Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О зачёте и возврате излишне взысканных сумм налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заполнение декларации не совсем простое дело. А если вы не разбираетесь в тонкостях или не знаете порядок заполнения, то, скорее всего, вы допустите ошибку, из-за которой налоговая пересчитывает сумму вычета в меньшую сторону.
Комментарий к ст. 176 НК РФ
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 02.02.2015 N 03-07-10/3989 рассмотрен вопрос о применении вычета по НДС при проведении подрядными организациями капитального строительства объекта ОС, если работы оплачены за счет кредитных средств. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации в случае использования объекта капитального строительства в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость, суммы этого налога, предъявленного налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет этих работ при наличии соответствующих первичных документов. При этом указанными нормами НК РФ особенности применения вычета этого налога при оплате данных работ за счет кредитных средств не установлены.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в соответствии с положениями статей 176 и 176.1 НК РФ.
Актуальная проблема.
Анализ судебной практики свидетельствует, что налоговые органы также отказывают в возмещении налога на добавленную стоимость в случае несоблюдения контрагентом налогоплательщика — иностранным лицом требований законодательства соответствующего государства.
Судебная практика.
У судов по данному вопросу единого мнения нет.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 13.02.2007 N 12264/06 признал, что получение информации о том, что указанному в качестве контрагента иностранному покупателю по экспортным контрактам российских товаров в США федеральный ИНН не присваивался и что налоговую отчетность компания не представляла, не может служить основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
В данном Постановлении, а также Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 N 11801/06 разъяснено, что положения статей 164, 165, 171, 172, 176 НК РФ, устанавливающие порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, не связывают право налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость с соблюдением иностранным лицом требований законодательства другого государства. По мнению ВАС РФ, сведения, поступившие из Управления внутренних доходов США, не могут рассматриваться в качестве доказательства недобросовестности налогоплательщика.
Более того, подобные сведения не являются официальным подтверждением фиктивности иностранного лица. Как указал Президиум ВАС РФ, на это обращалось внимание налоговых органов в письме МНС России от 19.11.2003 N 26-2-05/8120@-АР402, адресованного управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям.
Такой же подход изложен и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2008 N А56-43903/2006.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.04.2009 N А25-1145/2008-11 отметил, что отсутствие, по мнению налогового органа, подтверждения регистрации иностранного контрагента налогоплательщика само по себе не может являться основанием для отказа налогоплательщику в праве на применение налоговой ставки 0% и возмещения НДС по экспортной операции при наличии подтвержденного факта поступления выручки от иностранного покупателя по контракту, оплаты НДС поставщикам и отсутствия доказательств недобросовестности в действиях налогоплательщика.
Вообще суды, поддерживающие позицию Президиума ВАС РФ, полагают, что сведения, предоставленные органами, уполномоченными на осуществление контроля за доходами иностранных государств, не могут рассматриваться в качестве доказательств фиктивности иностранного лица или недобросовестности российского налогоплательщика. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 16.07.2007 по делу N А82-10292/2005-99 пришел к такому выводу относительно ответов Службы внутренних доходов США, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 07.06.2007 N А66-7111/2006 — относительно сведений, предоставленных Управлением международного сотрудничества и обмена информацией, ФАС Московского округа в Постановлении от 11.06.2008 N КА-А41/5067-08-П — относительно сведений, поступивших из Управления внутренних доходов Германии, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 07.06.2008 N А65-9053/07-СА2-41 — относительно сведений, представленных Службой внутренних доходов Великобритании.
В Определении от 21.04.2008 N 13334/06 ВАС РФ еще раз подтвердил правомерность правовой позиции, выраженной в Постановлениях Президиума от 05.12.2006 N 11801/06; от 13.02.2007 N 12264/06.
Однако на практике по данному вопросу существует и иная точка зрения.
В Постановлении от 16.04.2009 N КА-А40/1324-09 ФАС Московского округа установил относительно почтового адреса иностранной компании — контрагента налогоплательщика, что в письме СВД США сообщается, что названный адрес известен Службе внутренних доходов США в качестве широко используемого различными регистрационными агентами при инкорпорировании на территории США иностранных компаний — «почтовых ящиков», в настоящее время компания неактивна, в Федеральной базе данных (корпораций) СВД США не содержится данных о том, что данная компания когда-либо получала идентификационный номер для уплаты налога с сотрудников. Кроме того, указано на отсутствие существенных доказательств того, что данная компания осуществляет или осуществляла бизнес на территории США. При таких обстоятельствах неподтвержденности юридического статуса иностранного покупателя, по мнению суда, налогоплательщик не вправе заявить НДС к возмещению.
Официальная позиция.
После того как инспекторы проверят вашу декларацию по форме 3-НДФЛ и подтверждающие вычет документы, они проверят и вашу задолженность по всем налогам и сборам.
С октября 2020 года налоговики могут погасить вашу задолженность излишне уплаченным подоходным налогом (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
До вступления в силу Закона налоговая могла “забрать” часть возврата в счет долга, только если вы задолжали НДФЛ. Но теперь не имеет значения, по какому налогу у вас образовался долг. Если он есть по транспортному налогу или по налогу на имущество физлиц, то вы получите налоговый возврат по НДФЛ в меньшей сумме. Часть денег пойдет сначала на погашение задолженности, а оставшаяся часть (если она будет) будет перечислена вам на банковский счет.
Второй случай, когда налоговая может уменьшить сумму возврата, — если вы сами ошибочно завысили сумму налогового вычета.
Как возникает переплата?
Способов возникновения реальной переплаты достаточно много. Это могут быть:
- превышение общей величины налога, уплачиваемого авансовыми платежами, над его суммой, отраженной в декларации за налоговый период (прибыль, имущество, транспорт, земля, акцизы, УСН);
- подача декларации к возмещению (НДС);
- сдача уточненной декларации (расчета) с уменьшением итоговой суммы после оплаты налога по предшествующему варианту отчетности;
- перерасчет в сторону уменьшения удержанного у физлица НДФЛ;
- ошибочная уплата большей суммы налога или взноса;
- перерасчет к уменьшению суммы оплаченных пеней после представления двух уточненок, первая из которых увеличивает, а вторая уменьшает величину начисленного к уплате платежа;
- решение суда, выводом которого является констатация факта излишней уплаты налоговых платежей;
- изменения законодательства, в результате которых налог (взнос) начинают считать излишне уплаченным.
Об уплате налога до и после выставления требования.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.
Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.
Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.
Налоговики обязаны вернуть не только налог, но и проценты.
Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?
Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.
Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.
Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).
Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.
Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.
Варианты возмещения НДС
Существует два способа возмещения НДС. Налогоплательщику нужно выбрать между зачетом и возвратом денежных средств. При зачете деньги уходят на уплату пени, недоимок или штрафов по федеральным бюджетным платежам.
Налоговая служба сама проведет расчет. Если долгов перед налоговой нет или объем возмещаемых средств НДС больше, чем недоимки, денежные средства могут быть перечислены на расчетный счет налогоплательщика либо в счет уплаты будущих платежей в казну государства.
Если у вас есть недоимка по любым федеральным налоговым платежам, ее изымут автоматически, без вашего вмешательства. Если же вы направляете средства на уплату штрафных санкций или хотите их зарезервировать в счет будущих платежей, понадобится подать заявление.
При возврате сумму возмещаемых средств НДС перечислят на ваш счет. Чтобы вернуть деньги, нужно подать заявление и предоставить документы, дающие на это право. После этого налоговая служба свяжется с государственным казначейством. При наличии долгов по бюджетным платежам возврат не производят.
Решение о способе, которым вернут НДС, принимается налоговой службой одновременно с решением о необходимости возместить налогоплательщику его платежи.
Что делать, если от налоговой пришёл отказ в возврате излишне уплаченных сумм
Очевидно, что в этом случае ситуация с большой вероятностью закончится судом. Однако, прежде, чем идти с заявлением в суд, необходимо досудебное разбирательство.
Порядок действий должен быть таким:
- На Инспекцию федеральной налоговой службы (ИФНС), которая ответила отказом в возврате излишне уплаченного налога, следует написать жалобу в неё же, то есть их руководителю. В жалобе необходимо подтвердить неправомерность решения ИФНС, документами, доказывающими наличие переплаты.
- В течение трёх рабочих дней после этого ИФНС направляет жалобу в Налоговое управление. Налоговое управление может рассмотреть жалобу, поступившую только от ИФНС, а не от организации или её сотрудника.
- Налоговое управление рассматривает жалобу в течение одного месяца и решает кто прав: инспекция, ответившая отказом в возврате излишне уплаченного налога, или организация.
- Если от Налогового управления ответ также вас не удовлетворил и излишне уплаченный налог вам не засчитывают, то вы можете теперь обратиться в суд. Желательно, чтобы исковое заявление повторяло текст жалобы в Налоговое управление. Последнее слово в данном споре будет за судом.
Результаты камеральной налоговой проверки декларации за 2019 год
Согласно сведениям о ходе камеральной налоговой проверки декларации, налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета, заявленная налогоплательщиком, НЕ в полном объеме.
Теперь вопрос: сколько НДФЛ в 2019 году вами было уплачено с ваших доходов в бюджет?? Или я что-то не так поняла, или доходов официальных у вас не было в 2019 году, или вы что-то намудрили с декларацией.
Поняла :). Если вы уверены, что все заполнено правильно, то вам нужно обратиться с письменным заявлением в налоговую инспекцию и потребовать разъяснений. А вообще они обязаны вам по итогу оформить Акт проверки декларации и решение руководителя инспекции. Там все должно быть написано, иногда в ЛК некорректные данные отображаются. Я бы попробовала связаться с инспектором лично или по телефону, в ЛК ответ долго придется ждать.
Ни разу не слышал о том, что по итогам проверки декларации 3-НДФЛ на вычет составлятся акт налоговой проверки и выносилось соответсвующее решение. Вроде всегда просто приходит уведомление о пдтверждении/не подтверждении суммы налога к вычету.
Roman, если налоговая не возвращает НДФЛ, обязательно составляется Акт камеральной налоговой проверки с аргументированным отказом.
В течение месяца со дня получения Акта можно подать свои возражения в налоговый орган, составивший его (п. 6 ст. 100 НК РФ; Письмо ФНС России от 24.10.2012 N АС-4-2/18053@).
Если подать возражения на Акт вы не успели и было принято решение об отказе в возврате налога, то это решение можно обжаловать. Жалоба подаётся в письменном виде в УФНС вашего региона через ИФНС, решение которой оспаривается, или в суд. При этом обжалование решения ИФНС в судебном порядке возможно только после обжалования в УФНС. А с декабря 2015 года жалобу можно подать и получить ответ через Личный кабинет налогоплательщика.
Какие сроки должны быть по закону
Я подавала документы на имущественный вычет за покупку квартиры через личный кабинет налогоплательщика. О том, какие нужны документы и как их подавать, в Т—Ж есть отдельная статья.
ИФНС проверяет декларацию и документы в течение трех месяцев со дня подачи — это называется камеральная проверка. Если нарушений нет и все в порядке, проверка завершается автоматически. В моем случае она завершилась ровно через три месяца. Об этом у меня появилась запись в личном кабинете.
Когда камеральная проверка заканчивается, можно подавать заявление на возврат излишне уплаченного налога. Заявление можно подавать и раньше — вместе с декларацией. Тогда все проходит быстрее: месяц отсчитывают со дня завершения камеральной проверки. Всего по закону от даты подачи до даты возврата должно пройти не больше 40 дней с хвостиком. Но я так не сделала, поскольку образца заявления при подаче декларации не нашла. Поэтому я подала заявление только после того, как закончилась проверка и в моем кабинете появилась информация, что я могу распорядиться переплатой. Заявление в этом случае уже формируется автоматически, и нужно только указать личные данные и счет.
Сумму излишне уплаченного налога налоговая должна была перечислить на счет в течение месяца с того дня, как она получила мое заявление. Заявление через личный кабинет я отправила 20 мая. Я подождала до 10 июля, но деньги на счет не приходили. Тогда я начала действовать.
Общая характеристика налоговых вычетов для физлиц
Сумма налогового вычета – это та сумма, на которую можно уменьшить налогооблагаемую базу. К примеру, если заработная плата работника, указанная в его трудовом договоре, составляет 10 тыс. руб., то эта сумма является налогооблагаемой базой по НДФЛ. Без применения налоговых вычетов работодатель удержит с нее налог в размере 13% (1,3 тыс. руб.), и на руки работник получит только 8,7 тыс. руб.
Если же работник имеет налоговый вычет по какому-либо основанию, к примеру, в размере 6 тыс. руб. за обучение, то работодатель удержит НДФЛ с суммы заработной платы за минусом размера налогового вычета, то есть с 4 тыс. руб. В этом случае НДФЛ составит лишь 520 руб. и на руки работник получит 9480 руб.
Большинство налоговых вычетов можно получить непосредственно через работодателя, как указано в вышеприведенном примере. Но по крупным вычетам (к примеру, по возврату налога при покупке квартиры) иногда удобнее получить всю сумму возврата налога сразу на банковский счет через налоговую инспекцию.
Налоговое законодательство предусматривает несколько видов вычетов по НДФЛ:
Надо помнить, что если вы хотите применить вычет, вам в любом случае нужно подавать декларацию.
Также подчеркнем, что нерезиденты по общему правилу не имеют права на стандартные, социальные и имущественные вычеты (п. 4 ст. 210 НК РФ). Напомним, что налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты.
Стандартные налоговые вычеты
Стандартные вычеты работающим гражданам предоставляются работодателем. Иными словами – одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика.
В ст. 218 НК РФ перечислены категории граждан, которые имеют право на получение стандартного налогового вычета.
В частности, стандартный налоговый вычет в размере 1,4 тыс. руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на первого и второго ребенка (3 тыс. руб. на третьего и каждого последующего ребенка и 12 тыс. руб. на каждого ребенка инвалида в возрасте до 18 лет или до 24 лет в некоторых случаях) налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя. При этом налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Стандартный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется работнику с начала календарного года, даже если заявление было подано позднее. По общему правилу стандартный вычет по НДФЛ предоставляется налогоплательщику на основании его заявления за каждый месяц налогового периода (п. 3. ст. 218 НК РФ).
Стандартные налоговые вычеты также предоставляются:
Социальные налоговые вычеты
На основании ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной на обучение в образовательном учреждении, перечисленной на благотворительные цели, уплаченной за медицинские услуги, уплаченных дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения. Чтобы получить социальные вычеты, придется подать налоговую декларацию по окончании налогового периода, за исключением случая, когда вычет представлен компанией-работодателем. Деньги уплатят по результатам проверки декларации.
Имущественные налоговые вычеты
Для получения имущественного налогового вычета нужно подать в налоговые органы декларацию, заявление о предоставления вычета и подтверждающие документы. Декларация подается в налоговый орган по окончании налогового периода.
Налогоплательщик имеет право на получение имущественных вычетов в суммах, полученных от продажи имущества (в определенных пределах) или потраченных на покупку и строительство недвижимости. Об этом говорится в ст. 220 НК РФ.
Если в течение календарного года налоговый вычет не будет использован полностью, остаток можно перенести на следующий год.
Налогоплательщик имеет право на налоговый вычет, в частности, в суммах, полученных им от продажи жилья или земельных участков и их долей.
По общему правилу, если такая недвижимость находилась в собственности более трех либо пяти лет, то подобные доходы налогом не облагают. Если менее, то налогоплательщик имеет право получить вычет в сумме не более 1 млн руб.
Вычет предоставляется в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика.
Если имущество находилось в собственности налогоплательщика более минимального предельного срока, то такие доходы налогом не облагают. При этом декларацию можно не подавать.
Надо иметь в виду, что указанные положения не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи ценных бумаг, а также на доходы от продажи имущества, непосредственно используемого ИП в предпринимательской деятельности.
Если имущество находится в собственности менее трех лет, человек имеет право претендовать на вычет в сумме не более 250 тыс. руб.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе ��меньшить сумму облагаемых налогом доходов на сумму расходов, связанных с получением этих доходов. При этом расходы должны быть документально подтверждены.
Налогоплательщик имеет право на налоговый вычет в суммах, потраченных им на покупку жилья. Вычет предоставляется на сумму, не превышающую 2 млн руб. Если налогоплательщик при получении имущественного налогового вычета не использовал его в размере предельной суммы, остаток налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории России другого жилого объекта. Таким образом, неиспользованный остаток вычета переносится не только на следующие периоды, но и на другие объекты.
В то же время, остатки вычета, заявленного при покупке жилья до 1 января 2014 года, невозможно перенести на другие объекты (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 апреля 2015 г. № 03-04-05/18915).
Для подтверждения права на такой имущественный вычет нужно предоставить вместе с заявлением:
Также покупатель жилья может получить имущественный налоговый вычет в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам в пределах 3 млн руб. Такой вычет предоставляется в отношении только одного объекта недвижимости (подп. 4 п. 1, абз. 2 п. 8 ст. 220 НК РФ). Вычет по процентам предоставляется при наличии подтверждающих право на получение вычета документов, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов.
Профессиональные налоговые вычеты
На получение указанных налоговых вычетов имеют право физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой. Они могут уменьшить сумму своих облагаемых доходов на сумму документально подтвержденных расходов.
Законные сроки всех процедур «камералки»
В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.
№ | Действие налогового органа или налогоплательщика | Временные рамки |
---|---|---|
1 | Начало камеральной проверки | Сразу после подачи документа |
2 | Завершение камеральной проверки | Максимум 3 месяца |
3 | Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) | 5 рабочих дней с момента получения требования |
4 | Представление истребованных в ходе проверки документов | 10 дней после требования |
5 | Составление акта о результатах проверки | 10 дней после окончания |
6 | Вручение акта проверяемому предпринимателю | 5 дней после составления |
7 | Выражение несогласия с актом камеральной проверки | 15 суток со дня получения акта |
8 | Вынесение решения с учетом приведенных возражений | 10 дней после подачи |
9 | Продление срока на вынесение решения | Не более чем на 1 месяц |
10 | Вручение решения налогоплательщику | В течение 5 дней после вынесения |
11 | Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» | Через 10 дней со дня вручения |
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).
Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.
По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.
Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.
Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).
Статьей 79 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая задолженность.
Обратите внимание:
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида производится только после зачета обозначенной суммы в счет погашения указанной недоимки в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму излишне взысканного налога в счет погашения данной задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Как указывает ФНС в Письме от 24.12.2013 № СА-4-7/23263 со ссылкой на Определение КС РФ от 24.09.2013 № 1277-О, такое правовое регулирование позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога
Аналогичной позиции следуют судебные органы (см., к примеру, Постановление АС МО от 26.10.2016 № Ф05-2889/2016 по делу № А40-57347/2015).
Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?
Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.
Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.
Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).
Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за вес�� период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.
Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.
Налоговая инспекция проверяет не только контрольные соотношения по каждому виду налога, но и соответствие данных, отраженных в разных налоговых декларациях.
Что анализирует налоговый инспектор: сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), отраженных в декларации по НДС (строка 010 раздела 3), сумму выручки от реализации (строка 010 листа 02 «Расчет налога») и сумму внереализационных доходов (строка 020 листа 02 «Расчет налога»), отраженных в декларации по налогу на прибыль за сопоставимый налоговый период. Если не соблюдается равенство выручки, отраженной в декларациях по НДС и налогу на прибыль, у налоговой инспекции появляется повод для запроса пояснений.
Какой вывод сделает: данные в декларациях могут быть искажены.
Что потребует: представить в течение 5 рабочих дней пояснения или уточненную налоговую декларацию по проверяемому налогу (прибыль или НДС).
Что делать и как объяснить: перепроверить, правильно ли отражены данные. Если в декларации данные не искажены, нужно написать ответ (пояснительную записку) в произвольной форме. Если обнаружите ошибку в заполнении декларации, необходимо подать уточненную декларацию. Причиной такого расхождения может быть разный порядок отражения в декларациях возврата товара поставщику. Для целей налогообложения НДС возврат товаров является обратной реализацией, сумма реализации отражается по строке 010 раздела 3 декларации по НДС. Для целей налогообложения прибыли возврат товаров поставщику не является реализацией и не отражается в декларации по налогу на прибыль.
Как получить проценты с налоговой?
Если срок возврата уплаченного налога прошёл, а деньги от инспекции не поступили, вы вправе требовать проценты за просрочку выплаты. Как это сделать — читайте в статье.
После подачи декларации 3-НДФЛ со всеми документами и заявлением на возврат налога, перечислить денежные средства вам должны максимум через 4 месяца. В течение трёх месяцев проводится камеральная проверка и месяц отводится для непосредственного перечисления денежных средств по соответствующему заявлению (подробнее об этом в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой»).
