Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в бухгалтерском учёте с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанность по уплате налога на имущество несут организации, применяющие в учете общеустановленную систему налогообложения. Компании, использующие специальные режимы, освобождены от налогообложения по движимым объектам ОС. При совмещении общего и специального режимов рассчитывается доля имущества, приходящегося на каждый вид деятельности с налогообложением стоимости, относящейся к ОСН.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Предприятия, плательщики налога на имущество
Данные о показателе, являющимся основным для расчета пропорции, необходимо внести соответствующем положением в учетную политику.
Ставка налога установлена в размере 2,2% среднегодовой стоимости имущества. Региональным властям предоставлена возможность снижать размер ставки в зависимости от категории предприятия, профиля деятельности или для определенных групп объектов. Внесение изменений производится ежегодно, что требует особого внимания к изучению региональных актов. Применить льготу в более позднем периоде можно путем представления уточненных деклараций за период, не превышающий 3 лет.
Определение объекта налогообложения
В 2015 году порядок налогообложения претерпел изменения:
- Движимые объекты имущества, приобретенные или полученные иным способом после 2013 года, не подвергаются обложению налогом.
- Движимые основные средства, полученные до 2013 года и поставленные на учет, продолжают включаться в налогооблагаемую базу до полного списания стоимости и снятия с учета.
- Начиная с отчетности за 2013 год движимые необлагаемые объекты включаются в состав основных средств, указанных в декларации в составе льготируемого.
Особого внимания при определении категории и возможности применения льготы требуют случаи, когда движимое имущество связано с недвижимостью в одном комплексе. Главной задачей для ведения дальнейшего учета служит определение неразрывности частей объекта.
Характеристика условий | Налоговые обязательства |
Движимое ОС является неотъемлемой частью имущественного комплекса недвижимости, что не позволяет переместить его без нарушения функциональности объекта | Подлежит налогообложению |
Движимое имущество учтено как отдельный объект ОС комплекса, но изъятие нарушает целостность и функциональность недвижимости | Объект подлежит налогообложению |
Движимое имущество, несмотря на связь с недвижимостью, можно выделить, переместить, не нарушив целостности объекта | Объект, принадлежащий к льготируемому имуществу, не облагается налогом |
При определении, принадлежит ли объект к самостоятельным конструкциям либо ОС, входящих в состав единого целого необходимо учитывать возможность переноса и отдельного функционирования частей комплекса. В состав неотъемлемых частей недвижимости входят инженерные сети, лифты, встроенные системы вентиляции и прочие коммуникации.
Налоги в 2019 году для юридических лиц
Какое имущество юридических лиц облагается налогом в 2019 году?
К объекту налогообложения можно отнести любое недвижимое имущество (помещения, здания, земельные участки, объекты незавершенного строительства) учтенное на балансе как основное средство.
При этом налог уплачивается, даже если имущество:
- передано во временное владение, пользование, распоряжение другим лицам;
- передано в доверительное управление;
- внесено в совместную деятельность;
- получено по концессионному соглашению.
Облагается ли налогом на имущество организаций в 2019 году движимое имущество? С 1 января 2019 года в законодательство внесены изменения, которые исключают движимое имущество из состава объектов налогообложения. Для того, чтобы определить является ли объект движимым имуществом организациям необходимо:
- Проверить наличие или отсутствие сведений о таком объекте в базе данных ЕГРН.
- Установить есть ли основания, подтверждающие связь объекта с землей или невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимости. Основаниями являются документы технического учета, технической инвентаризации в качестве невидимости, проектная документация на создание объекта.
