Отличие учителя от преподавателя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие учителя от преподавателя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Слово «педагог» было заимствовано из древнегреческого языка. В русский язык оно пришло, скорее всего, в эпоху Византии, Крещения Руси. В энциклопедическом словаре дается точно определение: педагог – παιδαγωγός [paidagogos] – ведущий ребенка, верный раб, сопровождавший повсюду ребенка, до наступления зрелого возраста. Естественно, кроме преданности семье, педагоги должны были обладать определенным уровнем воспитания и образования, чтобы учить своих воспитанников. Педагогов выбирали из плененных знатных фракийцев и азиатов.

Позже к обязанностям педагога прибавилось обучение службе доморощенных и купленных рабов. Женщин обучали греческому языку, и они служили при маленьких детях. Предположительно, в это же время возникло слово педагогика – др.греч.: παιδαγωγική, что дословно означает «детоведение». Фундаментальная педагогика получила развитие в Европе, в период Средневековья.

Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.

Современное определение понятия педагогики более емкое и конкретизированное: это – целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть, понятие «педагог» охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и ученый, занимающийся развитием педагогики.

Место работы преподавателя и профессора

Другая разница между преподавателем и профессором заключается в том, что они оба работают на разных уровнях учреждений. Учителя работают в начальных и средних школах. Учителям на фундаментальном уровне поручено обеспечить, чтобы они передавали фундаментальные знания молодым ученикам, в то же время гарантируя, что они объясняют им, почему важно учиться. Преподаватели на уровне средней школы передают продвинутые знания учащимся, которые понимают важность обучения и могут, по крайней мере, разработать концептуальный анализ определенного явления. С другой стороны, профессора передают навыки и знания студентам в колледжах и университетах. Они должны проходить расширенные, но специализированные знания для студентов, которые могут концептуализировать и опросить конкретное явление.

Таблица, показывающая различия между учителями и профессорами

Учителя профессора
Уровень образования Степень бакалавра докторская степень
Рабочая станция Первичный и вторичный Университет и колледж
Исследование Никаких исследований не требуется Требуется исследование
Зарплата и компенсация От умеренного до среднего Высокие зарплаты и льготы
финансирование Меньше суммы, требуемой для учителя Значительная сумма, необходимая для учителя

  1. Преподаватель – квалификация, которая присваивается выпускникам учебных заведений, имеющих статус университета или академии. Учитель – педагогическая специальность.
  2. Цель преподавательской деятельности – предоставление научной и методической информации. Учитель обучает учеников предмету и формирует у них навыки самостоятельной учебной работы.
  3. Преподаватель не занимается воспитанием студентов. Учитель выполняет триединую задачу обучения, воспитания и развития личности школьника.
  4. Преподаватель может принимать участие в научно-исследовательской и научно-методической работе учебного заведения. Учитель занимается практической работой, хотя в ней организация и проведение уроков тоже может сочетаться с разработкой инновационных методов обучения, инновационных учебно-педагогических технологий и различных научно-методических материалов.
  5. Преподаватель проводит курс лекций, организует практику и лабораторные занятия. Учитель занимается с учениками на уроках, тип которых определен требованиями школьной программы.

По историческим меркам так недавно канули в Лету времена, когда ученая степень кандидата наук была огромной редкостью, когда наличие высшего образования считалось прерогативой элиты, когда университеты – это «где-то там, в столицах».

Что мы имеем сегодня? Засилье «образованщины», пруд пруди – краснодипломников, не меньше – государственных и частных . Изменилось ли что-то в принципе? Пожалуй, что нет.

Для многих это слова-синонимы, так как используются для определения работников образовательной сферы. Но если глубже взглянуть в их суть, то разница становится очевидной. Учитель и преподаватель — разные должности в учебных учреждениях разного уровня. К этим специалистам предъявляются различные профессиональные требования, в том числе и отличный друг от друга уровень подготовки. Но для начала давайте выясним значение наиболее общего понятия — «педагог».

Слово «педагог» пришло в наш язык из древнегреческого и дословно переводится как «ведущий мальчика». Дело в том, что в Древней Элладе педагогом называли раба, который «вел», обучал и сопровождал по жизни мальчиков с достижения ими 6 лет.

Читайте также:  Дополнительный отпуск за вредность подлежит ли компенсации при увольнении

Современная педагогика — это наука о воспитании и обучении человека.

Соответственно, педагог сегодня — это человек, имеющий соответственное педагогическое образование и владеющий навыками, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности по воспитанию, обучению и образованию других людей.

Также педагог, согласно энциклопедическому словарю, — это человек, который занимается научным изучением проблем педагогической теории и практики.

Как видим, «педагог» — это собирательное значение, применяемое ко всем работникам образовательной сферы.

Теперь разберемся, чем отличается преподаватель от учителя.

Психологический комфорт и возможность творить

В университете Константин Булиш работает с группами от шести до 15 человек. И видит преимущество группы в том, что часто её внутренняя динамика подстёгивает студентов работать лучше, соревноваться. Также здесь больше возможностей для игр, обсуждений, дискуссий, совместных просмотров кино, чтения докладов. А если заниматься один на один, то попадаешь в зависимость от настроения преподавателя и ученика.

Бывают группы с не очень хорошей динамикой или плохо скомпонованные. Например, могут быть сильные и слабые ученики, слабых нужно дотягивать, а сильным – не давать скучать.

«Работа один на один энергетически менее затратна, но это может быть скучно. В то время как с хорошей группой никогда скучно не будет. Если вы занимаетесь репетиторством с кем-то не один год, то вы друг друга уже настолько хорошо знаете, что даже при интересных занятиях сложно держать ученика в тонусе. Поэтому большинство с одним учеником и не занимается больше года», — замечает Константин Булиш.

Дарья Насакина, которая вела занятия по типографике в одном из столичных вузов, параллельно работая в крупных рекламных агентствах, видит большие возможности для творчества в профессии преподавателя.

Оно начинается там, где можно написать свою программу, систематизировать информацию, придумать интересное задание. И продолжается на каждом уроке. В процессе лекции ты следишь за реакцией аудитории, понимают студенты или нет, заснули или нет, есть ли у них вопросы (иногда стесняются задавать), бывает так, что лекцию приходится менять в процессе. Интересно и после лекции, когда от каждого студента нужно добиться результата, поняв его трудности и предложив способы решения.

учитель литературы и обществознания в школе

На мой взгляд, в вузе аудитория более заинтересованная и взрослая, её довольно просто мотивировать. Школьников можно попугать ЕГЭ, но это подействует не на всех. Со студенческой аудиторией интересней общаться, и уровень ответственности за них гораздо меньше. Если ведёшь школьников на экскурсию или в поездку, то отвечаешь за них головой. И сами они менее ответственны. Ученик может две недели репетировать спектакль, а за день до выступления сказать, что родители увозят его на дачу.

Готовиться к вузовским лекциям и семинарам интереснее, поскольку и материал глубже, и авторский подход приветствуется. В школе же учитель обязан дать только то, что указано в программе. А если хочется сделать больше, то нужно быть готовым к бюрократии. Бесконечные походы по кабинетам и заполнение формуляров, отобьют желание делать больше.

В вузе высока вероятность встретить интересных людей среди коллег, потому что уровень образования коллектива несколько выше. Школа во многом остаётся прибежищем тех, кто в 90-х пошёл преподавать просто потому, что там была гарантия получать хоть какую-то зарплату, и задержался до сих пор. Вспоминается герой книги «Географ глобус пропил» Служкин, который устроился работать учителем географии. На уроках он читал параграфы из учебника, периодически прерываясь на крик, чтобы утихомирить непослушных школяров. В университете преподаватели проходят более жёсткий отбор.

Кого и в каком случае выбрать

Не во всех школах предусмотрена ставка для тьютора. Но его услуги могут стать обязательными по решению психолого-медико-педагогической комиссии, когда у ребенка имеются проблемы со здоровьем и ему рекомендована коррекционная программа обучения. Зачастую наставника прикрепляют к одаренному ребенку.

Также без помощи тьютора не обойтись родителям, чьи дети не могут выбрать, какие предметы им интересны (гуманитарные, технические, общественные). Помощь наставника может потребоваться и в случае, если школьник испытывает трудности с профориентацией. Отсутствие интереса к учебе – это еще один повод прибегнуть к услугам тьютора.

В остальных случаях в процессе обучения достаточно участия классического педагога.

Тьюторство – молодой институт, появившийся на рынке образовательных услуг в 2008 году. Возникновение новых педагогических профессий связано с реформированием системы образования и постепенным уходом в прошлое советской парадигмы преподавания. Но роль педагога в обучении по-прежнему важна, и ее нельзя недооценивать.

Что входит в обязанности преподавателя?

Работа со студентами включает в себя как аудиторные занятия, так и консультирование по написанию курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций — роль научного руководителя. Многие преподаватели являются ещё и куратором студенческой группы, то есть наставником коллектива.

Выполнение непосредственных профессиональных обязанностей отнимает много сил и времени. Наличие профессиональных качеств, конечно же, важно. Общая эрудиция, хорошая память и внимание, логическое и творческое мышление, аналитический склад ума, ответственность, усидчивость помогут преуспеть в науке. Знание психологии, коммуникабельность, стрессоустойчивость, толерантность (если дело касается работы с иностранными студентами) помогут найти общий язык с аудиторией. Хоть преподавание и считается исключительно умственным трудом, физическое здоровье тоже должно быть крепким, чтобы мозг справлялся с большими нагрузками.

В современном, узком понимании слово «учитель» означает должность штатного сотрудника общеобразовательной школы, окончившего педагогический ВУЗ и преподающего определенный предмет. Примечательно, что многие родители путают понятия «учитель» и «педагог» и настаивают на том, что сотрудник школы должен не только обучать, но и воспитывать детей, корректируя их поведение.

Безусловно, в педагогическом ВУЗе будущие учителя изучают не только педагогику, но и психологию. Поэтому, в принципе, у них достаточно знаний и влияния для того, чтобы вносить свою лепту в вопросы воспитания подрастающего поколения. Но в соответствии с требованиями Министерства образования, учитель обязан только преподавать предмет по утвержденной программе так, чтобы уровень знаний учащихся соответствовал государственным образовательным стандартам. Что касается воспитания личности, то учитель может повлиять на формирование и социализацию учеников на уроках литературы или обществоведения.

Педагог — это человек, который обеспечивает обучение или образование. Педагог обычно рассматривается как наставник, инструктор или тренер. Разница между учителем и учителем заключается в том, что воспитатель воспитывает учителей. То есть, педагог не просто учит, он дает своим ученикам интеллектуальные, моральные и социальные инструкции. Педагог квалифицирован в обучении; он сосредоточен на разработке и оценке. Он оценивает успеваемость студентов и корректирует курс или его обучение в соответствии с уровнем студентов.

Человек может быть педагогом, не будучи учителем. Например, родители — первые и самые влиятельные педагоги ребенка.

Также важно отметить, что некоторые авторы использовали термин «педагог» как более формальный и элегантный термин для учителя. В таких условиях педагог действительно является синонимом учителя.

Документы для соискателя ученого звания доцента

Чтобы получить звание доцента понадобится меньше документов, чем на профессора. Однако их все равно необходимо собирать на кафедре. Поэтому помощь совета кафедры или факультета не помешает. Давайте перечислим необходимые документы.

  • Документ (справка) из отдела кадров
  • Служебное письмо с прошением рассмотреть кандидатуру соискателя на звание доцента
  • Ксерокопия выписки протокола заседания ученого совета факультета
  • Список научных трудов/ учебных изданий по шаблону формы 16
  • Копия трудовой книжки с заполненными страницами
  • Информация о подготовке аспирантов и студентов (список имен и информация о проделанной работе)
  • Копия диплома о высшем образовании, заверенная у нотариуса

Нужно собрать все эти документы и отправить на рассмотрение в ученый совет. Он может находиться в этом же вузе, либо в другом городе. После ожидания ответа от ученого совета следует подождать ответа от Министерства образования. На каждом этапе соискателя может ожидать отказ по разным причинам.

Поэтому получить звание доцента или профессора гораздо труднее, чем кажется.

Психологическая совместимость

Первое с чего следует начать: с Вашей психологической совместимости с преподавательской работой. Дело в том, что многие, по моему ощущению, тех, кого берут на работу в вуз являются интровертами, но преподавание очень сильно связано с интенсивным взаимодействием с людьми, что не только с трудом даётся интровертам, но вызывает у них очень сильную усталость и перевозбуждение, ведущие к неспособности реализации их талантов и глубокому чувству неудовлетворённости. Высокая преподавательская нагрузка может привести таких людей к нервному срыву, к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, а может и к психическим нарушениям. Это всё действительно серьёзно. Но всё бы ничего, и как-нибудь потихоньку можно было бы в этой роли существовать, но в последние годы очень сильно возросло давление на преподавателей и со стороны начальства, и со стороны студенчества. Мой совет: если Вы интроверт, то бегите с этой работы куда глаза глядят, а лучше и не приближайтесь, чтобы нечаянно не засосало!

Совместительство и подработки

Размер зарплаты преподавателя таков, что работать только на ставку он не может, иначе не выживет. Обычно преподаватели работают совместителями в том же самом вузе или ещё в одном или более (!). Основные проблемы с совместительством следующие. Внутреннее совместительство может быть в объёме полставки плюс 300 часов максимум. Внешнее совместительство не более 300 часов. Это немного. Но физически взять работы больше не представляется возможным.

Что касается работы на производстве, то брать на частичную занятость никто не хочет. А если бы и согласились, то Вы всё-равно не сможете предложить работодателю приемлемый график работы, ведь Вы зависите от расписания, которое составляете не Вы.

Как вариант можно было бы преподавать на полставки, а в остальное время работать в реальном секторе, но сегодня это нереалистичный вариант. Во-первых, вузы не берут на работу на полставки. Связано это с критериями эффективности работы вуза. Во-вторых, объём методической и бумажной работы в вузе останется примерно таким же огромным как и на ставку.

Читайте также:  Прибавка к пенсии с января 2023 года: кому и на сколько повысят выплаты

Наконец, подработки. Имеются ввиду репетиторство, помощь в написании выпускных и курсовых работ. Да, некоторым удаётся так немного подрабатывать. Но опять же всё упирается в наличие для этого времени, а также клиентов. Замечено, что пока Вы сам студент, Вам такие подработки регулярно попадаются, а как только Вы становитесь преподавателем, все куда-то постепенно исчезают. Хотя преподаватель вроде бы должен выполнить работу качественней… (Вообще говоря, студенты должны сами всё делать, поэтому этот пункт лучше рассматривать в том плане, что этой статьи дохода у вас больше не будет. 3 июля 2020.)

Что делать: учить школьников конкретному предмету и параллельно воспитывать их; развивать креативное и аналитическое мышление, ответственность, навыки групповой работы и достижения результатов.

Учитель доносит материал, даёт упражнения для отработки усвоенного на уроках, рекомендует пособия, проверяет знания и навыки. Предметник готовит детей к экзаменам и олимпиадам. Ещё педагог занимается урочно-тематическим планированием, ведёт журнал.

Специалист может брать на себя классное руководство. Тогда в его задачи входят работа с родителями, мониторинг поведения и успеваемости учеников по всем предметам, организация внеурочной деятельности (например, походов в театр, экскурсий).

Чему учиться: педагогике, профильному предмету, методике его преподавания, возрастной психологии, урочно-тематическому планированию. Учитель должен обладать эмпатией, коммуникативными навыками, креативностью, лидерскими качествами.

Учителю необходимы цифровые навыки, чтобы включать в учебный процесс приложения, геймификацию и другие современные методы. Дети уже не знают жизни без гаджетов и интернета, для них это естественные способы взаимодействия с информацией.

Образование учителя не заканчивается на педагогическом вузе: он должен всю жизнь углубляться в предмет, узнавать актуальные методики преподавания и внедрять собственные, стараться быть в курсе того, чем живут подопечные.

Где работать: в школе, частных учебных центрах и образовательных платформах; в репетиторстве.

Преимущества:

  • востребованная и оплачиваемая профессия (так, учитель в Омске на полной ставке может получать 40 тысяч рублей, в Москве в частных школах – до 200 тысяч, также учитель может выигрывать профессиональные конкурсы и получать за это премии);
  • вечная молодость благодаря общению с молодёжью и погружению в современные тренды;
  • нескучная, творческая работа с детьми;
  • постоянное саморазвитие;
  • возможность работать неполный день;
  • возможность подрабатывать репетиторством.

Недостатки:

  • у молодых учителей работа отнимает много времени и сил, так как непривычные проверки тетрадей и контрольных делаются с особой тщательностью, ещё не выработана своя методика и приходится делать поурочное планирование и подбирать упражнения для каждого занятия и класса;
  • непростое общение с родителями;
  • высокий уровень ответственности за детей, вплоть до уголовной.

Что делать: проектировать образовательную среду; подбирать и разрабатывать методы преподавания дисциплины; определять тематику и объём знаний и навыков, которые учащиеся должны освоить за отдельный период; координировать и планировать работу преподавателей, организовывать курсы и семинары для повышения квалификации, знакомить педагогов с новой профессиональной литературой.

Чему учиться: педагогике; актуальным методикам и форматам преподавания; образовательным стандартам, методическим рекомендациям и другим нормативам, установленным Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ.

Специалисту надо быть профессиональным педагогом с опытом работы по той дисциплине, в которой он хочет быть методистом, и в релевантной сфере. Так, не получится сначала поработать воспитателем в детском саду, а потом стать методистом в вузе. Развитие должно быть планомерным.

Методист должен постоянно следить за трендами (а лучше их задавать). Если специалист работает в сфере EdTech, то ему надо знать, как работают конкуренты, и не только разбираться в текущих цифровых методиках и возможностях, но и инициировать появление новых.

В работе помогут организаторские навыки, высокий уровень ответственности, склонность к постоянному самообразованию, гибкость мышления.

Где работать: в государственных и частных детских садах, школах, колледжах, вузах, учреждениях дополнительного образования, образовательных лагерях, на EdTech-платформах, в проектной деятельности, на фрилансе, в корпоративных университетах.

Преимущества:

  • востребованная профессия, особенно в сферах EdTech и бизнес-образования;
  • неограниченные возможности заработка на фрилансе;
  • возможность интеллектуальной самореализации;
  • чередование творчества и рутины не даст заскучать или получить интеллектуальную перегрузку.

Недостатки:

  • потребность в постоянном обучении;
  • необходимость следить за конкурентами и за обновлениями государственных образовательных стандартов и других нормативных документов;
  • зарплата сильно зависит от региона и места работы (методист детского сада в Новосибирске может получать 15 тысяч рублей, а методист IT-программ для электронной платформы в Москве – 250 тысяч рублей ежемесячно).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *