута является отпадение оснований, по которым он был установлен. Во втором случае — невозможность использования земельного участка в соответствии с назначением в результате обременения его сервитутом.
Между тем частный сервитут может прекращаться и в иных случаях:
- — при гибели объекта сервитутного права (пересыхание водного источника);
- — при изъятии служащего земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- — при истечении срока действия срочного сервитута и др.
Поскольку в качестве субъектов, обремененных водными и лесными сервитутами, в соответствии со ст. 42, 55 ВК РФ и ст.ст.
17, 21, 22 ЛК РФ выступают не собственники водных объектов и участков лесного фонда (РФ и субъекты РФ), а пользователи (граждане и юридические лица), водные и лесные сервитуты прекращаются также в связи с прекращением права пользования водным объектом или участком лесного фонда.
Прекращение частного сервитута подтверждается специальным штампом погашения, который ставится на регистрационном реестре (п.62, 64 правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219).
Основания прекращения сервитута
Действующее законодательство различает частный и публичный сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, он может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым сервитут был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (ст. 276 ГК РФ).
Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Данный сервитут может прекратиться также при изъятии органа- Ф ми государственной власти или местного самоуправления земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Основания для снятия данного обременения с земельного участка
По общим правилам, указанным в статье 276 ГК РФ, основанием для прекращения действия ограничения будут такие ситуации:
- если отпали основания, по которым было установлено подобное обременение;
- участок, обремененный сервитутом, не может использоваться собственником по своему целевому назначению.
Публичные сервитуты, которые установлены в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ, составляют исключения и не могут быть отменены.
В то же время, статья 48 ЗК РФ дополняет список оснований:
- Публичный сервитут может быть прекращен, если отсутствуют общественные нужды, по которым он был установлен (исключениям являются публичные сервитуты, установленные в порядке, что предусматривается главой V.7 ЗК РФ).
- Если истек срок публичного ограничения, оно прекращается, когда оканчивается последний день последнего месяца действия этого обременения.
- Если сервитут установлен в порядке, указанном в главе V.7 ЗК РФ, то его прекращение возможно на основе решения органа власти, который устанавливал этот публичный сервитут, если:
- отсутствие деятельности, для которой устанавливалось обременение в течение 2-х и больше лет;
- в срок, который установлен п.2 ст.39.46 ЗК РФ, не была внесена плата за публичный сервитут, установленный на землю в муниципальной или государственной собственности и не предоставленной юридическим или физическим лицам (в срок более полугода с момента получения правообладателем земли проекта соглашения о сервитуте, если плата вносится одним платежом и более 2-х раз подряд после истечения срока платы, установленного соглашением, если оплата вносится периодическими платежами).
- Обладатель публичного сервитута отказывается от него.
Способы отмены сервитута
Как уже говорилось выше, сервитут может быть отменен по двум основаниям:
- По обоюдному согласию;
- Путём расторжения соглашения через суд.
Расторжение соглашения об установлении сервитута по обоюдному согласию происходит всего в три этапа:
- Установление всех обстоятельств, которые соответствуют возможности отмены действующего сервитута. Это могут сделать как обе стороны, так и та сторона, которая была заинтересована в таком действии.
- Подписание дополнительного соглашения о расторжении договора сервитута обеими сторонами-участницами. Такое дополнительное соглашение будет считаться тем определяющим документом, на основании которого будет произведена регистрация отмены сервитута.
- Непосредственно регистрация отмены установленного обременения с получением соответствующего документа. Производится такая регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимость.
Полученное по итогам такого процесса свидетельство может быть использовано, при необходимости, в качестве документа, доказывающего ничтожность претензий других лиц на действия по использованию сервитута.
Основания прекращения публичного земельного сервитута
Для того, чтобы прекратить сервитут, установленный для общественных целей, нужно разобраться с причинами его отмены.
Так, публичный сервитут можно отменить по следующим причинам:
- Причины, по которым публичный сервитут устанавливался, отпали
- Срок действия сервитута истек
- Нарушение правил постановки публичного сервитута
- Отсутствие возможности использования сервитута в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, на котором установлен такой сервитут
- Нарушение законодательства пользователем сервитута, в рамках деятельности, для которого был установлен такой сервитут
Основания прекращения публичного земельного сервитута, установленного для особых целей
Тем не менее, публичный сервитут, установленный для особых целей можно прекратить и до установленного соглашением об установлении сервитута срока. А причины следующие:
- Земля, на которой установлен сервитут, не используется более двух лет
- Оплата за пользование сервитутам не вносится
- В случае, если сам пользователь отказывается от сервитута
Стоит понимать, что указанный перечень не является исчерпывающим. Тем не менее, наличие причин, не предусмотренных действующим законодательством, придется доказывать в суде.
При этом важно отметить, что множество документальных доказательств можно получить только используя адвокатские, либо судебные запросы, поскольку ответчик вряд ли согласится предоставить их вам добровольно.
Порядок прекращения частного земельного сервитута
Для того, чтобы собственнику обремененного сервитутом земельного участка прекратить сервитут, необходимо:
- Направить заявление, с требованием о прекращении соглашения об установлении сервитута
- Составить соглашение о прекращении сервитута
- В случае отказа в составлении соглашения о прекращении сервитута, необходимо составить и подать исковое заявление с соответствующими требованиями
- Подать соглашение о прекращении сервитута, либо соответствующее решение суда в Росреестр
Для того, чтобы суд удовлетворил ваши требования о прекращении действия сервитута на вашем земельном участке, необходимо предоставить в суд следующие документы:
- Паспорт, либо паспорт и доверенность представителя
- Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы
- Соглашение о сервитуте
- Кадастровый паспорт обременённого земельного участка/технический план
- Землеустроительная экспертиза в случае, если ваш иск основан на том, что у пользователя сервитутом в настоящее время прекращены основания, по которым был установлен сервитут
Комментарий к Ст. 48 ЗК РФ
1. Статья 276 ГК устанавливает, что по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
2. Кроме того, согласно той же статье в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Акт об отмене публичного сервитута должен принимать тот орган государственной власти или местного самоуправления, на основании решения которого данный сервитут был установлен.
В отношении прекращения сервитута складывается определенная судебная практика.
ЗАО «Л» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ЗАО «А» о прекращении сервитута в виде обеспечения беспрепятственного прохода-проезда ЗАО «А» через земельный участок, принадлежащий ЗАО «Л», к земельному участку, арендуемому ЗАО «А».
Решением от 26 октября 2005 г. в иске было отказано.
Постановлением апелляционного суда от 27 февраля 2006 г. решение от 26 октября 2005 г. отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ЗАО «А» просило отменить Постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, Приказом Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга (далее — КГА) от 21 мая 1997 г. N 494, изданным на основании решения Городской комиссии по рассмотрению вопросов фактического землепользования от 1 апреля 1997 г. и во исполнение распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 18 мая 1995 г. N 1010-р, правопредшественнику ЗАО «Л» — акционерному обществу закрытого типа «Л» (далее — АОЗТ «Л») — утверждены границы земельного участка N 1 площадью 20830 кв. м и участка N 2 площадью 9145 кв. м.
Приказом КГА от 21 мая 1997 г. также установлены ограничения в использовании названных земельных участков, в том числе в виде обеспечения беспрепятственного прохода-проезда акционерному обществу открытого типа «А» (далее — АООТ «А») — правопредшественнику ЗАО «А», не имеющему самостоятельного выезда на городские магистрали.
В результате приватизации (договор купли-продажи от 27 августа 1998 г.) АОЗТ «Л» стало собственником земельных участков площадью 20830 кв. м.
В соответствии с договором аренды от 20 мая 1999 г., заключенным АООТ «А» и Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в порядке переоформления договора аренды от 8 октября 1997 г. на срок до 17 сентября 2047 г., ЗАО «А» является арендатором соседнего земельного участка общей площадью 8502 кв. м.
ЗАО «А» использует участок под автотранспортное предприятие.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 августа 2000 г. по делу N А56-11809/00, уточненным Постановлением апелляционной инстанции от 20 сентября 2000 г. в части кадастровых номеров и адресов спорных участков, суд обязал АОЗТ «Л» не чинить препятствий АООТ «А» в проходе-проезде через земельный участок к арендуемому автобазой земельному участку.
Судебные акты по делу N А56-11809/00 оставлены без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2000 г.
На основании данных судебных актов учреждение юстиции 18 мая 2002 г. (повторная регистрация — 19 февраля 2003 г.) зарегистрировало обременение права собственности ЗАО «Л» на земельный участок в виде сервитута для обеспечения ЗАО «А» беспрепятственного прохода-проезда.
АОЗТ «Л» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, указывая на следующее.
Приказом начальника Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги от 24 декабря 2004 г. N 869 об открытии временного железнодорожного проезда принято решение организовать работы по обустройству временного технологического проезда через железнодорожный путь не общего пользования, находящийся на балансе ОАО «Российские железные дороги», за счет средств ЗАО «А».
На Приказ от 24 декабря 2004 г. Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой принесен протест, во исполнение которого Опытной Санкт-Петербург-Московской дистанцией пути в адрес ЗАО «А» направлено письмо от 4 февраля 2005 г. о запрете проезда автотранспорта по временно оборудованному технологическому проезду до принятия окончательного решения.
В связи с изложенным, а также считая, что в настоящее время с земельного участка истца нет выезда на городские магистрали, а следовательно, отпали основания, по которым был установлен сервитут, ЗАО «Л» потребовало его прекращения в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не доказал наличия оснований для прекращения сервитута, и отказал в иске, ссылаясь на ст. 276 ГК.
Апелляционный суд посчитал отказ в иске необоснованным, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование ЗАО «Л».
Кассационная инстанция считает, что Постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции — оставлению в силе по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок, арендуемый ответчиком, не имеет самостоятельного выхода к городским магистралям, что препятствует использованию его в соответствии с целями, для которых он был предоставлен по договору аренды. Поэтому в отношении земельных участков, впоследствии приватизированных истцом, Приказом КГА от 21 мая 1997 г. и были установлены ограничения в виде обеспечения ответчику беспрепятственного прохода-проезда.
Приказ, принятый уполномоченным органом, не отменен; установленные данным Приказом ограничения не утратили силу.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-11809/00 арбитражный суд обязал истца не чинить ответчику препятствий в проходе-проезде через земельный участок. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2005 г. по делу N А56-30904/04, оставленным без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21 апреля 2006 г., удовлетворено требование ЗАО «А» об обязании ЗАО «Л» не чинить препятствия в проходе-проезде через земельный участок последнего.
Несостоятелен довод истца о том, что сервитут подлежит отмене, поскольку спорный земельный участок истца не имеет самостоятельного выхода к городским магистралям. Из имеющихся в деле документов следует, что дорога, по которой осуществляется проход-проезд с земельного участка ответчика к городским магистралям, пересекает оба участка истца. К тому же Приказом КГА от 21 мая 1997 г. были установлены ограничения в использовании обоих участков ЗАО «Л».
Довод истца об отсутствии технической возможности обеспечить проход-проезд через земельный участок ввиду приостановления эксплуатации технологического проезда через железнодорожные пути не свидетельствует о том, что отпали основания, в связи с которыми ответчику был разрешен проход-проезд через этот земельный участок.
В соответствии со ст. 48 ЗК и в силу ст. 276 ГК сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
Поскольку основания, в связи с которыми было установлено обременение принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка в виде обеспечения ответчику беспрепятственного прохода-проезда по территории истца, не отпали, у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены данного обременения.
При таких обстоятельствах выводы в решении суда первой инстанции от 26 октября 2005 г. являются правильными, поэтому данный судебный акт подлежит оставлению в силе.
Сервитут устанавливается в интересах государства или общества, а также в интересах ограниченного круга частных лиц. Основная цель, которой служит сервитут — обеспечить доступ к чужому (обычно соседнему) участку для прохода, проезда по нему или для проведения коммуникаций.
Также это могут быть следующие причины: размещение на участке межевых знаков, государственных геодезических, гравиметрических пунктов, забор водных ресурсов из водоемов, рыбная ловля, прогон сельскохозяйственных животных, охота. Строительство, эксплуатация и реконструкция линейных объектов ЖКХ, временная установка строительной техники для расширения или строительства магистральных сетей также требуют установления сервитута.
Чаще всего право сервитута используется в садоводческих товариществах и дачных поселках. Это ситуации, когда дом огорожен таким образом, что к нему не могут подъехать социальные службы, когда владельцы дачных участков сплошными заборами перекрыли путь к озеру, реке или лесу. А также воспользоваться правом сервитута можно, если при проведении коммуникаций требуется доступ к соседскому земельному участку.
Использование сервитутного права подразумевает наименее обременительные условия для владельца собственности, в отношении которой оно устанавливается. Если сервитут применяется к землям сельскохозяйственного назначения, то законодательством рекомендовано учитывать требования об обеспечении рационального использования таких земель.