Как рассчитать сумму налога
Полная сумма налога по кадастровой стоимости определяется по следующей формуле:
НнИ = Налоговая база × Налоговая ставка
Сумма авансовых платежей вычисляется по следующей формуле:
АП = Налоговая база × ¼ × Налоговая ставка
Например, кадастровая стоимость объекта недвижимости — 20 млн рублей. Ставка налога — 1,5%. Тогда:
-
годовая сумма налога — 300 000 рублей (20 000 000 × 1,5%);
-
авансовые платежи по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев будут равны 75 000 рублей (20 000 000 × ¼ × 1,5%);
-
сумма налога к уплате по итогам года — 37 500 рублей (300 000 – 3 × 37 500).
Если право собственности возникло или прекратилось в течение отчётного периода, то сумма налога определяется исходя из количества полных месяцев владения им.
Налог на имущество организаций 2021 год изменения
1) Теперь (с налогового периода 2020) юридические лица не обязаны предоставлять в налоговые инспекции налоговые расчеты по авансовым платежам.
2) Можно сдавать отчеты по недвижимости в одну инспекцию. Это нововведение касается тех организаций, которые имеют несколько объектов недвижимости и состоят на учете в разных налоговых органах, но на территории одного субъекта. То есть, если вы имеете объекты недвижимости в Москве и Московской области, то сдавать отчетность придется и в московскую налоговую, и в областную. При этом, вам надо уведомить налоговый орган до 1 марта года — налогового периода, о том, что вы выбрали для подачи налоговой декларации другую инспекцию.
Федеральный закон, от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» освобождает от уплаты налога на имущество, а также от части авансовых платежей по земельному налогу ряд организаций за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года.
Данное освобождение от уплаты касается:
- индивидуальных предпринимателей (субъекты малого и среднего предпринимательства);
- организаций тех отраслей, которые наиболее пострадали в результате распространения коронавирусной инфекции и введения карантинных мер;
- социально ориентированных организаций (получателей грантов Президента, субсидий и др.);
- некоммерческих и религиозных организаций.
Таким образом, некоторые организации могут рассчитывать на налоговые послабления в части уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога. Помимо всего прочего, 173 закон содержит освобождение и от ряда других налоговых обязательств, уменьшающие расходы, что не может не радовать.
При этом, не все юридические лица освобождаются от уплаты налогов на имущество, а лишь наиболее пострадавшие отрасли.
В настоящее время юридические лица платят налог на имущество организаций с недвижимого имущества из среднегодовой стоимости этого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ) и только в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налог рассчитывается из их кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375, ст. 378.2. НК РФ) — это административно-деловые и торговые центры, объекты для размещения офисов и торговых объектов, включаемые в перечень, утверждаемый ежегодно Правительством Свердловской области (п. 7 ст. 378.2. НК РФ).
Объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ, на которую ссылается новая норма, а именно ст. 401 НК РФ, признаются: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. То есть практически любое недвижимое имущество!
Новый порядок налогообложения имущества организаций
- Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
- Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
- Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)
В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.
С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
- Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
- Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
- Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
- В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
- Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
- Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).
2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
Налоги на недвижимость в 2021 году при продаже и при дарении
А теперь к изменениям в НК РФ по налогу на имущество 2020 года, которые не сильно обрадуют бухгалтеров.
Чиновники расширили перечень объектов недвижимости, которые облагают налогом по кадастровой стоимости. С 2020 года по всем объектам, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, нужно делать расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.
В НК появилось условие, что налоговой базой по налогу на имущество в 2020 году является кадастровая стоимость для иных объектов недвижимости, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 Налогового кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 — 3 пункта 1 статьи 378.2 НК.
Формулировка размытая, поэтому мы обратились в ФНС за комментарием. Оказывается, иные объекты недвижимости – это жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства и т.д.
Однако компании в 2020 году будут делать оплату налога на имущество по таким объектам по кадастровой стоимости, если регионы предусмотрели эти виды объектов в своих законах. Если же закон субъекта будет принят, но какого-либо из видов объектов не будет прописано в законе, то такие объекты облагаться налогом по кадастру не будут.
Если же какой-либо вид объектов из главы 32 будет указан в региональном законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налоговую базу по налогу на имущество организации по этим объектам будут считать по среднегодовой стоимости. Конечно при условии, что они являются объектами налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 НК РФ в новой редакции.
