Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меры по предупреждению банкротства организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В такой ситуации она обязана перейти к осуществлению мер по его предупреждению. И первым шагом является оповещение всех собственников и учредителей компании о ее финансовом состоянии. Ответственность за это оповещение берет на себя, как правило, директор компании или ее управляющий.
Дополнительная информация
Перед внедрением всех мер по предупреждению несостоятельности нужно определить причины, по которым возникла угроза банкротства. От них зависит порядок действий. Нужно определить причину проблемы, а потом работать именно по этому направлению. К примеру, проблема компании – большое количество долгов покупателей. Товар отгружается в кредит, но деньги за него выплачиваются с задержкой. А потому у фирмы мало свободных средств. Она не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. В этом случае имеет смысл воспользоваться этими антикризисными мерами:
- Внедрение автоматизированной системы по работе с дебиторами.
- Организация взаимодействия с дебиторами (отправка уведомлений, звонки и прочее).
- Отмена программы отгрузки продукции в кредит.
Не существует одной работающей схемы предупреждения банкротства. Порядок действий определяется конкретной ситуацией.
Понятие предупреждения банкротства
Предупреждение несостоятельности фирмы — это методы по восстановлению финансового состояния задолжавшей компании. Во 2 главе №127ФЗ сказано, что при появлении признаков несостоятельности, управленцы задолжавшей компании в десятидневный период с момента возникновения подобной ситуации обязаны отправить данные об этих признаках владельцу собственности организации (в случае если организация является унитарной) а также лицам, которые могут организовывать внеочередное собрание акционеров.
В соответствие с п3 ст30 этого же закона, учредители предприятия и владелец собственности до подачи заявления в судебную инстанцию о признании компании несостоятельной осуществляются меры по восстановлению финансового положения фирмы. Также в этом процессе могут принимать участие заимодатели и иные лица, сотрудничающие с компанией. В некоторых ситуациях реализовывать методы предупреждения несостоятельности предприятия должны и гос. органы.
Избежать банкротства компании можно как на досудебном этапе, так и в период, когда процесс признания предприятия несостоятельным начался. Управленцы фирмы и другие заинтересованные лица выявляют эффективные способы по возврату нестабильной компании платежеспособности. Для кредитных предприятий и компаний в стратегической отрасли определены добавочные способы по предотвращению несостоятельности. Они реализуются управленцами компании и другими заинтересованным лицами до подачи заявления в судебную инстанцию.
Внешнее управление отражено в шестой главе закона о несостоятельности. Этот процесс стабилизации экономической ситуации компании предполагает отстранение лиц, занимающихся управлением фирмы, от обязанностей и перенаправление их полномочий на утвержденного в судебном порядке внешнего управляющего.
Внешнее управление утверждается судебным органом посредством ходатайства собрания займодателей на временной период до 18 мес. Если возникнет такая необходимость, срок данного процесса может быть увеличен еще на 6 мес. На этот временной промежуток управляющий формирует план необходимых для восстановления платежеспособности действий, который должен быть одобрен собранием займодателей. Цель этого планирования — восстановление стабильного платежеспособного финансового положения компании.
Кроме осуществления плана внешнего управления, возобновлению стабильной деятельности задолжавшего предприятия способствует ввод моратория на исполнение задолжавшим обязательств перед заимодателями.
Существуют особые организацию, которые включены в реестр, утвержденный на федеральном уровне, осуществляющие свою деятельность в стратегически важных для страны сферах, к примеру, в оборонно-промышленном комплексе.
Для предотвращение их банкротства согласно ст91 ФЗ о несостоятельности, правительство России способствует реализации следующих мер:
- Анализирование платежеспособности и экономического положения предприятия.
- Осуществление реорганизации компании.
- Реструктуризация долга по налоговым выплатам, сборам в гос. бюджет и платежам во внебюджетные фонды.
- Санация до судебного этапа.
- Нахождение путей (включая оформление гос. гарантии) для осуществления договоренности между данными предприятиями и их заимодателями о реструкторизации накопившегося долга.
- Возврат задолженности гос. органов власти перед предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сфере гособоронзаказа, если возникшая несостоятельность появилась по данной причине.
- Другие меры.
Внешнее управление утверждается в судебном процессе. Для предотвращения несостоятельности данных предприятий, в согласно ст189.9 того же закона реализуются следующие мероприятия:
- финансовое оздоровление компании в досудебном этапе;
- утверждение временной администрации, помимо ситуаций, которые взаимосвязаны с лишением лицензий на исполнение банковских операций.
- осуществление реорганизации предприятия;
- мероприятие, которые реализуются совместно с Агентством по страхованию вкладов, берущем на себя обязательства конкурсного управляющего в ситуации несостоятельности кредитных компаний.
Все вышеперечисленные мероприятия должны быть осуществлены до момента лишения лицензии на осуществление банковских операций.
Таким образом, дестабилизация финансового положения предприятия не является нерешающейся ситуацией. Существует многочисленное количество методов улучшения платежеспособного состояния компании, в том числе на этапе после начала судебного процесса. Существенную помощь в подобном положении могут предложить юристы и финансовые консультанты.
Упрощенная процедура банкротства
Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.
Подать заявление о признании банкротом в этих случаях могут учредители компании, или ее руководство после принятия решения о ликвидации, или ликвидационная комиссия, если невозможность полных выплат по долгам выявлена уже после ее создания. Причем это — не право, а обязанность вышеуказанных лиц. При нарушении порядка они будут отвечать по долгам предприятия собственным имуществом. Еще одна возможность применения упрощенного порядка — подача кредитором заявления при наличии начатой процедуры ликвидации компании-должника.
Причины неплатежеспособности и возможного банкротства хозяйствующих субъектов
Высокоэффективная рыночная экономика доказала свою жизнеспособность на протяжении всего времени своего существования.
Социалистическая административно-плановая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она действительно оказывалось высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (например, выход в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов вооружений и т.д.). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала рынку ограниченный ассортимент, как правило, низкокачественных товаров, изготавливаемых по устаревшим технологиям.
Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики, и фактически подтвердилось положение экономической теории о том, что в условиях монополии при отсутствии рыночного регулирования цен колебаниями спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен и одновременно сокращение объемов производства.
Спад российского промышленного производства к середине 1990-х годов приобрел структурный характер. Одновременно с сокращением производства отдельных видов продукции стала наблюдаться стабилизация выпуска продукции других видов. Такая ситуация в промышленности возникла впервые с начала экономических реформ.
Рост цен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов неплатежей, и прежде всего между предприятиями.
Антикризисное управление деятельностью предприятий
Основополагающие процедуры, применяемые к предприятиямдолжникам, отражены в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».
Совокупность мер, применяемых к предприятиям-банкротам согласно действующему законодательству, можно разделить на две основные группы: реорганизационные и ликвидационные.
Основное отличие всех реорганизационных процедур от ликвидационных заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращения деятельности предприятий-должников. Главная задача здесь — организовать вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и обеспечить нормальное его функциониро]вание.
Реорганизация. К реорганизационным процедурам относятся внешнее управление имуществом, досудебная санация, наблюдение, мировое соглашение.
Под внешним управлением имуществом понимается процедура, применяемая к предприятию-должнику в целях восстановления его платежеспособности, которая направлена на продолжение деятельности данного предприятия. Внешнее управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, кредитора или уполномоченного органа и осуществляется на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.
Досудебная санация — это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.
Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Ликвидация. К ликвидационным процедурам относятся конкурсное производство и принудительная ликвидация предприятиядолжника по решению арбитражного суда.
Ликвидация предприятий-должников осуществляется в процессе конкурсного производства, при котором определяется ликвидируемое имущество должника (конкурсная масса), распределяемое между кредиторами в порядке очередности.
Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Законом определена очередность при расчетах с кредиторами. Вне очереди покрываются судебные издержки, а также расходы по оплате труда конкурсного управляющего и по осуществлению деятельности предприятия-банкрота в период его правления. В первую очередь по требованиям граждан погашается задолженность по выплате пособий за причинение вреда жизни и здоровью. Затем — по выплате выходных пособий, по оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам) и по выплате авторских вознаграждений. В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Процедуры, предусмотренные в процессе банкротства в широком смысле слова, целесообразно определить как антикризисные. Тогда собственно процедуры банкротства будут составной частью антикризисных.
Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.
В условиях рыночной экономики антикризисный процесс управляем.
Антикризисное регулирование — это макроэкономическая категория, представляющая собой меры воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций.
Антикризисное управление деятельностью предприятий представляет собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. В отличие от мониторинга это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия.
Механизм антикризисного управления включает: диагностику технико-экономического и финансового состояния предприятия, оценку перспектив развития бизнеса, маркетинг, антикризисную инвестиционную политику, управление персоналом, производственный менеджмент, организацию ликвидации предприятия.
Стратегические мероприятия заключаются в анализе и оценке положения предприятия, изучении производственного потенциала, разработке производственных программ, политики доходов, инноваций, разработке общей концепции финансового оздоровления предприятия.
Банкротство как способ финансового оздоровления
Чтобы объявить себя банкротом в 2021 году, можно подать заявление и необходимые документы в арбитражный суд или же обратиться в МФЦ.Этапы процедуры банкротства:
1) сбор документов;2) оплата госпошлины;3) выбор финансового управляющего;4) подача документов в суд;
5) рассмотрение дела, в ходе которого суд решит проводить одну из двух процедур: реструктуризацию долга или реализацию имущества;6) предоставление суду отчета о проведении одной из процедур и признание гражданина банкротом.
— Реструктуризация — это восстановление платежеспособности физлица путем изменения условий выплаты задолженности кредиторам. Суд может признать заявление обоснованным и ввести процедуру реструктуризации долгов, — пояснила Лилия Ших.
Такое промежуточное решение суда говорит о том, что:
- — заявление соответствует предъявляемым к нему требованиям;
- — у гражданина действительно существует задолженность перед кредиторами, которую он не способен погасить;
- — он отвечает признакам неплатежеспособности;
- — если заявление подано кредитором или уполномоченным органом, у должника нет на него возражений.
Если же реструктуризация невозможна, то на основании ходатайства должника выносится решение о признании его банкротом и введении другой процедуры – реализации имущества.После того, как сообщение об обоснованности заявления будет опубликовано, у кредиторов есть 2 месяца на предъявление требований к должнику.
Чтобы можно было применить в отношении физлица процедуру реструктуризации долгов, оно должно соответствовать требованиям:
- — получать стабильный доход, чтобы кроме погашения долгов иметь возможность удовлетворять свои базовые потребности;
- — не быть судимым за экономические преступления;
- — не привлекаться за административные правонарушения, связанные с хищением или уничтожением имущества, преднамеренным банкротством;
- — не иметь принятые решения о банкротстве в течение последних 5 лет;
- — не иметь плана реструктуризации задолженности за последние 8 лет.
- — План реструктуризации долгов составляет основу реализации процедуры. Его может предложить как сам должник, так и кредитор или уполномоченный орган. Проект плана направляется финансовому управляющему в течение 10 дней после составления реестра требований кредиторов. Если проект никто не предложит, тогда на собрании кредиторов будет решаться вопрос о признании гражданина банкротом и реализации его имущества, — пояснила юрист.
Если реструктуризация невозможна, результатом банкротства становится распродажа с торгов имущества гражданина и выплата всем кредиторам пропорционально долгу (с учетом очередности). Суд выносит соответствующее решение, после чего финансовый управляющий в течение 15 дней сообщает об этом кредиторам и предлагает им предъявить свои требования.
— В конкурсную массу включается все имущество, на которое может быть наложено взыскание, заработная плата и другие источники дохода. Если должник владеет имуществом совместно с другими лицами (например, супругом), изъятию подлежит только его доля. Опись и оценку имущества проводит финансовый управляющий, после чего предоставляет положение о порядке, условиях и сроках проведения процедуры в суд. В нем также отражается начальная цена продажи имущества, — отметила Лилия Ших.При этом, взыскание нельзя наложить:
- — на жилое помещение, если оно является единственным жильем;
- — на земельный участок, где расположено единственное жилье;
- — на предметы быта, за исключением драгоценностей и предметов роскоши;
- — на алименты на детей;
- — на пенсию и пособия;
- — доход в размере прожиточного минимума.
Продажа конкурсной массы осуществляется на торгах. На их проведение отводится два месяца, после чего происходит погашение задолженности. Если вырученных денег не хватает, банкрот освобождается от своих обязательств по покрытию долгов перед кредиторами.
Однако в законе также указаны случаи, когда списание долгов физических лиц (по кредитам, займам, налогам) недопустимо:
- — если гражданин привлечен к ответственности за неправомерные действия при банкротстве, в том числе фиктивное банкротство;
- — если гражданин уклонился от предоставления необходимых сведений или предоставил недостоверные данные;
- — если при исполнении обязательств были совершены незаконные действия, например, мошенничество или умышленное уничтожение имущества.
— Суд отказывает в принятии заявления, когда в нем имеются грубые ошибки (оно должно соответствовать АПК, ст. 37 и 213.3 4 ФЗ о банкротстве), пакет документов не полон, отсутствует квитанция. Кроме того, это происходит, если гражданин не доказал свою неплатежеспособность, и когда между должником и кредиторами имеется спор, который нужно разрешать через исковое производство, — пояснила Лилия Ших.
— Во время процедуры банкротства формируется конкурсная масса (имущество, денежные средства, которые могут удовлетворить требования кредиторов в какой-то части). Зарплата и пенсия также входят в конкурсную массу, но важно отметить, что должнику остаются денежные средства в размере прожиточного минимума на него и на членов его семьи, — рассказала Екатерина Кузнецова.
Матрица обеспечения возврата инвестиций коммерческой организацией при лизинге основных средств
Получение запланированных бизнес-результатов от сделки |
|||||
Получение |
Залог |
Мониторинг |
Страхование |
Сделка |
Получение |
Факторинговое |
Банковская |
Залог |
Изменение |
||
Страхование |
Единый |
Поручительство |
Уступка |
||
Отказ |
Получение |
Аккредитивные |
Задаток, |
||
Получение запланированных денежных средств от сделки |
Шесть правовых способов, нацеленных на обеспечение своевременных и полных денежных расчетов с лизингополучателем, расположены ниже диагонали матрицы. Чем ближе конкретный правовой способ к диагонали и к левому углу матрицы, тем он более желателен для инвестора-кредитора. Другие шесть правовых мероприятий, способствующих достижению запланированных бизнес-планом производственных результатов лизингополучателя, расположены выше главной диагонали матрицы. Чем ближе правовой способ к диагонали и к левому верхнему углу матрицы, тем он более эффективен при практическом применении для участников сделки.
Предупреждение банкротства
Выходом из кризисного состояния организации, которое характеризуется изменениями и разрушениями сложившейся системы хозяйственных связей и отношений, может стать либо восстановление платежеспособности должника, либо ликвидация хозяйствующего субъекта. Превентивные меры в данном случае могут оказать существенное влияние на положение организации и восстановить нарушенный баланс.
В ст. 30 гл. II Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее — Федеральный закон N 127-ФЗ) определены меры по предупреждению банкротства организаций. В частности, в случае возникновения признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 3 Федерального закона N 127-ФЗ, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 24.01.2008 N А12-13877/07-С55).
Учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных Федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций (п. 2 ст. 30 Федерального закона N 127-ФЗ).
В п. 3 ст. 30 Федерального закона N 127-ФЗ установлено, что в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Такие меры могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации фактически содержится только призыв к учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия, органам государственной власти и местного самоуправления принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, хотя норма ст. 30 Федерального закона N 127-ФЗ и сформулирована как обязательная. Однако обязанность указанных лиц не подкрепляется мерами государственного воздействия в случае несоблюдения названной нормы.
Отметим, что положения ст. 31 Федерального закона N 127-ФЗ при наличии установленных законодательством признаков банкротства позволяют предоставить должнику безвозмездную финансовую помощь. Эта процедура называется санацией.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 127-ФЗ санация — это меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.
Определяем причины и прогнозируем
Важным процессом при профилактике банкротства является определение типичных его причин. По закону РФ, любое юридическое лицо, которое является самостоятельным субъектом, обязано вовремя принять меры по предотвращению банкротства компании. На государственном уровне продумана целая система по предупреждению угроз.
Системой предупреждения банкротства называется объединение органов государственного управления и организаций, которые вместе принимают профилактические меры и дают предварительную оценку вероятности банкротства компании. Субъекты системы предупреждения банкротства сотрудничают между собой и разрабатывают методики, которые предупреждают несостоятельность компаний. Но лучший метод предупредить банкротство – это вовремя спрогнозировать несостоятельность и выявить ее причины. Это даст возможность вовремя принять меры по устранению этих причин.
Лучший метод предупредить банкротство – это вовремя спрогнозировать несостоятельность и выявить ее причины.
Методов прогнозирования несостоятельности организации более десяти. В каждом конкретном случае он выбирается в зависимости от доступности данных и сроков. По эффективности выделяются несколько методов прогнозирования банкротства организации.
Понятие предупреждения банкротства
Предупреждение несостоятельности фирмы — это методы по восстановлению финансового состояния задолжавшей компании. Во 2 главе №127ФЗ сказано, что при появлении признаков несостоятельности, управленцы задолжавшей компании в десятидневный период с момента возникновения подобной ситуации обязаны отправить данные об этих признаках владельцу собственности организации (в случае если организация является унитарной) а также лицам, которые могут организовывать внеочередное собрание акционеров.
В соответствие с п3 ст30 этого же закона, учредители предприятия и владелец собственности до подачи заявления в судебную инстанцию о признании компании несостоятельной осуществляются меры по восстановлению финансового положения фирмы. Также в этом процессе могут принимать участие заимодатели и иные лица, сотрудничающие с компанией. В некоторых ситуациях реализовывать методы предупреждения несостоятельности предприятия должны и гос. органы.
Избежать банкротства компании можно как на досудебном этапе, так и в период, когда процесс признания предприятия несостоятельным начался. Управленцы фирмы и другие заинтересованные лица выявляют эффективные способы по возврату нестабильной компании платежеспособности. Для кредитных предприятий и компаний в стратегической отрасли определены добавочные способы по предотвращению несостоятельности. Они реализуются управленцами компании и другими заинтересованным лицами до подачи заявления в судебную инстанцию.
Особенности экстраполирования
Экстраполяция (или экстраполирование) – это особая методика, которая позволяет создавать прогнозы на ближайшее время. Является самым удобным вариантом, если признаки имеются, но они относятся к категории стандартных и связываются или с работой компании, или с нестабильной экономикой на уровне государства.
Этот вариант прогнозирования предписывает применение тех же способов, что и в прошлом периоде. Так формируется статистический ряд. С его помощью руководитель оценивает вероятные риски по каждому определенному отрезку времени.
То, насколько точным будет конечный результат, определяют анализируемые отрезки времени, а также финансовая ситуация в стране. Возможно в отдельных случаях потребуется обращение к экспертному оцениванию. Если требуются сведения по более длительному временному промежутку. Тогда компанией организуется целый экспертный совет.
В чем разница между предупредительными мерами и восстановительными процедурами
На первый взгляд между ними нет особой разницы, но в действительности они отличаются. Предупредительные меры:
- В законодательстве о банкротстве не существует полного списка всех мероприятий о предотвращении несостоятельности, как нет и подробного описания всех условий их осуществления. В то время как вероятные судебные восстановительные процессы описаны очень четко, а порядок выполнения прописан законодательно.
- Используются до того как начнется судебное разбирательство дела банкротстве. Кроме того, за отдельными исключениями данные мероприятия используются по желанию или с согласия задолжника.
- По обыкновению не предполагают участия уполномоченных лиц для их воплощения, ограничения прав задолжника и контроля со стороны государства.
- Хорошее окончание всех восстановительных процессов влечет завершение судебного разбирательства о банкротстве. Отрицательный результат может означать переход к следующему восстановительному процессу либо уже к аукционному производству. Положительный итог мероприятия по предотвращению банкротства, в свою очередь, заканчивается погашением кредиторских требований и, как последствие, пропажу оснований для начала дела о банкротстве. Если результат отрицательный, по обыкновению, у задолжника появляется обязанность обратиться в арбитражный суд с соответственным заявлением.
Все перечисленные отличия нельзя отнести к мероприятиям по предотвращению несостоятельности отдельных категорий задолжников. Например, финансовых компаний или оборонных предприятий. Все они проводятся под контролем госорганов.
Санация в качестве реабилитационного инструмента
Предотвращение неплатежеспособности юридического лица законодательно сводится к призыву руководителей и владельцев принять необходимые меры как можно скорее. И хотя данная норма является обязательной, в то же время ее не подкрепляют никакие меры госвлияния на упомянутых юридических лиц. Иначе говоря, если норма не будет соблюдена, юридическое лицо не понесет за это никакого наказания. Таким образом, предотвращение неплатежеспособности участниками и владельцами собственности можно назвать декларативным.
В федеральном законодательстве прописана вероятность оказания денежной помощи задолжнику. Данная мера называется оздоровлением или санацией. Предоставляется она исключительно при наличии каких-то конкретных признаков несостоятельности и исключительно в объеме, которого будет достаточно для проведения всех обязательных платежей, выполнения всех финансовых обязательств, которые есть у компании, а также для реабилитации платежеспособности юридического лица. Важно отметить, что предоставление финансовой помощи может быть бесплатным (то есть компании не нужно будет возвращать деньги) или же должник обязан будет принять определенные обязанности в пользу лиц, которые предоставили ему эту денежную помощь.
Санация, в качестве мероприятия по предотвращению несостоятельности фирмы, может быть проведена унитарными компаниями-владельцами активов задолжника, владельцами юридического лица, кредиторами и прочими лицами, способными оказать влияние на финансовую ситуацию, наступившую в данном конкретном предприятии.
Примечательно, что санацию (она же — оздоровление) разрешается задействовать на любой из стадий признания несостоятельности, даже если это дело уже рассматривается арбитражным судом.
Какие существуют меры для предупреждения банкротства
Банкротство представляет собой признание несостоятельности фирмы. Процедура инициируется тогда, когда предприятие не может расплатиться с имеющимися долгами. Обычно, если оздоровительные меры не дают никакого результата, фирма банкротится и ликвидируется. Ее имущество распродается. Полученные деньги распределяются между кредиторами. Банкротство можно предупредить. Для этого используются специальные меры.
Меры по предупреждению несостоятельности регулируются законодательно. Информацию о банкротстве получают учредители. После этого они должны принять меры по предупреждению. Они предполагают оптимизацию деятельности фирмы. В процессе устанавливаются и устраняются те аспекты, которые привели к банкротству. Выполняется работа со штатом сотрудников. Формируется система, которая позволяет контролировать финансовую несостоятельность. Из законов можно сделать вывод о том, что ЮЛ обязано приложить все усилия по предупреждению несостоятельности.
Рассмотрим основные стратегии по предупреждению несостоятельности:
- Экстраполяция. Позволяет установить прогноз на сжатые сроки. При этом учитываются как внешние, так и внутренние факторы влияния на состояние компании. К примеру, нужно учесть финансовое состояние в государстве.
- Методы экспертные оценки. Рассматриваемый вариант используется, когда требуется сформировать долгосрочный прогноз. Набирается комиссия из экспертов. Каждый из специалистов должен оценить значимые в банкротстве показатели и установить их динамику.
- Моделирование. Часто применяется метод моделирования, предполагающий использование автоматизированного анализа. Он обеспечивает быструю и точную оценку экономической ситуации.
Используемые меры определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от состояния компании.
Отчет внешнего управляющего
Внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет:
- по результатам проведения внешнего управления;
- при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления;
- по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов;
- в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Отчет внешнего управляющего должен содержать:
- баланс должника на последнюю отчетную дату;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о прибылях и убытках должника;
- сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, и об уплате обязательных платежей должника;
- расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;
- сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
- иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.
К отчету внешнего управляющего прилагается реестр требований кредиторов.
Какие существуют меры для предупреждения банкротства
Банкротство представляет собой признание несостоятельности фирмы. Процедура инициируется тогда, когда предприятие не может расплатиться с имеющимися долгами. Обычно, если оздоровительные меры не дают никакого результата, фирма банкротится и ликвидируется. Ее имущество распродается. Полученные деньги распределяются между кредиторами. Банкротство можно предупредить. Для этого используются специальные меры.
Меры по предупреждению несостоятельности регулируются законодательно. Информацию о банкротстве получают учредители. После этого они должны принять меры по предупреждению. Они предполагают оптимизацию деятельности фирмы. В процессе устанавливаются и устраняются те аспекты, которые привели к банкротству. Выполняется работа со штатом сотрудников. Формируется система, которая позволяет контролировать финансовую несостоятельность. Из законов можно сделать вывод о том, что ЮЛ обязано приложить все усилия по предупреждению несостоятельности.
Рассмотрим основные стратегии по предупреждению несостоятельности:
- Экстраполяция. Позволяет установить прогноз на сжатые сроки. При этом учитываются как внешние, так и внутренние факторы влияния на состояние компании. К примеру, нужно учесть финансовое состояние в государстве.
- Методы экспертные оценки. Рассматриваемый вариант используется, когда требуется сформировать долгосрочный прогноз. Набирается комиссия из экспертов. Каждый из специалистов должен оценить значимые в банкротстве показатели и установить их динамику.
- Моделирование. Часто применяется метод моделирования, предполагающий использование автоматизированного анализа. Он обеспечивает быструю и точную оценку экономической ситуации.
Санация как инструмент восстановления платежеспособности
Предупреждение банкротства в законодательстве сводится к призыву к собственнику имущества и учредителям принять своевременные меры.
И хотя такая норма сформулирована как обязательная, однако ее не подкрепляют никакие меры государственного воздействия на указанный круг лиц, если норма не будет соблюдена.
Поэтому предупреждение банкротства участниками и собственниками имущества является декларативным.
В ст. 31 Федерального закона установлена возможность оказания безвозмездной финансовой помощи должнику.
Такая мера называется санация, она выделяется только при наличии определенных законодательно признаков банкротства и только в размере, достаточном для восстановления платежеспособности.
Санацию как вариант меры по предупреждению банкротства вправе проводить унитарные предприятия-собственники имущества должника, участники (учредители), кредиторы и иные лица для восстановления платежеспособности и предупреждения банкротства.