Понятия «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятия «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница?

28.03.2019

Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).

Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ. Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.

Предложен следующий вариант разграничения понятий:

· Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

· Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.

Дети с ОВЗ и инвалиды: различие понятий

В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.

Согласно статистике, около 40 тыс. российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ОВЗ, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше. Понимать, в чем отличие ОВЗ и инвалидов критично важно для исправления несовершенства образовательной системы, согласно которой дошкольники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных коррекционных группах в ДОУ, а дети с инвалидностью — преимущественно в рядовых детских садах и группах либо же предпочитают надомное обучение.

При этом санитарными нормами закреплена пониженная наполняемость групп в детских садах, осуществляющих инклюзивное образование. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, в младших группах должно быть не более 10 детей, трое из которых имеют ограниченные возможности здоровья, а средних и старших группах не более 15 детей, где с ограниченными возможностями может быть только четверо.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

В 2016 году Минтруда и соцзащиты издал приказ №1024н определил семь основных категорий жизнедеятельности, которые служат критерием оценки группы инвалидности. К ним относят способность к общению, обучению, передвижению, самообслуживанию, ориентированию в пространстве и времени, труду и контролю над своим поведением, каждый из которых имеет три степени выраженности. Инвалидность устанавливается, если функциональные нарушения организма выражены второй и третьей степенью выраженности в диапазоне 40-100%.

Детская инвалидность

Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю соци��льных ориентиров:

· полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;

· утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Читайте также:  ВС решал, когда возможно банкротить отсутствующего должника

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Критерии определения групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид»

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 3 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к обучению;

ж) способности к трудовой деятельности.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее ко 2 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к обучению;

ж) способности к трудовой деятельности.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к трудовой деятельности;

ж) способности к обучению.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности ограничений (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Порядок обжалования результатов медико-социальной экспертизы

Решения бюро медико-социальной экспертизы могут быть обжалованы в главное бюро медико-социальной экспертизы соответствующего региона в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

В случае обжалования решения главного бюро медико-социальной экспертизы гражданину может быть предложено:

1. Проведение повторного освидетельствования другим составом специалистов главного бюро с согласия гражданина.

2. Направление документов на рассмотрение в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро медико-социальной экспертизы всех уровней может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Размер льгот для ребенка инвалида

Когда статус ребенка-инвалида подтвержден, то рекомендуем не затягивать с подачей документов на получение льгот. Вот их примерный перечень:

  1. Медицинская помощь. Бесплатная реабилитация и оснащение всем необходимым, согласно перечню №2347-р от 30.12.2005. В этом списке такие важные и дорогостоящие нужности, как инвалидная коляска, слуховой аппарат, бесплатное обеспечение лекарствами.
  2. Льготы на транспорт. Не взимается плата за пользование городским транспортом, также у лица, сопровождающего ребенка. Пятидесятипроцентная скидка на авиабилеты, билеты РЖД. Не взимается плата за билеты при поездке к месту лечения (не чаще раза в год), также у сопровождающего лица.
  3. Жилье. Первоочередное обеспечение жильем сирот по наступлению совершеннолетия, если человек может себя обслуживать самостоятельно, согласно индивидуальной программе инвалида.
  4. Образование. Внеконкурсное зачисление в ВУЗы, техникумы и т. д.
  5. Санаторно-курортное лечение. Лагеря для деток от семи до пятнадцати лет. Санаторий для деток от четырех до четырнадцати лет. Базы отдыха для малообеспеченных семей. Путевки предоставляются безвозмездно или с пятидесятипроцентной скидкой.

Куда обратиться чтобы получить льготу ребенку инвалиду

Пенсионный фонд. Принимает документы на пособие и определяет его размер. Для получения пенсии представителю ребенка нужно подать заявление. Обратится можно в фонд по месту прописки или по месту пребывания. Условия всего два — это подтвержденный статус ребенка-инвалида и постоянно проживание на территории РФ. Пенсия назначается с первого числа месяца обращения за ней. Пенсия назначается на срок в течении которого лицо признано инвалидом.

  • Соц. защита. Принимает документы и отправляет запрос в бухгалтерию на получение скидки на оплату ЖКХ. Перед обращением в соц. защиту нужно погасить задолженность по оплате коммунальных услуг. Специалисты центра оказывают помощь в составлении заявления. Скидка назначается в течении месяца. Примите во внимание, что оплата коммуналки должна проходить не позднее 26 числа текущего месяца.
  • Налоговая инспекция. Принимает декларацию 3-НДФЛ на получение налогового вычета. Кроме того, налоговый вычет можно вернуть через работодателя. Отличие в том, что в налоговую инспекцию можно подать декларацию лишь за прошедший год, а работодателю за текущий.
  • Администрация района. Занимается распределением земли на строительство. Для этого необходимо подать заявление, которое рассматривается в тридцатидневный срок. Земля предоставляется первоочередно без торга в аренду или собственность за плату. За разработкой Индивидуального плана реабилитации следует обращаться также в администрацию.
  • ФСС. Распределяет путевки в лагеря и санатории. Для этого подается заявление. Также нужно иметь направление от врача, если лечение не входит в ИПР. В десятидневный срок происходит регистрация по заявке. Путевка предоставляется не позднее 18 дней до даты заезда. Длительность лечения в санатории от 21 до 42 дней с оплатой дороги до места лечения.
Читайте также:  Кто должен менять электросчетчик в частном доме в 2023 году

Можно ли работать с инвалидностью?

Инвалиды I группы – это люди, которые полностью утратили трудоспособность. Это не просто зафиксировано в документах: физическое состояние человека объективно не позволяет ему не только работать, но и даже обслуживать себя.

Инвалиды II группы полностью утрачивают способность к какому бы то ни было профессиональному труду, причем не только по своей, но и по любой другой профессии.

У инвалидов III группы сохраняется так называемая остаточная трудоспособность, которая позволяет им:

  • работать на сокращенном рабочем дне;
  • работать на полном рабочем дне, но не регулярно;
  • работать по другой профессии, для которой требуется значительно более низкая квалификация.

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Что положено от государства?

Для этого слоя граждан пенсии обязательны. Предусмотрены льготы для инвалидов детства:

  • Скидки родителям, ухаживающим за больным ребенком;
  • Послабления в системе налогообложения;
  • Скидки на проезд;
  • Жилищные привилегии;
  • При оказании медицинских и реабилитационных услуг.

Любая помощь от Правительства направлена на обеспечение больных детей и их опекунов, родителей всем необходимым. Действия направлены на создание возможностей, которые бы соответствовали возможностям здоровых слоев населения.

Компенсации на детей осуществляются через Пенсионные фонды или специальные МФЦ. Каждая система требует индивидуального самостоятельного оформления с предоставлением определенного пакета документов.

Перерасчет пенсий проводится ежегодно. На 2019 год сумма пенсии составила 11900 рублей на одного ребенка – инвалида.

  • Предусмотрена ежемесячная выплата (ЕДВ) в размере 2678,31 рублей. На размер ежемесячной выплаты влияет неполный или полный отказ от предоставляемых услуг. Если они полностью сохранены, то сумма ЕДВ равна 1478 рублей. Разница в тысячу рублей без предоставления помощи в натуральной форме. Для оформления ЕДВ необходимо подать заявление в аналогичную организацию, что и при оформлении пенсий.
  • Частью ежемесячных пособий является набор услуг:
  1. Снабжение лекарственными препаратами, медицинской продукцией, лечебным питанием;
  2. Путевки в здравницу;
  3. Оплата проезда до санатория и обратно (проезд по железной дороге).
Читайте также:  Скидки пенсионерам на билеты РЖД: какие льготы предусмотрены в 2023 году

Право на социальное обслуживание вступает в силу с момента назначения ежемесячных пособий. Человек имеет право отказаться от получения услуг в «натуральном» виде. В этом случае ему полагается денежная компенсация – 1048 рублей. В данном случае, в обязательном порядке пишется заявление об отказе от социальных услуг.

  • Пенсионные выплаты назначаются ребенку, признанному инвалидом. Пенсия выплачивается до окончания инвалидности или достижения 18-летнего возраста. Сумма пенсий ребенка-инвалида и взрослого человека со статусом отличается. Размер выплат устанавливается Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Заболевания для III группы

Бывает нелегко по внешним признакам отличить здоровых от инвалидов III группы. Граждане с этой группой вправе работать, поскольку показатели потери функций составляют 40-60%.

К заболеваниям для присвоения III группы инвалидности относятся:

  • рак в начальной стадии;
  • отсутствие одного глаза;
  • птоз одного глаза (постоянный, сохраняющийся после лечения);
  • двусторонняя глухота;
  • дефекты челюсти при отсутствии способности жевать;
  • дефекты лица, устранимые только путем хирургического вмешательства;
  • дефекты костей черепа;
  • паралич кисти, одной из конечностей, вызывающий гипотрофию мышц;
  • наличие инородного предмета в головном мозге после травмы;
  • установка инородного тела в область сердца (кардиостимулятор, искусственный клапан);
  • ампутация кисти, одного или нескольких пальцев;
  • одна почка или легкое.

Какие заболевания у людей с III группой

Лица, у которых третья группа, имеют в анамнезе постоянные функциональные нарушения в работе организма средней степени тяжести. Примером может стать неспособность ориентации, паралич кисти, глухота и так далее. Это может быть результатом заболевания или врожденным дефектом, но результат один – человек имеет умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности и работоспособности. Читайте про размер пенсии при инвалидности 3 группы.

Эта рабочая группа инвалидности, способна самостоятельно позаботиться о себе без посторонней помощи. Но они нуждаются в помощи и защите со стороны соцслужб. Эти люди имеют право на Бесплатное использование пассажирского и пригородного транспорта. Какие положены льготы пенсионерам по старости узнайте по этой ссылке.

Перечень документов, необходимых для подачи заявление в МСЭ, строго регламентирован. Вам потребуется подготовить:

  1. Паспорт, чтобы подтвердить свою личность, а также необходимо сделать копии всех его страниц.
  2. Копия трудовой книжки, если человек продолжает быть официально трудоустроенным. Если книжка у него на руках, потребуется ее оригинал и копии.
  3. Амбулаторная карта. При прохождении всех назначенных врачей они записывают свои заключения в эту карту. Также сюда вписываются результаты обследований и анализов.
  4. Выписки и больничные листы, если человек находился на лечение в стационаре. Там должен быть указан диагноз, а также проведенное лечение.
  5. Заявление. Оно может подаваться не только самим больным, но и представителем. Для этого сам представитель должен иметь при себе паспорт, а также документ, дающий ему право представлять интересы своего родственника.
  6. Справка с работы. В ней должны быть подробно прописаны условия труда человека и его должностные обязанности.
  7. СНИЛС.
  8. Документы, подтверждающие текущую деятельность человека. Это может быть справка о том, что человек стоит на бирже труда, находится на больничном либо вышел на работу.

Большинство родителей стараются оформить для своих детей инвалидность, если они имеют ярко выраженные ограниченные возможности. В этом случае они будут получать пенсионное обеспечению и смогут его направить на лечение несовершеннолетнего ребенка. Но в дальнейшем на размер пенсии факт получения инвалидности в детском возрасте никакого влияния иметь не будет.

ФЗ № 181 от 24.11.1995 оговаривает льготы для семей с детьми-инвалидами. Этот нормативно-правовой акт определяет такие возможности изменения условий проживания, если последние значительно не соответствуют установленным нормам:

  • Получение жилого помещения в собственность или по договору социального найма – для семей, находящихся в списке нуждающихся в улучшении жилищной ситуации (размер помещения по договору соцнайма должен превышать норму, приходящуюся на одного человека, но максимум в 2 раза).
  • Получение участка земли для строительства дома, ведения дачного, подсобного хозяйства и садоводства.

Согласно законодательству прежде всего на получение жилья претендуют семьи, в которых ребенок имеет одно из следующих заболеваний:

  • Серьезные психологические расстройства хронического типа (шизофрения, эпилепсия).
  • Открытая форма туберкулеза.
  • ДЦП, рассеянный склероз и другие патологии центральной нервной системы, вызывающие нарушение работы опорно-двигательного аппарата.
  • ВИЧ-инфекции.
  • Заболевания почек высокой степени тяжести.
  • Прочие заболевания (по Приказу Минздрава РФ № 991Н от 30.11.2012).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *