Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности исчисления транспортного налога организациями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы в 2023 году рассчитать транспортный налог для юридических лиц, нужно использовать базовую информацию. Особенно это актуально для тех, кто впервые оформляет платежи. База для расчета налога определяется отдельно по каждому транспорту.
Налоговая база транспортного налога
Базой может быть:
- Мощность двигателя в л. с., которая применяется для транспорта с двигателем, за исключением воздушных с реактивными двигателями;
- Валовая вместимость в регистровых тоннах — для водного буксируемого транспорта;
- Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя в килограммах силы — для воздушного транспорта с реактивным двигателем;
- Единица транспортного средства — для прочих водных и воздушных видов транспорта.
До начала 2023 года транспортный налог будут считать по-старому
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.
1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);
2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.
Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.
Как учитывается неполный месяц владения ТС?
Как было сказано выше, если юридическое лицо имеет ТС в собственности неполный период, нужно применять коэффициент владения. Разберем, как все это учитывается, на примере.
Компания 10 марта 2020 года зарегистрировала свой легковой автомобиль мощностью 150 л.с. (это НБ). Налоговая ставка в регионе составляет 10 рублей. Как же в этом случае рассчитать аванс за первый квартал и транспортный налог по итогам года?
Обратите внимание, что существует правило «15-го числа»:
- автомобиль поставлен за учет в периоде с 1 по 15 число месяца (включительно)
- авто снято с учета в период с 16 по 30 (31) число месяца (для февраля с 16 по 28/29)
В рассматриваемом случае как раз работает это правило. Автомобиль зарегистрирован 15-го марта, значит, этот месяц для исчисления налога учитывается полностью.
Сначала рассчитываем коэффициенты владения:
- первый квартал – 0,3333 (1 месяц владения/3 месяца отчетного периода)
- по итогам года – 0,8333 (10 месяцев/12 месяцев)
Затем переходим к авансовым платежам:
- первый квартал – ¼*150*10*0,3333=125 рублей
- второй – ¼*150*10=375 рублей
- третий – ¼*150*10=375 рублей
Подача заявлений о налоговых льготах по транспортному и земельному налогам
В связи с отменой налоговых деклараций для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов был введен заявительный порядок предоставления льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). То есть, чтобы рассчитывать на применение полагающихся льгот, организация должна направить в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.
В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.
В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).
Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.
Непредставление заявления само по себе не лишает организацию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учетом этих льгот. Но если налогоплательщик сам не заявит о налоговых льготах, то не исключено, что расчет налогов к уплате будет произведен налоговиками неверно и сообщение о начисленных суммах налогов поступит налогоплательщику с завышенными показателями. Поэтому всем организациям в течение I квартала 2021 года рекомендуется направить в ИФНС заявление об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год (информационное сообщение ФНС от 14.01.2021).
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).
Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):
ТН = НБ х НС.
Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):
ТН = НБ х НС – АП.
О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:
АП = 1/4 х ТН.
При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).
Кто рассчитывает налог
Организации, как и прежде, в 2021 году ведут расчет транспортного налога самостоятельно и уплачивают на основании этих расчетов авансовые платежи.
ИФНС, в свою очередь, занимается тем же самым и высылает каждому налогоплательщику сначала специальное сообщение с расчетом налога, а за ним – требование об уплате транспортного налога.
Если организация до установленного срока оплаты не получила требование, обязанность оплатить налог в срок сохраняется. И она должна оплатить его согласно своим расчетам.
Компании, имеющие льготы по налогу на транспорт, не обязаны заявлять о льготах в ИФНС, но учитывают их в своих расчетах.
Если в требовании об уплате налога от ФНС сумма транспортного налога не совпадает с итогами расчетов организации, предприятие в течение 10 рабочих дней после получения требования имеет право подать возражения, подтвердив их соответствующими документами. Инспекторы, рассмотрев документы, примут решение уточнить свои расчеты либо выставить требование о погашении недоимки.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:
1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;
4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.
Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога
Плательщиками-организациями налоговая декларация (расчет) по транспортному налогу представляется не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата авансовых платежей производится не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, за который исчисляется авансовый платеж.
Доплата транспортного налога по итогам налогового периода производится не позднее 22 февраля года, следующего за текущим налоговым периодом.
В случае если суммы уплаченных авансовых платежей превышают сумму исчисленного транспортного налога за налоговый период, излишне уплаченные суммы транспортного налога подлежат зачету либо возврату плательщику в порядке, установленном ст. 66 НК.
Важно!
В счет уплаты авансовых платежей на основании заявления плательщика в порядке, установленном ст. 66 НК, может быть произведен зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней при наличии у него объекта налогообложения по транспортному налогу.
Плательщиком – физическим лицом транспортный налог уплачивается на основании извещения налогового органа установленной формы, ежегодно вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога плательщиками – физическими лицами производится:
-
ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом;
-
в течение 30 календарных дней со дня вручения извещения плательщику – физическому лицу за предшествующие налоговые периоды (см. раздел «Порядок исчисления налога»).
Суммы транспортного налога включаются: · плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав; · индивидуальными предпринимателями – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 307-10 НК). |
Как платить прошедшим техосмотр
Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.
Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.
Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.
Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.
Еще примеры.
Автовладелец уплатил госпошлину и прошел техосмотр на автомобиле старше 10 лет в июле 2020 года. Срок действия разрешения, а значит, и предыдущего налога, истек 31 июля 2021 г. Значит, его транспортное средство освобождается от уплаты транспортного налога на период срока действия разрешения, т. е. с 1 января по 31 июля 2021-го. В 2022 г. ему насчитают госпошлину с августа по декабрь 2021 г., т. е. за пять месяцев.
Еще вариант. Автовладелец уплатил госпошлину в декабре 2020 года, а техосмотр прошел в январе 2021-го. Поскольку необходимое разрешение получено им уже в 2021 г., когда выдача разрешения не являлась объектом обложения государственной пошлиной, то гражданин обязан уплатить транспортный налог за 2021 г., и ему придет уведомление об авансовом платеже уже в этом году. Госпошлина, уплаченная автовладельцем в 2020 г., подлежит возврату либо зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога.
И такой вариант. Автовладелец машины старше 10 лет проходил техосмотр в предыдущие годы, но с небольшими перерывами. Например, действие его разрешения на допуск (т. е. срок оплаты предыдущего дорожного налога) заканчивалось в октябре 2020 г., а в феврале 2021 г. он снова прошел техосмотр, но ничего не уплачивал. Получается, что на 1 января 2021 г. предыдущий дорожный сбор не был уплачен. В таком случае владельцу придет авансовое письмо из налоговой уже в этом году. В 2022 г. для автомобиля, например, массой от 1,5 до 1,75 т придется доплатить 81-29=52 рубля.
К сожалению, все варианты описать невозможно, но с некоторыми предлагаем ознакомиться здесь.
Налог на выкупленный транспорт
В проекте изменений в Налоговый кодекс также прописаны детали по оплате налога за транспорт, который был взят в аренду или лизинг, а затем – выкуплен у старого владельца, но до сих пор не зарегистрирован в ГАИ.
Отметим, что право собственности на автомобиль, являющийся предметом лизинга, переходит к лизингополучателю с даты исполнения им в полном объеме обязанностей по договору лизинга и оформляется актом передачи права собственности на предмет лизинга.
Предположим, физлицо по договору, заключенному в 2018 году, взяло у организации-лизингодателя легковой автомобиль в лизинг с правом выкупа. Договор лизинга исполнен в 2021 году, право собственности на автомобиль перешло к физлицу, но новый владелец не обратился в ГАИ за регистрацией за собой транспортного средства. В таком случае в 2021 и 2022 году плательщиком транспортного налога признавалась организация, ранее бывшая лизингодателем, а в 2023-м году платить придется физлицу-собственнику.
Кто должен платить транспортный налог
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа
Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.
Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.
Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.
Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.
Как рассчитать сумму налога
Сумма начисления рассчитывается на основе следующих параметров:
— Ставка
Ставка устанавливается законами субъектов РФ в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя. Зависит от мощности, валовой вместимости, категории и года выпуска ТС. Они могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ не более чем в 10 раз от ставки, указанной в НК Российской Федерации.
— Налоговая база
Этот параметр устанавливается в зависимости от вида ТС. Для автомобилей, мотоциклов и другого транспорта с двигателем это мощность двигателя в лошадиных силах
— Период владения
Количество полных месяцев владения ТС в течение года.
— Повышающий коэффициент
Для легковых машин средней стоимостью от 3 млн. руб. применяется повышающий коэффициент. Перечень таких автомобилей доступен на сайте Минпромторга РФ.
Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.