Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выход из состава участников НКО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При государственной регистрации некоммерческой организации не всегда набирается достаточное количество учредителей для формирования желаемой структуры органов управления. Поэтому приходится создавать НКО с минимальным набором органов управления, то есть с той структурой органов управления, которая предусмотрена законодательством в обязательном порядке.
Бухгалтерский учёт и налогообложение некоммерческих организаций в 2022 г
Если вы работаете в некоммерческой организации или являетесь её руководителем, предлагаем вам 17 февраля 2022 года посетить семинар «НКО в 2022 году: сдаём годовой отчёт, анализируем изменения законодательства, разбираем горячие вопросы с экспертом»
В рамках которого будут рассмотрены такие темы, как:
- бухгалтерский отчёт в НКО;
- бухгалтерская отчётность за 2022 году;
- письма Минфина по НКО, практика арбитражных споров;
- налогообложение НКО.
Участники семинара смогут задать все интересующие их вопросы ведущему эксперту по бюджетному учёту и НКО Баханьковой Екатерине Рудольфовне. Екатерина Рудольфовна является действующим членом экспертного совета при ИПБР, преподавателем и научным сотрудником Центра современных образовательных технологий Института повышения квалификации Российской академии госслужбы. Кроме того, Екатерина Рудольфовна также работает аудитором, является директором департамента учёта и налогообложения НКО.
Также можно получить 30 академических часов обучения и пройти семинар по программе 1С:Бухгалтерия.
Бухгалтерскую отчётность в 2022 году НКО сдаёт по иной схеме, так как появились изменения. НКО могут сдавать отчётность по УСН или привычным образом. Изменились правила внесения организаций в реестр, правила предоставления отчётности, обновились бланки.
- сложные вопросы составления отчетности и все изменения 2021-2022 гг. для НКО;
- какие меры господдержки предусмотрены для НКО;
- специфику учета деятельности фондов, некоммерческих партнерств, общественных, религиозных и благотворительных организаций, АНО, частных учреждений, союзов, ассоциаций, СРО и др. форм некоммерческих организаций;
- как НКО учитывать новые правила ФСБУ 5/2019 «Запасы»;
- как перейти в 2022 г. НКО на новые ФСБУ по основным средствам и аренде, и нужно ли будет начислять амортизацию по ФСБУ 6/2020;
- подробное описание нового ФСБУ «Некоммерческая деятельность»; как правильно оформлять целевое финансирование и вести раздельный учет;
- какие специальные счета, проводки и отчетность должна использовать некоммерческая организация;
- в каких случаях НКО платит налог на прибыль и НДС, можно ли перейти на УСН;
- что изменилось в расчете страховых взносов, командировочных, больничных и отпускных в 2021 г.;
- конец года – время проверок Минюста и налоговой по деятельности НКО: как подготовиться к контролю в 2021-2022 гг.
ФЗ №7 предусмотрел выход из некоммерческой организации по собственному желанию. Согласие других участников компании формально не требуется. Обычно вопрос решается после переговоров с компаньонами, но закон не прописывает сбор подписей «за» или «против».
Выход участника из состава некоммерческой организации
Автономная некоммерческая организация (АНО) не основана на постоянном членстве. Согласно п. 6 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ выйти из АНО можно по собственному желанию, без предварительного согласия других участников.
Если сведения об участниках содержаться в ЕГРЮЛ, выйти из АНО можно следующим образом:
- член НКО, желающий покинуть общество, отправляет письменное заявление о своем решении почтой или передает документ руководителю АНО;
- заполняется заявление по форме Р14001, а подпись заявителя подлежит удостоверению нотариусом;
- заявление подается в регистрирующий орган по месту нахождения АНО.
Если информация об участниках АНО не внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, то покинуть организацию можно в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Информация о решении участника выйти из АНО фиксируется протоколом соответствующего собрания или внутренним реестром.
Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях» любой участник НКО вправе осуществить выход из числа учредителей в любой момент по собственному усмотрению. Согласие других участников для этого не нужно. Выход из состава лиц-учредителей НКО можно осуществить несколькими способами:
- если сведения об учредителях НКО не внесены в ЕГРЮЛ – процедура производится согласно Уставу;
- если сведения внесены в ЕГРЮЛ – подается заявление по форме Р14001.
Выход единственного или последнего действующего учредителя и (или) участника НКО допускается, если назначается лицо, которому передаются права и обязанности учредителя.
Новые правила выхода участника из ООО
В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.
Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.
Декларацию 6-НДФЛ и налог на имущество в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.
Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.
Применять упрощённую систему налогообложения при АНО выгодно, так как это сокращает количество сдаваемой отчётности. Упрощённую декларацию по УСН сдают один раз в год. Если в документе итог с нулевым значением, она не освобождается от сдачи.
АНО на УСН не уплачивают НДС, налог на прибыль и имущество, соответственно отчётность по данным налогам отправлять не требуется. Налог на имущество платится, если:
- на балансе организации есть имущество, которое подлежит налогообложению по кадастровой стоимости;
- организация является налоговым агентом и арендует имущество у государства.
По этим пунктам сдаются декларации.
Также АНО представляют следующую отчётность в различные органы:
- ИФНС, ФСС и ПФР;
- ОПС, ОМС и ФСС;
- Росстат;
- Минюст.
Для удобства собрали в одну таблицу сроки сдачи отчётности для АНО на УСН в 2021 году:
Отчёт | Сроки | |||
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
|
УСН | Для ООО – 01.04.2021, для ИП – 30.04.2021 |
|||
Имущественный налог | 30.04 | 30.07 | 30.10 | 30.04.2021 |
Транспортный налог | 03.02.2021 | |||
Земельный налог | 03.02.2021 | |||
Бухгалтерская отчётность | 01.04.2021 | |||
СЗВ-М | 15.02 15.03 15.04 |
15.05 15.06 15.07 |
15.08 15.09 15.10 |
15.11 16.12 15.01.2021 |
6 НДФЛ | 30.04 | 31.07 | 31.10 | 01.04.2021 |
4 ФСС на бумаге | 22.04 | 22.07 | 21.10 | 20.01.2021 |
4 ФСС в электронном виде | 25.04 | 25.07 | 25.10 | 27.01.2021 |
2 НДФЛ | 01.04.2021 | |||
СЗВ-стаж | 02.03.2021 | |||
Среднесписочная численность | 20.01.2021 |
Об НКО — выход учредителя из нко
Данная тема является достаточно узкопрофильной и подобные случаи встречались нечасто, но ситуация сильно обострилась в связи с нахлынувшей пандемией.
Итак, существуют разные формы Некоммерческих организаций и в зависимости от той или иной формы НКО учредители имеют разную компетенцию. В некоторых НКО — это лишь инициативная группа, которая создает организацию, а после все борозды правления переходят к ее высшему коллегиальному органу управления Фонд. А есть Автономные некоммерческие организации, где компетенция учредителя очень весомая.
Гражданским Кодексом Российской Федерации предусмотрено, что Автономную некоммерческую организацию может создать одно лицо (то есть АНО может иметь одного учредителя). Также в АНО может быть сформирован высший коллегиальный орган управления (совет, правление), а может и не формироваться и тогда функции высшего органа управления будет осуществлять единственный учредитель Автономной некоммерческой организации.
Кроме того, тот же Гражданский Кодекс разрешает нам назначить на должность единоличного исполнительного органа (руководителя АНО – Директора, Президента, Председателя) одного из учредителей-граждан.
Если сложить вышесказанное, то мы поймем, что в АНО может быть только один учредитель, который вправе быть ее руководителем.
Некоторое время назад мы столкнулись с тупиковой ситуацией, и связана она с внезапной смертью единственного учредителя Автономной некоммерческой организации, который, к тому же, являлся высшим органом управления и Директором Организации.
Выход из состава учредителей нко
Никаких решений для выхода не нужно. Заявление выходящего учредитель направляется им непосредственно в Минюст (одновременно с этим он об этом уведомляет и АНО):
Ч.6 ст 123.24 ГК — «Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей АНО».
ч. 3 ст. 15 закона о НКО — учредитель АНО вправе выйти из состава учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив сведения о своем выходе в регистрирующий орган.
Что касается одновременного выхода всех и входа одного. чисто теоретически представляется 2 этапа:
1) все, кроме одного, подают заявление о выходе,
2) последний передает каким-то документом (тут пока затрудняюсь)) свои права новому учредителю и после этого тоже подает в Минюст заявление + этот документ (назовем его: соглашение о передаче прав учредителя).
ч. 3 ст. 15 закона о НКО — В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
В этом случае решение органа управления тоже не нужно.
Список документов для регистрации
Список документов для государственной регистрации установлен п.5 ст. 13.1 № 7-ФЗ «О НКО»:
учредительные документы (3 экземпляра);
решение о создании и утверждении учредительных документов;
сведения об учредителях;
сведения о месте нахождения;
документ об оплате госпошлины;
документ, подтверждающий согласие правообладателя на использование его имени или символики, наименования иного юрлица как части своего названия;
документы, подтверждающие статус учредителя – иностранного лица (копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя – иностранного лица);
для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, нужно заявление о включении некоммерческой организации в соответствующий реестр (форма бланка утверждена приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223).
Собранный пакет документов в течение 3 месяцев после утверждения решения об учреждении НКО направляется в Минюст. Документы на нескольких страницах должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью заявителя на месте прошивки.
Для регистрации НКО используется такая же форма заявления Р11001, которая подается при государственной регистрации обычных юридических лиц (это прописано в приказе Минюста №68 от 07.05.2012). Форма Р11001 утверждена Приказом Федеральной налоговой службой № ММВ – 7 от 25.01.2012.
Сведения об учредителях прописываются в приложении к заявлению Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.
Сведения о месте нахождения НКО указываются в бланке заявления Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.
Заявление подписывается руководителем или учредителем НКО либо уполномоченным лицом.
Учредительные документы предоставляются в 3 экземплярах. В большинстве случаев это устав НКО. У некоммерческих ассоциаций и союзов это может быть устав или учредительный договор. У бюджетных, государственных, муниципальных учреждений может быть положение для казенного учреждения.
Решение об учреждении некоммерческой организации должно содержать информацию о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления и др. Оно подписывается учредителем единолично, либо председателем и секретарем учредительного собрания в форме протокола общего собрания учредителей, либо издается нормативный акт для создания государственного бюджетного или муниципального учреждения.
За государственную регистрацию НКО взимается госпошлина. Её размер устанавливает Федеральная налоговая служба (ФНС). В 2021 году за регистрацию юридических лиц взимается 4000 рублей, политической партии – 3500 рублей, обществ инвалидов – 1400 рублей.
Документы иностранной организации должны быть предоставлены на официальном языке своего государства вместе с удостоверенным переводом этого документа на русский язык.
Список документов, предоставляемых религиозными организациями, общественными объединениями и политическими партиями, установлен пп. 29–32 Регламента предоставления услуги по регистрации.
При сдаче пакета документов для регистрации НКО в Минюст все перечисленные документы регистрируются. Копия описи документов выдается заявителю.
Принятие Минюстом решения о регистрации НКО и сроки регистрации
После регистрации поступивших документов Минюст или его территориальный орган обязан их рассмотреть и принять решение:
приостановить регистрацию некоммерческой организации (не дольше 3 месяцев);
продлить срок рассмотрения документов;
оставить заявление без рассмотрения (для религиозных организаций);
отказать в регистрации.
Решение Минюста оформляется виде распоряжения.
Пример приостановления процесса регистрации: ненадлежащее предоставление документов. За время приостановки заявитель должен внести соответствующие правки, тогда регистрация будет возобновлена, иначе – отказ в регистрации.
