Европротокол пошаговая инструкция при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Европротокол пошаговая инструкция при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несмотря на фактор стресса, рекомендуется действовать в строгом соответствии с требования законодательства, которые в данной ситуации наиболее полно отображены в пунктах протокола. Такое поведение сможет предупредить появление многих проблем и благополучно разрешить возникшие трудности.

Стоит ли вообще заполнять извещение при ДТП?

Если мы напишем, что европротокол придётся составлять при любом ДТП, многие водители удивятся и подумают, что мы пишем какую-то ерунду. Но на самом деле, так и есть… Объясним, почему!

Европротокол — это не официальное название документа, а лишь «народное» определение способа оформления ДТП без участия ГИБДД. На самом же деле, потерпевшему или обоим водителям придётся заполнять извещение о ДТП. Именно так называется самокопирующийся бланк, который выдают страховщики при заключении договора ОСАГО.

И можно сказать, что это самое извещение необходимо заполнять всегда, при любом происшествии – по крайней мере, потерпевшему, намеренному обратиться по страховому случаю за возмещением по ОСАГО. Почему так?

Можно ли оспорить сумму выплаты?

Если вы считаете, что сумма выплаты оказалась занижена, а также в случае, когда страховая компания вообще отказывается платить или ремонтировать автомобиль, обращайтесь в адрес страховщика с письменной претензией. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны поставить дату и подпись ответственного лица).

В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.

Если и это не имеет эффекта, можно обращаться в суд. Для разбирательства подготовьте все доказательства, которые у вас есть, а также по возможности найдите свидетелей, чтобы они повторили или дополнили свои показания о том, что произошло. Любые документы, относящиеся к делу, могут помочь вам доказать свою правоту.

Бланк Европротокола при ДТП

Знакомое всем водителям Извещение о ДТП — это и есть бланк Европротокола. Дополнительное значение ему придает лишь сама Процедура оформления. Страховые компании обязаны принимать Европротокол без документов дорожной инспекции.

Новая форма Извещения о ДТП вступила в силу с 20 октября 2017 г. (п. 1.4, п.

3 Указаний Банка России № 4192-У от 14.11.16, Приложение 5 к Положению Банка России № 431-П от 19.09.14). По полисам ОСАГО, заключенным до 20.10.17, водители могут использовать бланки Извещений, установленные Приказом МВД РФ № 155 от 01.04.11. Проверить соответствие формы Европротокола можно по документам-основаниям, указанным в правом верхнем углу документа.

Извещение состоит из трех скрепленных листов бумаги, два из которых идентичны и представляют собой экземпляры документа для каждого участника. Лицевая сторона второго листа является самокопирующейся, что позволяет делать записи одновременно на двух экземплярах Извещения. Третий лист — Инструкция по заполнению.

Тем, кто не знает, как выглядит форма бланка в 2023 году, рекомендуем ознакомиться с образцом, представленным в следующем разделе, и убедиться, что принципиальных изменений в документе не произошло.

Срок подачи в страховую компанию

Предупредить страховую компанию оба участника аварии должны в кратчайшие сроки. Однако предельный период у них различный. Срок действия Европротокола для пострадавшего лица составляет 15 календарных дней без учета выходных и праздников. При превышении этого времени возмещать ущерб придется в судебном порядке.

Порядок действий, детально объясняющий, что делать и куда идти с Европротоколом после оформления ДТП, а также сроки извещения страховщика для виновника происшествия прописаны в страховом договоре. Несвоевременное извещение страховщика грозит серьезными финансовыми последствиями. Законом установлена ответственность, если Извещение не подано в течение 5 рабочих дней со дня аварии (п.

ж ст. 14 Закона «Об ОСАГО»).

При этом граждане могут выбирать, как известить страховую компанию о ДТП. Это может быть личное посещение ближайшего офиса или отправка почтового уведомления. Если пользоваться услугами почты, то потребуется нотариальное удостоверение подписи на заявлении пострадавшего лица.

Что делать после оформления европротокола

Копию извещения о ДТП необходимо передать в страховую компанию, сделать это нужно в течение пяти рабочих дней. При этом требуйте, чтобы вам дали копию с указанием, в какой день приняли, а также печатью.

Вместе с извещением предоставьте следующие документы:

  • Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
  • Паспорт и водительское удостоверение.
  • Документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство.
  • Банковские реквизиты на случай, если страховая компания возместит ущерб не в натуральном виде (отремонтировав транспортное средство), а деньгами и вы хотите получить их не наличными, а переводом на счет.

Действия в случае отказа страховой по европротоколу

Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2023 году могут быть обусловлены:

  • ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
  • отсутствием подписи второго водителя;
  • нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
  • просроченной датой предоставления документации;
  • отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
  • свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.

Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.

Если СК в 2023 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.

Штраф за неоформление извещения

В 2023 году водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, могут быть оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им придётся оплатить 1000 руб.

Необходимость во введении штрафов власти объясняют тем, что европротоколом россияне пользуются не слишком активно. На каждые 10 тыс ДТП приходится около 500 случаев, оформленных посредством европротокола, а потому важно способствовать популяризации данного формата извещений. Благодаря данному варианту оформления ДТП удастся существенно улучшить ситуацию на дорогах, по мнению властей. Они рассчитывают на то, что удастся уменьшить и количество пробок.

Штраф за неоформление европротокола введён властями для того, чтобы выработать у водителей привычку фиксировать ДТП, в соответствии с требованиями законодательства, и не задерживать движение в пределах города.

Начало действия нового лимита

Нововведения Закона об ОСАГО начнут действовать с первого июня 2020 года. Они внесут изменения в процедуру оформления аварий без присутствия полиции. Применяться будут к ДТП, совершенным после 2 июня. С этого дня лимит компенсации по Европротоколу повышается до 100 тыс. руб. Компания-страховщик с этого момента сможет возместить ущерб страхователям и в случае несогласия участников.

В бланке извещения предусмотрена графа, где стороны излагают позиции (согласие/несогласие) относительно обстоятельств аварии.

Новые образцы будут выдавать с 01.06.2018г. при оформлении полиса ОСАГО и КАСКО. Они появятся и на сайтах страховщиков, чтобы в случае необходимости можно было загрузить и распечатать. Протоколы с разногласиями, по правилам ФЗ, будут оформляться лишь на таких бланках. Но отдельные компании рекомендуют рассматривать и старые, если вписаны несогласия (пункт 7 «ПРИМЕЧАНИЕ» с обратной стороны протокола).

Европротокол при ДТП 2023 года (бланк)

Взаимодействие водителей и страховых компаний регламентируется «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденными Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П.

В 2023 году по прежнему действует редакция европротокола от 10 ноября 2019 года, утвердившая новый бланк европротокола, заполняемого водителями в случае ДТП.

Извещение о ДТП (приложение 5 к Правилам) может быть составлено его участниками только в случае самостоятельного оформления случившегося инцидента на дороге без привлечения уполномоченных сотрудников ГИБДД. Изменениями коснулся сам бланк европротокола, исключено несколько пунктов:

  • пункт 4 — количество пострадавших и погибших людей;
  • пункт 5 — информация об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения участников ДТП;
  • пункт 6 — сведения о нанесенном другим ТС материальном ущербе, а также повреждении иного имущества;
  • пункт 8 — проводилось ли оформление аварии уполномоченным сотрудником полиции;
  • при участии в аварии более двух транспортных средств, указание их данных;
  • в обстоятельствах пункт 2 “Водитель отсутствовал на месте ДТП” исключен.

Все бланки европротоколов, которые были получены автовладельцами, оформившими полис ОСАГО до 10 ноября 2019 года, считаются действительными. Но при желании можно обратиться в свою страховую компанию и получить новые бланки. В случае ДТП и наличии только старого образца документа его можно использовать, но оставить незаполненными поля, которые отсутствуют в новой редакции.

В каких случаях можно использовать европротокол, а в каких нужно вызывать сотрудников полиции?

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
  • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
  • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.

Как правильно заполняется извещение?

Прежде чем приступить к написанию европротокола обеими сторонами ДТП обратим ваше внимание на необходимые действия сразу после аварии. Допустим, что вы уже знаете «примитивные» правила первоочередных действий по ПДД.

Но из не очевидных для большинства автолюбителей следует произвести также следующие:

  1. отфотографируйте место происшествия: общее положение организации дорожного движения (по нему вы будете рисовать схему в европротоколе), дорожные знаки и разметку, расположение автомобилей и повреждения (общим планом и детально),
  2. запишите номера телефонов очевидцев – в случае проблем с выплатой по европротоколу они вам могут понадобиться,
  3. пообщайтесь с водителем и установите, что у вас нет разногласий относительно ДТП и что виновник признаёт свою вину (подумайте и сами об этом, если виновный – вы), обоюдно решите, что оба хотите заполнить извещение,
  4. теперь вам нужно убедиться в подлинности и наличии полиса ОСАГО у второго участника, а также на всякий случай проверить свой; и этому мы посвятим небольшую инструкцию ниже.
Читайте также:  Как получить налоговый вычет по ипотеке

Можно ли оспорить сумму выплаты?

Если вы считаете, что сумма выплаты оказалась занижена, а также в случае, когда страховая компания вообще отказывается платить или ремонтировать автомобиль, обращайтесь в адрес страховщика с письменной претензией. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны поставить дату и подпись ответственного лица).

В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.

Если и это не имеет эффекта, можно обращаться в суд. Для разбирательства подготовьте все доказательства, которые у вас есть, а также по возможности найдите свидетелей, чтобы они повторили или дополнили свои показания о том, что произошло. Любые документы, относящиеся к делу, могут помочь вам доказать свою правоту.

Правила оформления европротокола

Начнем с первой стороны бланка Европротокола:

Пункт 1 (Место ДТП): Указываем сведения о месте происшествия: Город, улица, близлежащее строение, либо километраж, по той или иной трассе, где произошло ДТП.

Пункт 2 (Дата ДТП): Дата происшествия заполняется в формате ЧЧ.ММ ДД.ММ.ГГГГ (отнеситесь к этому пункту очень щепетильно и постарайтесь указать время до минуты.

Т.к. в случае сомнения служб безопасности страховых компаний, могут быть запрошены данные с близлежащих камер, а это может привести к отказу в выплате).

Пункт 3 (Количество поврежденных ТС): Отмечаем информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) (и эта цифра неизменна, если Вы выбрали европротокол, т.к. более двух транспортных средств и оформление не возможно).

Пункт 4 (Количество раненых): Отмечаем и в данной графе отсутствие пострадавших людей (0), получивших травмы (0), при оформлении европротокола их не должно быть вообще.

В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции.

Пункт 5 (Проводилось ли освидетельствование участников): И в данном пункте отмечаем нет, т.к. как мы говорили выше: «Если у Вас есть сомнения в физическом состоянии второго участника ДТП, сразу вызывайте полицию, а они оформят совершенно иные документы и акты».

Пункт 6 (так же является двусмысленным и если Вы на него можете ответить ДА, Вы не можете оформлять европротокол и нужно дожидаться сотрудников ГИБДД).

Пункт 7 (Свидетели ДТП): Здесь необходимо указать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются). А если таких не имеется, но появились зеваки, опросите их, кто может помочь стать свидетелем. В противном случае ставим прочерк.

Пункт 8 (Так же как и 6-ой пункт является двусмысленным и если Вы на него можете ответить ДА Вы не можете оформлять европротокол и нужно дожидаться сотрудников ГИБДД).

Далее с пункта 9 по 15 пункт, дублируются в двух столбцах, в левой и правой части протокола.

Данные заполняются для каждого автомобиля, в своем столбце.

Пункт 9 (Марка модель транспортного средства (далее — ТС)): указываем полное наименование Марки и модели Вашей машины, как указана в СТС-ке.
Особое внимание уделяем ВИН номер и государственному регистрационному номеру (напоминаем эти данные списываем без ошибок исключительно из СТС).

Пункт 10 (Собственник ТС): в данной графе прописываем только данные собственников автомобилей. В ситуации когда машина переоформлена и собственник не ВЫ, необходимо прописать данные текущего собственника.

Пункт 11 (Водитель ТС): в данной графе указываем водителя, который находился за рулем в момент наступления ДТП.

Пункт 12 (Страховщик): Указываем наименование страховой компании где на данный момент, оформлено ОСАГО (Если не уверены с названием компании его можно посмотреть на страховом полисе, в левом верхнем углу).
Далее указываем номер страхового полиса (он находится в правом верхнем углу. Формат может быть серия ХХХ, ККК либо МММ и 10 цифр номера) и срок его действия.

Пункт 14 Очень тщательно описываем перечень поврежденных деталей и узлов автомобиля. На этой стадии оформления протокола, стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали автомобиля.
Впоследствии, если это не описать, деталь придется ремонтировать за свои кровные деньги.

Пункт 15 Заполняем по собственному усмотрению, если есть обстоятельства, повреждений, либо нюансы, которые Вы хотели бы зафиксировать.

Пункт 16 Для каждого автомобиля выбираем обстоятельства, которые повлекли за собой столкновение. Указываем для каждой машины один единственный вариант.

Читайте также:  Замена украинского водительского удостоверения на российское в Крыму в 2023 году

Пункт 17 (Творческий конкурс): Здесь наиболее понятно и развернуто, рисуем схему ДТП.

Что будет, если не сдал европротокол

В том, случае, если водитель, купивший в конкретной страховой компании ОСАГО, в случае ДТП оформил событие по европротоколу, не подал его в компанию в установленный пятидневный срок, с него могут взыскать сумму, которую выплатят пострадавшей стороне. В идеале его нужно направлять Почтой России, оформив ценным письмом с описью вложения. Что делать, если это не было сделано?

Есть 2 пути решения проблемы:

  1. Если факт подачи все-таки был, но компания отрицает это, следует найти подтверждение того, что факт подачи был. Свидетели не помогут, нужны документы.
  2. Попробовать снизить сумму. Для этого нужно, чтобы страховщик выдал не только типовую претензию, но и акт осмотра машины, фото повреждений, заключение эксперта. Если этого нет, можно затребовать, послав письмо Почтой России (ценное с описью вложения). Такая мера позволит обратиться к независимому эксперту для оценки ситуации по повреждениям. В его силах определить адекватная цена выставлена СК или нет. Если она завышена, можно требовать снижения суммы. Если ситуация досудебная, для возврата денег можно попросить рассрочку.

В то же время, все взаимоотношения между страховщиками регламентируются Соглашением о прямом урегулировании убытков. Это все выполняется в автоматизированном режиме, к бумажной волоките отношения не имеет. Если ДТП возникает, страховщики затребуют информацию о наличии полиса у СК виновника. Если это подтверждается, выплата производится.

Еще один важный момент: в случае сообщения СК о событии и решении вопроса путем оформления европротокола, может выехать на место аварийный комиссар, даже если ГАИ не участвует. Он фиксирует всю информацию, в том числе объяснения участников. При необходимости у него можно запросить отчет, который поможет решить сложившуюся ситуацию.

Из сказанного следует, что прежде чем прибегать к варианту оформления европротокола, следует оценить сложившуюся ситуацию. В первую очередь – оценить повреждения и проверить соответствие ситуации требованиям. Если выбран путь решения по самостоятельному оформлению, следует внимательно, в соответствии с требованиями инструкции, заполнить имеющийся бланк и сразу позвонить в свою компанию. Также не нужно нарушать сроки, требования по документам. Если ситуация сложная, целесообразно проконсультироваться у юриста.

В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
  • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *