Как происходит оценка имущества должника в исполнительном производстве ?!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как происходит оценка имущества должника в исполнительном производстве ?!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Взыскатель заинтересован в быстром получении денег со своего должника. Государство, наделяющее приставов полномочиями по принудительному удержанию, также стремится сократить сроки ведения дел, заставляя неплательщика рассчитаться по долгам.

Возбуждение исполнительного производства

Обращение в службу приставов с листом или приказом и написание там заявления — точка, в которой берет начало исполнительное производство. Конечно, если заявлению о его возбуждении дадут ход. Обратиться в ФССП можно только в трехлетний срок с момента вступления решения в законную силу. Восстановить этот срок могут только те, кто за это время перенес тяжелую болезнь, находился в беспомощном состоянии или имел другую уважительную причину. Статья 21 ФЗИП содержит исключения в виде сокращения сроков подачи в следующих случаях:

  • требование об уплате периодических платежей — в период срока уплаты и три года спустя;
  • решение комиссии по трудовым спорам — в трехмесячный период;
  • в некоторых ситуациях сроки устанавливаются другими законами.

Согласно статье 30 ФЗИП, вам нужно подать заявление в отделение ФССП по месту жительства должника или его нахождения (если должник — организация). Но даже если вы подадите его в ближайшее к вам отделение, приставы сами перенаправят документ, куда нужно, и уведомят вас об этом. Помимо указанных выше документов, захватите свой паспорт и его копию.

Действия приставов в ходе исполнительного производства

Если за дело берутся приставы, то первым делом они уведомляют должника об этом прискорбном для него факте и дают ему 5 дней, чтобы он добровольно исполнил решение. Игнорирование требования приводит к тому, что теперь, помимо суммы основного долга, ему придется уплатить исполнительский сбор (своеобразная госпошлина за «услуги» приставов), согласно пункту 1 статьи 112 ФЗИП.

Если должнику не понятны требования, он может обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, за разъяснением. Суд рассмотрит его в десятидневный срок.

Все действия приставов и меры принудительного характера применяются к должнику по месту его жительства или нахождения. И раз уж мы об этом заговорили, хорошо бы разобраться — а что вообще могут делать приставы?

  1. Вызывать стороны исполнительного производства.
  2. Запрашивать необходимую информацию у граждан, организаций, государственных органов.
  3. Проводить разнообразные проверки — например, проверять финансовые документы должника.
  4. Свободно входить в любые занимаемые должником помещения. В жилые — либо с письменного разрешения старшего пристава, либо вообще без всякого разрешения, если нужно вселить взыскателя или выселить должника.
  5. Арестовывать и изымать имущество, деньги, ценные бумаги.
  6. Оценивать имущество должника самостоятельно или с помощью профессионального оценщика.
  7. Разыскивать должника, его имущество самостоятельно или с помощью органов внутренних дел.
  8. Ограничивать должника в праве на выезд за пределы РФ.

Когда не нужно платить исполнительский сбор

Долг не нужно выплачивать тогда, когда для этого нет оснований. То есть тогда, когда задолженность была оплачена должником в период для добровольного исполнения обязательств. Если исполнительский сбор все же был начислен, вероятно, произошла какая-то ошибка. Для того, чтобы приставы разобрались и отменили дополнительное взыскание, необходимо сообщить об этом, подав заявления в отдел ФССП. Сделать это можно посредством портала ГосУслуги.

Помимо этого сбор не налагается также на гражданина, который не имел возможности добровольного погашения обязательства перед приставами ввиду особых оснований. К таким основаниям относятся различные форс-мажоры. Такие, как стихийные бедствия, военные действия и так далее.

Кроме двух вышеуказанных оснований для освобождения от исполнительского сбора, законом предусмотрен ряд случаев, когда исполнительский сбор не начисляется.

Действия приставов не всегда правомерны. Часто это случается из-за внутренних ошибок самих приставов-исполнителей. Именно так происходит при повторном взыскании исполнительского сбора по одному и тому же исполнительскому документу.

