Как определить границы придомовой территории?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определить границы придомовой территории?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Становиться собственниками участка — дело добровольное. На общем собрании жильцы коллективно решают, нужны ли им дополнительные заботы или лучше оставить их на совести местных властей. Ведь, как и в любом деле, здесь есть плюсы и минусы.

КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Читайте также:  Можно ли купить участок на материнский капитал: что надо знать в 2023 году

Придомовая территория многоквартирного дома: нормативы, СНиП

Размер придомового участка рассчитывается отдельно в каждом конкретном случае. На его площадь влияет плотность застройки вокруг, этажность здания, расположение рядом с домом дорог и проездов общественного пользования. Минимальным размером по правилам считается участок, который равен площади самого дома. Впрочем, если пространство позволяет, используют специальную формулу, и считают произведение жилой площади в доме на удельную единицу доли земли на квадрат жилья. Удельная единица прописана в СНиП: придомовая территория многоквартирного дома зависит от года его постройки. Если на общее пространство претендуют два дома или имеются общие проезды, формула будет сложнее.

Межевание многоквартирных домов: Плюсы и минусы

Оформление в собственность прилегающего к многоквартирному дому участка дает собственникам квартир много преимуществ. Но у данного мероприятия есть и некоторые отрицательные стороны. Плюсы и минусы процедуры представлены в таблице.

Плюсы

Минусы

  1. Возможность использования участка для решения бытовых нужд (строительство объектов инфраструктуры).
  2. Возможность получения дополнительной прибыли за счет предоставления части участка в аренду.
  3. Рост стоимости квадратного метра недвижимости.
  1. Снижение спроса у потенциальных покупателей за счет роста цен.
  2. Необходимость благоустраивать прилегающие к дому сотки за свой счет.

Как рассчитывается придомовая территория многоквартирного дома

Согласно СНИП № 2.07.01/89 площадь участка, расположенного возле многоквартирного дома, рассчитывается по следующей формуле: Sтер=Sж*Уп, где общая площадь жилых помещений дома умножается на удельную величину земельной доли. На практике этот показатель составляет от трех до шести метров от стены здания. При расчете размера земельного участка необходимо учитывать такие факторы:

  • Общая площадь дома;
  • Этажность и количество квартир в здании;
  • Наличие рядом с ОКС дорог, автомагистралей общего пользования;
  • Плотность застройки квартала;
  • Дата возведения и сдачи в эксплуатацию;
  • Наличие подземных и наземных коммуникаций.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

        Зачем нужна собственность на землю у дома

        Жители МКД становятся полноправными собственниками участка, а значит, они получают дополнительные возможности распорядиться своей общей землей. Права собственности на землю, по словам юристов, опрошенных редакцией «РБК-Недвижимости», не ограничиваются. Собственники вправе принять решение даже о строительстве на участке в установленном законом порядке либо передаче части участка в аренду, поясняют они.

        Читайте также:  Компенсация за самостоятельно приобретенную путёвку

        «Собственники квартир могут распределить между собой землю под наземную стоянку во дворе, построить или снести какие-либо элементы благоустройства, установить шлагбаум на въезде во двор или ограждение всей территории, сдать часть земли в аренду», — приводит примеры управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая. Кроме того, они могут обезопасить себя от точечной застройки, ведь нередко, если земля остается в муниципальной собственности, власти отдают ее под строительство, что прямо противоречит интересам и комфорту жильцов близлежащих домов, считает она.

        Земля и реновация пятиэтажек

        Если дом попал в программу реновации, то владельцы при получении равноценной квартиры должны получить и компенсацию за долю в общей собственности на землю и объекты на ней. «Рыночная цена на объект недвижимости формируется не только исходя из стоимости самого жилого помещения, но и всего здания, земли под ним и объектов общего пользования. Поэтому справедливая денежная компенсация, которая предусмотрена законопроектом о реновации, уже будет включать в себя возмещение стоимости земельного участка под домом», — говорит Мария Литинецкая.

        При неоформленной земле прав на нее у собственников квартир не возникает. Это создает угрозу для жителей домов, ведь власти могут предложить компенсацию без учета стоимости земли под пятиэтажкой, отмечает Мария Литинецкая.

        «Если же земля будет оформлена в долевую собственность жителей многоквартирного дома, попавшего в программу реновации жилья, то здесь есть основания ставить вопрос о выплате соответствующей компенсации в случае изъятия земельного участка для государственных нужд, если его изъятие будет производиться по этой процедуре. Иных каких-то специальных вариантов закон о реновации, насколько мне известно, на сегодняшний день не предусматривает», — утверждает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.

        «Поэтому до принятия решения о реновации владельцам квартир в хрущевках следует размежевать участок под своим домом, поставить его на кадастровый учет и оформить в собственность. Этим же я бы рекомендовала заняться владельцам квартир в МКД, которые находятся в непосредственной близости от пятиэтажек. Если их участок также не оформлен (а, скажем, является собственностью города, как и прилегающая земля с хрущевкой), то при будущей застройке власти смогут «отрезать» у них важный кусок земли», — дополняет Мария Литинецкая.

        Сроки и стоимость выполненных работ

        Как и во всех подобных процедурах, точные сроки и стоимость предварительно назвать невозможно, поскольку для каждого участка существуют свои нюансы и особенности. Учитывая, что необходимо осуществлять фактические замеры, а потом объявлять публичные слушания по вопросу установления границ участка, процедура будет занимать в среднем от полутора до четырех месяцев. В случае, если собственники прилегающих участков не согласятся с предложенными границами межевания, дело может осложниться и дойти до суда. А судебные тяжбы могут длиться годами. Поэтому предсказать точные сроки окончания процедуры –все равно, что гадать на кофейной гуще.

        Что касается стоимости работ, здесь тоже могут быть варианты. Проведением замеров может заниматься любая сертифицированная геодезическая организация. И эти организации могут быть как частные, так и муниципальные. Независимо от формы собственности, ценовая политика у каждой конторы будет своя. Она зависит от множества факторов – скорости и качества работы, опыта сотрудников, величины расходов на поддержку деятельности организации, да и просто от аппетитов ее руководителя. Небольшой мониторинг стоимости услуг в сети показывает ценник от 10 000 до 50 000 рублей, в зависимости от величины и формы участка. Если участок простой прямоугольной формы — это будет стоить дешевле, чем участок-многогранник неправильной формы.

        Границы земельного участка многоквартирного дома

        Жилищный кодекс, ст. 36 говорит, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

        По нормам земельного права, границы земельного участка должны быть определены и зарегистрированы в Росреестре. То есть, по сути, земля под МКД должна иметь координаты, по которым можно точно определить, где заканчиваются границы земельного участка, находящегося в собственности жителей дома. Однако реалии таковы, что не у всех МКД, есть обозначенные и зарегистрированные границы, но тем не менее примыкающую территорию к дому считают общей долевой собственностью, по отношению к которой у жильцов есть как права, так и обязанности.

        Подготовка межевого плана для формирования или уточнения границ земельного участка территории многоквартирного жилого дома (МКД) – это кадастровые работы необходимые для внесения сведений о фактическом прохождении на местности границы земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), достоверный источник информации об объектах недвижимости на территории Российской Федерации.

        Территорией многоквартирного жилого дома (МКД) является земельный участок на котором располагается сам МКД и прилегающая территория с элементами благоустройства и озеленения в рамках действующего кадастрового учета и утвержденного проекта планировки и межевания территории района. Собственники помещений в многоквартирном доме (МКД) в настоящий момент имеет право инициировать формирование границ такого земельного участка и в последующем распоряжаться им в рамках действующего законодательства.

        Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

        Особенности формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом

        С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

        Таким образом, реализованы в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предписания Конституции РФ.

        А именно, с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в МКД, законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в МКД земельного участка под этим домом как элемента общего имущества такого МКД.

        Следовательно, право собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок вытекает напрямую из права собственности на жилое или нежилое помещение в таком доме.

        В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (МКД).

        Читайте также:  Страховые взносы ИП в 2022 году

        Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

        Как посчитать участок, прилежащий к дому

        Застройщики используют заборы для того, чтобы оградить жильцов конкретного дома от посторонних лиц. Эта мера позволяет не только перекрыть участок МКД от чужих, но и сказывается на образовании лишнего мусора.

        Если нужно посчитать, сколько метров рассматриваемый участок составляет от забора, следует обратиться к паспорту МКД. Данный акт хранится в управляющей компании. Кроме того, найти этот документ можно у застройщиков. Паспорт отражает сведения о том, какое расстояние составляет территория между установленным забором и домом.

        Чаще всего, протяженность данного участка не превышает 15 метров. Однако в зависимости от ситуации, придомовая часть может быть больше.

        Нужно учитывать такие факторы:

        1. величина участка, выделенного под застройку;
        2. этажность здания;
        3. плотность домов, расположенных рядом;
        4. количество дорог.

        Для расчета используется формула.

        Согласно установленному порядку, расположенные рядом с домом детские площадки, парковочные места и зеленые зоны, предназначенные для комфортного проживания владельцев квартир, считаются их собственностью.

        Как указано в ст. 16 Жилищного кодекса:

        • прилегающая к дому территория, которая связана с жилой территорией и предназначена для использования собственниками жилья, переходит в коллективное владение собственников квартир, если была создана до вступления в силу данного закона,
        • земельный участок, на котором построен многоквартирный дом и другие объекты, обеспечивающие комфортабельное проживание, является совокупным имуществом собственников квартир,
        • если территория, прилегающая к многоквартирному дому и предназначенная для коллективного использования собственниками квартир, не была создана до вступления в силу ЖК, то каждый собственник квартиры вправе обратиться в органы регионального управления с заявлением о создании единой придомовой территории.

        Аренда прилегающей к дому территории

        Прилегающую территорию к частному дому в 2020 году можно не только оформить в качестве собственности, но и взять ее в аренду у государства.
        Для этого нужно:

        1. Подать заявление о предоставлении участка в аренду, отправившись в местный муниципалитет.
        2. Получив одобрительное решение, заключить договор с местными органами власти на аренду земли. Пользование участком подразумевает ежемесячную выплату арендатором определенной суммы в государственную казну.

        Не всегда в муниципалитете дают добро на взятие участка в аренду. В некоторых ситуациях заявителю могут отказать:

        • если на прилегающей земле проходят важные коммуникации;
        • если при передаче в аренду территории будет значительно уменьшена ширина уличного пространства;
        • если земля имеет историческое и/или культурное значение для города/поселения;
        • если на участок претендуют другие граждане.

        Можно ли оформить придомовой участок в собственность?

        Говоря простым языком, межевание – это раздел земли и установка границы отдельного участка.

        Данный комплекс мер необходим для того, чтобы жильцы были спокойны за сохранность своей собственности и уверены в соблюдении Конституции РФ, которая гласит о следующем: гражданин или их объединение может иметь в частном владении землю.

        С начала весны 2005 г. или с того момента, как вступил в силу Жилищный кодекс, сформированные земельные участки стали собственностью жильцов.

        Правда, всех ждет разная судьба: одни остаются унылыми и никому не интересными, а другие славятся своими детскими городками, спортивными комплексами, тротуарами и живописными клумбами.

        В каких целях будет использоваться полученный участок, напрямую зависит от сплоченности и трудолюбия владельцев квартир. А межевание определит ответственность управляющей компании, ведь именно она отвечает за газоны, деревья, экологическую обстановку и многое другое.

        Федеральный закон № 189 подтверждает общедолевой тип собственности. Землей владеют все жильцы, поэтому решения можно принимать только посредством общего голосования. Кстати, оно считается состоявшимся только при явке жильцов более 50%.

        Если владельцы квартир в многоэтажном доме примут соответствующее решение, то можно будет ограничить доступ на придомовую территорию многоквартирного дома.

        Сплоченное и четкое мнение должно сформироваться в отношении: количества земли, вида ограждения и прочих важных моментов.

        Обычно самые горячие споры разгораются вокруг денежного выражения подобных работ, так как финансирование полностью производится за счет владельцев квартир.

        Необходимую сумму очень сложно собрать еще и потому, что тратиться на составление сметы и прочих документов не хочется, а у многих жителей отсутствует желание сдавать свои кровно заработанные средства на какие-то призрачные планы.

        Работы по установке заградительных конструкций разрешается вести только при наличии согласования с рядом заинтересованных государственных служб:

        • МЧС;
        • полицией;
        • отделением скорой помощи;
        • архитектурно-строительной инспекцией.

        Нужно посетить каждое учреждение, ознакомить начальника с планом и попросить поставить подпись и печать в случае одобрения. Это необходимо для того, чтобы при возникновении разногласий и доведении дела до суда, можно было доказать свою правоту.

        Игнорирование данных рекомендаций может привести к тому, что какая-либо вышеперечисленная служба подаст исковое заявление в суд. Самый ожидаемый результат – решение о сносе ранее установленного ограждения.

        Установка ограждения без наличия согласования и желания жильцов считается незаконным поведением, поэтому требует осуществления следующих действий:

        • сбора документов, свидетельствующих о том, что огороженная территория является частью кадастрового плана многоквартирного дома;
        • получения протокола, в котором зафиксировано собрание жильцов и принятое ими решение об ограждении (главная особенность состоит в том, что решение должно быть одобрено не большинством присутствующих, а основной частью проживающих в доме);
        • сноса возведенной оградительной конструкции, ввиду отсутствия вышеупомянутых документов. Кстати, самостоятельно работы производить запрещено, следует обратиться к специальным службам. Все должно осуществляться на основании вынесенного судом решения.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *