Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нововведения в ПДД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения в правила дорожного движения были внесены постановлением правительства, которое должно вступить в силу 1 марта 2023 года. Одним из значимых нововведений стало внедрение регламента, определяющего передвижение на самокатах и их максимальную скорость. Теперь на самокатах можно ездить по обочинам, но только гражданам старше 14 лет и лишь по городским дорогам, где ограничение скорости составляет 60 км/ч. При этом самокатчик должен не превышать скорость в 25 км/ч.
⛔ Новые дорожные знаки
После вступления в силу поправок в ПДД, на дорогах появятся новые дорожные знаки:
- «Движение автобусов запрещено» – будет означать запрет на движение автобусов, за исключением следующих по маршруту общественного транспорта и школьных. Изображение на знаке – автобус в красном круге.
- «Зарядка электромобилей» – в местах, где можно будет зарядить электромобиль, появится табличка с изображением электрического шнура и вилки.
- «Лица, использующие для передвижения СИМ (средства индивидуальной мобильности)» – данный знак будет ограничивать или запрещать перемещение СИМ на конкретных участках дороги и прежде всего это касается электросамокатов. Изображение на знаке – стилизованный человек на самокате.
- Платная парковка – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение монет.
- Парковка для инвалидов – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение инвалида-колясочника.
В среде автомобилистов распространено мнение, что за нанесение разметки ответственно ГИБДД и именно в это учреждение необходимо жаловаться, если разметка не соответствует требованиям ПДД или ГОСТам. Однако такие суждения являются ошибочными. Хоть ГИБДД и несет первоочередную ответственность за безопасность на дорогах, нанесение разметки и контроль данной процедуры находится вне компетенции государственной инспекции. На основании Федерального закона № 443-ФЗ установка, и обслуживание средств организации движения, включая разметку, находится в ведении властных органов:
- федеральных – для трасс федерального значения;
- субъектов РФ – для региональных и межмуниципальных автодорог;
- местного самоуправления – для муниципальных дорог.
Обычно разметку наносят подрядные организации, заключившие контракт с органом власти, в чьем ведении находится дорога. Например, в Москве за дороги отвечает Департамент ЖКХ и благоустройства. Контроль качества разметки также осуществляют указанные органы, но можно пожаловаться и в Госавтоинспекцию, а конкретно – в ГУОБДД МВД России.
Появление разметки на дорогах России
Первые дорожные знаки в Российской Федерации появились еще в тридцатых годах прошлого века. Чтобы оптимизировать движение в центре Москвы, было решено нарисовать линии на улице. Позже дорожные знаки появились и в других городах Российской Федерации. Долгое время в России, как и в других странах мира, не было единых правил, где и какие дорожные знаки следует устанавливать.
В 1949 году Россия стала участником Женевской конвенции, а затем, в 1968 году, Венской конвенции, которая установила правила дорожного движения на международном уровне, а также правила, в соответствии с которыми должна применяться дорожная разметка. После ратификации этих соглашений водительские права Российской Федерации признаются в 82 странах мира, а Россия является страной, на территории которой действуют мировые стандарты дорожного движения.
Многие ошибочно полагают, что изменение разметки повлияло на правила дорожного движения. Но это не так. 20 февраля 2018 года был принят новый государственный регламент, который предусматривает ряд изменений в организации движения. То есть нововведение продиктовано другим видом правового акта — ГОСТом.
Однако на самом деле этот нормативный акт не так уж и нов — это новая редакция документа от 2011 года. Если старая называлась ГОСТ Р 51256-2011, то на нынешнее название поменялась только часть названия, что указывает на год — 51256-2018 Р.
А главное нововведение нового ГОСТа — введение желтых и синих дорожных знаков на дорогах Российской Федерации. Хотя применение желтых дорожных знаков еще не может быть определено как новое, оно использовалось в течение длительного времени для разграничения запретной для остановки и парковочной зоны. Теперь этот цвет работает и во многих других случаях.
Глава 6. Права и обязанности водителей и других лиц в особых случаях
Было в 2020 г. | Стало в 2022 г. |
---|---|
25. Водители транспортных средств оперативного назначения при условии обеспечения безопасности дорожного движения могут отступать: … без включения маячков синего или синего и красного цветов от требований подпункта 10.4 пункта 10, главы 19 настоящих Правил. |
25. Водители транспортных средств оперативного назначения при условии обеспечения безопасности дорожного движения могут отступать: … без включения маячков синего или синего и красного цветов от требований подпункта 10.4 пункта 10, пункта 124, главы 19 настоящих Правил. |
31. Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:
31.2. … |
31. Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:
31.2. … |
31.4 … — обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у водителей транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен этими водителями транспортных средств, в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7866); |
31.4. … — обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у водителей транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен этими водителями транспортных средств, в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530; |
Что означает жёлтая и синяя разметка?
Самое главное, что нужно выделить в первую очередь – это статус действия нового ГОСТа. Дело в том, что распоряжением властей РФ утверждён список обязательных Госстандартов. И туда не входит новый разработанный документ, входит только предыдущая версия от 2011 года, и распоряжение на текущий момент не обновлено.
Есть ещё одна тонкость. Новый ГОСТ Р 51256-2018, вводящий разметку синего и жёлтого цвета, абсолютно никак не предписывает правила её применения и нанесения – он лишь допускает применение новой цветовой гаммы разметки на транспортных артериях России, а также размеры и другие параметры.
Таким образом, с первого июня 2020 года начинают действовать нововведения, и будут 3 возможных цвета дорожной линии разметки:
- белый,
- синий,
- жёлтый.
Вас также заинтересует:
- Новые ПДД в ноябре 2020: круг — главная и «вафельница»
- Новый ГОСТ Р 52289-2019: какие изменения, новые знаки и статус?
- Какие изменения в ПДД вступили летом (июль) 2020 года?
Разметка, запрещающая остановку или стоянку
В качестве разметки, запрещающей остановку или стоянку транспортных средств, можно рассматривать следующие типы:
Все эти линии разметки наносятся желтой краской. Обратите внимание, что временные линии разметки наносятся оранжевой краской. Так как желтые и оранжевые линии встречаются на дорогах не очень часто, далеко не все водители могут их различить.
Поэтому повторю еще раз. Оранжевые линии обозначают временную разметку, а желтые — постоянную.
Разметка 1.4 запрещает остановку транспортных средств.
Разметка 1.10 запрещает стоянку транспортных средств.
Эти линии разметки могут наносится как вдоль бордюра (у края проезжей части), так и непосредственно по его верху.
Мнение эксперта
Смирнов Григорий Юрьевич
Адвокат с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.
Подобные сбои АБС наблюдаются и на участках разметки с модными сейчас светоотражающими элементами, которые устанавливаются в защитные кожухи. Делаются они в виде искусственных кочек, расставленных с шагом в полметра на опасных поворотах и заставляющих колеса сильно скакать. По задумке, искусственные кочки должны напоминать водителям, что машина выходит за пределы своей полосы.
Неприятные вибрации передаются в подвеску и в рулевую рейку, заставляя автомобиль сотрясаться всем кузовом. Однако прыгающее колесо теряет сцепление с асфальтом и при торможении создает помехи для работы АБС.
Опасны вибрации и на высоких скоростях на скользких поворотах, когда подвеска входит в резонанс с колебаниями кузова и провоцирует развитие сноса.
Тем самым красивая пластиковая разметка и ряды светоотражающих элементов требуют к себе пристального внимания. Лучше не выезжать на них одним колесом и не прибегать к экстренному торможению.
Что означает жёлтая разметка на дороге, требования и штрафы
Каждый водитель транспортного средства должен помнить, какие знаки применяются для соблюдения правил на дорогах, их соответствие ПДД, определенному ГОСТу, в том числе. Существует также желтая разметка на дороге.
Что значит линия на асфальте? Она помогает ориентироваться на пути в темное время суток, применяется с другими знаками. Линии на дорожном полотне встречаются трех цветов: желтого, белого, оранжевого.
Последняя используется в качестве временной разметки, обычно при ведении ремонтных работ.
Функции дорожной разметки: информирует о приближении дорожных знаков, опасных участках дорог, разделяет полосы движения, дополняет требования дорожных знаков. Рассмотрим, что значит желтая разметка на дороге по ПДД.
Горизонтальная линия служит разделителем для потоков транспорта, движущихся в противоположных направлениях, имеющих по две-три полосы, а также разграничителем зон проезжей части, въезд на которые запрещен. Горизонтальная разметка применяется на автостоянках. Пересекать ее запрещено.
Изменения в 2020 году
Дорожная разметка – это обозначения разной конфигурации, цвета, параметров и назначения, которыми отмечается проезжая часть и прилегающие к ней места. Она наносится на асфальт, либо встраивается в обочины и иные участки автодорог.
Какой бы ни была подобная предупредительно-сигнальная система, она выполняет дорожными работниками строго по ГОСТу Р 51256-2011.
В 2020 году с 1 июня вступили в силу некоторые новшества, внесенные не в Правила, а в ГОСТ (Росстандарт ГОСТ Р 51256-2018). Это говорит о том, что в инфраструктуре дорог изменения не будут реализованы до тех пор, пока они не будут освещены также и в Правилах.
Автомобилисты должны понимать обозначения на полотне, а для этого Пункты правил как раз все и разъясняют.
Поэтому в скором времени, во второй половине 2020 года, ожидаются поправки и в пунктах ПДД, где речь идет о следовании правилам и ограничениям, продиктованными автодорожной разметкой.
Речь идет о следующих изменениях:
Параметр разметки | Пример изображения | Было | Стало |
Желтая | Применялась исключительно для участков, предназначенных для разрешенной стоянки, остановки. | Будет использоваться и для разделения потоков противоположенного движения на некоторых дорогах. | |
Синяя | Не использовалась | Обозначение границ на участках: — перекрестки; — парковка. | |
Зеленая | Не использовалась | Альтернатива синей разметке | |
«Вафельница» | Использовалась в экспериментальный период в Москве по некоторым участкам автодорог. | Будет продолжено нанесение «вафельницы» на полотна дорог Москвы и других крупных городов. | |
Фотовидеофиксация | Предупреждение о видео или фотосъемке ограничивалось только вертикальными указателями. | Через каждые 500 м в населенном пункте. До точки видеооборудования – 100 м в городе и 300 м – вне города. | |
Зарядка электромобиля | Отсутствовала | Обозначает стоянку для зарядки двигателя электромобилей. | |
Стрелки-указатели | Были в минимальном количестве и только участках повышенной опасности. Чаще всего функцию выполняют дорожные знаки, устанавливаемые вертикально у дороги. | Указатели направлений, куда следует машине двигаться в приоритете. |
Новые виды разметки с 1 июня 2018 года
А вот на что действительно стоит обратить внимание, это на новые виды разметки.
Во-первых, это пока мало кому знакомая на практике, но все более активно внедряемая разметка “вафельница” (водители самых крупных городов страны с ней уже знакомы). С помощью этой разметки обозначается пересечение проезжих частей, на котором нельзя находиться во время запрещающей фазы светофора.
Суть этой разметки в том, что она препятствует образованию заторов на перекрестках. Водитель, даже если такой разметки нет, не должен выезжать на перекресток, если на нем или сразу за ним стоит пробка. При смене сигнала светофора с зеленого на красный водитель автомобиль водителя может остаться на перекрестке. чем помешает движению с поперечного направления.
Это и без разметки “вафельницы” считалось нарушением ПДД и каралось штрафом. Но на практике такие штрафы выписывались крайне редко.
Разметка “вафельница” позволит автоматизировать этот процесс. Там, где она будет наноситься, чаще всего будут устанавливать и камеры фотофиксации нарушений, которые будут обнаруживать нарушителей и автоматически выписывать им штрафы.
Вторая новинка, о которой нужно знать — разметка, которая обозначает место или зону для разворота. Она будет выглядеть как стрелка на соответствующем знаке и перестанет запутывать водителей. Дело в том, что в местах для разворота запрещен поворот налево, но разметка в таких местах выполнялась именно как стрелка влево. Разумеется, водители должны ориентироваться на знаки, но разметка часто вводит в таких ситуациях в заблуждение.
Теперь в местах для разворота разметка будет однозначно указывать на то, что в данном месте разрешается только разворачиваться, но поворот налево невозможен.
Новые правила проезда
Как было упомянуто выше, изменения были внесены в 2018 году. Согласно новым Правилам (ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, по которому прохожий может перейти дорогу. При этом водитель обязан уступить. В старой редакции правил использовался исключительно термин «пропустить пешехода». В новой же данная формулировка заменена на «уступить дорогу». Некоторым водителям может показаться, что замена термина никак не повлияла на смысл. На самом же деле он претерпел кардинальные изменения.
До внесения поправок в ПДД пешеходный переход (нерегулируемый) считался участком дороги, перед которым водители должны останавливаться в том случае, если по нему шагает пешеход. Точнее, если он хотя бы ступил на него ногой. Согласно новым правилам проезда пешеходного перехода, водитель обязан остановить транспортное средство, если прохожий еще не начал движение по зебре, но уже находится от разметки на небольшом расстоянии. В противном случае автомобиль может стать помехой. В связи с этим водитель обязан остановить транспортное средство и возобновить движение только тогда, когда человек перейдет дорогу.
Таким образом, новые правила проезда пешеходного перехода в большей мере призваны защитить права прохожих. Согласно поправкам, автомобиль является потенциальной помехой. Если управляющий им водитель не остановится, пешеходу придется изменить и скорость, и траекторию движения. А это грозит первому штрафными санкциями, размер которых также претерпел изменения.
Если переход пересекает трамвайные пути
До недавнего времени данная ситуация была весьма спорной. В связи с этим в Правилах дорожного движения обновился термин «пешеходный переход». Как было упомянуто выше, это понятие подразумевает участок дороги (в том числе и трамвайных путей), который оснащен знаками, разметкой, звуковой сигнализацией и предназначен для безопасного пересечения проезжей части прохожими. Ранее участок с рельсами, пересекающийся с зеброй, не давал преимущества пешеходам.
Согласно нововведению, водители трамваев обязаны пропускать прохожих. Однако последние должны осознавать, что данное транспортное средство имеет огромную массу и его нелегко остановить в экстренном случае. Согласно ПДД, и пешеходы, и водители являются участниками дорожного движения, при этом каждый из них должен удостовериться в безопасности планируемых действий.
Знаки дополнительной информации (таблички)
Знаки дополнительной информации (таблички) уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены. Являются дополнением к знакам всех категорий. Отдельно не используются. Уточняют действия основных знаков по времени (например, только по будним дням) или распространяя их только на определённые категории транспортных средств (например, только для грузовиков), или предоставляют другую дополнительную информацию. Форма — прямоугольная, цвет фона — белый, цвет рисунка — чёрный, окантовка — чёрная.
Приложение 2 к Правилам дорожного движения Российской Федерации
ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
(по ГОСТу Р 51256-2011 и ГОСТу Р 52289-2004)
Временные дорожные знаки и разметка
Рассмотрим отличия временных дорожных знаков и разметки от постоянных.
Временные дорожные знаки отличаются от постоянных тем, что они имеют желтый фон (до середины 2013 года временные знаки устанавливались на переносных стойках, однако в настоящее время данное требование из правил исключено).
Для примера предлагаю рассмотреть картинку слева. На ней изображены временные дорожные знаки (слева) и постоянный дорожный знак (справа). У временных дорожных знаков на картинке желтый фон.
В настоящее время в правилах дорожного движения приводится перечень знаков, каждый из которых может применяться в качестве временного:
Временная дорожная разметка отличается от постоянной исключительно цветом. Постоянная разметка в большинстве случаев имеет белый цвет, временная — оранжевый:
Итак, у нас наметилось 4 группы элементов обустройства дорог: временные и постоянные дорожные знаки и временная и постоянная дорожная разметка. Именно приоритет каждой из этих 4-х групп и будет рассматриваться в этой статье.