Выездная налоговая проверка: как встретить контролеров и чего ждать в процессе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка: как встретить контролеров и чего ждать в процессе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По итогам налоговой проверки инспекторы составляют справку о проведенной ВНП и вручают налогоплательщику. Два месяца займет оформление акта проверки. После вручения акта у вас есть месяц, чтобы подготовить возражения. Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение. Его принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Срок на вынесение решения — 10 рабочих дней.

На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа (п. п. 2, 4 ст. 101 НК РФ). Руководитель или его заместитель может предпринять меры дополнительного контроля, если решит, что нельзя сделать однозначный вывод о нарушении законодательства. Тогда срок рассмотрения продлят, а итоговое решение примут после проведения мероприятий и оформления нового акта.

Если же руководство ФНС сразу примет окончательное решение, то возможны два варианта:

  • о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);
  • об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).

Проведение налоговой проверки: как себя вести

Проверка (за исключением коварной контрольной закупки) проводится так: инспектор или группа инспекторов приходят на место ведения деятельности, показывают служебные удостоверения и решение о проведении проверки, подписанное руководителем местной налоговой. На этом этапе не лишним будет проверить правильность заполнения документов. Главное, на что обращаем внимание — состав лиц, указанных в качестве проверяющих и то, что будут проверять.

Сразу лайфхак: обнаружили несоответствие — скромно промолчите и дайте контролерам закончить начатое. А потом технично и изящно оспорите в суде все результаты. Они будут признаны судом недействительными если, например, состав группы проверяющих отличается от указанного в решении. То есть, написали инспектора Иванова, а пришел инспектор Петров. Так нельзя, проверять вас имеет право только Иванов.

Налоговые инспекторы просто обожают проводить проверки совместно с другими службами: полицией, прокуратурой и так далее. По закону так можно, но эти лица тоже должны быть вписаны в документы проверки.

Идем дальше. Вообще лучше сотрудничать с инспекторами с самого начала. Попросили дать такие-то бумаги — дайте. Кстати, на момент мероприятия все документы, имеющие к нему отношение, должны быть на точке продаж. Отговорка формата “всё дома у директора (бухгалтера)” не устроит инспекторов и может стать основанием для наложения штрафа.

Инспекторы могут проверить:

  • порядок применения онлайн-касс;
  • ведение бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • хозяйственную деятельность;
  • учет денежных средств (соответствие денег в кассе тому, что указано в отчетах);
  • соблюдение предпринимателем налогового законодательства.

Как оспорить доначисления и штрафы, указанные в акте налоговой проверки

Изучите доводы проверяющих и на каждый из них подготовьте развернутые мотивированные пояснения.

Часто уже на этом этапе удается отменить некоторые спорные доначисления и штрафы: налоговикам не хочется, чтобы суд указал на ошибки и неправильные выводы проверяющих. По каждому нарушению, зафиксированному в акте, следует:

  • объяснить, почему были совершены спорные операции, какая перед вами стояла деловая цель и каких экономических результатов вы планировали достичь;
  • указать, что некоторые факты изложены проверяющими некорректно, искажены или вообще не соответствуют действительности;
  • подтвердить свои доводы первичными документами, выводами экспертизы, показаниями свидетелей;
  • усилить свою правовую позицию арбитражной практикой по аналогичным вопросам;
  • указать процедурные нарушения во время проверки, если они были.

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Неудобное время для допроса

Понятие неудобного времени в Налоговом законодательстве не сформулировано. То есть Вас могут вызвать на допрос, если даже свидетель находится в отпуске, учится или болеет. Налоговый орган не должен ни с кем согласовывать возможность допроса свидетеля, не должен заранее объявлять список интересующих его вопросов.

Свидетель не имеет права не прийти на допрос, мотивируя это тем, что ему ничего не известно об интересующих инспектора фактах. В любом случае, даже если человек ничего не знает по интересующим инспектора вопросам, то он все равно является свидетелем и должен прийти на допрос, ответить на вопросы так, как может (то есть сказать, что не знает ничего, поскольку, например, это не входит в круг его обязанностей, этим занимается другой специалист, либо он был в отпуске).

Читайте также:  КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

Если работник не может прийти на допрос, то целесообразно представить соответствующие документы:

  • листок нетрудоспособности;

  • документы, свидетельствующие о нахождении в командировке, например, билеты, документы о бронировании и оплате гостиницы.

Наиболее частые вопросы на допросе

Методические рекомендации ФНС РФ от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@ содержат перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у руководителя по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей. Данные вопросы подлежат выяснению по всем подозрительным контрагентам.

1. Кем, в какой должности Вы работаете в ООО «1»?

2. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

3. Кто назначил Вас на эту должность?

4. Где и кем Вы работали до ООО «1»?

5. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «1» — это новые профессиональные навыки?

6. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «1»?

7. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «1», то каким образом это происходит?

8. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «1» учредителям?

9. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

10. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

11. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «1»?

12. Как происходит поиск контрагентов?

13. Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

14. Сколько человек в Вашем отделе занимается поиском поставщиков?

15. Как обычно происходит общение с поставщиком, по почте, лично, через посредника?

16. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа.

Проверка, особенно выездная, проводится конкретными сотрудниками, которые назначаются на проверку определенного налогоплательщика отдельным решением.

В составе проверяющих может быть включен сотрудник полиции, о чем налоговой инспекцией принимается соответствующее решение, в связи с чем допрос по налоговой проверке может провести и полицейский.

Кроме того, если свидетель живет одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, — в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения может вызвать местная для свидетеля налоговая. То есть допрашивать будет инспектор, не включенный в состав проверяющих.

Никто иной не может провести допрос (применительно к налоговым отношениям).

Налоговый кодекс РФ это вопрос не регулирует, указывая лишь на то, что показания свидетеля заносятся в протокол.

Практика показывает, что допрос происходит по следующей схеме:

  • Перед началом допроса инспектор должен установить личность свидетеля. Очевидно, что для этого нужен паспорт либо заменяющий его документ;
  • Затем заполняется протокол допроса в части сведений о свидетеле. Это ФИО, дата рождения, место регистрации, место работы, телефон, знание русского языка и т.п.;
  • В протоколе до начала допроса также должны быть указаны данные о том, кто производит допрос, кто присутствует при допросе (например, адвокат, иное лицо), место проведения допроса, дата, время начала допроса. Кроме этого, указываются сведения о ведении аудио, видео записи, если таковая ведется;
  • До момента постановки вопросов свидетелю должны быть разъяснены положения: статьи 51 Конституции РФ о возможности не свидетельствовать против самого себя, своего супруга, своих родственников; статьи 128 Налогового кодекса РФ об ответственности за дачу заведомо ложных показания либо за отказ от дачи показаний;
  • После этого приступают уже непосредственно к допросу, который состоит в том, что инспектор устно задает вопрос, записывает его в протокол, выслушивает ответ свидетеля и фиксирует его в протоколе.

Встречаются ситуации, когда в протоколе уже имеются заранее поставленные вопросы и в момент допроса в протокол вносятся только ответы в отведенные пустые строки.

Редко, но бывает, когда инспектор не пишет вопросы в протоколе допроса, а лишь отражает ответы свидетеля единым текстом:

  • Ведет протокол сам инспектор (то есть инспектор заполняет его, а свидетель его читает и подписывает). Но встречаются случаи, когда инспектор передает свидетелю протокол допроса, в котором уже имеют подготовленные вопросы, и свидетель самостоятельно вписывает свои ответы на них;
  • После окончания опросной части свидетель самостоятельно должен прочитать протокол допроса и либо подписать его без замечаний, либо указать на такие замечания. Например, если инспектор неправильно отразил ответ свидетеля, написал то, чего свидетель не указывал или, напротив, не написал необходимую информацию.

Бывает, что допрос прошел неудачно и в протоколе неверно отражена информация либо не отражены действительно необходимые сведения.

В этом случае можно просто обратиться к налоговикам с ходатайством о повторном допросе.

Будет повторный допрос или нет, решит налоговая инспекция и от желания свидетеля или проверяемого налогоплательщика здесь мало что зависит.

Более результативный вариант – самостоятельно переопросить свидетеля.

Можно конечно оформить это полностью самостоятельно, без участия адвоката или нотариуса, но сила таких показаний весьма и весьма мала.

Их, как правило, не принимают во внимание. Они нужны только для того, чтобы заставить инспектора провести повторный допрос (если инспектор при проведении своего допроса собрал одни показания, а потом ему представляют несколько иные сведения от того же свидетеля, то инспектор для целей перепроверки и получения наиболее объективных данных должен переопросить это лицо).

Допрос адвокатом или нотариусом имеет гораздо большую юридическую силу и такие документы являются полноценными самостоятельными доказательствами. Единственное что необходимо учесть при таких допросах – это соблюдение всех формальностей, которые, конечно, должны знать адвокат и нотариус соответственно (например, заблаговременное уведомление о допросе налогового органа, разъяснение прав свидетелю и т.д.).

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Читайте также:  Подаем заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.

  • Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
  • Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
  • Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Как мы уже отмечали, причина всегда имеет место. Систематического характера процедура не носит. А значит, существует целый ряд законных претензий, с помощью которых и принимается решение о назначении этого исследования. ВПН часто назначают, если есть подозрения на исправления или недостоверности данных, отраженных в декларации. Это самый частый случай. Плюс, роль играет и срок передачи. Если отчетность поступила с солидным опозданием – это тоже своего рода тревожный звоночек.

Если до этого у предприятия уже были трудности с выплатой отчислений в пользу бюджета РФ, уже накоплены определенные санкции от ФНС – это еще дополнительный балл в пользу ВПН. Не менее важным является и организационный статус компании. Если система налогоплательщика недавно была изменена на одну из форм упрощенки, внимание тоже будет пристальное. Тем более, сотрудники могут захотеть просто проверить, действительно ли соблюдены условия перехода.

Признаки приближения налоговой проверки

Выездная налоговая проверка нередко застает предпринимателей врасплох. Однако есть ряд верных признаков приближения мероприятий налогового контроля, дающих время подготовиться к скорому визиту инспекторов.

Во-первых, будьте внимательны при работе с обслуживающим вас банком и получении запросов от него. Важным трендом 2012 года, без сомнения, станет то, что банки будут основными налоговыми и информационными агентами фискальных и силовых ведомств. С введением уголовной ответственности за создание фирм-«однодневок» банкиры каждого своего клиента будут рассматривать через увеличительное стекло и при малейших подозрениях сообщать о сомнительных особенностях работы в компетентные органы. Если банк благонадежен, то есть входит в первые две сотни рейтингов и не имеет действующих санкций ЦБ, то он априори занимается активным информированием Росфинмониторинга, налоговых и правоохранительных органов о деятельности своих клиентов.

Поэтому насторожитесь, если ваш расчетный банк систематически требует информацию, подтверждающую правомерность входящих и исходящих платежей. Скорее всего, служба финансового мониторинга заинтересовалась законностью деятельности вашей фирмы и уже передала запрос о проведении проверки в налоговый орган.

Налоговики нередко запрашивают у банка сведения о движении средств по расчетному счету. Информацию о динамике входящих и исходящих платежей инспекторы могут использовать при определении соответствия предприятия отраслевым налоговым показателям, а также уровня налоговых рисков. Средние отраслевые показатели хозяйственной деятельности – это суммы оборотов, общие суммы уплачиваемых налогов, уровень зарплаты сотрудников, нормы прибыли, рентабельности, торговых и производственных наценок. Эти цифры опубликованы на сайтах ФНС России и региональных Управлений ФНС. Отклоняться от них более чем на 20 процентов как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, не рекомендуется.

Конечно, узнать об интересе к вашей деятельности со стороны контролирующих органов достаточно сложно. «Своих» людей в банках имеют только крупные компании. Индивидуальным предпринимателям остается выстраивать отношения с контрагентами. Требования к контрагентам о встречных проверках – сигнал о том, что решение о проверке вашего предприятия в налоговой инспекции уже принято и инспекторы вот-вот придут к вам.

Читайте также:  Льготы многодетным семьям: какие существуют и как оформить в 2023 году

Кроме того, вас могут вызвать в налоговую инспекцию для дачи объяснений по хозяйственной деятельности. Часто протокол подобной беседы становится основанием для вынесения решения о проверке.

Ну и самый достоверный признак скорого визита инспекторов – сообщение из инспекции о том, что скоро будет вынесено решения о проведении выездной налоговой проверки. Сотрудники ИФНС тайны из этого уже не делают.

Как работать с запросами правоохранительных органов

При получении предпринимателем запроса или иного документа от органов внутренних дел, который содержит требование предоставить сведения (документы), проанализируйте, соответствуют ли указанные в нем требования законодательству РФ. Некоторые документы могут быть истребованы только по решению суда. В ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» прописаны оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводиться сотрудниками МВД. Их перечень предусматривает только исследование предметов и документов, а не их истребование.

Проверьте, является ли законным основание запроса. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий устанавливает ч. 1 ст. 7 указанного закона. Такими основаниями являются наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно-наказуемое деяние, то есть преступление. Если признаки преступления отсутствуют, то проведение оперативно-розыскных действий должно быть прекращено.

Рекомендую оценить перечень указанных в запросе требований и характер запрашиваемых документов на предмет наличия в них финансовой, хозяйственной или налоговой информации. Если данная документация содержит такие сведения, она подпадает под режим налоговой тайны (сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет в налоговом органе). Приказом МВД РФ от 26.12.2003 № 1033 утвержден перечень должностных лиц МВД, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. Т.е. необходимо проверить, уполномочено ли лицо, которому требуется представить документы, на их получение.

Проанализируйте, не является ли запрашиваемая информация коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны устанавливает Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Если в компании введен режим коммерческой тайны в отношении определенного ряда документов и информации, то запрос о предоставлении таких документов должен содержать дополнительные основания. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» такая информация предоставляется по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

Отслеживайте изменения законодательства. С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». 2011-2012 годы являются переходными, что предполагает приведение в соответствие с новым законом ранее выпущенных нормативных актов МВД, а также возможность принятия новых, которые вводятся в действие с 2012-2013 годов.

Не стесняйтесь обжаловать действия сотрудников МВД. На основании ст. 53 Федерального закона «О полиции» действия сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы предпринимателя, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы Прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Проверьте, вправе ли орган МВД запрашивать данную информацию именно у вас. В компанию могут поступать запросы, в которых указано, что проверка проводится в отношении контрагента, а сведения запрашиваются у самого предпринимателя. Проанализируйте правильность оформления запроса. Они оформляются на официальном бланке с подписью уполномоченного лица с указанием его должности (как правило, не ниже заместителя начальника подразделения) и должны содержать наименование органа, направляющего запрос; его адрес; дату составления запроса; исходящий номер; наименование организации, в которую подается запрос; ее адрес; основание запроса; печать органа, осуществляющего запрос.

На какие нарушения могут пойти инспекторы

Чтобы инспекторы при проведении проверок не допускали нарушений, достаточно внимательно прочитать решение налогового органа о проведении выездной проверки. В нем отражены очень важные сведения, влияющие на права как проверяющих, так и проверяемых.

По роду своей деятельности мне часто приходится сталкиваться с жалобами клиентов на то, что налоговики выходят за рамки срока, указанного в решении. Согласно ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная проверка может охватывать три года, предшествовавших году принятия решения о проведении проверки. Согласно сложившейся судебно-арбитражной практике этой проверкой могут быть охвачены и налоговые периоды года принятия решения.

Вполне вероятно, что необоснованно могут расширяться вопросы проверки. Имейте в виду, что предметом проверки являются только те налоги и налоговые периоды, которые указаны в решении. Если у налоговиков возникает необходимость во включении нового периода или иного налога, не отраженных в первоначальном решении, то должно быть принято новое решение о проведении проверки.

Еще одним распространенным нарушением является повторная проверка. Уже проверенные периоды сотрудники инспекции ФНС проверять не вправе. Из этого правила есть лишь три исключения: реорганизация или ликвидация организации; налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, в которой сумма налога заявлена в меньшем размере, чем первоначально; принятие решения вышестоящим налоговым органом о проверке работы нижестоящего. Во втором и третьем случаях ситуация привлечения налогоплательщика к ответственности практически исключена.

Грубым нарушением является проведение в течение года более двух выездных проверок. Это количество является максимальным.

Проверять налогоплательщика может не надлежащий налоговый орган. По общему правилу предпринимателя должна проверять та инспекция, в которой он стоит на учете.

Вот случай, который произошел совсем недавно. Знакомого предпринимателя проверяла группа налоговиков, один из участников которой не был указан в решении о проведении проверки. Были все основания попросту не пустить их дальше порога, но мой товарищ поступил мудрее: дал налоговикам отработать, а после того, как ему доначислили значительные недоимки, пени и штрафы, добился того, что результаты проверки были признаны недействительными. Так что обращайте внимание и на состав проверяющей группы: возможность доступа на территорию налогоплательщика, право истребования документов, проведения осмотров и иных предусмотренных законом действий имеют только те должностные лица, которые указаны в решении о проведении проверки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *