Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не переходи черту: шесть дел о кадастре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как определить границы земельного участка, чтобы точно подсчитать его площадь? Они
указываются в документах, подтверждающих право владельца на спорный участок. В
соответствии с законом и правилами землеустройства, установление границ на
местности осуществляется на основании данных кадастрового учета. Если такие
документы отсутствуют, то это могут быть сведения, содержащиеся в генеральных
планах и фактические границы, искусственно закрепленные или естественные,
существующие более 15 лет. В отсутствие документов доказать свои права достаточно
сложно.
Увеличение границ земельного участка.
Эта категория споров часто связана с оформлением участка по «дачной амнистии». При
оформлении официальных документов на землю, нередко обнаруживается, что сведения
о земельном участке отсутствуют в кадастре, или в нем имеются ошибки, неправильно
определены его площадь и границы.
Собственник земли, желающий увеличить площадь, может потребовать провести
уточнение границ земельного участка. Это увеличение ограничено нормами,
установленными собственником земель: областной, городской или сельской
администрацией. Если они не установлены, то законное увеличение может произведено в
пределах 10%от ранее учтенной площади. При этом требуется обязательное письменное
согласование с владельцами соседних участков.
Также увеличение границ земельного участка возможно с помощью присоединения
пустующей земли, примыкающей к нему. В таком случае требуется подать заявление в
администрацию об образовании участка аналогичного целевого назначения, провести его
межевание, зарегистрировать в государственном кадастре и лишь затем обратиться с
просьбой об объединении участков.
Собственники дачных участков часто сталкиваются с необоснованными требованиями о
внесении оплаты за увеличение площади надела, отказом в регистрации, особенно при
увеличении участка. С 1 марта 2015 года в Земельный кодекс внесены изменения,
позволяющие оспаривать такие решения в судебном порядке.
Практикующие юристы знают, что споры по границам земельных участков, требуют
тщательной подготовки документов и знания норм градостроительного кодекса, закона о
кадастровом учете. При отсутствии сведений в кадастре о границе спорных участков или
наличии противоречивых межевых планов, окончательную точку в споре ставят эксперты.
Причем они могут представить несколько вариантов решения, и суд примет решение с
учетом всех имеющихся обстоятельств.
Установление границ земельного участка.
Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).
Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Судебный и административный порядок решений земельных споров
Различные категории споров рождают разный порядок их решения. Наиболее частые судебные дела:
- при согласовании гражданами границ земельного участка во время приватизации;
- после оформления долей в наследстве между наследниками;
- при покупке земельного участка после вызова геодезистов и «обнаружения» нежданных границ;
- при застройке территории;
- между организациями по любым «пограничным» вопросам;
- у собственников уже приватизированных земельных участков;
- споры между садоводствами о границах между ними или с иными смежными землепользователями, между организациями или административными единицами и т.д.
Примеры из практики судебных споров по границам земельных участков
Пример 1. Гражданка С. является собственницей земельного участка № 15. Гражданка П., замерив свой участок № 16, «вдруг» поняла, что у нее не хватает 1,5 сотки, и что, конечно же, их (наверно, когда-то) у нее захватила гражданка С. Тогда хозяйка участка № 16 начинает по всей границе между участками рыть новую разделительную канаву на расстоянии 40 см от старой, захватывая землю участка № 15 и подрывая фундамент у дома, возведенного на участке № 15 уже более 20 лет назад. Возник судебный спор.
Пример 2. Купив престижный земельный участок в границах города, гражданин М. стал строить свой дом в одном метре от границы. Более того, высотность дома предполагала 3 этажа. Строительство было начато вдали от старого фундамента, без разрешений и проекта. Силами наших юристов строительство дома было приостановлено. Дальнейшие действия гражданин М. смог решить только после урегулирования конфликта с соседями.
Пример 3. Администрацией Сельского Совета в 1991 году был предоставлен земельный участок в аренду под строительство (ИЖС). Гражданин А. обнес забором участок. Построил в соответствии с архитектурным проектом дом, произвел кадастровую съемку земельного участка. В результате точной съемки оказалось, что часть участка гражданина А. находится на земле Лесфонда, а часть — на сельскохозяйственных землях ОАО «М». Возникло большое и долгое судебное дело, потребовавшее серьезной доказательственной базы, дополнительного сбора огромного количества документов.
Пример 4. В СНТ были предоставлены по генеральному плану участки различных площадей: вдоль дороги — по 8 соток, далее — по 9 соток. Во время проведения кадастровой съемки гражданка Н., у которой участок находился около дороги, геодезистам показала для обмера участок с заступом на соседний, в итоге получив 9 соток земли. Смежный участок гражданина Б. обмеру не подлежал. Третий участок от дороги был приватизирован в своих границах. Через несколько лет гражданин Б тоже решил приватизировать свой участок. Но после обмера участка площадь земли была на 2 сотки меньше той, которой он пользовался фактически и которая была указана в его садовой книжке. Возник спор о границах участка. Земля принадлежит к особой ценности, плюс является привлекательным объектом для вложения капитала. Поэтому важно «не навредить» вначале непрофессиональными действиями, и главное — выиграть в конце с помощью грамотного специалиста. И еще в земельных вопросах важно действовать быстро!
Пример 5. Внутри участка А располагался участок Б, к которому многие годы вела подъездная дорога. После перепродажи участка Б, собственник участка А отказал в проезде собственнику Б на его земельный участок. В результате нашим юристом был установлен сервитут.
Срок исковой давности по земельным спорам
Общий срок исковой давности составляет три года, но в зависимости от категории земельного спора может быть и иным. Так, заявление о признании оспоримой сделки недействительной (например, договора купли-продажи земельного участка с лицом, признанным недееспособным) должно быть подано в суд не позднее года с момента, когда истец узнал об обстоятельствах, на основании которых сделка может быть признана недействительной. На споры об устранении нарушения права не связанного с лишением владения (например, самовольной постройки) вообще не распространяется срок исковой давности. Кроме того, срок исковой давности при определенных обстоятельствах может быть продлен, приостановлен или восстановлен.
Таким образом, в земельном споре срок, отведенный для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, следует устанавливать индивидуально для каждой конфликтной ситуации.
Председатель СНТ не подписывает межевание
Согласно ФЗ Российской Федерации № 221, после определения границ надела необходимо согласовать результаты замеров с заинтересованными сторонами. Если участок относится к СНТ, одним из участников процедуры является председатель товарищества. Если у него есть возражения, отсутствие подписи не может стать препятствием для инженерных изысканий. В этом случае процедура займет немного больше времени. Она состоит из таких шагов:
- Организация общего собрания владельцев пограничных наделов и председателя СНТ — пригласить нужного участника собрания можно по телефону. Желательно звонить ему при свидетелях по громкой связи. Если он не захочет прийти, необходимо попросить его написать письменный отказ;
- Выяснение юридического адреса СНТ — он необходим для отправки официального извещения председателю о предстоящем собрании по поводу определения границ территории;
- Ожидание ответа на официальное письменное извещение — если ответного письма не будет, через месяц на почту вернется ваше послание;
- Подача объявления о предстоящей процедуре определения границ в местной газете;
- Запрос на выдачу генплана застройки садового товарищества — его должен выдать председатель или отдел архитектуры;
- Подача заявления в МФЦ — после установления границ земельного надела, нужно подать заявление на постановку на кадастровый учет и регистрацию права в ЕГРН.
Претензия кадастровому инженеру: Образец
От квалификации специалиста по инженерных изысканиям зависит, поставят ли вашу недвижимость на госучет. Поэтому к выбору подрядчика нужно подходить ответственно. Даже незначительная ошибка может привести к отказу в регистрации и вызвать пограничные споры. Подавать претензию кадастровому инженеру необходимо в таких случаях:
- Незаконная прирезка соседних соток и увеличение площади надела за счет неправильной установки границ;
- Отказ в возврате денежных средств после неправильно произведенных замеров;
- Непрофессионализм — ошибки в бланках или расчетах;
- Отказ в регистрационных действиях Росреестром из-за неточностей в межевом деле;
- Игнорирование процедуры согласования границ с соседями;
- Отказ вносить исправления после обнаружения ошибок.
Доказательная база в спорах о границах
При рассмотрении любого дела большое значение имеет доказательная база. Конечно, результаты экспертизы играют решающую роль, но свидетельские показания, видео и фото файлы никто не отменял. Чем крепче доказательная база истца, тем больше у него шансов выиграть дело.
Суд обращает внимание на:
- архивные файлы;
- вещественные доказательства;
- свидетельские показания;
- фото- и видеофайлы;
- заключения опытных экспертов.
Обязательно обращайте внимание на то, что ответчик может предоставить собственные доказательства, которые вполне возможно могут затмить ваши факты. Поэтому старайтесь собрать как можно более полную доказательную базу.
Срок исковой давности по делам, связанным с определением границ земельных участков, – 3 года.
Иногда его можно обойти, но только в исключительных случаях:
- объявление военного положения на территории ответчика;
- отмена нормативно-правового документа, на основании которого было вынесено решение;
- если ответчик пропустил срок по глубоко уважительным причинам, перечисленным в законе.
В любых других случаях срок исковой давности нарушать ни в коем случае нельзя. Суд просто не примет исковое заявление и не пожелает заниматься вашим делом.
Судебное разбирательство: процедура
Истец может участвовать в суде лично или заключить договор с адвокатом. Важно прибегать к помощи квалифицированного специалиста, практикой которого являются земельные и имущественные споры. Если вы выиграете дело, ответчик будет нести все ваши издержки на судебное разбирательство и привлечение специалистов.
Согласно ст. 30 ГПК РФ, иск необходимо подавать в территориальный суд. То есть в этом случае оно подается в суд, который располагается по месту расположения участка. При этом устанавливается следующий порядок рассмотрения:
- Мировой суд рассматривает споры, связанные с определением порядка применения имущества, к числу которого относят земельные участки.
- Районный суд рассматривает вопросы, связанные с установлением границ.
Пересечение границ земельных участков, выявленное на этапе проведения процедуры согласования границ
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости) устанавливает состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. В частности, к таким сведениям относятся описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, и площадь земельного участка.
Несмотря на то что упомянутые характеристики являются уникальными, т.е. позволяют идентифицировать объект недвижимости как индивидуально-определенную вещь, на практике нередко можно столкнуться с тем, что в кадастре такие сведения отсутствуют или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства (например, границы установлены с использованием устаревшей системы координат).
Следует отметить, что при таких обстоятельствах может возникнуть вопрос о существовании объекта недвижимости как такового (см., напр.: дело Арбитражного суда Пермского края N А50-9824/2007).
В качестве примера обозначенной проблемы можно рассмотреть ситуацию с ранее учтенными земельными участками. В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, и др.), которые не содержат информации о границах земельного участка.
Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.
Таким образом, перед правообладателем ранее учтенного земельного участка встает необходимость внести в кадастр недостающие сведения о его границах.
В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре недвижимости сведения государственного кадастра недвижимости об уникальных характеристиках земельного участка (описание местоположения границ и площадь) могут быть изменены только на основании заявления и межевого плана, а также в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 45 указанного Закона, в соответствии с которой орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Однако соответствующий нормативный правовой акт к настоящему времени не принят.
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельным участком признается часть поверхности земли, обладающая индивидуальными признаками. Основополагающим признаком участка являются его границы, определенные с помощью межевания.
Важно! Межевание земельного участка является обязательным, на проведении его настаивает Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Процедура межевания позволяет определить точные границы двух смежных участков
Владельцы участка не могут опротестовать необходимость его измерения, если таковая определена законом. Межевание может не проводиться, но реализовать свое право на участок он сможет, только определив его границы
Процедура межевания позволяет определить точные границы двух смежных участков. Владельцы участка не могут опротестовать необходимость его измерения, если таковая определена законом. Межевание может не проводиться, но реализовать свое право на участок он сможет, только определив его границы.
По итогам согласования границ участка составляется специальный акт (ст.23 ФЗ РФ №218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости»). В указанном документе должны содержаться сведения о заинтересованных лицах (Ф.И.О. владельцев смежных участков), результат согласования, границы (схемы прилагаются), возникшие возражения. Акт подписывают все владельцы, соседствующих земель. Завершается документ подписью и печатью кадастрового инженера.
Споры по межеванию земельных участков не имеют срока давности. Для разрешения возникшего конфликта достаточно призвать кадастрового инженера и произвести межевание земель. Если процедура межевания не удовлетворяет владельца смежных земель, он может провести собственное межевание, или подать в суд. Судебные споры по земельным участкам не являются редкостью. Суд вправе обязать спорщиков провести экспертизу для определения более точных границ или же согласиться на существующие границы.
Подача иска в 2021 году
В случае невозможности решения вопросов относительно возникших споров по проходящим границам ЗУ заинтересованное лицо имеет право обратиться в судебный орган. Стоит отметить, что подача иска возможна только в те судебные органы, которые будут непосредственно относиться территориально к той местности, какая имеет отношение к тому или иному судебному органу.
Основной документацией, составление и предоставление которой требует особой внимательности, является исковое заявление. Именно оно содержит весь перечень обстоятельств дела и непосредственно ту проблему, из-за которой собственник и обратился, причем в большинстве случаев ответчиком является непосредственный сосед, которым может выступать физическое лицо, юридическое или государственная организация.
Составление заявления заключается в отражении следующих сведений и данных:
- Отражение органа и ФИО должностного лица, которое уполномочено на рассмотрение искового заявления от физических или юридических лиц;
- Указание заявителя – кто является истцом в данном вопросе – отражается ФИО гражданина или наименование юридического или физического лица, который направляет просьбу рассмотрения вопроса относительно ошибок межевания;
- Отражение определенного перечня данных, которые указывают на собственность ЗУ (подтверждают право владения заявителем);
- Отражение сути вопроса, который требуется решить, а также оснований для рассмотрения такого вопроса. Основаниями для рассмотрения могут являться любые факты, имеющие доказательство, на какие уполномоченные органы могут ссылаться при определении законности той или иной ситуации;
- Перечень документации, которая прикладывается к иску в качестве доказательств права собственности и оснований для подачи заявы;
- Число оформления иска и подпись заявителя.
§ 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ, КАДАСТРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ
Государственный кадастр недвижимости, в системе современного земельного законодательства, пришел на смену государственному земельному кадастру. Теперь в кадастр вносятся сведения не только об уникальных характеристиках земельных участков, но и о других объектах недвижимого имущества.
Что касается именно земельного кадастра, то он существовал в стране долгое время и постепенно совершенствовался.
Так, в Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года государственному земельному кадастру был посвящен раздел VIII, который состоял всего из одной статьи, содержавшей несколько общих положений.
С появлением частной собственности на землю возникла необходимость в более детальной проработке положений о государственном земельном кадастре.
В результате на свет появился Федеральный закон от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», утративший силу в 2008 году.
В настоящее время действует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости).
В статье 1 упомянутого Закона определяется его предмет регулирования. Из толкования этой нормы следует, что Закон о кадастре недвижимости регулирует ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета, кадастровой деятельности, а также устанавливает орган, уполномоченный вести кадастр недвижимости, уточняет, в отношении какого недвижимого имущества ведется кадастр.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимости недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Законом о кадастре недвижимости сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Это следует из системного толкования пункта 1 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости, пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457).
Ведение государственного кадастра недвижимости неразрывно связано с кадастровой деятельностью и кадастровым учетом.
§ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И КАДАСТРОВЫЕ ОШИБКИ
Закон допускает, что государственный кадастр недвижимости может содержать ошибки. При этом в зависимости от причин возникновения законодатель разделил их на технические и кадастровые. Так, ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, именуется, согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, технической (техническая ошибка в сведениях). Она устраняется на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (части 2 и 3 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости).
Другими словами, сотрудники органа кадастрового учета при учете уникальных характеристик объекта недвижимого имущества могут допустить опечатку, описку, грамматическую или арифметическую ошибку, которая будет устранена при ее обнаружении самим же органом кадастрового учета. Также Закон допускает устранение технической ошибки в сведениях по заявлению любого лица. И только в случае, когда Кадастровая палата по каким-то причинам отказывается корректировать обнаруженную ошибку, последняя может быть устранена в судебном порядке.
Как правило, такого рода ошибки не вызывают серьезных препятствий к осуществлению правообладателями объектов недвижимого имущества своих прав.
Гораздо сложнее обстоит дело с кадастровой ошибкой, которая, согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, представляет собой воспроизведенную в государственном кадастре недвижимости ошибку в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Устраняется она в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, если первоначальным источником ошибки является межевой план, или в порядке информационного взаимодействия, или на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости).
Самой проблематичной ошибкой с точки зрения возникающих последствий для правообладателя участка, а также процедуры устранения является наложение границ земельных участков.
На практике это выглядит примерно следующим образом. Некий гражданин, желающий осуществить кадастровый учет своего земельного участка либо уточнить местоположение границ участка, обращается к кадастровому инженеру с просьбой изготовить межевой план. В процессе выполнения кадастровых работ кадастровый инженер выявляет пересечение (наложение) границ вновь образованного или уточняемого участка с границами смежных участков, сведения об уникальных характеристиках которых уже содержатся в ГКН. То есть на месте земельного участка гражданина, согласно сведениям ГКН, находится, частично или полностью, земельный участок другого правообладателя.
Межевой план с заключением кадастрового инженера о выявленном пересечении границ отправляется в кадастровую палату, которая принимает решение о приостановлении кадастрового учета в отношении уточняемого земельного участка.
При этом орган кадастрового учета не может знать, в результате чего возникло пересечение границ. Поэтому в качестве возможных причин указывает на ошибку кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы в отношении учтенного участка, либо другого кадастрового инженера, который подготовил межевой план для вновь образованного или уточняемого земельного участка.
Что делать в этом случае гражданину?
Рассмотрим подробнее.
Первый вариант, самый простой, предусмотрен законом — устранять пересечение границ в порядке, установленном для учета изменений земельного участка.
Чтобы им воспользоваться, гражданин должен пойти к правообладателю смежного земельного участка, допустим к своему соседу, и предложить провести заново межевание его, соседа, земельного участка, а затем обратиться в кадастровую палату с заявлением об учете изменений границ этого участка.
Естественно, далеко не каждый сосед согласится на подобного рода мероприятие.
В таком случае гражданин имеет право обратиться за защитой права в суд.
При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства.
Обращение к правообладателю ранее сформированного земельного участка, с границами которого пересекаются границы вновь формируемого участка, с просьбой провести повторное межевание, в ряде случаев признается досудебным порядком урегулирования спора. Несоблюдение такого порядка до обращения в суд является причиной для отказа в судебной защите.
Истец обратился в суд к ответчикам с исковым заявлением о защите прав собственника, не связанных с лишением владения, и о признании недействительными результатов межевания земельного участка.
В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что с учетом письма Минэкономразвития N 4448-ИМ/Д23 от 27.03.2009 следует, что для устранения кадастровой ошибки необходимо заявление собственника смежного земельного участка — ответчика. В данном случае собственник о необходимости проведения повторных кадастровых работ извещен не был, следовательно, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Внесение изменений в государственный кадастр может повлечь фактическое уменьшение площади земельного участка ответчика. Кроме того, ответчиком права и законные интересы истца не нарушались.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя истца по иску, который подтвердил тот факт, что с заявлением к собственнику земельного участка — ответчику для устранения кадастровой ошибки никто не обращался, суд пришел к выводу, что гражданское дело подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора (Определение Советского районного суда Ставропольского края от 15 декабря 2011 года N 2-958).
Упомянутое в Определении суда письмо Минэкономразвития N 4448-ИМ/Д23 от 27.03.2009 содержит следующие рекомендации по устранению пересечения границ смежных участков.
В случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (дополнительные сведения).
В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».
Решение споров в суде
Споры, касающиеся установления границ участка, решаются в районных судах. Подобные иски рассматриваются с целью определения границ участка.
В первую очередь суд исследует, на каких правах используются участки, т.к. только собственник может требовать соблюдения законности определения точных границ.
Затем исследуются представленные доказательства со стороны истца и ответчика. Это могут быть показания свидетелей, архивные сведения, расположение построек, разница грунтов и пр.
- Зачастую земельные споры и порядок их разрешения требуют наличия специальных знаний, в этом случае проводят землеустроительную экспертизу. Сторона, выступающая инициатором данного исследования, должна сформулировать интересующие ее вопросы таким образом, чтобы в ответах на них содержалось полное доказательство суду сложившихся обстоятельств. Кроме того, назначить землеустроительную экспертизу могут не только истец или ответчик, но и сам суд. Однако происходит это крайне редко.
Дело в том, что экспертное исследование обходится его инициатору приблизительно в 35000 рублей. Это в разы больше 12000, которые в среднем оплачивают организациям, оказывающим услуги по межеванию.
Представители судебной власти стараются экономить бюджетные средства и требуют предоставления ходатайства от заинтересованных лиц.
- Суд может учитывать и фактически образовавшиеся границы. Т.е., если в правоустанавливающих документах не указано иное, границами считаются линии, образовавшиеся более пятнадцати лет назад и ограниченные искусственными или природными объектами.
- В результате судебного дела суд принимает решение по делу, устраняя таким образом конфликт между соседями. На основании данного документа вносятся изменения в кадастровые сведения об участке.
Установление смежных с соседями границ производится посредством обращения в государственную или коммерческую организацию, имеющую полномочия на определение межей выделенных или только выделяемых земельных участков.
Непосредственную работу выполняет инженер геодезической фирмы или отдела кадастра муниципалитета, при этом собственник может самостоятельно определять, в какую из коммерческих организаций обратиться.
Определение межей на бесплатной основе осуществляется в рамках проведения комплексных кадастровых работ, распланированных вплоть до 2020 года.
В процессе определения границ участка инженер предварительно знакомится с предоставленной собственником или владельцем документацией, при необходимости направляет запросы по расположению участков и впоследствии выезжает на место нахождения надела.