Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог с продажи квартиры: когда и сколько платить.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нередки ситуации, когда продавцом недвижимости в Казахстане выступает иностранец (нерезидент РК). Согласно ст.252 ГК РК, иностранцы, не имеющие вида на жительство в Казахстане, но имеющие на праве собственности недвижимое имущество, обязаны произвести его отчуждение (продать, подарить) в течение 1 года с даты утраты гражданства.
В каком случае нужно уплачивать налог и по какой ставке?
Согласно пп.14) п.2 ст.319 НК РК, не рассматривается в качестве дохода физлица (а значит, не подлежит налогообложению) прирост стоимости при реализации квартир (дач, гаражей), находящихся на праве собственности 1 год и более с даты регистрации права собственности.
Для физлиц это означает, что если перед продажей квартира находилась в собственности более 1 года, то обязанность по уплате налога у продавца не возникает.
Если же объект находился в собственности менее 1 года перед продажей, при его реализации необходимо уплатить налог (ИПН) по ставке:
- 10% если продавец –гражданин и резидент РК (п.1 ст. 320 НК РК);
- 15% если продавец –нерезидент РК (пп.5 п.1 ст.646 НК РК).
Важно! Под «датой регистрации права собственности» подразумевается не дата нотариального заверения договора купли-продажи квартиры/дома, а дата их государственной регистрации (п.1 ст.7 Закона РК №310-III от 26.07.2007 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»).
При этом следует иметь ввиду, что обложению подлежит не вся сумма, вырученная от продажи квартиры, а только так называемый «доход от прироста стоимости» (пп.1 п 1 ст.331 НК РК) — сумма разницы между ценой продажи и той суммой, за которую квартира ранее была приобретена. Если разницы нет (квартира продается за ту же сумму, за которую ранее была куплена) или она отрицательная (квартира продана дешевле цены покупки), то объекта обложения не возникает и налог также платить не требуется. Однако, в этом случае у продавца на руках должны быть доказательства того, что прироста стоимости не было:
- договор купли-продажи (при покупке квартиры в собственность);
- акт оценки стоимости (если квартира ранее не приобреталась, а получена в результате приватизации, в дар, или по наследству).
Камеральный контроль и блокировка ЭСФ
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ. |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;
по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска; по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»; |
Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска. По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение). По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было). |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»; «3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»; «2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем
личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);
идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об
устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;
номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,
с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.
В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»; |
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ. Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска). |
Статья 96. Результаты камерального контроля |
Статья 96. Результаты камерального контроля 6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса. |
При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ. |
Отсутствует |
Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур 1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. 2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства». 4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие. |
Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления. |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска; … 2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»; … 2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.
Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. |
С 01.01.2023 года Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска. Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая. |
Статья 158. Завершение налоговой проверки
|
Статья 158. Завершение налоговой проверки «При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.
При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта). |
В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола. |
Система розничного налогообложения – для кого она создана?
СНР «розничный налог» предполагает уплату всего лишь 3% (вместо стандартных ИПН/КПН и НДС). Он создан для нескольких категорий налогоплательщиков:
-
для тех, кто является представителями малого и среднего бизнеса (согласно ст. 24 Предпринимательского кодекса);
-
для тех, кто ведет один или несколько видов деятельности, входящих в список тех, на которые распространяется данный налог.
Правительство РК предусмотрело оплату розничного налога не для всех субъектов МСБ. По этой схеме налогообложения отчисления проводят только те субъекты, которые больше всего пострадали от карантинных ограничений. Постановление Правительства РК №30 от 02.02.2021 г. утвердило перечень, в который вошли 114 видов предпринимательской деятельности, которые могут применять розничный налог. (Полную таблицу смотрите в конце этой статьи, в разделе – Перечень видов деятельности для применения розничного налога в размере 3%).
В данный список входят субъекты, занимающиеся следующими видами деятельности:
-
розничная торговля (реализация одежды, обуви, косметических средств, цветов, книг и мебели);
-
услуги в сфере дошкольного образования;
-
сервисы СТО;
-
услуги туристических компаний;
-
услуги салонов красоты, парикмахерских и т.д.
Представители этих видов деятельности могут применять розничный налог до окончания 2022 года.
Важно: Закон РК № 53-VII от 24.06.2021 г. вводит с 01.01.2023 г. изменения в ст.696-1 НК РК, согласно которым с 2023 года использовать розничный налог смогут только компании, предоставляющие свои услуги в сфере общественного питания. Налоговая ставка будет увеличена в 2 раза: с 3% до 6%.
То есть, МСБ имеют право пользоваться преимуществами розничного налога:
-
до конца 2022 года – все компании, деятельность которых входят в список (114 видов);
-
с начала 2023 года – те компании, деятельность которых связана со сферой общественного питания.
Кто обязан платить налог
Налог на имущество физических лиц обязаны платить граждане, которые владеют соответствующими объектами налогообложения, то есть, имеют в собственности имущество, расположенное на территории РК. Это жилые помещения, гаражи, паркоместа и другие сооружения, а также участки земли. Как и налог на депозит, этот вид сбора является важным инструментом наполнения государственной казны.
Налог платят все собственники за исключением некоторых льготных категорий, даже если они временно или постоянно проживают за границей. Чтобы быстро конвертировать сумму платежей в нужную валюту, можно уточнить курс доллара Актобе.
Кто должен считать налог
Рассчёт налога — обязанность продавца.
До 31 марта следующего года после заключения сделки нужно подать декларацию по ИПН по форме 240.00.
Заплатить налог необходимо до 10 апреля.
Например, квартиру продали в сентябре 2022 года.
Значит, в 2023 году до 31 марта подаёте декларацию, а уплачиваете налог не позднее 10 апреля.
Декларацию и расчёт можно представить:
— через «Кабинет налогоплательщика»;
— мобильное приложение E-Salyq Azamat;
— на eGov.kz;
— в ЦОНе на бумажном носителе;
— в районное управление государственных доходов.
Оплата принимается:
— через мобильное приложение eSalyq Azamat;
— в банках;
— в отделениях Казпочты.
Налог на имущество физических лиц
Кто и за что платит: физические лица, имеющие объект налогообложения (в данном случае недвижимость) на праве собственности. К объектам налогообложения недвижимого имущества относят здания, жилища, дачи, гаражи, различные сооружения и помещения. Кроме этого налогом облагаются незавершенные постройки с момента их эксплуатации или проживания.
Размер: сумма налога рассчитывается, исходя из налоговой базы, исчисляемой от стоимости недвижимости. Однако, следует различать рыночную стоимость имущества и размер рассчитанной налоговой базы, которая рассчитывается налоговым органом по специальной формуле.
В этих расчетах учитываются различные характеристики недвижимости, такие как стоимость имущества, коэффициенты физического и функционального износа, стоимость квадратного метра, значение месячного расчетного показателя. В связи с этим ежегодно сумма налога может изменяться.
Юридическая чистота: что проверить перед сделкой >>>
Налог на имущество физических лиц, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 529 Налогового кодекса, исчисляется в зависимости от стоимости объектов налогообложения по ставкам, представленным ниже.
Стоимость объекта налогообложения |
Ставка налога |
до 2 000 000 тенге включительно |
0,05 процента от стоимости объектов налогообложения |
свыше 2 000 000 тенге до 4 000 000 тенге включительно |
1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 000 000 тенге |
свыше 4 000 000 тенге до 6 000 000 тенге включительно |
2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 000 000 тенге |
свыше 6 000 000 тенге до 8 000 000 тенге включительно |
4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 000 000 тенге |
свыше 8 000 000 тенге до 10 000 000 тенге включительно |
7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 000 000 тенге |
свыше 10 000 000 тенге до 12 000 000 тенге включительно |
11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 000 000 тенге |
свыше 12 000 000 тенге до 14 000 000 тенге включительно |
16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 000 000 тенге |
свыше 14 000 000 тенге до 16 000 000 тенге включительно |
22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 000 000 тенге |
свыше 16 000 000 тенге до 18 000 000 тенге включительно |
29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 000 000 тенге |
свыше 18 000 000 тенге до 20 000 000 тенге включительно |
37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 000 000 тенге |
свыше 20 000 000 тенге до 75 000 000 тенге включительно |
46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 000 000 тенге |
свыше 75 000 000 тенге до 100 000 000 тенге включительно |
321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 000 000 тенге |
свыше 100 000 000 тенге до 150 000 000 тенге включительно |
471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 000 000 тенге |
свыше 150 000 000 тенге до 350 000 000 тенге включительно |
796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 000 000 тенге |
свыше 350 000 000 тенге до 450 000 000 тенге включительно |
2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 000 000 тенге |
свыше 450 000 000 тенге |
2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 000 000 тенге |
Продажа недвижимости нерезидентами (иностранцами)
В соответствии со ст.252 ГК РК, гражданам без вида на жительство, но которые владеют недвижимым имуществом на территории Республики Казахстан, необходимо продать недвижимое имущество в течении 1 года от срока потери гражданства.