Такое взыскание нарушает права должника и является незаконным. И с этим можно и нужно бороться. Как правило, достаточно подачи заявления судебным приставам для того, чтобы они разобрались в ситуации. И в случае своей внутренней ошибки отменили такое постановление и вернули деньги, если их уже успели удержать. Если же этого будет недостаточно, должник может защитить свои права в суде.

Что досудебные процедуры, что сам судебный процесс занимают определенное время и силы. Для того, чтобы разрешить вопрос наверняка и не упустить никаких важных деталей, советуем привлекать в дела по исполнительным производствам опытного юриста.

В статье рассмотрен механизм возврата денежных средств, затраченных в течение судебных заседаний. Выяснено, что к расходам, относящимся к совершению исполнительных действий, относятся несколько видов, которые прописаны в статье № 116 Закона об исполнительном производстве.

Служба судебных приставов вправе по закону взыскать деньги с должника или с государства. Если должнику удалось выиграть процесс, то он имеет право взыскать денежные средства с истца. Важным моментом в процессе взысканий является обязательное наличие документов, подтверждающих совершение трат в процессе разбирательств. Перечень документов также указан в ФЗ-229.

Следование условиям, которые для участников процесса разработало государство, позволит вернуть затраченные в ходе процесса средства в полном объеме.

Расходы по совершению исполнительных действий

Понятие расходов по совершению исполнительных действий

Расходами по совершению исполнительных действий являются затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения денежные средства федерального бюджета.

Следует отметить, что действующая ст. 116 Закона об исполнительном производстве не является нововведением, скорее, это возврат к прошлому, так как в ст. 367 ГПК РСФСР уже содержалась норма, согласно которой исполнительные действия совершались за счет государства.

Если судебному приставу-исполнителю необходимы денежные средства на совершение каких-либо исполнительных действий, например, восстановление или получение документов, составление документации на объекты недвижимости и др.

, то он обращается к старшему судебному приставу, который пишет заявку на имя главного судебного пристава субъекта РФ о том, что на совершение исполнительных действий требуются денежные средства.

Отчетными документами будут счета-фактуры, накладные и т.д.

К расходам по совершению исполнительных действий помимо денежных средств, затраченных из федерального бюджета, относятся также денежные средства взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве (ст. 48.116 Закона об исполнительном производстве).

К иным лицам, участвующим в исполнительном производстве, чьи денежные средства могут быть израсходованы в процессе совершения исполнительных действий, относятся:

Читать еще: Взыскание задолженности по исполнительной надписи нотариуса

а) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;

б) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и др.).

К расходам можно отнести расходы по проезду к месту совершения исполнительных действий, вознаграждение за отвлечение от работы и т.д.

Перечень расходов на совершение исполнительных действий не является исчерпывающим. Однако на практике возникают ситуации, разрешение которых происходит неоднозначно.

Так, в процессе исполнения исполнительного документа могут совершаться любые исполнительные действия, которые впоследствии должны быть компенсированы должником в порядке, предусмотренном ст. 117 Закона об исполнительном производстве.

К таким действиям судебные приставы-исполнители относят снабжение судебного пристава-исполнителя канцелярскими принадлежностями, типографское изготовление бланков документов, необходимых при исполнении, почтовые расходы.

Отметим, что судебная практика не всегда с этим согласна. Существуют решения как о незаконности отнесения канцелярских расходов к расходам по совершению исполнительных действий, так и об отказе в удовлетворении жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, которые взыскивали с должника канцелярские расходы.

Все затраты, понесенные взыскателем и иными лицами, участвующими в исполнительном производстве, на совершение исполнительных действий, должны быть документально подтверждены и согласованы с судебным приставом-исполнителем.

Читайте также:  Оплата ЖКХ для Чернобыльцев в 2023 году

Расходы по совершению исполнительных действий взыскиваются с должника — это общее правило возмещения расходов, так как по вине должника, не исполнившего в добровольном порядке исполнительный документ, возбуждается исполнительное производство.

В случае отмены судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, в порядке, предусмотренном п. 4 и 5 ч. 2 ст.

