Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС решал, когда возможно банкротить отсутствующего должника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для руководителей и собственников бизнеса причиной неплатежеспособности могут стать не только их личные налоговые долги, но и долги обанкротившихся организаций. Это называется субсидиарная ответственность.
Кому грозит банкротство по инициативе налоговой: условия
Налоговая может подать в суд заявление о банкротстве должника, как если он является физическим лицом (в том числе ИП), так если и юридическим.
Чтобы суд признал обращение правомерным и обоснованным, просрочка должна быть больше 3 месяцев, а сумма долга должна составлять:
- в случае с физическим лицом и ИП — более 500 000 рублей;
- в случае с юридическим лицом — более 300 000 рублей.
Право подачи заявления о банкротстве должника возникает у налоговой не ранее чем через 30 с даты возбуждения приставом исполнительного производства.
Момент подачи заявления о банкротстве налоговой может быть отложен по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, должник оспаривает действия или бездействие сотрудников ИФНС.
Что делать, если налоговая подала на банкротство
Если ФНС инициирует процедуру, первое, что важно — это знать свои права и обязанности. Важно это и еще до того, как заявление о банкротстве будет подано в суд — до этого момента лицо вправе просить у ФНС отсрочку или рассрочку платежей, которые могут спасти его ситуацию и не допустить банкротства. Для этого должнику следует подать заявление с таким требованием в ИФНС, обосновав свою просьбу, например, финансовыми сложностями.
Если процесс уже запущен, одной из задач должника является подача отзыва в суд. Такой документ является «ответом» должника на заявление о банкротстве, которое было подано в суд со стороны ФНС.
В отзыве должник указывает свои возражения, если они у него имеются — например, при расхождении данных об исполнительных производствах, возбужденных в отношении него, сведения о счетах, доходах и общей сумме задолженности. Кроме того, к отзыву должник должен сделать и направить опись своего имущества.
Порядок налоговой проверки компании при процедуре банкротсва
Банкротство позволяет компании с наименьшими издержками решить бизнес-проблемы и, в частности, служит хорошим способом избавиться от проверки со стороны налоговиков. Ведь инициация процедур банкротства зачастую отбивает у налоговых органов желание проверять юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, ведь шансы взыскания недоимки не превышают и 5%.
Но не всем компаниям выпадает возможность спокойно обанкротиться, не привлекая излишнего внимания со стороны контролирующих инстанций.
Ведь действующее законодательство (ФЗ о несостоятельности и Налоговый кодекс) не содержат никаких запретов на инициацию в отношении юрлица ревизии.
На практике вероятность назначения налоговой проверки при банкротсве зависит от комплекса факторов.
Учитываются ли при личном банкротстве налоговые долги собственной организации?
В случае, если лицо привлекается к субсидиарной ответственности — да. И именно это часто становится основанием для признания несостоятельным самого гражданина.
Говоря просто, субсидиарная ответственность — это когда лицо отвечает своим имуществом не только по своим личным долгам, но и по долгам юридического лица, признанного банкротом, в котором во время его деятельности гражданин имел определенный статус. И необязательно для этого быть руководителем обанкротившегося бизнеса.
Так, к числу лиц, которые в случае банкротства организации могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, относятся так называемые «контролирующие организацию-должника лица».
В число контролирующих должника лиц входят следующие, влиявшие на действия организации в течение последних 3 лет, лица:
- Учредители (собственники бизнеса);
- Руководители;
- Главный бухгалтер;
- Другие лица.
Помимо того, что вы самостоятельно можете требовать своего банкротства или это требование будет исходить от налоговой службы, такое право есть также у любых кредиторов, уполномоченных органов, работников и бывших работников, перед которыми имелась задолженность (в случае с ИП и юридическим лицом).
Если удастся погасить долг еще на стадии реструктуризации, не прибегая к стадии реализации — то лицо не только не лишится своего имущества, но и не получит статуса банкрота и всех последствий такого статуса.
В конкурсную массу включается все имущество должника и реализуется до тех пор, пока не будут покрыты все долги.
При этом есть определенный перечень имущества, которое не может быть включено в конкурсную массу:
- единственное жилое помещение или часть жилого помещения;
- вещи личного пользования;
- имущество, использующееся должником для осуществления труда;
- земельный участок, на котором расположено единственное помещение для проживания;
- сумма прожиточного минимума;
- предметы домашней обстановки и обихода.
Налоговым кодексом РФ установлен перечень оснований, которые считаются достаточными для получения должником отсрочки или рассрочки платежей.
- форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия и т.д.);
- задержка финансирования (если был контракт с государством);
- оплата долга по налогам может привести к банкротству;
- имущественное положение не позволяет одномоментно погасить задолженность;
- из-за сезонного характера работы у компании временные финансовые трудности.
Да, есть определенная часть долгов, которые остаются за должником даже тогда, когда он прошел всю процедуру признания его несостоятельным.
Сюда относятся: текущие платежи, возмещение вреда жизни и здоровью, морального вреда, выходные пособия и заработные платы работникам и бывшим работникам, алименты.
Помимо того, что вы самостоятельно можете требовать своего банкротства или это требование будет исходить от налоговой службы, такое право есть также у любых кредиторов, уполномоченных органов, работников и бывших работников, перед которыми имелась задолженность (в случае с ИП и юридическим лицом).
Если удастся погасить долг еще на стадии реструктуризации, не прибегая к стадии реализации — то лицо не только не лишится своего имущества, но и не получит статуса банкрота и всех последствий такого статуса.
В конкурсную массу включается все имущество должника и реализуется до тех пор, пока не будут покрыты все долги.
При этом есть определенный перечень имущества, которое не может быть включено в конкурсную массу:
- единственное жилое помещение или часть жилого помещения;
- вещи личного пользования;
- имущество, использующееся должником для осуществления труда;
- земельный участок, на котором расположено единственное помещение для проживания;
- сумма прожиточного минимума;
- предметы домашней обстановки и обихода.
Налоговым кодексом РФ установлен перечень оснований, которые считаются достаточными для получения должником отсрочки или рассрочки платежей.
- форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия и т.д.);
- задержка финансирования (если был контракт с государством);
- оплата долга по налогам может привести к банкротству;
- имущественное положение не позволяет одномоментно погасить задолженность;
- из-за сезонного характера работы у компании временные финансовые трудности.
Банкротство по инициативе налоговой
«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» — так гласит главный Закон нашей Родины. Те, кто сомневаются, могут открыть 57 статью Конституции РФ и убедиться в этом лично.
А следить за тем, чтобы каждый Гражданин, ИП или юридическое лицо исполняли свои обязанности по перечислению в бюджет обязательных платежей (своевременно и в полном объеме) государство уполномочило Федеральную налоговую службу.
Так вот, если вдруг кто-то из вышеперечисленных лиц, забудет исполнить свой «налоговый» долг, или намеренно решит обделить бюджет, то помните, что федеральная налоговая служба, с большой долей вероятности, это исправит. Да еще и сверху накинет: пени, Штраф, уголовную ответственность. Чтобы в следующий раз не забывали. А еще и подаст Иск о вашем банкротстве, чтобы «впредь неповадно было».
Если среди ваших близких и знакомых есть злостные «уклонисты», то, возможно, их заинтересует информация о том, может ли налоговая подать на банкротство.
У вас долги больше 250 000 руб?
Списание долгов через банкротство под ключ
от 9 670 руб./мес.
(действуем на основании закона 127-ФЗ)
- спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
- коллекторы и банки перестанут названивать вам
- все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты
Что же будет с налоговыми долгами компании, если суд отказался принимать у налоговиков заявление о ее банкротстве? Их надо списать, указано в Обзоре.
В этом случае надо руководствоваться пп.4.3 п.1 ст.59 НК, где сказано, что принятие судом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур, определения о возвращении заявления уполномоченного органа, является самостоятельным основанием для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.
Для списания задолженности по указанному основанию не требуется устанавливать каких-либо дополнительных обстоятельств.
При этом такое списание задолженности само по себе не препятствует последующей подаче налоговиками в общеисковом порядке заявления о привлечении лица, контролирующего должника, к ответственности по списанным обязательствам и не может служить единственным основанием для исключения списанной задолженности из общего размера ответственности контролирующего лица.
Кроме того, если после возвращения уполномоченному органу заявления о признании организации-должника банкротом в связи с отсутствием средств, необходимых на покрытие расходов по делу о банкротстве, будут выявлены имущество должника, скрываемое им, или иные обстоятельства, указывающие на возможность поступления имущества в собственность должника (например, посредством фактического получения имущества через процедуру оспаривания сделок), которые не были и не могли быть достоверно известны уполномоченному органу, по его заявлению определение о возвращении заявления может быть пересмотрено.