В целом, иностранцы и резиденты Казахстана имеют схожие правила налогообложения при продаже недвижимости.
Главными отличиями являются:
- более высокая налоговая ставка размером 15%;
- необходимость проверки Конвенции о двойном налогообложении Казахстана и страны-резидента (если Конвенция между странами не подписана, продавец-нерезидент обязан оплатить налог как в Казахстане, так и в стране резидентства);
- нерезидент обязан оплатить налог вне зависимости от срока владения недвижимости.
Таким образом, чтобы реализовать недвижимость в Казахстане иностранцу необходимо:
- иметь ИИН РК;
- предоставить декларацию по ИПН РК по Ф. 240. до 31.04 следующего года от реализации недвижимости;
- иметь договор купли-продажи или акт оценки стоимости имущества;
- оплатить налог в Казахстане в в размере 15%.
Как определяется прирост стоимости
В случае отсутствия рыночной стоимости, либо при несоблюдении срока определения рыночной стоимости, а также в других случаях отсутствия стоимости приобретения (при получении недвижимости в дар, если в договоре мены не указана стоимость имущества) необходимо учесть следующее.
Доходом от прироста стоимости будет являться:
- в случаях реализации квартиры, индивидуального жилого дома, комнаты в общежитие, дач, объектов личного подсобного хозяйства, гаражей – положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и оценочной стоимостью. При этом оценочной стоимостью является стоимость, определенная для исчисления налога на имущество Государственной корпорацией «Правительство для граждан», на 1 января года, в котором возникло право собственности;
- в случаях реализации земельных участков, садовых участков – положительная разница между ценой (стоимостью) реализации и кадастровой (оценочной) стоимостью земельного участка;
- в случаях реализации коммерческой недвижимости — цена (стоимость) реализации.
Исчисление ИПН с таких доходов производится физлицом самостоятельно по ставке 10% и подлежит уплате не позднее 10 апреля года, следующего за годом, в котором получен такой доход.
Налог от продажи квартиры инвалидам 3 группы в2021 казахстане
Лица, которые имеют третью группу инвалидности способны самостоятельно за собой ухаживать без постоянного контроля. Кроме того, они имеют возможность принимать непосредственное участие в трудовой деятельности своего рабочего коллектива. Однако, несмотря на все эти смягчающие факторы, инвалиды с 3 группой инвалидности нуждаются в полноценной социальной защите со стороны государства, и имеют определенный перечень привилегий.
- Отсутствие необходимости уплачивать транспортный сбор. Отметим, что в данной ситуации в рамки данной льготы попадает автотранспортное средство, мощность которых равна 100 лошадиных сил, а также специальные автомобильные средства, выданные непосредственно органами социальной службы.
- Лица, имеющие 3 группу инвалидности освобождены от уплаты НДФЛ. Отметим, что данный вид налога имеет силу при условии, если человек является инвалидом с детства.
- Инвалиды детства, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и являются ИП, полностью освобождаются от необходимости оплачивать регистрационный сбор.
- Инвалиды детства вправе не оплачивать сбор в государственный бюджет за ордер при предоставлении жилой недвижимости.
- Предоставляется налоговый вычет с ранее оплаченного налога физическим лицом.
- Отсутствие необходимости оплачивать страховые взносы в ФСС, а также в Пенсионный фонд РФ.
Человек с ограниченными возможностями нуждается в поддержке государства. Чтобы облегчить жизнь этой категории граждан, в республике на законодательном уровне закреплены меры социальной поддержки, включающие право на ежемесячную финансовую поддержку, различные скидки. О том, какие существуют основные льготы инвалидам в Казахстане в 2021 году, можно узнать из информации, приведенной ниже.
- Подоходного. Льготой могут воспользоваться инвалиды, дети, имеющие степень инвалидности, и их опекуны. Данный налог ограничен 55-кратным минимальным годовым заработком.
- Транспортного. Инвалиды за рулем имеют льготу на один автомобиль (объем двигателя до 4 тыс. куб. см) и мотоколяску, принадлежащие больному.
- Земельного. Льгота предоставляется в том случае, если это касается участков, входящих в жилищный фонд, а также занятых гаражами или предназначенных для ведения огородничества и домашнего хозяйства.
- За регистрацию прав на недвижимость, авторства на музыкальные, литературные и другие произведения искусства.
Какие положены налоговые льготы для инвалидов в Казахстане в 2021 году
Правовое положение инвалидов в Казахстане регламентировано Законом Республики Казахстан «О соцзащите инвалидов», в соответствии с которым инвалидами признаются граждане, нарушение здоровья которых повлекло стойкое расстройство функций организма, вызванное болезнью, увечьем, их последствиями или врожденным дефектом, которые ограничивают жизнедеятельность и обуславливают применение к ним мер соцзащиты.
Все виды льгот предоставляются человеку только при наличии документального подтверждения инвалидности. Претендующий на льготные условия гражданин должен предъявить документ, подтверждающий его состояние (удостоверение инвалида). Получение статуса инвалида происходит по следующему алгоритму:
- Гражданин посещает участкового врача или узкого специалиста в медучреждении по месту жительства с просьбой выдать направление на стационарное лечение.
- После того, как стационарное лечение завершено, пациенту следует повторно посетить лечащего доктора, имея при себе выписку из истории болезни и справку о подтвержденном диагнозе. Врачом выдается направление на дополнительные диагностические исследования.
- Затем человек общается с членами врачебно-консультационной комиссии, которые во время разговора с пациентом проверяют также справки и иную врачебную документацию. В случае положительного решения по результатам проверки гражданин не ранее чем через 4 месяца после того, как наступила временная нетрудоспособность, направляется в территориальное отделение медико-социальной экспертизы (МСЭ).
- Сотрудники МСЭ осматривают больного, оценивают, насколько серьезны нарушения его здоровья, и ограничены возможности и способность к труду, а также изучают медицинскую документацию. После этого, при наличии достаточных оснований, происходит вынесение коллегиального экспертного заключения о присвоении группы инвалидности.
Следует отметить, что как правило, проведение МСЭ осуществляется по месту фактического проживания или регистрации гражданина, однако, при наличии определенных обстоятельств (к примеру, если пациент не может самостоятельно передвигаться), МСЭ может быть проведена на дому, в больничном стационаре, в местах тюремного заключения или даже заочно.
Допустим, продавец продал квартиру, дом или земельный участок в течение 1 года с того момента, когда сам стал собственником недвижимости. Даже в этой ситуации он не всегда обязан платить 10%!
Обращаемся к первой части п.1 ст.180-1 НК — «доход от ПРИРОСТА стоимости…». Для уплаты налога должен быть прирост стоимости, т.е. стоимость продажи квартиры, дома или земельного участка должна быть выше стоимости их приобретения. Только в этом случае с положительной разницы между стоимостью продажи и покупки (приобретения в иной форме) продавец должен оплатить 10% ИПН.
При этом в данной ситуации есть 2 варианта:
- если стоимость приобретения продавцом имущества известна (например, продавец купил по договору купли-продажи дом, который через 10 месяцев перепродал подороже) — тогда ИПН оплачивается как указано выше, то есть с положительной разницы между указанными в договорах купли-продажи сумм,
- если стоимость приобретения продавцом имущества неизвестна (например, продавец сам построил дом, или унаследовал его). В этом случае продавец должен заказать в оценочной компании так называемую «ретроспективную оценку» (т.е. оценку за прошлый период) недвижимого имущества на момент возникновения права собственности на него. Эта оценка будет являться документом, устанавливающим первоначальную стоимость дома или квартиры, которая затем будет вычитаться из стоимости продажи и положительная разница, если будет иметь место, будет облагаться 10% ИПН. Такая ретроспективная оценка должна быть проведена не позднее 31 марта года, следующего за годом продажи недвижимого имущества.
В каких случаях нужно уплачивать ИПН при продаже недвижимости?
Если вы продали квартиру, дачу, гараж, жилой дом, объект личного подсобного хозяйства, который был в собственности менее года, и дороже, чем приобретали, тогда нужно уплачивать индивидуальный подоходный налог. Если же вы продали дешевле или по той же цене или же через полтора года, тогда ИПН не уплачивается.
ИПН уплачивается в размере 10 процентов с имущественного дохода.
Имущественный доход — это положительная разница между ценой реализации недвижимости и ценой ее приобретения.
Пример. Вы приобрели квартиру в июле 2021 года за 30 миллионов тенге и продали ее через полгода за 35 миллионов тенге. Имущественный доход получен в размере 5 миллионов тенге. Значит, 500 000 тенге (10 процентов) вы обязаны уплатить как индивидуальный подоходный налог.
Платить или не платить?
Налог от продажи квартиры платит тот, кто продал имущество и получил за это прибыль, то есть владелец. Заплатить также придется и тем продавцам, которым посчастливилось унаследовать жилье или получить его в дар от близкого родственника. На сегодняшний день размер налога для физических лиц составляет привычные нам 13% для резидентов Российской Федерации и 30% — для иностранных граждан и тех россиян, кто постоянно не проживает в нашей стране. Хорошая новость заключается в том, что размер налога от продажи квартиры можно существенно сократить или вовсе избежать.
Ключевым показателем при расчете суммы налога является срок владения имуществом. Это определенный законом период, по окончании которого владельцу жилья не нужно сдавать налоговую декларацию и выплачивать подоходный налог.
До 1 января 2016 года минимальный срок владения составлял 3 года. То есть недвижимость, приобретенную до 2016 года, можно было продать по истечении этого периода и не отчитываться. При этом сумма, полученная в результате продажи, вообще не имеет никакого значения и даже декларацию не нужно было подавать. Исходя из того, что сейчас уже 2020 год, все владельцы жилья, приобретенного до 2016 года, могут смело его продавать, не делясь при этом с государством.
С 1 января 2016 года минимальный срок увеличился до 5 лет. То есть тот, кто купил квартиру с 1 января 2016, сможет сэкономить на налогах только по истечении пятилетнего периода.
С 1 января 2020 года в силу вступили некоторые поправки. Владеть продаваемой квартирой по-прежнему нужно не менее 5 лет, однако появился ряд условий, благодаря которым этот период может быть сокращен до 3 лет.
Налог от продажи квартиры не надо платить по истечении 3 лет, если:
- жилье было получено в собственность в результате приватизации;
- имущество приобретено в результате подписания договора ренты после смерти его владельца;
- недвижимость перешла по наследству или была передана в дар родственником, членом семьи;
- продаваемая недвижимость является единственным жильем владельца. Если продавец состоит в браке, тогда учитывается вся недвижимость, которая находится во владении супругов, даже если в качестве владельца указан только один супруг. Это условие не относится к брачному договору, который разделяет имущество;
- квартира продается в течение 90 дней с момента покупки нового жилья. Например, семья приобретает вторую квартиру и регистрирует право собственности на нее. С момента регистрации у владельцев есть три месяца для того, чтобы продать старую квартиру и не платить при этом налог.
Перечисленные исключения не относятся к нежилым помещениям. Апартаменты, гаражи и дачи без уплаты налогов можно будет продавать через 5 лет.
Условия для продаваемого дома распространяются и на земельный участок, с которым его реализуют. Если частный дом является, например, единственным жильем, тогда участок, на котором он расположен, также не подлежит налогообложению после 3 лет собственности.
Для наглядности мы свели требования и минимальные сроки владения в таблицу.
Условия | Минимальный срок владения |
---|---|
Недвижимость приобретена до 1 января 2016 года | 3 года |
Недвижимость приобретена в период с 1 января 2016 | 5 лет |
Недвижимость, приобретенная с 1 января 2016 года, — была получена по наследству или в подарок от родственника — была приватизирована — является единственным жильем — продается в течение 90 дней со дня покупки новой квартиры |
3 года |
Обновлённые правила оплаты налогов, насчитанных после продажи собственной квартиры
Если обратиться к пунктам статьи № 180-1, относящейся к НК Республики Казахстан, то в документе чётко указаны условия, по которым проводятся налоговые выплаты, начисленные после продажи недвижимости. Такие отчисления в бюджет предусмотрены в следующих случаях:
1. даже если продавец является владельцем меньше года;
2. когда стоимость оформленной сделки превысила первоначальную цену квартиры или дома.
Одним из главных источников дохода в Госказну при реализации имущества казахами считается налог с продажи недвижимости – квартиры, собственного дома, дачной постройки, гаража. Имеется в виду прирост стоимости проданного объекта. Как объяснили эксперты, если владелец недвижимое имущество купил и дальше перепродал в одном году, то с положительного дохода потребуется оплатить 10% налога. Берётся именно разница между ценой продажи и покупки.
В ситуации можно разобраться на следующем примере. Если гражданином РК была приобретена недвижимость по стоимости в 1 млн тенге и в течение полугода перепродана, но уже по цене в 2 млн тенге, то налог при продаже квартиры или дома будет высчитываться именно с полученной разницы в 1 млн тенге. А это составит сумму в 100 тыс. тенге – ровно 10%. При этом учитывается и год совершения сделки. Если продажа выполнена в 2016-м, то налоговая служба пришлёт соответствующее извещение продавцу в следующем, 2017 году. Процесс выплаты государству можно и ускорить, если самостоятельно обратиться к инспектору. Для этого нужно явиться в местное налоговое управление и заполнить форму декларации. Уполномоченные сотрудники проверят правильность оформления и включат документ в ближайший отчётный период.