Помимо этого право собственности на недвижимость перестало быть условием для уплаты налога по кадастровой стоимости. То есть организации, которые распоряжаются недвижимостью по праву оперативного управления или получили недвижимость по концессионному соглашению, должны платить налог по кадастровой стоимости.
Что изменилось |
Как применять |
С какой даты действует, основание |
Расширили состав объектов недвижимости, которые облагают налогом по кадастровой стоимости |
По всем объектам, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, нужно платить налог на имущество организаций по кадастровой стоимости. |
С 1 января 2020 г. подп. «а» п. 70 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ |
Право собственности на недвижимость перестало быть условием для уплаты налога по кадастровой стоимости |
Организации, которые распоряжаются недвижимостью по праву оперативного управления или получили недвижимость по концессионному соглашению, должны платить налог по кадастровой стоимости. |
С 1 января 2020 г. подп. «а» п. 69 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ |
Составлять и сдавать расчеты авансовых платежей больше не требуется |
Организации не должны сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Последний раз расчеты сдают за девять месяцев или III квартал 2019 года. Начиная с отчетности за 2019 год организации должны сдавать только налоговые декларации. |
С 1 января 2020 г. п. 20 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ |
Декларацию за 2019 год нужно сдавать на новых бланках |
Организации, которые отчитываются по налогу на имущество после 1 января 2020 года, должны составлять декларации по новой форме. |
С 1 января 2020 г. Приказ ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405 |
Налоговую декларацию можно сдавать централизованно |
Узаконили централизованный порядок подачи налоговой отчетности. При определенных условиях организации вправе представлять единые декларации в ИФНС по своему выбору. |
С отчетности за 2019 год п. 20 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ |
Налог на имущество в 2021 году для юридических лиц
Одним из важных изменений, которое вступит в силу в 2021 году, является более точное объяснение, какие объекты недвижимости облагаются налогом на имущество юридических лиц. В соответствии с новой редакцией статей Налогового Кодекса, четко определяется, что налог на имущество юридических лиц будет исчисляться на основании его кадастровой стоимости независимо от факта принятия объекта недвижимости к учету в качестве основных средств.
Новая трактовка объекта налогообложения отражает существующую действительность. Действующие в 2021 году положения Налогового Кодекса не позволяют избежать начисления налога на имущество юридических лиц на основании его кадастровой стоимости только по причине того, что недвижимость была принята к учету как товар, а не основное средство.
Именно такое мнение превалировало в налоговых инспекциях, что неоднократно являлось предметом споров и обращений юридических лиц за разъяснениями в вышестоящие инстанции. При этом Министерство Финансов четко разъясняло, что налог на имущество организаций начисляется только на основные средства, товары не подлежат обложению «кадастровым» налогом.
Принятые поправки исключили возможность разночтений, но, к сожалению, не в пользу налогоплательщиков.
В стране действуют федеральные и региональные льготы. Федеральные — общепринятые преференции, региональные — это льготные программы субъектов РФ. В 2020 году налог на имущество имеет ставки от 0 до 2,2%, тариф определяют местные законодатели. Они же решают, какую льготу и какой категории налогоплательщиков назначить в отчетном периоде. Льготные преимущества для юридических лиц, в том числе бюджетных организаций, устанавливают только региональные власти. Перечень льготных категорий представлен в статье 381 НК РФ.
Несмотря на то, что бюджетные учреждения признаются налогоплательщиками имущественных взносов, они вправе оформить для себя льготные условия.
В 2020 г. бюджетники получают преференцию по максимальному размеру тарифа по следующим категориям:
- кадастровая стоимость — 2%;
- остаточная стоимость — 2,2%.
Льготные программы применяются к активам, используемым в основной деятельности налогоплательщика. На льготирование не влияет форма собственности или уровень капитализации компании.
Как рассчитать налоговую сумму
Общие правила расчета таковы: налоговая база умножается на тариф. Если в вашем регионе предусмотрено авансирование, то из исчисленной суммы сбора отнимите все уплаченные авансовые платежи.
Детальный порядок исчисления взноса зависит от типа стоимости недвижимых фондов:
- Среднегодовая. Это стоимость, полученная путем суммирования остаточной стоимостной величины на 1-е число каждого месяца за год. Итог рассчитывается так: Налоговый взнос = СрС × ставка (максимум 2,2%).
- Кадастровая. Определяется по каждому недвижимому фонду по состоянию на 1 января каждого года. Формула такова: Имущественный сбор = КС × тариф (максимум 2%).
ВАЖНО!
Воспользуйтесь для расчета нашим онлайн-калькулятором.
Изменения налоговых льгот
Новое законодательство предусматривает расширение льгот для отдельных категорий компаний. С 2019 года от имущественной пошлины освобождены фонды, управляющие компании и их дочерние общества, которые подпадают под действие нормативных актов об инновационных научно-технологических центрах и имеют прямое отношение к деятельности таких структур (п. 9 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона от 30.10.2018 N373-ФЗ).
При этом предприятия, которые получили статус участников инновационного проекта, имеют право на освобождение от имущественного налога на 10 лет. Для получения льготы имущество компании должно быть учтено на балансе и располагаться на территории инновационного научно-технологического центра.
Отменён ряд льгот для компаний, работающих на территории свободной экономической зоны (СЭЗ) — Республики Крым и г. Севастополя.
С 1 января 2019 года предприятия, которые утратили статус участника СЭЗ по решению суда, будут платить налог на имущество на общих основаниях. При этом сумма к уплате будет пересчитана за весь период реализации инвестпроекта в СЭЗ (п. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона от 03.08.2018 N297-ФЗ).
А теперь к изменениям в НК РФ по налогу на имущество 2020 года, которые не сильно обрадуют бухгалтеров.
Чиновники расширили перечень объектов недвижимости, которые облагают налогом по кадастровой стоимости. С 2020 года по всем объектам, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, нужно делать расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.
В НК появилось условие, что налоговой базой по налогу на имущество в 2020 году является кадастровая стоимость для иных объектов недвижимости, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 Налогового кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 — 3 пункта 1 статьи 378.2 НК.
Формулировка размытая, поэтому мы обратились в ФНС за комментарием. Оказывается, иные объекты недвижимости – это жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства и т.д.
Однако компании в 2020 году будут делать оплату налога на имущество по таким объектам по кадастровой стоимости, если регионы предусмотрели эти виды объектов в своих законах. Если же закон субъекта будет принят, но какого-либо из видов объектов не будет прописано в законе, то такие объекты облагаться налогом по кадастру не будут.
Если же какой-либо вид объектов из главы 32 будет указан в региональном законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налоговую базу по налогу на имущество организации по этим объектам будут считать по среднегодовой стоимости. Конечно при условии, что они являются объектами налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 НК РФ в новой редакции.
Помимо этого право собственности на недвижимость перестало быть условием для уплаты налога по кадастровой стоимости. То есть организации, которые распоряжаются недвижимостью по праву оперативного управления или получили недвижимость по концессионному соглашению, должны платить налог по кадастровой стоимости.
Изменения по закону от 08.06.2020 № 172-ФЗ касательно налога на имущество организаций
Федеральный закон, от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» освобождает от уплаты налога на имущество, а также от части авансовых платежей по земельному налогу ряд организаций за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года.
Данное освобождение от уплаты касается:
- индивидуальных предпринимателей (субъекты малого и среднего предпринимательства);
- организаций тех отраслей, которые наиболее пострадали в результате распространения коронавирусной инфекции и введения карантинных мер;
- социально ориентированных организаций (получателей грантов Президента, субсидий и др.);
- некоммерческих и религиозных организаций.