Авторская колонка Вопрос с подвохом: можно ли обгонять на мостах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авторская колонка Вопрос с подвохом: можно ли обгонять на мостах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мосты и путепроводы можно отнести к спорным местам. А там, где возникают спорные вопросы, всегда есть риск злоупотребления со стороны инспекторов ГИБДД. Многие из инспекторов пользуются незнанием водителями своих прав и выносят штрафы за нарушение п. 11.4 ПДД.

Знаки, обозначающие мост

Интересный факт – ПДД обгон на мосту запрещает, но специального знака, обозначающего такой запрет или наличие моста, не существует. Есть только табличка 1.9 – разводной мост или знак 1.33 со значением «прочие опасности».

Водитель в первую очередь должен ориентироваться на наличие сплошной разметки.

Следующие признаки отличают мост от других участков дороги:

  • сплошная разметка, ни в коем случае не прерывистая;
  • наличие железных или бетонных перил, разметка на них должны быть вертикальной, с обозначением габаритов моста;
  • большинство мостов проходит над водотоками, значит, ориентироваться можно на табличку с названием реки.

Слово обгон встречается в главе 12 кодекса об административных правонарушениях только один раз — в заголовке статьи 12.15. Т.е. наказания непосредственно за неправильный обгон КоАП не предусматривает.

1. Действие части 4 статьи 12.15 распространяется на выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения. Т.е. лишением прав должен наказываться только выезд на встречную полосу там, где обгон запрещен.

Например, начало обгона на мосту, через сплошную линию разметки или на опасном повороте повлечет наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.

То же самое относится и к ситуации, когда автомобиль находится на встречной полосе слева от сплошной линии разметки.

Еще раз подчеркну, что начало обгона с нарушением любого пункта правил дорожного движения наказывается лишением прав.

Например, если водитель не убедился в том, что он не создаст помех другим транспортным средствам (пункт 11.1 правил), то он будет наказан лишением водительского удостоверения.

2. Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание в виде штрафа (5 000 рублей). Довольно часто мне задают вопрос по поводу того, можно ли заменить лишение прав на денежный штраф.

В данном случае выбор наказания целиком зависит от судьи, который рассматривает дело по статье 12.15. Если есть смягчающие обстоятельства, а отягчающих обстоятельств нет, то наложение штрафа вместо лишения вполне возможно.

Кроме того, в случае автоматической фиксации нарушения лишение прав наложено быть не может. В данном случае речь идет о ситуации, когда нарушение фиксируется камерой наблюдения без непосредственного участия человека. В этом случае информацию о штрафе водитель получает по почте.

Не стоит путать этот случай с ситуацией, когда сотрудник ГИБДД фиксирует нарушение на камеру. При подобном развитии событий видеозапись используется в качестве дополнительного доказательства в суде при рассмотрении дела.

Могут ли лишить водительских прав за обгон на мосту?

Лишение водительских прав на срок до 1 года — стандартное наказание при совершении обгона на мосту. Однако документы у водителя отбираются не на месте происшествия. Такое право инспекторам ГАИ предоставляется только на основании протокола и судебного постановления по делу. Поэтому водитель всегда может доказать свою невиновность и обжаловать решение в судебном порядке.

Судебные разбирательства, касательно нарушений ПДД, являются наиболее распространенными в России на сегодняшний день. При этом установить виновность водителя зачастую бывает словно. В законодательных актах всегда присутствуют лазейки, недоработки, противоречия, поэтому водитель может быть оправдан даже при совершении такого нарушения, как обгон на мосту. Однако для этого потребуется тщательно изучить закон, а также проконсультироваться с опытным юристом.

Чаще всего в суде водителю назначается штраф в размере 5 тыс руб, если при совершении обгона на мосту, сплошная дорожная разметка была размыта. Также нарушитель отделается взысканием при опережении тихоходного транспортного средства, едущего со скоростью 30 км в час и создающего за собой пробку.

Предлагаем ознакомиться Хочу вернуть свое кафе

Частые споры в суде также обоснованы отсутствием на дороге соответствующего предупредительного знака о том, что впереди предстоит проехать мост. Единственное обозначение касается разводных путепроводов, однако такие указатели применяются крайне редко.

В свою очередь отсутствие дорожного знака или информативной таблички не освобождает водителей от ответственности, так как основным показателем запрета обгона на мосту является сплошная дорожная разметка, бетонные плиты и другие указатели.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Исправительные меры воздействия

Выяснив вопрос о том, разрешен ли обгон на мосту, стоит узнать и об исправительных мерах. Ситуации, когда водитель вынужден раскошелиться или остаться без прав на вождение, отобьет у него желание к запрещенным маневрам.

Наказание за обгон на мосту правилами ДД не предусмотрено, но инспектору ДПС достаточно иных правонарушений. Он может вменить вам претензию о заезде на сплошную линию с выездом навстречку. Даже при отсутствии знака «мост», за такое поведение лихач должен будет заплатить штраф в размере 5 тысяч рублей. Альтернативой штрафной санкции может стать лишение водительского удостоверения сроком на 4–6 месяцев. Чем наказать, лишением ВУ или штрафом, будет зависеть от тяжести последствий ДТП, мнения инспектора ГАИ и судьи.

Читайте также:  Как оформить пособие на ребенка в 2023 году

За повторное нарушение аналогичного характера в течение года распрощаться с ВУ можно уже на 12 месяцев. Считайте, что вам повезло, если повторная ошибка будет зафиксирована видеокамерой в автоматическом режиме. В таком случае водитель не расстанется с правами, а только заплатит еще 5000 р.

При объезде преграды, когда транспортное средство выезжает на встречную полосу, и нет другого выхода, взыскивается 1500 р. Обогнать впереди идущий автотранспорт или объехать препятствие по обочине, если таковая имеется, обойдется в 500 р. Необходимо приводить весомые аргументы в пользу этого маневра.

Вторичные правонарушения в течение 1 года с момента предыдущего чаще наказываются изъятием прав на вождение. Пункт 11.4 правил ДД оглашает данное правонарушение как задуманное или неоправданное. Только смягчающие обстоятельства и разумные доводы способны заменить лишение прав за обгон на мосту на штраф. Все факты в защиту водителя стоит предоставлять суду. Только суд имеет право вынести окончательный вердикт.

Правилами предусмотрены участки дорог и дорожные ситуации, в которых производит такой маневр, как обгон опасно для водителя и других участников движения. К таковым относятся следующие ограничения:

  • Запрещено производить обгон двигающегося впереди транспорта на перекрестках;
  • На пешеходном переходе, независимо от присутствия на нем пешеходов;
  • На железнодорожных переездах;
  • В пределах тоннелей, мостов, эстакад;
  • В пределах опасных поворотов: при подъеме, а также на спуске.

Кроме того, ограничения по обгону транспорта на отдельных дорожных участках дополнительно ограничиваются дорожной разметкой, а также знаком о запрете обгона.

  • Знак о запрете обгона устанавливается на опасных участках дорог, а в черте города нередко вблизи нерегулируемых перекрестков.
  • Окончание действия знака отмечается на дороге специальным знаком, а в черте города его действие оканчивается после следующего перекрестка.
  • Если перекрестка нет и специальный знак отсутствует, то действие запрета на обгон действует на всем протяжении пути и прекращается при выезде из населенного пункта.

Дополнительно следует упомянуть и о таком маневре, как обгон с правой стороны. Среди автомобилистов оно существует неформально, а что касается дорожного законодательства, то в нем подобная ситуация обозначена, как объезд или движение по обочине.

А теперь давайте поговорим о том, какой ГИБДД предусмотрен штраф за обгон под знак «Обгон запрещен» в неположенном месте, по обочине, на мосту, перекрестке и подобные нарушения правил ДД в этой сфере.

Запрет на остановку

Прежде чем обсуждать всяческие запреты и ограничения, нужно дать основное понятие. Мост — это искусственно построенное сооружение, которое располагается на реками, озерами и другими водоемами. Существуют также эстакады и путепроводы, предназначенные для проезда над сухопутными объектами.

На дорожных конструкциях, служащих для переезда водных препятствий, останавливаться нельзя. Данное ограничение распространяется, если количество полос для одного направления менее трех. Мост является участком повышенной опасности, поэтому запрет действует по причинам плохой видимости, замкнутого пространства за счет заграждений и усиленному давлению на опоры.

Нарушение перечисленных правил ведет за собой штраф (суммы разные в зависимости от региона), также сотрудники ДПС могут принять такие меры, как задержание средства передвижения и перемещение авто на платную стоянку силами эвакуатора.

В правилах дорожного движения сказано: обгон на мостах и путепроводах запрещен. Также запрещено обгонять на эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Так гласит пункт 11.4 ПДД. Значит, правила не запрещают обгон на других похожих объектах. Значит, может возникнуть спорная ситуация, в которой сотрудник ДПС будет утверждать, что маневр был совершен на мосту, хотя на самом деле данное сооружение мостом не является. Значит, нужно точно определить, что есть мост, путепровод, эстакада.

Так как темой данной статьи является обгон на мосту, то остановимся именно на этом термине. Сразу оговоримся, что в ПДД четкого определения, что такое мост, нет. Обратимся к словарю. Мост – это комплекс инженерных сооружений, позволяющих осуществлять проезд над чем-либо. Но где он начинается, где заканчивается, не ясно. Значит, нужно обратиться к ГОСТам и СНИПам, которые прописывают характеристики моста. Вот только проблема в том, что мосты все разные, типы разные, назначение разное, соответственно, и ГОСТы все будут разные.

Как показывает практика, мост – это не обязательно только та часть дорожного полотна, что проходит над рекой или пропастью. Мост может начаться гораздо раньше. Но уж точно, согласно ПДД, мост начинается после знака, обозначенного ниже, – после него точно нельзя обгонять. Поэтому каждый водитель должен внимательно смотреть на знаки. Но, к сожалению, многие автомобилисты воспринимают их как «мебель», и даже не замечают, как нарушают правила. А ведь такое нарушение может легко привести к лишению прав управлять транспортным средством.

В случае, когда автолюбитель не согласен с наложенным на него наказанием, ему предоставляется право обжалования в суде. При подаче иска к нему следует приложить фотографии или видеосъемку с места происшествия, где видно все спорные моменты.

Возможные случаи обжалования действий сотрудника полиции:

  • разметка неудовлетворительного качества: плохо видна, стерта, нанесена не по ГОСТу;
  • дорожные указатели установлены в неположенных местах или трудно читаются;
  • путем выезда на встречную полосу водитель пытается избежать возможного столкновения с другим автомобилем;
  • в машине перевозят человека, здоровье которого находится в опасности, например, после ДТП;
  • за обгон намеренно было принято опережение;
  • инспекторами неправильно были определены границы моста;
  • сооружение не соответствует ГОСТам и СНиПам;
  • попутный тихоходный транспорт двигается со скоростью ниже 30 км/ч.
Читайте также:  Специалисты объясняют: все о новой системе алиментов

В случае, если административное нарушение инспекторами было оформлено несоответственно букве закона, в суде примут решение о его прекращении.

Для устранения разногласий правильнее всего было бы перед мостами устанавливать знак «Обгон запрещен». Но почему-то нередко водителей пытаются специально ввести в заблуждение. В такой ситуации им остается надеяться только на себя.

Вопрос с подвохом: можно ли обгонять на мостах

При обгоне за знаками «Наименование объекта», показывающими, что дорога пересекает реку, инспектор может остановить водителя и предъявить ему нарушение п. 11.4 ПДД, который запрещает обгон на мостах, эстакадах и путепроводах. Нарушение требований данного пункта влечет наказание по ч. 4 ст. 12.15 КоАП: штраф 5000 руб. или лишение права управления от 4 до 6 месяцев.

Мост — обобщенное название мостового сооружения. К мостовым сооружениям относятся: собственно мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, специальные мосты (засыпного типа) и т. д. Как видим, в п. 11.4 перечислены не все мостовые сооружения, и за обгон, например, на виадуках наказания нет, и быть не может. То есть терминологию в ПДД надо изменить.

Составными элементами мостов являются: пролетное строение, устой (крайняя опора), промежуточная опора, мостовое полотно. Если перечисленные элементы у сооружения отсутствуют, то отнести его к мостовому сооружению невозможно. Данное утверждение согласуется со многими определениями мостов. При желании можете сами поискать эти определения.

Теперь разберемся с длиной моста, эстакады или путепровода.

Согласно п. 3.3. ГОСТ 33178-2014 «Классификация мостов», «длина моста: Расстояние по оси моста между концами открылков устоев или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения, примыкающих к насыпям подходов; измеряется без учета переходных плит».

Как видим по определению, насыпь подхода (пандус) и переходные плиты в длину моста не входят. Если обгон был завершен до устоя перед мостом или начат после проезда устоя за мостом, то он по ПДД не запрещен.

Инспекторы ГАИ определяют длину моста по перилам или металлическим отбойникам (бетонным парапетам). Это неверно, так как переходные участки ограждения протяженностью не менее 12,0 м устраивают для соединения мостовых и дорожных ограждений, а также для соединения барьерных и парапетных ограждений.

На переходных плитах в узлах сопряжения мостового сооружения с насыпями подходов устанавливают ограждения той же конструкции, что и на мостовом сооружении.

Здесь хорошо заметна граница моста, и видно, что мостовые боковые ограждения начинаются до границы.

Любые ограждения делятся на два типа: дорожные и мостовые. Мостовые — более прочные. На мосту обязательны перила вне зависимости от наличия тротуара. Перила для пешеходов при наличии тротуара не могут служить признаком моста, так как их устанавливают и вне мостов при высоте насыпи более одного метра.

Таким образом, по ограждениям судить о длине моста невозможно. И если, например, инспектору показалось, что водитель немного заехал на мост в конце обгона, или начал обгон, не успев съехать с моста, и даже предъявил видеозапись, то он глубоко заблуждается. А водителям совет: особо не рисковать с мостами — излюбленными местами инспекторов.

И если водитель видит вдоль дороги ограждения одного типа, затем другого с перилами и вновь первого типа, то перед ним косвенные признаки моста, и от обгона лучше отказаться.

О чем еще нужно помнить в разговоре с инспектором, если по его утверждению вы совершили обгон на мосту?

1. Помимо мостов водную преграду можно преодолеть по трубе, запруде, плотине. В списке п. 11.4 ПДД данные искусственные сооружения, на которых применяются мостовые ограждения, отсутствуют, и обгон на них разрешен.

«Водопропускная труба: Инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока», — ГОСТ 32871-2014 «Трубы дорожные водопропускные». Как видим, для труб в теле насыпи приняты отдельные ГОСТы. Мосты и трубы — по определению разные сооружения.

«Плотина — гидротехническое сооружение, перегораживающее реку (или др. водоток) для подъёма уровня воды перед ним, сосредоточения напора в месте расположения сооружения и создания водохранилища» (БСЭ).

«Запруда — гидротехническое регуляционное сооружение, предназначенное для частичного или полного перекрытия второстепенных рукавов реки в целях увеличения расхода воды в основном русле» (БСЭ).

На этих сооружениях отсутствуют признаки мостовых сооружений: опор и устоев.

Таким образом, наличие знака «Наименование объекта», на котором указывается название реки, не говорит о том, что вы попадаете на мост. Ведь река может протекать под плотиной или в трубе. Потому в описании знака «Наименование объекта» ничего не говорится о запрете обгона.

2. Река может протекать и сбоку от дороги. Если вы едете и видите знак «Населенный пункт» с белыми буквами на синем фоне, это же не означает, что вы проедете посередине указанной на знаке деревеньки. Она может остаться как справа, так и слева. Смысл этих знаков — свериться со своим маршрутом, обозначив примерное местонахождение, и не более.

3. Вертикальная разметка 2.5 и 2.7 (последовательные черные и белые полосы на боковых ограждениях и бордюрах, соответственно) наносится на опасных участках дорог и однозначно о движении по мосту не информирует.

Более того, инспекторов периодически обуревает необузданное желание поиска в ПДД нового смыслового подтекста. Если дело касается разметки 2.5 и 2.7, то инспектор запросто может заявить: раз участок опасный, значит, имеет место мост, и, следовательно, обгон запрещен.

Действительно, эта разметка наносится на опасных участках дорог, но в ее описании ничего не сказано, что она запрещает обгон.

Укажите инспектору, что горизонтальная разметка «устанавливает определенные режимы и порядок движения», в то время как вертикальная разметка «служит средством зрительного ориентирования» (Приложение 2 ПДД).

4. Если над трубой или на мосту нанесена сплошная линия разметки, то все вопросы в правомерности наказания за обгон через нее снимаются.

Если нанесена прерывистая разметка, то нужно тщательно приглядеться, как расположены боковые ограждения.

Читайте также:  Нужно ли испытывать страховочные привязи по новым правилам

Поскольку дорожные сооружения — весьма дорогое удовольствие, то при их строительстве всячески избегают лишних затрат. Потому объекты имеют минимальную ширину. Как следствие, отсутствует пространство для маневра. Потому и на мостах, и под ними обгон запрещен.

Соответственно, отбойники фактически обозначают край проезжей части. Согласно пп.1 п. 6.2.3 ГОСТ 52289-2004, если какое-либо препятствие располагается ближе 30 см от края проезжей части двухполосной дороги, на ней должна быть нанесена сплошная линия разметки.

Приоритет в обеспечении безопасности дорожного движения закреплен за государством. И если инспектор составляет протоколы на водителей за обгон через прерывистую разметку на мосту вместо того, чтобы выдать предписания дорожникам, то он глубоко неправ.

Как правильно обгонять трамвай

Прежде чем приступать к подробному рассмотрению правил обгона трамвая следует разобраться, что такое обгон и при каких обстоятельствах запрещается выполнение данного маневра.

Итак, в соответствии с пунктом 1.2 ПДД (Правил движения) обгоном называется опережение одного (или нескольких) транспортных средств с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения и последующим возвращением в ранее занимаемый ряд.

Исходя из данного определения получается, что обгон совершается по следующей схеме:

  • водитель авто, который намерен совершить обгон после определения возможности совершения такого маневра обязан включить указатель левого поворота для предупреждения остальных участников движения о предполагаемом маневрировании;
  • далее производится перестроение автомашины на полосу встречного направления и осуществляется опережение впереди идущего транспорта;
  • после опережения водитель автомашины, который совершает обгон, показывает сигналом правого поворота обратное перестроение и только после этого производит маневр возвращения на «свою» полосу для продолжения движения.

Самая большая сложность — обозначение моста

Вопросы водителей и несогласия нередко связаны с тем, что по факту специального знака, который бы конкретно предупреждал водителя о том, что впереди ему предстоит проехать мост, на сегодняшний день нет. Единственное что есть – это знак «Разводной мост», но он применим в отдельных случаях. Догадаться же о том, что впереди такой участок дороги, можно по информационной табличке, на которой написано название реки, но на практике её не всегда можно заметить, а при высохших или узких речушках данного обозначения может вообще не оказаться.

Стоит отметить, что в некоторых местах устанавливаются предупреждающие знаки «Прочие опасности», в этих случаях водитель понимает, что приближается к участку дороги, на котором его могут ожидать опасности, не отмеченные другими знаками и эта ситуация требует от него предельной концентрации внимания. Тогда и обозначения реки он тоже не пропустит.

Для того чтобы полностью разобраться в теме, нужно сначала ввести некоторые термины для лучшего понимания общей ситуации. Обгон – это вид движения автомобиля или нескольких автомобилей, который позволяет опередить попутно движущийся автомобиль с выездом либо на встречную полосу движения, либо на попутную полосу. Обгон не стоит путать с опережением. При опережении автомобиль не перестраивается в другую попутную полосу или встречную полосу движения, а опережает движущийся медленнее автомобиль, не сходя со своей полосы.

Но, разумеется, обгон разрешен не всегда. Есть случаи, когда разметка запрещает обгон, а есть случаи, когда он запрещен знаками. Например, на картинке ниже обозначен дорожный знак «Обгон запрещен». Но этот маневр может быть запрещен не только разметкой или знаками. В правилах дорожного движения могут быть прописаны ситуации, в которых запрещен обгон. Например, на мосту.

Можно ли совершать этот маневр на мосту, если прерывистая линия разметки?

Бывают случаи, когда дорожная разметка на мосту нанесена неправильно. Например, когда на мосту две полосы движения — одна в одну сторону, другая в другую, а линия все равно прерывистая. Это ошибка, так быть не должно. Очевидно, дорожные службы недоглядели. Водитель, видя прерывистую линию, закономерно считает, что обгон разрешен. Но это же мост, и по общему правилу обгон запрещен. Создается двоякая ситуация. Водитель решает обогнать и может лишиться прав. Конечно, «знающие люди» могут сказать, мол, может наноситься на мост прерывистая разметка, например, если от линии, отделяющей обочину от отбойников, есть допустимое расстояние и так далее и тому подобное. Но если даже при такой ситуации сотрудник ДПС остановит водителя и водитель аргументирует свой маневр вышеуказанным объяснением, сошлется на СНИПы и тому подобное, дело все равно пойдет в суд. И доказывать свою невиновность придется в суде, тратя время. Гораздо проще так не делать.

В Приложении 1 к ПДД «Дорожные знаки» есть лишь предупреждающий знак 1.9 «Разводной мост», которым также обозначается паромная переправа. Других запрещающих или предупреждающих знаков, касающихся мостов или путепроводов, в ПДД не предусмотрено. Иногда подъезд к мосту может обозначаться знаком 1.33 «Прочие опасности».

Так как мосты обычно ставятся через водные объекты, то перед ними устанавливаются информационные указатели. Знаком 6.11 «Наименование объекта» обозначаются реки и озера, через которые проложен мост.

Поэтому при приближении к мосту водителю нужно следить за другими видами предупреждений. Нахождение в зоне, в которой запрещается обгон, обозначается:

  • знаком 3.20 «Обгон запрещен»;
  • сплошной линией 1.1, разделяющей встречные потоки.

На обочинах моста устанавливаются бетонные или металлические ограждения, на которые может быть нанесена предупреждающая вертикальная разметка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *