Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.2 Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 12 прямо предусматривает требование обеспечения доступности: 1. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. 2. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры. Кроме того вопросы обеспечении доступности содержатся и в требованиях к проектной документации, в которой потребности инвалидов должны быть обязательно учтены.
Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года
Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
• СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения»: (Разделы 1 (пункты 1.1 — 1.6), 2, 4 (пункты 4.1.2 — 4.1.11, абзацы первый — пятый пункта 4.1.12, пункты 4.1.14 — 4.1.16, абзац первый пункта 4.1.17, пункты 4.2.1 — 4.2.4, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.3 — 4.3.5, 4.3.7), 5 (пункты 5.1.1 — 5.1.3, абзацы первый — третий и пятый пункта 5.1.4, абзац первый пункта 5.1.5, пункты 5.1.6 — 5.1.8, 5.2.1 — 5.2.4, 5.2.6 — 5.2.11, 5.2.13, абзацы первый и второй пункта 5.2.14, пункты 5.2.15 — 5.2.17, абзац первый пункта 5.2.19, пункты 5.2.20 — 5.2.32, абзац второй пункта 5.2.33, пункты 5.2.34, 5.3.1 — 5.3.9, 5.4.2, 5.4.3, 5.5.1, 5.5.2, абзац первый пункта 5.5.3, пункты 5.5.4 — 5.5.7), 6 — 8, приложение Г.)) • Изменение №1 к СП 59.13330.2012. Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ № 750/пр от 21 октября 2015 г.
• СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 — 4.7, 4.9 — 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 -4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 — 4.26, 4.28 -4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 — 5.7, 5.9 — 5.13, 5.20 — 5.27, 5.32 — 5.36, 5.38 — 5.46), 6 (пункты 6.1 — 6.6, 6.8 — 6.12, 6.14 — 6.21, 6.23 — 6.28, 6.30 — 6.38, 6.40 — 6.48, 6.53 — 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 — 6.95), 7 (пункты 7.1 — 7.5, 7.8, 7.10 — 7.27, 7.35, 7.37 — 7.43, 7.46 — 7.49), 8 (пункты 8.1 — 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 — 8.26, 8.28 — 8.34), 9 (пункты 9.1 — 9.5), приложение Г.
Ответственность за несоблюдение требований по обеспечению доступности объектов и услуг
Санкции за неисполнение Федерального Закона 181-ФЗ Согласно статье 16 Закона «.. юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) Статья 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей. Статья 9.13 КоАП — Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей.
Статья 9.14. КоАП — Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами. Отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей. Статья 11.24. КоАП — Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 рублей.
Статья 5.41. Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение. Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Статья 19.5. ч.1 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства . Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Статья 19.7. Непредставление сведений (информации).
Дополнительные льготы
Остальные льготы, которые должны получать на территории России все инвалиды 3 группы, назначаются в случае:
- признания и подтверждения наличия инвалидности из-за произошедших осложнений после плановой вакцинации (полагается ежемесячная компенсация в размере около 1000 рублей);
- уплаты страховой суммы, предусмотренной договором обязательного страхования гражданской ответственности на автомобильное средство, предоставленное в законном порядке органами социальной защиты (в этом случае инвалиду 3 группы должна быть возмещена половина страхового платежа).
- невозможности осуществления дальнейшей трудовой деятельности по специальности в соответствии с профессиональной подготовкой (государство предоставляет возможность получения дополнительного образования на бесплатных основаниях в сфере государственной службы).
Обеспечение жизнедеятельности инвалидов согласно законодательству России
Законодательством установлена обязанность государственных органов обеспечивать инвалидов необходимыми условиями для их полноценной жизнедеятельности. Эти гарантии прописаны в 4 главе ФЗ «О социальной защите инвалидов».
В данные условия входят следующие виды жизнедеятельности человека:
- доступ к информации;
- обеспечение доступа к транспортной, социальной и инженерной инфраструктуре;
- бесплатная медицина;
- обеспечение жильем;
- профессиональная деятельность;
- обучение;
- социально-бытовое обслуживание инвалидов;
- материальная поддержка.
Законодательные нововведения
Перечислим, что изменится законе об инвалидах в 2020 году:
- Граждане уязвимой категории получат право на ремонт технических средств без очереди. К таким средствам относятся те, в которых инвалид ощущает первоочередную потребность – протезы, коляски, приспособления.
- Госзакупки будут проводиться с предпочтением товаров, изготовленных гражданами со статусом инвалидности. При этом предпочтение отдается не инвалидам-ИП, а организациям инвалидов общероссийским, в которых состав участников этой категории не менее 80%.
- При выигрыше тендера, заказчик заключает договор с организацией инвалидов по цене, сниженной на 10-15% от заявленной.
-
Важно! Предпочтение будут иметь только сообщества, занимающиеся изготовлением регламентированных товаров.
- Внесены изменения в правила парковки. Теперь бесплатно могут парковаться не только инвалиды, но и граждане, перевозящие инвалида или управляющие транспортом ребенка-инвалида. На авто обязательно наличие опознавательного знака.
- Изменены критерии присвоения групп инвалидности. Теперь в законе они прописаны в другой формулировке.
- Введено понятие формирования способностей к различным видам деятельности – абилитация.
- Обязанность властей обеспечить гражданам уязвимой категории беспрепятственный доступ к любому объекту – культурному, общественному, транспортному, бытовому.
В Германии в Конституцию внесены слова: «Никто не может быть ущемлен по причине своей инвалидности». Она предоставляет всем гражданам «право на реабилитацию и интеграцию в нормальную жизнь». Она обязывает законодательную, исполнительную власть и судебные органы как на федеральном уровне, так и на уровне земель и общин, а также прочие учреждения и организации общественной власти использовать все возможности для введения инвалидов всех групп «насколько это возможно, в нормальную жизнь». В гражданском праве предусмотрен запрет на причинение ущерба инвалидам при отношениях между частными лицами. Однако в Конституции Германии нет требования отдавать предпочтение или оказывать содействие инвалидам для установления одинаковых условий жизни или предоставления одинаковых шансов. Эти вопросы отнесены к компетенции «простого» законодателя, которому надлежит решать их «в рамках своих возможностей и с учетом принципа социального государства».
Существует свод норм и правил, целью которых является интеграция в жизнь общества инвалидов и лиц, которым угрожает инвалидность. В нем подчеркнуто, что понятийное выделение инвалидности не должно способствовать идеологической или социальной дискриминации инвалидов, оно лишь призвано подчеркнуть индивидуальность их проблем и шансов. В Германии существует специальное законодательство «О труде лиц с пониженной физической способностью». Для них организовано квотирование рабочих мест, предусмотрены особые льготы при трудоустройстве.
Согласно закону «О содействии в трудоустройстве» инвалид получает такую же помощь, что и физически здоровый человек, однако если переподготовка требуется именно из-за инвалидности, она будет входить в комплекс мероприятий по профессиональной реабилитации и предоставляться на более выгодных условиях и в значительно большем объеме.
В Германии в основе законодательства об инвалидах лежит идея о том, что реабилитация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем постоянное обеспечение их пенсиями и пособиями. Здесь действует Федеральная программа занятости лиц с тяжелой степенью инвалидности, предусматривающая различные льготы и субсидии
предпринимателям, трудоустраивающим инвалидов.
Существует «Кодекс социального права», являющийся, по сути, руководящим положением при определении политики и помощи инвалидам в Германии. Основными принципами «Кодекса социального права» являются: оказание всех видов необходимой помощи любому инвалиду или лицу, которому угрожает инвалидность, независимо от причины; интеграция инвалидов в общество; вмешательство на самой ранней стадии, когда должны быть приняты все меры для уменьшения масштабов последствий инвалидности; принцип оказания индивидуальной помощи, ориентированной на потребности конкретного инвалида.
Существуют законы «О выравнивании услуг по реабилитации», «О социальной помощи», нормы которых направлены на реабилитацию инвалидов с применением механизмов страхования. Согласно этим законам, финансирование процесса интеграции инвалида в трудовую жизнь имеет приоритет перед пенсионным финансированием. Здесь действует принцип «реабилитация до назначения пенсии».
Вопросами социальной защиты инвалидов ведает Министерство труда и социальных дел, а также Федеральный институт страхования. Они осуществляют контроль за выполнением законов и обеспечением финансовых средств на их реализацию. Вопросы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации решаются комплексно, в возможно ранние сроки, с последовательным переходом от одних мероприятий к другим, рекомендуемым на более позднем этапе. Четко определены показания для проведения реабилитации инвалидов в определенных учреждениях и клиниках. В процессе реабилитации выражено стремление к тому, чтобы инвалид как можно раньше стал самостоятельным.
Законодательно определены меры поощрения профессиональной реабилитации инвалидов. Работающим инвалидам предусмотрена выплата специальной компенсации транспортных расходов на дорогу до работы и обратно.
Однако в соответствии с законодательством социальная защита инвалидов в Германии распространяется лишь на лиц, у которых степень утраты трудоспособности составляет не менее 50 процентов. На основании отдельных причин к ним могут быть приравнены лица со степенью инвалидности 30-50 процентов, которые без такого приравнивания не могут рассчитывать на получение пособия и сохранение рабочего места. Инвалиды с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности получают компенсацию ущерба и имеют много льгот (снижение налогов, защита от увольнений и другие).