43 Закона об исполнительном производстве, должник не будет нести каких-либо расходов по совершению исполнительных действий. Указанное положение ст. 117 Закона об исполнительном производстве гарантирует защиту прав должника при незаконном вынесении судебного акта.

В данном случае все расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета.

Постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий

Постановление судебного пристава-исполнителя является исполнительным документом. Указанное положение согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П соответствует Конституции РФ.

Таким образом, взыскание расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета и возмещение лицу, которое их понесло, производится путем вынесения постановления судебным приставом-исполнителем, утверждаемого старшим судебным приставом.

Юридически значимые действия судебного пристава-исполнителя оформляются в виде письменного постановления.

Данное правило обеспечивает возможность контроля действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя вышестоящими органами и должностными лицами, а также способствует защите прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, путем обжалования соответствующих постановлений. В случае если взыскатель, должник или иное лицо не согласны с постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов, они имеют право в течение 10 дней ею оспорить в судебном порядке через суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель. Заявление об оспаривании рассматривается в судебном заседании, а по результатам рассмотрения принимается решение суда.

Возмещение расходов по совершению исполнительных действий регулируется ст. 117 Закона об исполнительном производстве.

По общему правилу расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет должника.

В порядке исключения из этого правила Закон предусматривает отнесение понесенных расходов по совершению исполнительных действий на счет федерального бюджета.

В случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, или на основании отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

Статьей 85 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества.

Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика. Ранее действовавший Закон об исполнительном производстве предусматривал аналогичное правило, при применении которого существовало две точки зрения.

Одни судебные приставы- исполнители в случае оспаривания взыскателем оценки, произведенной приставом, в последующем относили расходы по привлечению специалиста-оценщика на должника, руководствуясь общим правилом о том, что все расходы по совершению исполнительных действий ложатся на должника.

Другие приставы отказывались это делать, руководствуясь тем, что нормой об оценке имущества должника установлено специальное правило, относящее расходы по привлечению специалиста-оценщика на соответствующую сторону исполнительного производства.

Расходы по совершению исполнительных действий производятся взыскателем за счет средств федерального бюджета, а после совершения соответствующих исполнительных действий взыскиваются с должника.

Ранее действовавший Закон предусматривал предварительное авансирование расходов по совершению исполнительных действий взыскателем. В новом Законе термин «авансирование» не используется, но тем не менее расходы предварительно могут быть понесены, например, взыскателем, а затем взыскиваются с должника.

Для возмещения понесенных расходов судебному приставу-исполнителю должно быть представлено заявление и в необходимых случаях должен быть произведен соответствующий расчет понесенных расходов.

Судебный пристав- исполнитель перед вынесением постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий с должника должен проверить правильность проведенных расчетов и при завышенном размере сумм снизить их.

В необходимых случаях судебный пристав-исполнитель обращается к нормативным документам. Так, ст. 60

  • Закона об исполнительном производстве предусматривает, что размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, определяется Правительством РФ.
  • Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом (или его заместителем).
  • Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий исполняется без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого оно вынесено.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенному и неисполненному постановлению о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий (ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Судебный пристав-исполнитель также вправе одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным п. 4 и 5 ч. 2 ст.

43 Закона об исполнительном производстве, возбудить исполнительное производство по не исполненному полностью или частично постановлению о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий (ст.

Расходы по совершению исполнительных действий

  • Введение
  • Расходы на совершение исполнительских действий — это денежные средства, затраченные на совершение действий указанных в ФЗ «Об исполнительном производстве», которые собираются взыскателем.
  • Данная тема является актуальной, так как расходы на совершение исполнительских действий не маловажная часть исполнительного производства, которая помогает для правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
  • Объектом исследования выступают расходы (денежные средства), затраченные на совершение определенных действий.
  • Целью в курсовой работе является полное и всестороннее рассмотрение данной темы и раскрытие всех её составляющих.
  • В контрольной работе мы собираемся рассмотреть: какие расходы являются расходами по совершению исполнительных действий; кто является основными субъектами правоотношений, возникающих в исполнительном производстве.
  • Контрольная работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы.
  • При написании работы мы пользовались ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», научно-практическими журналами и специальной научной литературой.
  • Расходы по совершению исполнительных действий

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»1, ст.116 определил, какие расходы являются расходами по совершению исполнительных действий, и установил источники их погашения; в незакрытом перечне назвал действия, являющиеся исполнительными, затраты на производство которых относятся к таким расходам, разработал порядок возмещения и взыскания упомянутых расходов.

Основными субъектами правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, являются стороны, т.е. взыскатель и должник. Без взыскателя и должника правоотношения в исполнительном производстве потеряли бы смысл, поэтому в ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны, взыскатель и должник, среди лиц, участвующих в исполнительном производстве, выделены первыми.9, стр.235

  1. К лицам, участвующим в исполнительном производстве, чьи денежные средства могут быть израсходованы в процессе совершения исполнительных действий, в соответствии со ст. 48 ФЗ «Об исполнительном производстве» относятся:
  2. а) взыскатель и должник (далее также — стороны исполнительного производства);
  3. б) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;
  4. в) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).

В ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель определяется как гражданин или организация, в пользу или в интересах, которых выдан исполнительный документ, а должник — как гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения. В исполнительном производстве может быть несколько взыскателей или должников (ст. 48 ФЗ «Об исполнительном производстве»). В Законе также оговорено участие в исполнительном производстве несовершеннолетних в качестве сторон, правопреемников в случае выбытия одной из сторон и представителей сторон (ст. ст. 51, 52, 53 ФЗ «Об исполнительном производстве»).4, стр.298

К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на:

Читайте также:  Пенсия после 80 лет в 2023 году

1. перевозку, хранение и реализацию имущества должника. Расходы на хранение арестованного имущества согласно ч. 4 ст.

86 ФЗ «Об исполнительном производстве» представляют собой выплаты лицу, которому судебный пристав-исполнитель передал под охрану или на хранение такое имущество (если таковым не является должник или член его семьи), в счет вознаграждения и возмещения понесенных расходов по охране или хранению за вычетом фактически полученной выгоды от использования имущества. Расходы на реализацию имущества должника подразумеваются в соответствующих положениях ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве». О расходах на перевозку имущества должника в ФЗ «Об исполнительном производстве» ничего не говорится;

2. вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов. На такие виды расходов указано в ч. 4 ст. 58 и ч. 3 ст.

61 ФЗ «Об исполнительном производстве» в отношении вознаграждения за выполненную работу переводчика и специалиста соответственно, в ч. 2 ст. 60 ФЗ «Об исполнительном производстве»- в отношении расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого (размер таких расходов согласно ч. 3 указанной статьи определяется Правительством РФ).

А вот о компенсации расходов, понесенных переводчиком и специалистом, в ст. 58 и ст. 61 ФЗ «Об исполнительном производстве» по не вполне понятной причине ничего не говорится. Имеется и обратная ситуация: в ч. 2 ст.

60 ФЗ «Об исполнительном производстве» отдельно указано право понятого на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени, но о таких расходах по не вполне понятной причине ничего не говорится в п. 2 ч. 2 статьи 116 ФЗ «Об исполнительном производстве»;

3. перевод (пересылку) взыскателю денежных средств. Для случаев, когда денежные средства удерживаются из заработной платы и иных доходов должника лицом, выплачивающим должнику заработную плату или иные периодические платежи, в ч. 3 ст. 98 ФЗ «Об исполнительном производстве» прямо предусмотрено, что перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника;

4. розыск должника, его имущества, розыск ребенка. Этот вид расходов указан в ч. 5 ст. 65 ФЗ «Об исполнительском производстве». Согласно ч.

6 статьи 116 ФЗ «Об исполнительном производстве» расходы по розыску должника-гражданина и розыску ребенка определяются на основании заявления органа внутренних дел, осуществлявшего такой розыск, а расходы по розыску должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина — на основании расчета, производимого территориальным органом ФССП России;

5. проведение государственной регистрации прав должника. На этот вид расходов указано в ч. 6 ст. 66 ФЗ «Об исполнительном производстве», называющей их как расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника;

6. совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа. В других статьях ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержится прямого указания на виды таких расходов, но зачастую это подразумевается (как, например, в ч. 4 ст.

107 ФЗ «Об исполнительном производстве» в отношении расходов по хранению имущества выселенного должника).

Основным критерием отнесения таких расходов к расходам по совершению исполнительных действий в рассматриваемом положении названа необходимость совершения соответствующих действий.

Однако на практике возникают ситуации, разрешение которых происходит неоднозначно. Так, согласно п. 6 ч. 2 ст.

116 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения исполнительного документа могут совершаться любые исполнительные действия, которые впоследствии должны быть компенсированы должником в порядке, предусмотренном ст. 116 ФЗ «Об исполнительном производстве».

К таким действиям судебные приставы-исполнители относят снабжение судебного пристава-исполнителя канцелярскими принадлежностями, типографское изготовление бланков документов, необходимых при исполнении, почтовые расходы.

Отметим, что судебная практика не всегда с этим согласна. Существуют решения как о незаконности отнесения канцелярских расходов к расходам по совершению исполнительных действий, так и об отказе в удовлетворении жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, которые взыскивали с должника канцелярские расходы.

Все затраты, понесенные взыскателем и иными лицами, участвующими в исполнительном производстве на совершение исполнительных действий, должны быть документально подтверждены и согласованы с судебным приставом-исполнителем.

Перечень расходов на совершение исполнительных действий не является исчерпывающим. Так, в процессе исполнительного производства может возникнуть необходимость совершить иные действия, не перечисленные в п. 2 статьи 116 ФЗ «Об исполнительном производстве». Отсутствие такого права привело бы к ущемлению прав взыскателя и, возможно, к неисполнению исполнительного документа.

Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя является исполнительным документом. Указанное положение согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, соответствует Конституции РФ.

Таким образом, взыскание расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета и возмещение лицу, которое их понесло, производится путем вынесения постановления судебным приставом-исполнителем, утверждаемого старшим судебным приставом.

Данное постановление судебного пристава-исполнителя является исполнительным документом, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве», и на его основании в соответствии с ч. 6 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» возбуждается исполнительное производство. В то же время согласно ч. 15 ст.

30 ФЗ «Об исполнительном производстве» такое постановление исполняется без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесено это постановление.

При окончании или прекращении основного исполнительного производства вопрос по вынесенному и неисполненному постановлению решается в указанном выше порядке в соответствии с нормами ч. 2 комментируемой статьи, ч. 2 ст. 44 и ч. 7 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве».

По исполнительному производству, возбужденному по постановлению о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительский сбор согласно п. 3 ч. 5 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» не взыскивается.

Возмещение понесенных расходов по совершению исполнительных действий в соответствии с положениями ст.

110 ФЗ «Об исполнительном производстве» является приоритетным при распределении денежных средств, поступивших на депозитный счет постановления судебного пристава: при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий, во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий (п. п. 1 и 2 ч. 3 ст. 110 ФЗ «Об исполнительном производстве»); при исполнении требований неимущественного характера в первую очередь возмещаются расходы по совершению исполнительных действий (п. 1 ч. 4 ст.110 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

  • Заключение
  • В соответствии с оставленными целями и задачами в курсовой работу мы можем сделать последовательный ряд выводов раскрывающих сущность работы.
  • К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на:
  • 1. перевозку, хранение и реализацию имущества должника;
  • 2. вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;
  • 3. перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;
  • 4. розыск должника, его имущества, розыск ребенка;
  • 5. проведение государственной регистрации прав должника;

6. совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.

  1. В работе мы выяснили что перечень расходов на совершение исполнительных действий не является исчерпывающим.
  2. Данные выше расходы возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим расходы, за счет должника.
  3. К лицам, участвующим в исполнительном производстве, чьи денежные средства могут быть израсходованы в процессе совершения исполнительных действий, в соответствии со ст. 48 ФЗ «Об исполнительном производстве» относятся:
  4. а) взыскатель и должник;
  5. б) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;
  6. в) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
  7. Все затраты, понесенные взыскателем и иными лицами, участвующими в исполнительном производстве на совершение исполнительных действий, должны быть документально подтверждены.
  8. Список использованной литературы

В каких случаях исполнительные производства подлежат объединению в сводное исполнительное производство

Исполнительные производства могут объединяться в сводное исполнительное производство по должнику или взыскателю (статья 34 Закона об исполнительном производстве).

То есть, если имеется несколько исполнительных производство по взысканию с одного должника в пользу нескольких разных взыскателей, то данные исполнительные производства подлежат объединению в сводное исполнительное производство (такому производству присваивается индекс – СД).

Читайте также:  Дополнительная пенсия: кому положена и как получить в 2023 году

Если же имеются несколько исполнительных производств в отношении разных должников в пользу одного взыскателя, то данные исполнительные производства также объединяются в сводное (такому производству присваивается индекс — СВ). Объединению по взыскателю чаще всего на практике может производиться при взыскании солидарного долга с заемщика, поручителей, залогодателя и т.п. в пользу одного взыскателя (кредитора). Здесь объединение исполнительных производств в сводное помогает эффективно контролировать взысканную сумму с солидарных должников, чтобы не было превышение общей взысканной суммы с солидарных должников в пользу взыскателя.

В сводное исполнительное производство объединяются исполнительные производства только имущественного характера (часть 1 статьи 34 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, исполнительное производство, обязывающее должника совершить определенные действия (например, — ремонт) или воздержаться от их совершения (например,- не препятствовать в пользовании имуществом), к сводному исполнительному производству не присоединяются.

Процессуально в сводное исполнительное производство объединяет исполнительные производства судебный пристав-исполнитель своим постановлением. Если исполнительные производства находятся в разных территориальных отделах одного субъекта РФ, то место ведения определяет главный судебный пристав субъекта путем вынесения постановления. На практике, это будет тот отдел, где предстоит совершить большую часть исполнительных действий (обращение взыскания на имущество и т.п.). Если исполнительные производства находятся в разных субъекта РФ, то место их ведения определяет главный судебный пристав РФ руководствуясь теми же принципами.

Статья 117. Возмещение расходов по совершению исполнительных действий

1. Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.

2. В случае прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 и 11 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета.

3. Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем.

Варианты завершения производства

Основания для закрытия исполнительного производства указаны в Федеральном законе № 229-ФЗ. Выделим наиболее распространенные причины для окончания дела:

  • фактическое исполнение, т.е. полное погашение задолженности или удовлетворение других требований взыскателя;
  • смерть взыскателя или должника, если законом не допускается правопреемство или наследование;
  • ликвидация организации-должника;
  • невозможность исполнения по причине отсутствия сведений о должнике, имущества и доходов (это не лишает взыскателя возможности повторно обращаться в ФССП);
  • отмена исполнительного документа по жалобе должника, иных лиц;
  • другие основания, указанные в законе.

Особенности ведения сводного исполнительного производства

Все, что совершает пристав в пределах объединенного сводного исполнительного производства, автоматически распространяется на каждое дело, включенное в его состав. Но будет ошибочным мнение, что СИП «поглощает» все старые производства, создавая некое новое. Отнюдь, объединенные дела остаются самостоятельными даже в рамках сводного исполнительного производства. И дело здесь не только в формализме.

Любое производство из состава СИП может быть окончено (прекращено, приостановлено) по своим основаниям. И это никак не скажется на существовании оставшихся дел. Если речь идет о приостановлении всего сводного производства, то здесь следует подробно разбирать фактические обстоятельства. Оспаривание определенных действий пристава в рамках индивидуального дела из состава СИПа не должно нарушать права других лиц. Одна ситуация, когда решается вопрос о законности ареста имущества должника в пользу всех взыскателей. И совсем другая, когда оспариваются некие процессуальные действия в рамках одного дела из всех объединенных в сводное исполнительное производство.

Какие цели преследует объединение исполнительных производств

Как уже отмечалось, процесс объединения носит координационный характер. То есть позволяет сотрудникам ФССП с большей точностью соблюдать права всех участвующих лиц, следить за распределением взысканных денежных средств и «экономить» свое время, связанное с формальным заполнением документов. Насколько такая процедура интересна участвующим лицам, однозначно ответить сложно.

Например, объединение исполнительных производств в сводное недолюбливают профессиональные коллекторы, которые выполняют различные действия по розыску должника и его активов сразу для всех взыскателей (а не для каждого в отдельности). Сами взыскатели также получат удовлетворение своих требований пропорционально сумме долга (в рамках одной очереди, как правило, четвертой). Иногда взыскатели при ведении СИПа ограничены в возможностях знакомиться с документами и информацией. Некоторые приставы отказывают им в таком праве, ссылаясь на конфиденциальные данные о других участниках. При этом закон прямых ограничений не содержит, поэтому вопрос в каждом конкретном случае решается отдельно.

Как не платить исполнительский сбор

Если должник исполнил решение суда до направления его приставам, дополнительные сборы и санкции не применяются. Также не придется платить сбор, если предписание суда было исполнено добровольно в срок, указанный приставом в постановлении. Доказать этот факт можно платежным документом о дате перечисления средств, актом о передаче имущества, иным аналогичным документом.

Статья 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает еще ряд ситуаций, при которых можно избежать взыскания сбора:

  • если должник докажет, что просрочка была вызвана чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами (непреодолимая сила);
  • если для исполнения судом предоставлена отсрочка или рассрочка;
  • если добиться отмены судебного акта, исполнительного документа или постановления пристава (если на момент отмены сбор уже был удержан, он подлежит возврату);
  • если производство открыто по категориям дел, указанных в пункте 5 статьи 112 Закона № 229-ФЗ.

Доказывать факты непреодолимой силы нужно непосредственно приставу, ведущему дело. Закон не содержит перечня таких обстоятельств, поэтому можно столкнуться с субъективной оценкой пристава и получить отказ в освобождении от уплаты санкции. В этом случае можно оспорить постановление через вышестоящее должностное лицо ФССП, либо в судебном порядке. Например, как непредвиденное обстоятельство рассматривается факт нарушения банком сроков перевода средств, направленных на исполнение решения суда.

Очередность распределения между взыскателями при недостаточности денежной суммы

В случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, распределение указанной суммы между взыскателями, предъявившими на день ее распределения исполнительные документы, производится в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
  • во вторую очередь подлежат удовлетворению требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь должны быть удовлетворены требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Все остальные требования удовлетворяются в четвертую очередь.

Сроки исполнительного производства

Срок исполнительного производства судебных приставов тоже строго определен. Но есть ситуации, когда от него отклоняются.

Пристав должен выполнить свою работу в течение двух месяцев. Однако это время может уменьшиться или увеличиться, если в решении суда или какой-то иной судебной бумаге написаны другие даты исполнения. Например, суд обязал Васю отдать долг Пете не позднее, чем через месяц. У налоговиков и таможенников тоже могут быть собственные временные рамки.

Эти два месяца не считаются сроком давности. Если даже время вроде бы истекло, прекращение исполнительного производства не случится – приставы все равно будут требовать вернуть долг, отыскивая для этого разные способы.

Два месяца появились в законе не просто так. Этот срок нужен, чтобы пострадавший человек мог оценить работу приставов – делают они что-то или нет? Если решит, что сотрудники ФССП бездействуют, то может пожаловаться в саму службу приставов, прокуратуру или пойти в суд.

Важно! Срок давности у исполнительного производства появляется, если дело касается административных правонарушений. Он составляет 2 года. Однако, если получивший «административку» не хочет исполнять вердикт суда, то сроки восстанавливают. Например, он взял и куда-то переехал. Когда приставы его найдут, то срок исполнения обязательств снова будет 2 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *