Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф ГИБДД за фаркоп в 2023 году и как его оформлять». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Можно не торопиться. Нам дали некое подобие переходного периода. ГОСТ 33670–2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» сможет применяться с 1 июля 2021 года. А до этого времени нет никаких методик для определения безопасности внесенных изменений.
Должен ли я демонтировать установленные узлы и агрегаты?
Проще говоря, у контролирующих и надзорных органов до 1 июля нет нормативной и методологической основы для принятия решения об отказе выдачи разрешения о регистрации изменений в конструкцию автомобилей.
«Решение о том, проводить ли демонтаж установленных на автомобиль узлов и агрегатов, следует принимать в соответствии с конкретным случаем. Для понимания того, приведет ли доработка конструкции автомобиля к административной ответственности и стоит ли заблаговременно провести демонтаж детали, достаточно изучить приложение „А“ к ГОСТу 33670–2015, которое занимает не один десяток страниц и состоит из нескольких таблиц, а также техническую документацию на свой автомобиль и установленное оборудование», — советует Михаил Тарасов.
Если у вашей машины стоит особый бампер или фаркоп, то доказать их неправомерность до 1 июля 2021 года инспектор ГИБДД без дополнительных постановлений правительства (которых пока нет) не может.
Та же ситуация сложилась с тонировкой — без замеров об ее чрезмерности говорить нельзя, а для замеров должны быть соблюдены определенные условия (например, в темное время суток замеры не проводятся).
Адвокат Коллегии адвокатов Москвы «Интеллект. Конструктивность. Альтернативность» Михаил Тарасов:
— Формулировка «единичное ТС» указывает на то, что отход от уточнения в виде формулировки «тип транспортного средства» — не просто забывчивость, как на то указали многие эксперты и журналисты, а попытка регулирования тюнинга на каждый автомобиль и преследование определенных целей. Разбираться, чем же это продиктовано (желанием извлечь процедурой согласования изменений конструкции автомобиля экономическую выгоду для государства либо же реальным стремлением уменьшить количество ДТП с участием доработанных автомобилей и стремлением сохранить больше жизней на дорогах), невозможно по одной простой причине — отдельного учета фактов смертельных ДТП с участием тюнингованных авто в действующей системе правовой статистики учета преступности в России не существует.
- О других ограничениях техрегламента для автомобилистов читайте здесь.
- Если вам удобнее читать (или смотреть) нас в соцсетях, подписывайтесь на «За рулем» в Instagram , Вконтакте, Facebook, Youtube, Яндекс.Дзен
Фаркоп установлен, но не зарегистрирован: что делать?
В том случае, если на машину фаркоп установлен давно и не зарегистрирован как следует, вы все равно можете избежать штрафа. Для этого необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, в течение года обойтись также без нарушений правил дорожного движения – в таком случае, даже если инспектор выявит отсутствие регистрации фаркопа, он может ограничиться предупреждением. После этого вам все же необходимо будет пройти регистрацию в том порядке, который установлен законодательно. Или просто найти на него паспорт и сертификат, если его установка предусмотрена производителем.
Порядок регистрации не отличается от такового при установке ТСУ, за исключением, конечно, самого этапа установки. Но если экспертиза ГИБДД обнаружит, что фаркоп установлен неправильно либо вообще не может быть установлен на ваше транспортное средство, его придется демонтировать. Если вы покупаете автомобиль с пробегом и с уже установленным ТСУ, важно получить документы на него у продавца, так как зарегистрировать в ГИБДД такой автомобиль не получится, и необходим будет демонтаж фаркопа.
Что делать, если планируется купить и установить фаркоп
Чтобы установить фаркоп и в дальнейшем из-за этого не возникло каких-либо разногласий при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД, рекомендуется следовать указанной инструкции:
- Определиться с тем, предусмотрено ли заводом-изготовителем установка такого оборудования на транспортное средство. Обязательно также нужно иметь техническую инструкцию к нему, где четко сформулировано, допускается ли такая модификация. Даже если её автовладелец потерял или не сохранил, то можно использовать скачанное из интернета руководство (с сайта производителя или стороннего ресурса).
- Если установка допускается, то останется только приобрести совместимое крепление (модели также можно уточнить у производителя) и установить его в авторизованном сервисном центре.
- Если установка не предусмотрена концерном, то нужно посетить ближайшее отделение ГИБДД с пакетом документов по авто (ПТС, руководство, квитанция о пошлине) для проведения технической экспертизы.
Когда фаркоп требует регистрации
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в в 2021 году, зависит от конструкции легкого автомобиля. Регистрировать фаркоп не придётся в следующих случаях:
- его поставили на заводе, т.е. изменения в конструкцию автомобиля внесены самим производителем. В этом случае при покупке автомобиля владелец получит все необходимые документы на фаркоп. Дополнительно регистрировать ничего не требуется;
- он установлен в качестве дополнительного оборудования в автосалоне. В этом случае все необходимые документы также передадут новому владельцу машины.
Не на каждый автомобиль можно поставить фаркоп как дополнительное оборудование. Для этого должны быть соблюдены два условия. Они следующие:
- в заводской документации предусмотрена установка фаркопа. Данная информация, как правило, указывается в руководстве по эксплуатации, которое прилагается к каждой новой машине.
- сам фаркоп предназначен для установки на конкретную модель автомобиля, что подтверждается документами производителя. А также прошёл оценку соответствия.
Если два вышеуказанных условия выполнены, то ответ на вопрос, нужно ли регистрировать фаркоп для легковых автомобилей в ГИБДД, отрицательный. Необходимые документы будут у владельца без прохождения дополнительных процедур. Это:
- эксплуатационное руководство для транспортного средства;
- документы на фаркоп, которые случат подтверждением того, что устройство предназначено для конкретной модели транспортного средства;
- сертификат соответствия на фаркоп.
Можно ли ездить с фаркопом без прицепа на легковом автомобиле
Автомобилисты, которые знают, что регистрировать фаркоп для легкового автомобиля нужно, задаются вопросом о возможности использовать ТС с установленным ТСУ без автоприцепа.
Даже если тягово-сцепное устройство смонтировано и узаконено по всем правилам, но используется без прицепа, возможно наступление ряда последствий. При столкновении с транспортным средством, на котором установлен фаркоп, вероятность получения травм у водителя и пассажира сзади идущего авто возрастает. Столкновение с прицепом намного безопаснее. Поэтому закон предусматривает это обстоятельство и запрещает езду без прицепа. Съемную часть ТСУ необходимо убирать.
Допускается движение без прицепа, если стоит сцепной шар, скрытый или имеющий складную конструкцию. Подобные модели устройства набирают популярность, поскольку позволяют быстро убрать выступающую деталь, не создавая опасных ситуаций для других участников движения.
Зарегистрировать фаркоп на легковую машину проблематично, поэтому многие автовладельцы, чьи ТС не оснащены элементом буксировки производителем, избегают установки крюка.
Что является внесением изменений в конструкцию автомобиля
Под изменениями конструкции транспортного средства понимается демонтаж предусмотренных и/или установка не предусмотренных заводом-производителем составных частей автомобиля. Исходя из этого, изменениями конструкции являются:
- замена типа кузова;
- замена сидений на сидения другого производителя или другой модели авто;
- изменение расположения сидений и/или их количества;
- замена типа и/или модели двигателя (если это влияет на мощность и вес автомобиля);
- замена световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных фар);
- демонтаж или установка ГБО;
- замена тормозной системы;
- установка фаркопа, порогов и спойлеров, лебедок и подъемников;
- установка дополнительных баков для топлива;
- переоборудование автомобиля для граждан с инвалидностью;
- замена бамперов;
- изменения в ходовой части транспортного средства;
- переустановка руля;
- корректировка габаритных и весовых параметров.
Как зарегистрировать фаркоп в ГИБДД
Процедура регистрации фаркопа в ГИБДД достаточно длительная. Во-первых, нужно выбрать ТСУ, соответствующее марке и модели автомобиля. В противном случае нельзя будет узаконить фаркоп на легковом автомобиле. А в случае использования тягово-сцепного устройства, не предназначенного для авто, грозит штраф.
Обратите внимание, что обязательно нужен сертификат на прицепное устройство для легкового автомобиля. Установить деталь без соответствующих документов не получиться.
Порядок установки фаркопа на легковой автомобиль следующий:
- Пройти экспертизу ТСУ, которое планируется установить на машину (сделать это можно только в аккредитованных лабораториях).
- Подать заявление в ГИБДД и получить разрешение на установку.
- Установить фаркоп в специализированном автосервисе.
- Осуществить проверку изменений конструкции авто в лаборатории, в которую обращались для экспертизы ТСУ, и получить протокол.
- Пройти технический осмотр автомобиля.
- Пройти осмотр авто в ГИБДД.
- Получить свидетельство о соответствии конструкции машины в лаборатории.
- Перерегистрировать авто и поставить на учет фаркоп в ГИБДД.
Документы необходимые для фаркопа в 2022 году
В 2022 году в России будет продолжать действовать Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», вступивший в силу 10 лет назад. Этот документ регламентирует требования, которым должны соответствовать автомобили и монтируемое оборудование. Статья 77 Регламента указывает, что не подлежат проверке транспортные средства:
- если на них установлены компоненты, специально предназначенные для данного транспорта, прошедшие оценку соответствия и внесенные в эксплуатационную документацию;
- если дополнительное оборудование установлено в порядке серийных изменений, на основании конструкторской документации, в заводских условиях.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2023 году?
Регистрировать фаркоп или нет в 2023 году – зависит от наличия разрешающих документов и самого тягово-сцепного устройства. Регистрация ТСУ в ГИБДД не потребуется, если соблюдена совокупность правил:
- установка фаркопа конструктивно предусмотрена фирмой-производителем, и это указано в руководстве по эксплуатации этой модели машины;
- тягово-сцепное устройство обладает сертификатом соответствия и паспортом (инструкцией по монтажу), сертификат можно предоставлять на проверку в виде заверенной копии.
Регистрация фаркопа в ГИБДД обязательна, если:
- установка приспособления конструктивно не предусмотрена заводом-изготовителем;
- документы на фаркоп отсутствуют или не подлежат восстановлению, в этом случае новое оборудование оформляется в ГИБДД, как внесение изменений в автомобильную конструкцию (требования ТР ТС 018/2011 Технического регламента Таможенного союза).
Самовольное крепление устройства на автомобиль является конструктивным изменением и, в момент эксплуатации, может представлять опасность как для водителя, так и для прочих участников дорожного движения. Именно поэтому нужно согласовать установку фаркопа в 2023 году с ГИБДД, а в отдельных случаях провести автотехническую экспертизу.
Категории водительских прав для машины с фаркопом
Категория водительских прав зависит от типа прицепа, который собирается использовать автовладелец после установки фаркопа. Езда без прицепа, дополнительной категории не требует.
Автомобиль | Масса прицепа (кг) | Общая масса (кг) | Категория |
Легковой | До 750 либо массы автомобиля | До 3500 | В |
От 750 | От 3500 | ВЕ | |
Грузовой | До 750 | — | С, С1 |
От 750 | — | СЕ | |
От 750 | До 12000 | С1Е | |
Автобус | До 750 | — | D, D1 |
От 750 | — | DE | |
От 750 | До 12000 | D1E |
О чем говорит ГОСТ 33670 и чего ждать с 1 июля
В России с 1 июля этого 2021 года приобрел законную силу ГОСТ 33670. Теперь происходит масштабное введение новых правил, которые регулируют внесение изменений в конструкцию автомобиля.
Теперь установку фаркопа нужно обязательно согласовывать с ГИБДД, если устройство официально не рекомендовано для конкретного транспортного средства. После этого нужно будет обязательно пройти проверку специализированной лаборатории, показав автомобиль лично.
Если в Одобрении типа транспортного средства указано «буксировка прицепа запрещена», то установку тягово-сцепного устройства не разрешат. Любое незаводское изменение конструкции сейчас считается незаконным. В основе таких решений находится Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности транспортных средств».
Сейчас разрабатывается законопроект, согласно которому при выявлении нарушений требований технического состояния авто сотрудники дорожной полиции получают право приостанавливать действие диагностической карты.
В таком случае владелец автомобиля должен будет демонтировать ТСУ за 72 часа.
Выбрав нужный фаркоп и все сопутствующие оборудования мы должны приступить к установке. Первым делом запасаемся оборудованием, нам потребуется: дрель, крепежные болты, паяльник, антикор.
Первым делом мы смотрим по Приору седан и выбираем нужное место под крепление на подрамнике. Это должно быть четко центр заднего бампера, так как фаркоп должен тянуть прицеп точно по центру автомобиля, чтобы при движении не смещался прицеп в сторону. Если такое произойдет, то это гарантированно приведет к аварии.