В случае пересмотра определения суд, устанавливая общий объем обязательств должника перед бюджетом, проверяет, были ли налоговым органом восстановлены в соответствии с законодательством РФ суммы, списанные ранее на основании отмененного судебного акта.
Аналитика Публикации
Общие правила
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии задолженности, превышающей 300 000 рублей и не исполненной свыше трех месяцев. Это общее правило, которое позволяет кредитору обратиться с заявлением о признании должника банкротом.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) содержит специальные нормы, позволяющие ФНС России инициировать процедуры банкротства. Обычному кредитору для обращения в суд с таким заявлением нужен вступивший в силу судебный акт. Налоговой службе достаточно решения инспекции о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника. При бесспорном взыскании налогов через 30 дней после принятия такого решения можно подавать иск. Если обязательные платежи взыскивают в судебном порядке, то право подать заявление о банкротстве возникает у ФНС России через 30 дней после вступления в силу решения суда.
Участие ФНС России в процедуре банкротства регулирует специальное положение (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», далее – Положение). В соответствии с ним налоговики должны решить обращаться с заявлением о банкротстве или нет в срок от 30 до 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о принудительном взыскании задолженности либо иного исполнительного документа.
Используйте в работе
Одним из признаков неплатежеспособности должника является размер суммарной задолженности по обязательным платежам – не менее 300 000 руб. В нее не должны входить требования по уплате НДФЛ. Дело в том, что они относятся ко второй очереди. А размер обязательств второй очереди не учитывают для определения признаков банкротства. Даже если налоговики учтут требования по уплате НДФЛ при расчете задолженности и полученная сумма позволит обратиться в суд с заявлением о введении процедуры наблюдения, им будет отказано (постановления АС Волго-Вятского округа от 14.03.2016 № Ф01-311/2016, от 16.10.2015 № Ф01-4117/2015).
Как отложить процедуру банкротства
Положением предусмотрены два основания, которые заставят налоговый орган отложить подачу заявления о банкротстве (п. 4 Положения).
Первое. Должник получит решение суда об отсрочке или рассрочке погашения долга.
Второе. Должник представит документы, которые докажут, что он намерен взыскать просроченную «дебиторку», ее размер превышает его налоговые долги, и приложит к ним график погашения задолжености. Обратите внимание, что судебный акт по взысканию «дебиторки», вынесенный в пользу компании-должника, сам по себе таким доказательством не является.
Пример
Компания-должник выиграла в суде дело о взыскании с контрагента дебиторской задолженности, которой хватает для погашения обязательств потенциального банкрота. Наличие судебного решения в пользу должника суд первой инстанции расценил как основание, позволяющее отказать ФНС России во введении процедуры наблюдения. Однако апелляция и кассация требования налоговиков поддержали. Они указали, что наличие судебного акта о взыскании с контрагента задолженности свидетельствует только о возможном поступлении денежных средств для погашения «дебиторки». Но вовсе не доказывает реальность такого взыскания (постановление АС Поволжского округа от 12.03.2015 № Ф06-20862/2013).
***
Указанные выше два основания помогут отложить процедуру банкротства на срок до 6 месяцев. Но если за это время должник не исполнит свои обязательства, то повторного отложения не будет. Исключение может быть сделано для стратегических предприятий или организаций оборонно-промышленного комплекса и только по решению Президента или Правительства РФ.
Если уполномоченный орган, несмотря на указанные основания, все-таки обращается с заявлением о признании должника банкротом, суд вправе вернуть заявление ФНС России до принятия к производству. Однако такой сценарий не слишком распространен, так как Закон о банкротстве не обязывает инспекцию указывать на наличие обстоятельств, позволяющих отложить подачу заявления. Чаще всего суд узнает о них уже в процессе рассмотрения заявления налогового органа. И это является самостоятельным основанием для отказа во введении процедуры несостоятельности либо для прекращения производства по делу о банкротстве (постановление ФАС Московского округа от 20.03.2014 № Ф05-1900/2014).
Другие причины, при которых ФНС России вправе либо отсрочить подачу заявления на срок до двух месяцев либо отказаться от инициирования процедуры банкротства, перечислены в п. 5 Положения. Подчеркнем – это именно право налоговой службы, но не обязанность.
Первая. Фирма обжалует решение инспекции о взыскании или действия должностных лиц в административном порядке или обратится в суд с требованием признать их незаконными при условии, что обжалование может привести к прекращению оснований для подачи заявления о признании должника банкротом.
Вторая. Налоговый орган получит информацию о восстановлении платежеспособности должника, т. е. обнаружит ликвидное имущество, либо руководитель должника или собственник имущества совершит действия, направленные на создание условий для погашения задолженности и т. д.
В случае же, когда у налоговиков нет информации об активах должника, достаточных для погашения судебных расходов по делу о банкротстве, они могут взять тайм-аут для поиска имущества. Тогда время на подачу заявления о банкротстве увеличивается до 1,5 лет.
Если у ФНС России нет сведений об имуществе должника, то, скорее всего, инспекция отложит подачу заявления о банкротстве, так как суды в настоящее время требуют, чтобы уполномоченный орган предоставил сведения об имуществе должника. Налоговый орган должен приложить к заявлению о признании должника банкротом доказательства наличия у него имущества. Это связано с обязанностью заявителя в делах о банкротстве возместить судебные расходы, а также выплатить вознаграждение арбитражному управляющему.
Обратите внимание!
Суд принимает в качестве доказательства наличия имущества должника:
— ответы Росреестра на запросы о зарегистрированной на должника недвижимости;
— справки из ГИБДД о транспортных средствах должника.
— ответы, иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.
— доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества, вследствие привлечения лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника (подробнее о субсидиарной ответственности директора и учредителей читайте на стр. 48 – пример ред.)
***
Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения к ней конкретных лиц, например, директора или участника. В этом случае арбитражный суд примет заявление (постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67, АС Западно-Сибирского округа от 06.10.2015 № Ф04-24871/2015).
Важно!
ФНС России не будет инициировать процедуру банкротства, если у должника недостаточно имущества для погашения налоговых обязательств.
***
Как видим, у руководителя компании есть инструменты, позволяющие отсрочить или не допустить банкротство. Главное при такой угрозе – получить дополнительное время для погашения налоговой задолженности.
Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика
Подтверждением действий должника-налогоплательщика не в интересах кредиторов и государства (бюджета) будут являться не только заключения арбитражного управляющего, но и вступившее в законную силу решение налогового органа.
В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.
Результатом указанных мероприятий будет взыскание всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических (иногда – юридических) лиц. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что смена контролирующих должника лиц (купля-продажа долей, смена единоличного исполнительного органа, реорганизация компании в какой-либо форме и др.) не снимет ответственность с указанных лиц, т.к. к субсидиарной ответственности привлекаются именно те лица, в период осуществления функций которых и возникла задолженность.
Таким образом, в случае отсутствия своевременного юридического реагирования со стороны налогоплательщика, налоговый орган имеет все возможности для взыскания всего объема недоимки по налогам и сборам, штрафов и пеней с руководителя и участников предприятия-налогоплательщика. При этом, львиная доля принимаемых налоговиками решений не отвечает требованиям материального и процессуального законодательства и может быть отменена на начальных этапах путем подачи юристом по налоговым спорам грамотного заявления в арбитражный суд.
Размер задолженности для инициации процесса банкротства налоговым органом
При процедуре банкротства налоговый орган имеет статус кредитора, то есть они также имеют право на участие в собрании кредиторов, а также вправе определять судьбу как имущества должника, так и его самого. Физлицо, коммерческая компания, налоговый орган или любой другой кредитор может осуществлять контроль деятельности арбитражных и финансовых управляющих, а также обжаловать из действие или бездействие.
Важно! Самым частым инициатором банкротства является налоговый орган (ФНС), который является уполномоченным органом в этой процедуре. Поэтому при проведении такой процедуры, налоговая консолидирует задолженность компании перед государственными внебюджетными органами и органами исполнительной власти.
300 000 рублей является порогом, достаточным для инициации процедуры банкротства. При этом суммируется совокупный долг компании по налогам, страховым взносам, а также иным обязательным платежам. Когда инициатором банкротства по налоговой задолженности выступает налоговый орган, то помимо подачи заявления в суд, инспекция также уведомляет государственные внебюджетные фонды, госведомства, а также запрашивает сведения по долгам этой компании. После этого полученные сведения направляют в судебный орган для того, чтобы общая задолженность была включена в реестр требований всех кредиторов.
Какие действия предпринять если налоговая подала на банкротство
Должник представит документы, которые докажут, что он намерен взыскать просроченную «дебиторку», ее размер превышает его налоговые долги, и приложит к ним график погашения задолжености.
Обратите внимание, что судебный акт по взысканию «дебиторки», вынесенный в пользу компании-должника, сам по себе таким доказательством не является.
Пример Компания-должник выиграла в суде дело о взыскании с контрагента дебиторской задолженности, которой хватает для погашения обязательств потенциального банкрота.
Наличие судебного решения в пользу должника суд первой инстанции расценил как основание, позволяющее отказать ФНС России во введении процедуры наблюдения. Однако апелляция и кассация требования налоговиков поддержали. Они указали, что наличие судебного акта о взыскании с контрагента задолженности свидетельствует только о возможном поступлении денежных средств для погашения «дебиторки».
Что такое «налоговое банкротство»
Такого термина официально в законодательстве нет, но на практике его используют все чаще. Под ним понимают процедуру банкротства, начатую по обращению налогового органа.
Нередко ФНС в таких делах – основной или единственный кредитор. Отметим, что законодательство предусматривает ряд преимуществ для налоговой службы по сравнению с другими кредиторами:
-
срок подачи требований в конкурсном производстве можно продлить до полугода;
-
усложненный порядок пересмотра полученных ИФНС платежей в рамках обжалования сделок должника;
-
возможность заявлять о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника, при условии, что более половины задолженности возникло в результате нарушений законодательства.
Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки
Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.
По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.
Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:
-
налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
-
убытки в течение 2-х лет подряд;
-
высокая доля вычетов НДС (более 89%);
-
расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);
-
среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе
-
частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);
-
расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;
-
всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;
-
непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);
-
смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;
-
существенное отклонение уровня рентабельности;
-
ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).
Какой период может быть охвачен проверкой?
«Глубина» проверки – это период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. По общему правилу, проверкой может быть охвачен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Правоприменительная практика исходит из того, что в данном случае указан предельный срок для истекших календарных лет и не содержится запрета на включение в период проверки периодов текущего календарного года (Определение Верховного Суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737).
То есть, при принятии решения в 2016 году проверкой могут быть охвачены периоды 2013, 2014, 2015 годов и периоды 2016 года, истекшие до месяца принятия решения.
Более того, период проверки может включать и месяцы года принятия решения о проверке, если речь идет, например, о проверке налогового агента по НДФЛ, обязанность которого в части удержания и перечисления налога не связана с окончанием налогового периода (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1051/11). Тем самым, возможно привлечение налогового агента к ответственности и по результатам проверки месяца еще не истекшего налогового периода.
Также следует иметь в виду, что налоговый орган в целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в рамках периода, охваченного выездной проверкой, вправе проверить правильность формирования убытка.
Налогоплательщик должен документально подтвердить обоснованность убытка за весь срок, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12).
Поэтому действия инспекции по проверке заявленных в проверяемом периоде убытков прошлых лет, включая периоды его формирования, не охваченные решением о проверке, основаны на нормах налогового законодательства и являются правомерными (Постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 № Ф09-5869/15).
Банкротство по инициативе налоговой инспекции — условия
Как и при самостоятельном банкротстве, при инициации процедуры банкротства налоговой инспекцией должны быть соблюдены некоторые условия, которые дают право обращаться с подобным требованием.
По окончании моратория на банкротство налоговая может обращаться в суд с целью банкротства как физического, так и юридического лица. Сюда относятся также и индивидуальные предприниматели. Для того, чтобы налоговая могла инициировать процедуру банкротства, просрочка по оплате задолженности со стороны налогоплательщика должна составлять более 3 месяцев.
Как защититься от неправомерных требований налоговой до суда?
Также есть требование и к самой сумме долга. Чтобы ФНС могла обратиться в суд с требованием о банкротстве физического лица, его долг должен превышать 500 000 рублей. Если банкротить необходимо юридическое лицо — эта сумма должна быть не менее 300 000 рублей.
Если все вышеуказанные обстоятельства имеют место, налоговая инспекция вправе требовать банкротство должника.