Кого могут отнести к категории инвалидов в соответствии с действующим законодательством
К категории «инвалид», согласно рассматриваемому закону, относят людей, у которых обнаружено существенное расстройство функций организма физического и/или психологического характера, которые проявляются в ограниченных возможностях жизнедеятельности.
Закон дает гражданам, которые отнесены к данной категории, на получение от государства в обязательном порядке помощи и защиты, как в социальной сфере, так и в бытовой, экономической жизни.
Различные группы нетрудоспособности (первая, вторая, третья) присваиваются отдельно взятому человеку в зависимости от сложности его заболеваний и возраста, и в соответствии с определенной группой начисляются пенсионные выплаты и предоставляется комплект дополнительных социальных услуг.
Если возраст человека меньше 18 лет, то используется термин «ребенок-инвалид».
Обеспечение техническими средствами лиц, имеющих статус инвалидов
Все технические средства, которые необходимы для компенсации потерянных функций организма, должны быть предоставлены со стороны государства для инвалидов. Источником финансирования для приобретения необходимых технических средств является федеральный бюджет. В связи с чем они бесплатно выдаются нуждающимся в них.
К технической помощи относят следующие средства:
- Помогающие людям ориентироваться в окружающем их пространстве. В их числе специально обученные собаки — поводыри.
- Позволяющие ухаживать за собой и домом.
- Используемые для саморазвития, например, специальные предметы канцелярии, книги с особым шрифтом.
- Которые необходимы для передвижения. К ним относят коляски, протезы, автотранспорт и другое.
- Дающие возможность самостоятельно обслуживать свои потребности.
Обеспечение техническими средствами лиц, имеющих статус инвалидов
Все технические средства, которые необходимы для компенсации потерянных функций организма, должны быть предоставлены со стороны государства для инвалидов. Источником финансирования для приобретения необходимых технических средств является федеральный бюджет. В связи с чем они бесплатно выдаются нуждающимся в них.
К технической помощи относят следующие средства:
- Помогающие людям ориентироваться в окружающем их пространстве. В их числе специально обученные собаки — поводыри.
- Позволяющие ухаживать за собой и домом.
- Используемые для саморазвития, например, специальные предметы канцелярии, книги с особым шрифтом.
- Которые необходимы для передвижения. К ним относят коляски, протезы, автотранспорт и другое.
- Дающие возможность самостоятельно обслуживать свои потребности.
Нарушения прав инвалида: что это такое, куда обращаться, ответственность и наказание
При определении нарушения интересов и прав учитываются следующие критерии:
- факт совершения деяния – оно может быть выражено не только в реализации каких-либо активных действий – ущерб может быть нанесен и бездействием;
- нанесение вреда – свидетельствует о том, что характер деятельности направлен против общества;
- выделение вины – происходит посредством определения отношения нарушителя к своим действиям и вытекающим из них последствиям. Существуют две формы – это несоблюдения закона умышленно или по неосторожности;
- ответственность – кто обеспечивает сохранность интересов инвалида.
Федеральный Закон 181 «О социальной защите инвалидов» приняли в 1995 году. С момента принятия были внесены неоднократные изменения, а некоторые статьи были изъяты.
Основополагающие положения ФЗ-181 в настоящее время:
- Предоставляется юридическое понятие слову “инвалид”;
- Указываются и перечисляются степени инвалидности — I, II и III группы. Детям группа не присваивается;
- Определяется понятие о социальной защите инвалидов. Нормативное учреждение обязано совершенствовать акт, а исполнительный — осуществлять его постановления;
- Вводится определение медико-социальной проверки, которая определяет степень инвалидности. Также она устанавливает факт того, что гражданин нуждается в социальной помощи;
- В ФЗ-181 указывается, что дискриминация по признаку инвалидности недопустима;
- Законом установлена необходимость оформления правительственного реестра об инвалидах;
- Указываются меры по поддержке инвалидов. К ним относятся: выплаты денежных средств; предоставление необходимых товаров и определенных услуг (медикаменты, продукты питания, отдых в санатории). Также у них есть возможность получить бесплатное жилье;
- Определены трудовые права инвалидов. Гражданин данной социальной группы должен работать не более 35 часов в неделю. При этом ему выплачивается полная заработная плата;
- ФЗ-181 вводит определения абилитации и реабилитации гражданина данной социальной группы;
- Другие постановления.
Последние изменения в ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов» вносились 1 июня текущего года.
Трудовое законодательство
Защита прав инвалидов в РФ широко освещена в трудовом законодательстве. Люди, ведущие законную трудовую деятельность, имеют право трудиться в течение меньшего времени, нежели обычный человек — в течение 7 часов в день. В общей сложности, недельная продолжительность трудовых часов составляет 35. В данном случае работодатель обязан выплачивать заработную плату в полном размере, как для работника, выполняющего такие же обязанности в течение 8 часов в день.
Что касается времени отдыха, то инвалид имеет право на 30-дневный отпуск, который должен предоставляться каждый год. Более того, такой сотрудник вправе пользоваться возможностью бесплатного отпуска, длительность которого в общей сложности не должна превышать 30 дней в год.
На любом предприятии работодатель обязан надлежащим образом оборудовать место для исполнения трудовых обязанностей инвалидом, причем в соответствии с его физическими особенностями. Кроме этого, законодательство запрещает использовать труд данной категории сотрудников в исполнении сверхурочных, ночных работ, а также в праздничные и выходные дни. Такой вариант разрешается только с письменного согласия инвалида.
Актуальность темы заключается в том, что обеспечение нормальных условий жизнедеятельности и усиления социальной защиты лиц с ограниченными физическими возможностями чрезвычайно важно в современной государственной системе. Государство признается мировым сообществом цивилизованным и демократическим по его отношению к инвалидам, в частности направленности его социальной политики по созданию благоприятных условий жизнедеятельности для этой категории граждан.
Проблема инвалидности как социального явления имеет глобальный характер. Доказательством этому является тот факт, что по оценкам ООН на начало третьего тысячелетия более 1 миллиарда человек в мире имеют ту или иную форму инвалидности, что соответствует 15 процентам населения мира, т.е. это каждый седьмой, более 100 миллионов инвалидов – дети [71].
В России по данным Росстата, в 2020 году проживает 11,96 млн. инвалидов (около 8% населения), это достаточно весомая цифра: каждый одиннадцатый россиянин – инвалид. Для сравнения: в 1988 году число инвалидов не превышало 2% населения России. По сравнению же с 2014 годом, число инвалидов уменьшилось приблизительно на 1 млн. человек; это связано с тем, что среди инвалидов есть и такие категории как инвалиды войны; участники войны, ставшие инвалидами, численность которых с годами становится меньше. Но при этом также ежегодно на несколько тысяч человек уменьшается количество граждан, обращающихся за установлением инвалидности. Что касается детской инвалидности, то она, к сожалению, в последние годы, растет – с 580 тыс. в 2014 году до 688 тыс. в 2020 году [72].
Высокая численность данной группы граждан ставит перед государственными органами задачу, направленную на решение проблем в отношении их социальной защиты.
Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, направленных на решение проблем инвалидов, и организационных мероприятий в этой сфере, на сегодняшний день в России остается немало проблем в сфере обеспечения надлежащей жизни инвалидов. Так, реалиями сегодняшнего дня есть проблемы в трудоустройстве и сохранении рабочего места, дефицит общения и социальная изоляция инвалидов, языковой барьер, нарушение прав на получение образования, недостаточная доступность для инвалидов общественных объектов и сооружений, транспорта. Существуют проблемы и в финансировании различных мероприятий социально-правовой защиты и социального обслуживания инвалидов, в результате чего многие инвалиды и семьи, имеющие ребенка-инвалида, находятся в состоянии нищеты.
Вопросы социального обслуживания нетрудоспособных граждан всегда находились в фокусе, как научных исследований многих областей знаний, так и политики любого государства. Особую актуальность данный вопрос приобретает сегодня, поскольку современные условия функционирования государственных систем строятся на приоритетах социальной направленности.
К тому же инвалидность – это эволюционирующее понятие, которое зависит от отношения государства к проблемам инвалидов и сейчас находится в состоянии концептуальных изменений, обусловливающих новые подходы к правовому опосредованию общественных отношений, возникающих в результате взаимодействия между людьми, которые имеют стойкое нарушение здоровья, общественными и пространственно-средовыми барьерами. Именно поэтому приобретает актуальность исследование проблем социальной защиты инвалидов в Российской Федерации в современных социально-экономических условиях.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере социальной защиты инвалидов.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
Целью исследования является анализ системы правового регулирования отношений в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, исследование проблем социальной защищенности инвалидов и предложение путей его совершенствования.
Для достижения поставленной цели исследования представляется необходимым решение следующих задач:
1) провести анализ правового регулирования отношений в области социальной защиты инвалидов;
2) выяснить особенности правового статуса инвалида как субъекта социальной защиты;
3) выяснить особенности мер социальной защиты в области занятости инвалидов;
4) раскрыть формы социального обслуживания инвалидов.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых-юристов, специалистов в области права социального обеспечения Ю.В. Беляниновой, О.А. Гуриной, Р.Н. Жаворонкова, Н.А. Захаровой, О.В. Кузнецовой, И.В. Малофеева, Е.И. Холостовой, Ю.А. Фирсовой и других ученых.
Методы исследования. Методология исследования представлена общими и частными методами научного исследования, были использованы: историко-правовой и сравнительно-правовой методы, анализ, синтез, обобщение, систематизация, системный и функциональный подходы.
База исследования. Государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Балашовского района».
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и библиографического списка источников.