Теперь нам нужно по схеме отыскать все сигнальные провода от световых приборов и свести их все в розетку на фаркопе. Розетка необходима для того, чтобы соединять или рассоединять электрическую схему прицепа и автомобиля во время отдельной стоянки прицепа. На прицепе, как правило, вилка уже есть, особенно если прицеп новый. Для соединения новых проводов со старыми нам лучше использовать пайку, так как просто смотав их изоляцией мы рискуем, что самый нужный момент провода могут рассоединиться и это приведет к поломке электрооборудования автомобиля.
Чем грозит выдача приказа
Оформление приказов в суде допускается только в отношении бесспорных долгов и обязательств. К ним закон относит кредиты и микрозаймы, долги по нотариально оформленным документам, взыскание алиментов, неплатежей за услуги ЖКХ, ну и по некоторым другим обязательствам. При этом общая сумма взыскания в приказном производстве не может быть больше 500 тыс. руб.
Почему? Да потому, что при отсутствии возражений от ответчика, с этим судебным актом можно:
- обратиться в ФССП для возбуждения производства, а также — добиться ареста счетов и банковских карточек, начать с карт должника принудительное списание средств;
- подать документ по месту работы должника, чтобы начать удержания с зарплаты;
- направить приказ напрямую в банк, где у ответчика открыты счета, вклады и карты.
Многие водители утверждают, что фаркоп имеет лишь защитную функцию. Они думают, что при аварии приспособление возьмет на себя весь удар сзади. С логической точки зрения, это верное утверждение. Однако по всему миру запрещено перемещаться с фаркопом без прицепа. Почему?
Дело в том, что при возникновении ДТП машина будет повреждена еще сильнее, если удар придется не на бампер, а на ТСУ. Эксперты советуют снимать фаркоп, чтобы лишний раз обезопасить свой транспорт.
Какие же функции выполняет фаркоп? Мы выяснили, что он необходим для транспортировки грузов. Кроме этого, устройство точно понадобится людям, которые путешествуют на дальние расстояния на машине. Дополнительно приспособление нужно для буксировки другого ТС (автомобилей, катеров или снегоходов). Главное, чтобы их весь не превышал 3 тонны.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
Читать дальше: Комиссия за выдачу банковской гарантии налоговый учет
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:
Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.
Если в модели автомобиля отсутствует фаркоп или используется устройство без сертификата, это будет считаться изменением конструкции автомобиля, т.е тюнингом. Фаркоп должен быть зарегистрирован и сделать отметку об этом в свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС). Для этого следуйте инструкциям.
Выберите лабораторию. О том, как это сделать, мы подробно рассказали в статье, посвященной автонастройке.
Получите заключение в лаборатории. Задайте вопрос в лабораторию, и, если все в порядке, вам дадут заключение.
Согласуйте изменения с ГИБДД. Подать заключение семинара вместе с заявкой в отдел технического надзора ГАИ.
Установить фаркоп. Вы можете сделать это самостоятельно, связываться с авторизованным сервисом необязательно.
Получите протокол в лаборатории. Персонал сравнит запланированные изменения с тем, что произошло.
Получить сертификат соответствия проекту и акт экспертизы. Для этого подайте документы в ГИБДД по списку:
Обратитесь в отдел регистрации ГИБДД. Там вы будете отмечены в СТС и ПТС.
Ещё несколько советов:
При отсутствии возможности установить фаркоп, вы можете обратиться в ГИБДД и пройти экспертизу самого автомобиля на пункте технического обслуживания. Тогда, возможно, появится вариант внесения изменений в конструкцию, и получить документы для этого, с необходимым сертифицированием.
- не стоит затягивать с оформлением разрешений, в противном случае лучше снять фаркоп чтобы не «попасться». Потом при необходимости установить снова.
- при покупке автомобиля можно заранее поинтересоваться возможностью установки фаркопа и использовании прицепа
- Пока органы не очень строго преследуют за нарушения правил эксплуатации прицепов, однако количество таких случаев с 2019-м году стало увеличиваться.
Итак, в этой статье мы попытались собрать всю информацию по тематике установки фаркопов и их сертификации. Можно написать ещё много дополнительно по этому вопросу, однако не будем перегружать читателя — излишнее внедрение в детали, возможно, только окажется лишним в каждом конкретном случае. Остаётся только пожелать удачи в таком ответственно деле как установка фаркопа, и, конечно, безопасности на дорогах.