Минюст должен принять решение в течение определенного времени (п.22 гл. II Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций») с момента регистрации поступивших документов:
18 рабочих дней – для всех НКО;
30 дней – для политических партий;
33 дня – для религиозной организации (6 месяцев при проведении религиоведческой экспертизы) и общественных объединений.
Если Минюст принял решение и издал распоряжение о регистрации НКО, то сведения о новом НКО передаются в ФНС или его соответствующие территориальные органы для внесения в единый реестр. Минюст направляет в ФНС сопроводительное письмо и один экземпляр документов, предоставленных заявителем.
Каким образом можно выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования и сняться с должности генерального директора
Возможность гражданина или юридического лица в любое время выйти из состава учредителей АНО напрямую предусмотрена п. 6 ст. 123.24 ГК РФ и п.п. 3-4 ст. 15 Закона N 7-ФЗ. При этом получения согласия других участников АНО в этом случае не требуется. Определенные ограничения установлены лишь для тех случаев, когда выходящий учредитель АНО является последним или единственным: до направления сведений о своем выходе он обязан передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом АНО.
Тем не менее, следует учитывать также и то, что генеральный директор АНО как ее единоличный исполнительный орган (п. 3 ст. 123.25 ГК РФ) является в то же время и работником указанной организации (часть шестая ст. 11 и ст. 273 ТК РФ). В свою очередь, из части первой ст. 278 ТК РФ следует, что трудовой договор с работником, занимающим должность руководителя организации, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным ТК РФ. А одним из таких оснований в силу п. 3 части первой ст. 77 и ст. 80 ТК РФ является волеизъявление работника на прекращение трудовых отношений. При этом в соответствии с частью первой ст. 80 ТК РФ о своем желании работник должен предупредить работодателя не позднее чем за две недели до предполагаемого дня расторжения трудового договора. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу (часть пятая ст. 80 ТК РФ). Препятствовать такому увольнению работодатель не вправе.
Выход участника из нко пошаговая инструкция 2021
Изменения вносятся либо с оформлением новой редакции устава, либо отдельным документом — приложением к уставу. Первый вариант удобнее для дальнейшего представления устава для ознакомления или уточнения информации в уставе. Однако если устав достаточно большой и отсутствует в формате Word для редактирования, то можно прибегнуть к второму варианту внесения изменений.
Порядок утверждения изменений в устав зависит от вида некоммерческой организации.
- Изменения в устав АНО утверждаются коллегиальным высшим органом управления (Правлением, Президиумом, Советом и т.д.)
- Изменения в устав Ассоциации утверждаются общим собранием членов Ассоциации
- Изменения в устав фонда утверждаются высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя
- Изменения в устав потребительского кооператива утверждаются общим собранием пайщиков
- Изменения в устав общественной организации утверждаются высшим органом управлением (съездом или общим собранием)
При утверждении новой редакции устава необходимо соблюсти формальности созыва и проведения общего собрания участников или собрания высшего коллегиального органа управления НКО, предусмотренные уставом. Требования к оформлению решений данных органов управления НКО также содержаться в действующем уставе НКО.
Обратите внимание! Статьей 67.1 ГК РФ протокол общего собрания участников должен быть нотариально удостоверен, если иной способ (например, подписание протокола всеми участниками или частью участников — председателем и секретарем собрания) не предусмотрен уставом некоммерческой организации либо решением общего собрания участников, принятым участниками единогласно. Если протокол общего собрания подлежит нотариальному удостоверению, то протокол подписывается участниками собрания при нотариусе, нотариус удостоверяет подписи.
Заполните в заявлении в любом случае титульный лист и лист Н (сведения о заявителе). Остальные листы заполняются в зависимости от тех сведений, которые нужно внести в устав. При этом наименование листов соответствует изменениям, в отношении которых они заполняются. Подписывает заявление руководитель НКО в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.
Для удостоверения подписи на заявлении Р13014 нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации НКО, решение о назначении руководителя, актуальный список участников и протокол (решение) об утверждении устава. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.
К заявлению о регистрации изменений в ЕГРЮЛ необходимо приложить протокол общего собрания (решение учредителя) о внесении изменений. В зависимости от регистрируемых изменений могут потребоваться дополнительные документы (например, при изменении места нахождения — документы, подтверждающие права на адрес). Все документы подаются в 2 экземплярах. Также необходимо предоставить паспорт заявителя для ознакомления. Для регистрации изменений в ЕГРЮЛ или устав вы можете также обратиться к специалистам, в этом случае необходимо выдать представителю нотариальную доверенность для регистрации изменений (заверяется вместе с заявлением о регистрации) от имени организации (а не от заявителя-физического лица).
Регистрирующим органом для некоммерческих организаций является Минюст (для местных и межрегиональных организаций — территориальный отдел Минюста, для общероссийских, международных НКО, политических партий — Центральный аппарат Минюста РФ).
При невыполнении этой обязанности или нарушении срока подачи заявления (уведомления) о внесении изменений в ЕГРЮЛ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Срок рассмотрения документов Минюстом:
- 33 дня в отношении общественных объединений
- 30 дня — политических партий
- 1 месяц и 3 дня или 6 месяцев и 3 дня (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций и их отделений
- 17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций
Срок регистрации изменений в ЕГРЮЛ налоговым органом (сведения в налоговый орган направляются Минюстом) — 5 рабочих дней.
По результату регистрации получите выписку и лист записи, подтверждающий регистрацию.
В случае предварительной регистрации сведений в ЕГРЮЛ подача заявления о регистрации устава возможна только по истечении определенного срока (например, при смене места нахождения — 20 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ).
Для регистрации новой редакции устава или иного учредительного документа НКО в Минюст предоставляются следующие документы:
- заявление по форме № Р13014 — 2 экз.
- решение (протокол) об утверждении изменений в учредительный документ (утверждении новой редакции устава, иного учредительного документа) — 2 экз.
- изменения в учредительный документ (учредительный документ в новой редакции) — 3 экз.
- квитанция об оплате госпошлины. Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его представить.
Для общественной организации дополнительно предоставляется:
- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением
- протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного или общероссийского общественных объединений
- в случае внесения изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого данное отделение (организация) действует, представляется также устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом в 2 экземплярах
Сроки регистрации изменений в устав аналогичные.
Процедура выхода участника из списка учредителей некоммерческой организации имеет свои особенности:
-
В отличие от процедуры входа в перечень учредителей компании, в этом случае заявление по форме Р14001 подается не в Министерство Юстиции, а непосредственно в соответствующее управление ФНС. Это правило подробно описывается в части 2.2. статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Любые иные регистрационные действия в отношении НКО обязательно согласовываются непосредственно с Министерством Юстиции.
-
Учредитель, который желает расстаться со своим статусом, не обязан получать разрешение от других участников некоммерческой организации, а также от органов управления юридического лица.
-
Учредитель теряет свой статус, а также лишается прав и обязанностей участника НКО только с момента внесения изменений в Единый Государственный Реестр Юридических лиц, то есть далеко не сразу.
Особенности выхода учредителя из некоммерческой организации
-
Поправки в законодательстве направлены на защиту прав любого члена предприятия, поэтому подавать заявку в ЕГРЮЛ должен исключительно он. При выходе из состава согласие остальных лиц не требуется. Понадобится только решение учредителя. Пройти процедуру можно самостоятельно, назначив доверенное лицо или послав нотариально заверенное письмо в МинЮст.
-
Регистрация внесения изменений в ЕГРЮЛ имеет стандартный срок для каждого вида НКО. С подачей заявления об изменениях в уставе относительно состава участников необходимо уведомить всех заинтересованных лиц. Протокол не составляется – документ направляется напрямую в государственные органы (в отличие от порядка действий в ООО и других предприятиях).
Данная тема является достаточно узкопрофильной и подобные случаи встречались нечасто, но ситуация сильно обострилась в связи с нахлынувшей пандемией.
Итак, существуют разные формы Некоммерческих организаций и в зависимости от той или иной формы НКО учредители имеют разную компетенцию. В некоторых НКО — это лишь инициативная группа, которая создает организацию, а после все борозды правления переходят к ее высшему коллегиальному органу управления Фонд. А есть Автономные некоммерческие организации, где компетенция учредителя очень весомая.
Гражданским Кодексом Российской Федерации предусмотрено, что Автономную некоммерческую организацию может создать одно лицо (то есть АНО может иметь одного учредителя). Также в АНО может быть сформирован высший коллегиальный орган управления (совет, правление), а может и не формироваться и тогда функции высшего органа управления будет осуществлять единственный учредитель Автономной некоммерческой организации.
Кроме того, тот же Гражданский Кодекс разрешает нам назначить на должность единоличного исполнительного органа (руководителя АНО – Директора, Президента, Председателя) одного из учредителей-граждан.
Если сложить вышесказанное, то мы поймем, что в АНО может быть только один учредитель, который вправе быть ее руководителем.
Некоторое время назад мы столкнулись с тупиковой ситуацией, и связана она с внезапной смертью единственного учредителя Автономной некоммерческой организации, который, к тому же, являлся высшим органом управления и Директором Организации.
Пояснения ФНС о выходе из некоммерческой организации
НКО – это общества, которые своей деятельностью охватывают разные сферы человеческой деятельности. Налоговая служба имеет право в некоторых случаях обжаловать выход учредителя из НКО в судебном порядке.
Если НКО продолжает существовать, то его единственный учредитель не может уйти просто так. Он должен передать дела и назначить другое лицо, которому передаются все его полномочия и обязанности. Выход из состава некоммерческой организации единственного или последнего учредителя не допускается.
Раньше учредители не имели права выходить из состава НКО, но изменения в ФЗ-7 от 31.01.2016 дали им возможность покидать фонды, некоммерческие корпорации и автономные некоммерческие организации.
ФНС подчеркивает, что это правило не действует для лидеров религиозных общества, их учредители получают статус на всю жизнь.
Особенности и этапы проведения ликвидации НКО
Главная проблема процесса ликвидации НКО заключатся в возможном наличии долговых обязательств некоммерческой организации. Учитывайте, если сообщество и ее руководство не может погасить долги, необходимо использовать официальную процедуру банкротства.
Процесс ликвидации некоммерческого объединения осуществляется в несколько шагов:
- Руководство и члены НКО принимают решение о ликвидации.
- Создается специальная комиссия и назначается ответственный за процесс.
- Определяются сроки проведения.
- Публикуется официальное уведомление в СМИ.
- Создается промежуточный баланс.
- Организация выплачивает все долговые обязательства.
- Формируется окончательный баланс.
- Окончание ликвидации (регистрируется юрлицо).
Какие документы нужны при закрытии АНО
При закрытии АНО необходимо собрать определенный пакет документов и этому следует уделить особое внимание, если руководитель АНО не хочет попасть в неприятную ситуацию. В налоговую инспекцию необходимо предоставить, такие документы как:
- Оригинал свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации (ОГРН);
- Заявление, в котором организация выражает свое желание закрыть свою деятельность;
- Квитанцию или иной документ, который подтверждает уплаты государственной пошлины за закрытие организации;
- Документ, который подтверждает, что организация произвела все расчеты с негосударственными фондами;
- Выписка из публикации о том, что предприятие прекращает свою деятельность;
- Сведения обо всех учредителей и главном бухгалтере предприятия, а именно: паспортные данные, ИНН как физических лиц;
- Копии устава организации и государственного реестра.
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
- Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников. - Фонд.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты. - Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
- Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений. - Учреждения.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.