Если инспекция не осуществила выплату вовремя, за каждый день просрочки вы вправе требовать проценты, для получения которых следует подать жалобу на бездействие должностных лиц в свою налоговую инспекцию. Последняя обязана в течение трёх рабочих дней после получения жалобы направить её в вышестоящий налоговый орган со всеми материалами.
Жалоба может быть подана в течение одного года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. К ней следует приложить документы, которые подтверждают приведённые доводы. Рассмотрение жалобы происходит без участия налогоплательщика, поэтому стоит детально изложить ситуацию и ваши требования.
Жалоба составляется в произвольной форме, но должна содержать следующие реквизиты (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):
Жалоба может быть представлена в инспекцию в бумажном виде или направлена через личный кабинет налогоплательщика.
Если жалоба представляется на бумаге, то советуем указать телефон, адрес электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. Причём лучше иметь при себе два экземпляра жалобы: один вы отдадите инспектору, второй оставите у себя с датой и отметками налоговой службы о принятии. Также данная жалоба может быть направлена заказным письмом с описью вложения.
В личном кабинете налогоплательщика следует выбрать раздел «Жизненные ситуации», в нём— «Прочие ситуации», спустившись вниз вы найдёте «Жалобы на акты, действия (бездействие) должностных лиц».
Как получить вычет за лечение
Чтобы получить деньги, сначала нужно собрать подтверждения, что вы лечились и платили: договоры, чеки и справки из клиники. Потом заполнить декларацию 3-НДФЛ на сайте налоговой и отправить вместе с отсканированными документами на проверку.
После того как декларацию одобрят, надо написать заявление на возврат денег. По закону через месяц после подачи заявления налоговая должна перечислить деньги на ваш счет.
Как забрать свои 260 тысяч у государства
Можно делать всё постепенно. Я никуда не торопилась и готовила документы около трех месяцев.
В кассе или регистратуре клиники вам дадут договор и чек. Сохраните эти документы: только они подтверждают факт оплаты лечения. Прикрепите чек к договору скрепкой или степлером. Потом замучаетесь искать, к какому договору какой чек.
Рекомендуем еще до подписания договора с клиникой поинтересоваться, есть ли у нее лицензия и даст ли клиника справку для вычета. Проверять лицензию после оплаты лечения поздно.
Некоторые клиники не требуют чеки. Они берут сведения об оказанных услугах из своей базы данных. Но так делают не все. Я потеряла несколько чеков, и девушка на ресепшене не включила их в сумму справки.
Если вы оформляете вычет за лечение родственников, вместе с документами принесите свидетельство о браке или свидетельство о рождении и попросите оформить справку на ваше имя.
В клинике, которую я посещала, справку делают максимум за 5—7 дней. Я пришла в безлюдное время, поэтому мне сделали справку за полчаса.
Если вы сомневаетесь, что справка оформлена правильно, — проверьте, соответствует ли она инструкции Минздрава. Обычно такой проблемы не возникает. Если у клиники есть лицензия, она обязана выдать правильно оформленную справку.
Вместе со справкой вам выдадут копию лицензии на осуществление медицинской деятельности. Если у клиники нет лицензии или ее срок действия истек, налоговая вам ничего не вернет. Копия лицензии остается у вас, ее не нужно отправлять в налоговую инспекцию.
Отсканируйте справку из клиники и договор, чтобы отправить их в налоговую удаленно. Если вы получаете вычет за лечение родителей, супруга, детей до 18 лет, то сделайте скан свидетельства о браке или свидетельства о рождении.
Я рекомендую сканировать документы в многостраничный файл формата PDF. Сначала справку, потом договор. Файл должен быть размером менее 2 Мб, иначе вы не сможете загрузить его на сайте налоговой.
Возьмите справку 2-НДФЛ в бухгалтерии на работе или скачайте в личном кабинете на сайте налоговой, если она там появилась. Чтобы это узнать, зайдите на вкладку «Доходы».
Данные из справки 2-НДФЛ понадобятся для заполнения декларации. Ее сканировать не нужно.
Документы можно подать тремя способами:
Первые два способа мне не подошли: я не хотела стоять в очередях. Потратила вечер и подала документы на сайте.