Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Превышение своих полномочий сотрудником ДПС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пунктом 1 статьи 286 УК РФ за подобные преступления предусмотрен целый перечень наказаний, применение которых зависит от состава преступления. Самое минимальное – штраф до восьмидесяти тысяч рублей. Обвиняемого могут лишить права занимать подобные должности на протяжении пяти лет, а могут и на четыре года лишить свободы.
Законом предусмотрено неоспоримое право граждан жаловаться на превышение должностных полномочий сотрудника ДПС в любую из трех инстанций:
- Непосредственному начальнику той инспекции, где служит сотрудник ДПС;
- В суд по месту отделения ГИБДД;
- В прокуратуру.
Куда следует направлять жалобу в каждом конкретном случае, зависит от ряда обстоятельств. Имеет значение, какие именно превышения должностных полномочий сотрудником ДПС оказались допущены. В частности:
- Применение к нарушителю мер дисциплинарного взыскания требует направления жалобы непосредственному начальнику этого инспектора;
- Если в действиях сотрудника ДПС обнаружены признаки уголовного преступления, жалоба должна быть сразу направлена в прокуратуру;
- Если необходимо получить официальное признание незаконности действий сотрудника ДПС, тогда следует подавать исковое заявление в районный суд.
Каких границ должен держаться полицейский
Для того чтобы не превысить должностных полномочий, любой сотрудник МВД должен всего лишь строго исполнять свои служебные обязанности и придерживаться при этом, согласно п. 1 ст. 27 ФЗ № 3-ФЗ от 07.02.2011 г., следующих правил:
- неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и иные правовые акты и кодексы (УК, КоАП РФ и т. п.);
- четко выполнять отданные в установленном порядке приказы руководства;
- соблюдать права граждан (в том числе, не разглашать ставшие известными ему сведения об их частной жизни);
- охранять гостайну (при доступе к секретным данным — особенно 1-го и 2-го уровней секретности);
- придерживаться требований к служебному поведению полицейских;
- уведомлять начальство о возникновении конфликта интересов с другими сотрудниками полиции (аттестованными служащими или вольнонаемными работниками), а также о каждой попытке со стороны любых лиц (подозреваемых, свидетелей, прямых подчиненных и т. д.) склонить его к нарушению закона за взятку.
Каким образом можно доказать и куда обращаться
Любой гражданин Российской Федерации, считающий, что против него полицейскими были превышены их должностные полномочия (в том числе, с применением физической силы) может пожаловаться на действия сотрудников полиции, чтобы привлечь их к ответственности, и даже получить от МВД материальную компенсацию за причиненный ему вред. Порядок действий в данном случае таков:
- Прежде всего, гражданину следует обратиться в следственные органы с заявлением о превышении по отношению к нему должностных полномочий сотрудниками МВД. К заявлению следует приложить:
- письменные показания свидетелей (их можно подкрепить фото-, аудио- и видеоматериалами);
- результаты специальной судебно-медицинской экспертизы (хотя для первоначального разбирательства подойдет и обычная справка из больницы, где будут зафиксированы побои, переломы, ожоги и т. п.).
- Далее нужно дождаться результатов предварительного следствия, которые должны быть вынесены в 10-дневный срок:
- если следователь согласится, что против гражданина сотрудниками полиции были превышены их полномочия, то заявитель может обращаться в суд с требованием о компенсации за нанесенный его здоровью вред (причиненный ему материальный ущерб);
- если же следствие откажет в возбуждении дела, то заявитель имеет право обратиться в прокуратуру, где обязаны проверить предоставленные гражданином материалы и, в случае обоснованного обвинения, отправить жалобу потерпевшего для повторного рассмотрения дела следственными органами.
Разумеется, ФЗ № 3 «О полиции» разрешает российским полицейским применять обычную физическую силу (а также спецсредства и табельное оружие) для выполнения их служебных обязанностей. С другой стороны, каждое такое применение строго регламентируется тем же ФЗ № 3 и должностными инструкциями МВД. Поэтому, для того чтобы избежать уголовного наказания (либо увольнения из полиции с правом занимать в ней определенные должности и штрафа) за свои действия, каждый сотрудник органов правопорядка должен всего лишь четко следовать данным инструкциям и положениям Закона. И тогда никаких проблем ни у него, ни у членов его семьи не возникнет.
Комментарий к Статье 286 УК РФ
1. Общественная опасность преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает общественную опасность преступления.
2. Объект преступного посягательства рассмотрен в коммент. к ст. 285. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.
3. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.
3.1. Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. «а» ч. 3 коммент. статьи).
3.2. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.
3.3. Рассматриваемая норма является общей по отношению к некоторым специальным составам превышения должностных полномочий (например, некоторые преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137 и др.; отдельные преступления против правосудия: ч. 3 ст. 294, ст. 299, 300 и др.). Согласно правилам квалификации в случае возникновения конкуренции между общей и специальной нормой предпочтение отдается последней.
3.4. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см. п. 3.5 коммент. к ст. 285).
4. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.
5. Субъект специальный — должностное лицо (см. п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285).
6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).
7. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления (ч. 3) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 коммент. статьи, если оно сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.
7.1. Под применением насилия следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего или помимо нее, которое может выражаться в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью), а также состоящее в ограничении свободы.
Угроза применения насилия может быть выражена в действиях или высказываниях виновного, когда имеются реальные основания опасаться применения физического насилия.
7.2. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 3 — 4 ст. 111, а также при умышленном лишении жизни потерпевшего (ст. 105) содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или 4 ст. 111 либо ст. 105).
Если убийство либо тяжкий или средней тяжести вред здоровью причинены должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, деяние надлежит квалифицировать только по ст. 108 или ст. 114.
7.3. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего (см. п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). К оружию следует относить огнестрельное, пневматическое, газовое или холодное оружие, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.
Применение оружия включает использование его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему. При этом не только выстрел, но и, например, удар прикладом огнестрельного оружия рассматриваются как его применение.
7.4. К специальным средствам относятся приспособления (устройства), предназначенные для пресечения нападений преступников, прекращения массовых беспорядков и иных преступных деяний (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта и т.д.) (ст. 14 Закона о милиции).
7.5. Причинение тяжких последствий — оценочный признак (см. п. 7 коммент. к ст. 285). К тяжким могут быть отнесены такие последствия преступного деяния, когда оно повлекло массовые беспорядки, крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа или учреждения и др.
8. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории средней тяжести, в ч. 2 и 3 — к тяжким преступлениям.
Превышение полномочий сотрудником ДПС
Законодатели выделяют два сходных понятия: злоупотребление властью и превышение полномочий. За такие действия предусмотрено наказание, обозначенное в УК РФ.
Высококвалифицированный юрист, к которому систематически обращаются водители, указывает клиентам на то, что злоупотребление властью существенно отличается от превышения сотрудником ДПС своих полномочий.
В первой ситуации применяется статья 285 УК РФ. То есть грамотному адвокату нужно доказать, что автоинспектор во время исполнения обязанностей использовал свое служебное положение для достижения каких-то корыстных целей. Чаще всего, это вымогательство конкретной суммы у водителя. То есть совершается служебное преступление.
Если речь идет о превышении полномочий, тогда применяется статья 286 УК РФ. Сотрудник ДПС наделен конкретными полномочиями, однако он, совершая определенные действия, иногда выходит за их рамки.
Нередки случаи, когда водителю, тут же связавшемуся со своим юристом, удается поставить на место такого сотрудника. Но этот государственный служащий своими необдуманными действиями может нанести значительный ущерб:
– гражданину;
– ИП, ЮЛ;
– обществу;
– муниципалитету;
– государству – своему нанимателю.
В таких случаях считается, что он совершил преступление.
Действительно ли сотрудника ДПС могут призвать к ответу?
В п. 1 ст. 286 УК РФ указывается, какое конкретное наказание может понести сотрудник ДПС в зависимости от квалификации совершенного преступления.
1. Его могут оштрафовать на сумму до 80 тыс. руб.
2. На 5 лет провинившегося сотрудника могут лишить права занимать прежнюю и подобные ей должности.
3. Более серьезное наказание – лишение свободы сроком на 4 года.
4. Сотрудник может быть наказан лишением свободы на срок до 10 лет. Он, совершая противоправные действия:
– применил насилие;
– использовал спецсредства, оружие;
– причинил тяжкий вред здоровью.
Как наказать автоинспектора, поведение которого нельзя назвать корректным?
1. Если вы отметили некорректное поведение сотрудника ГИБДД, явно превысившего полномочия, обратитесь к компетентному юристу, который поможет составить и грамотно обосновать вашу жалобу. Документ направляется вышестоящему начальству этого сотрудника.
2. Однако не всегда удается четко определить, к какому именно подразделению относится этот правонарушитель, находящийся на государственной службе. Так что приходится обращаться в прокуратуру.
Может быть в роли вымогателя выступало совершенно постороннее лицо, надевшее форму и бегло представившее (если вы потребовали) какой-то фальшивый документ. Следует учитывать, что удачливые мошенники – отличные психологи.
3. У вас должно быть достаточно доказательств вины автоинспектора, тогда можно направлять иск в суд. В случае, если судья согласится с вашей позицией, сотрудник ГИБДД:
– будет оштрафован или окажется в тюрьме;
– оплатит нанесенные им материальные убытки;
– компенсирует моральный ущерб.
Как наказать нарушающего ДПС
Правила дорожного движения нарушают все. Выявляют нарушения правил сотрудники ДПС. А как быть если Вы увидели, что нарушает правила сотрудник ГИБДД или сотрудник полиции?
В данной статье мы рассмотрим порядок и способы привлечения сотрудников полиции к ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно ст. 2.5 КоАП РФ сотрудники ИДПС несут ответственность за нарушения, ответственность за которые предусмотрена главой 12 КоАП РФ(правонарушения в области дорожного движения), на общих основаниях.
Если Вы обнаружили, что сотрудник полиции нарушает ПДД РФ, то необходимо зафиксировать этот факт на фото или видео камеру. На фото или видео записи должно быть видно гос. номер машины или бортовой номер автомобиля, для последующего установления сотрудника, который управлял данным автомобилем.
Служебные автомобили закреплены за одним или несколькими сотрудниками. Поэтому установить кто управлял автомобилем и допустил нарушение достаточно просто.
После того как вы получили фотографию или видеозапись нарушения необходимо написать заявление.
В виду то что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (а дела рассматриваемые судом трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, необходимо в кратчайшие сроки отправить заявления.
К заявлению необходимо приложить фотографию или несколько фотографий, желательно цветную, но можно и распечатанную с компьютера. Главное чтобы исходя из фотографии, была понятна суть правонарушения и место правонарушения.
Запись желательно переписать на компакт диск.
В тексте заявления необходимо указать дату, время, место, описать обстоятельства совершения правонарушения. Если имеются свидетели, то нужно указать их даные: ФИО и номер контактного телефона. Дополнительно можно указать какие вредные последствия наступили в следствии правонарушения: если автомобиль двигался по тротуару, то данным действия создавал угрозу жизни пешеходов, если автомобиль двигался по встречной полосе дороги то, создавал угрозу возникновения ДТП и создавал опастность для участников движения и т.д.
Обжалование протокола о нарушении ПДД в суде — важные моменты
Снимать на видео происходящую между полицейским и вами беседу не следует. Вы все равно не сможете предоставить данное видео в суде, а вот разозлить и без того не самого счастливого патрульного можете очень сильно. Лучше всего предоставить суду свидетеля, который расскажет о хамском отношении к вам сотрудника полиции. Но врать не стоит, так как у полицейского тоже всегда есть свидетель — его напарник. В данном случае избавиться от штрафа можно следующим образом:
- предоставить суду собственные свидетельства, в которых описать всю ситуацию подробно и рассказать о том, что никакого нарушения в ваших действиях не было и близко;
- предоставить запись с видеорегистратора до момента остановки полицейским, чтобы продемонстрировать отсутствие нарушения ПДД, за которое вас обвиняет полиция;
- если есть возможность, предоставить запись телефонного разговора со службой поддержки граждан из ГИБДД, пояснить причины своего обращения в данную службу;
- делать упор на неуставное поведение, неправильную формулировку положений и прочие тонкости, которые являются грубым нарушением ваших прав, как представителя дорожного движения;
- подвести доказательную базу с использованием формулировок из правил дорожного движения, что очень важно для каждого случая, без этого выиграть суд будет непросто.
Куда подавать оспаривание
Оспаривание неправомерных действий ГИБДД – процедура несложная, однако имеющая множество тонкостей и нюансов. Желая восстановить справедливость, граждане РФ должны действовать исключительно в рамках закона. В случае с нарушениями со стороны сотрудников ГИБДД обращаться с оспариванием необходимо в одну из трех основных инстанций:
- Управление Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (УГИБДД) по месту жительства лица, действующего для восстановления своих законных интересов. В этом случае в госструктуру поддается заявление, поясняющее суть проблемы и желания заявителя по ее решению. Оспаривание неправомерных действий может быть осуществлено как через сотрудника ГИБДД, нарушившего, по мнению гражданина-заявителя, свои полномочия, так и напрямую к начальнику управления ГИБДД. Естественно, второй вариант более надежен и быстр, так как никто не даст гарантий, что нарушивший законы РФ сотрудник Госавтоинспекции не нарушит их вновь, не отдав оспаривание в полномочные структуры. Точно узнать, на чье имя писать жалобу, можно двумя способами:
- Посредством консультации с сотрудниками Многофункционального центра по вашему месту жительства, которые в обязательном порядке помогут получить интересующую вас информацию.
- Путем поиска нужных сведений через сеть Интернет. Для этого достаточно найти официальный ресурс УГИБДД по месту вашего жительства, изучив его соответствующие разделы, посвященные оспариванию неправомерных действий представителей ГИБДД.
- Прокуратура. Пожалуй, профильных пояснений здесь и не требуется. Прокуратура в РФ – это орган надзора за деятельностью госструктур, поэтому при факте неправомерных действий со стороны сотрудника ГИБДД оспаривание можно подать именно в него. В большинстве случаев оформляется жалоба, однако при обычном уведомлении о нечестном труде сотрудников госструктуры также допустимо составление заявления. Оспаривание через прокуратуру начинается с районных отделений органа надзора (по городу, району), после которых при отсутствии желаемых результатов можно посетить и областное/краевое представительство госструктуры, и более вышестоящие подразделения (вплоть – до главных прокуроров областей, края или даже страны).
- Суд. Конечно, реализовывать оспаривание действий сотрудников ГИБДД сразу же через судебный орган бессмысленно, так как следует попытаться решить проблему в досудебном порядке. Однако если отмеченные ранее инстанции восстановить права и интересы гражданина не смогли или ваше дело уже передано в суд, то выход один – «сражаться» в порядке судопроизводства. Делами «по бесчинству сотрудников ГИБДД» всегда занимаются районные судебные структуры по месту нарушения прав водителя. Если же обратиться в таковые возможности не имеется, следует идти в любой иной суд (по месту жительства, областной и т. п.). Не забывайте, что между судебными органами действует четко отлаженная схема, которая предполагает взаимную передачу исков. То есть, подав жалобу на ГИБДД не туда, бояться, что она не дойдет до нужного места не нужно. Сотрудники суда обязательно перенаправят исковое заявление в нужную госструктуру и уведомят вас об этом. При желании гарантированно защититься от произвола ГИБДД желательно заручиться помощью хорошего адвоката и подготовиться к длительному судебному оспариванию факта неправомочных деяний.
Примечание! Практика юриспруденции показывает, что оспаривание действий ГИБДД желательно проводить в порядке – «УГИБДД – Прокуратура – Суд». Естественно, запретить сразу же написать исковое заявление в судебный орган гражданину никто не сможет, но будет ли это рационально? Однозначно – нет, поэтому при обжаловании неправомочных действий сотрудников Госавтоинспекции следует посещать описанные инстанции постепенно и в указанном порядке.
Что понимается под превышением должностных полномочий
Обойтись без дорожно-патрульной службы невозможно, ведь автомобиль относится к объектам повышенной опасности. Но при этом необязательно мириться с нарушениями, допускаемыми сотрудниками ДПС. Законодательство РФ защищает интересы граждан, в том числе и от работников силового ведомства, обязанных поддерживать правопорядок.
Чтобы знать, как реагировать на незаконные действия инспекторов ГИБДД, нужно понять, что такое превышение полномочий и в чем оно может выражаться. Эти нарушения выражаются в совершении каких-либо деяний, не входящих в обязанности и права сотрудника ДПС, в результате которых государство, общество, граждане получают ущерб.
Доказать факт превышения полномочий сотрудником ДПС порой бывает не просто, поэтому в качестве доказательства необходимо собрать как можно больше материалов. Здесь подойдет и показание свидетелей и видеозапись с регистратора. В первую очередь нужно изучить права и обязанность инспекторов, чтобы четко понимать, что они делали нарушая закон, а какие их действия были вполне законными.
Например, останавливать вообще ТС сотрудник ДПС может, и запрещено ему это делать только в опасных местах, на перекрестках и пешеходных переходах. Также многие заблуждаются, что инспектору нужны основания для осмотра багажника, это не так, осматривать можно, но при этом должен быть составлен соответствующий документ и осмотр должен проводиться при понятых.
Заявление отвода сотруднику ГИБДД или судье
В статье 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (часть 1) указано, что при рассмотрении дела об административном правонарушении автолюбитель имеет право заявить отвод. В зависимости от того кто рассматривает дела, этот отвод может быть заявлен сотруднику ГИБДД или судье. В каких случаях сотруднику ГИБДД или судье может быть заявлен отвод?
Эти случаи перечислены в части 1 ст. 29.2 КОАП РФ. Так если сотрудник ГИБДД или судья не могут рассматривать дело в случае, если они являются родственником автолюбителя (на которого был составлен протокол), потерпевшего, защитника или представителя, а также, если они лично, прямо или косвенно заинтересованы в разрешении дела.
Если случаи заявления отвода по мотиву того что сотрудник ГИБДД или судья являются родственником какого-либо из участников по делу – это большая редкость, то заявление отвода по мотиву возможной заинтересованности – это не редкость.
При этом автолюбитель, заявляющий отвод, не обязан доказывать факт заинтересованности. Такой отвод можно заявить даже в случае если автолюбитель считает что сотрудник ГИБДД или судья могут быть заинтересованы в разрешении дела.
Например, об этом может свидетельствовать обвинительный уклон, нарушения прав автолюбителя при составлении протоколов, нарушение процессуальных требований при рассмотрении дела, а также другие действия.
Проблема автолюбителя заявляющего отвод в том, что данный отвод будет рассматриваться тем лицом, которое в данный момент рассматривает дело (сотрудником ГИБДД или судьёй допускающими нарушения прав автолюбителя). В этом можно убедиться, открыв часть 3 статьи 29.3 КоАП. Трудно предположить, что данный отвод будет удовлетворен.
В таких условиях, отвод – это крайний метод защиты своих прав, когда автомобилист не рассчитывает на то, что добьется справедливости в данной инстанции. В таком случае заявлением отвода автолюбитель хочет зафиксировать определенные нарушения, обвинительный уклон. Это должно помочь выиграть дело при подаче жалобы на решение, вынесенное в данной инстанции.
Стоит также знать, что после рассмотрения заявления об отводе, должно быть вынесено определение об удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении. Письменные определения должны соответствовать требованиям статьи 29.12 КоАП.
В дополнение к отводу автолюбитель может также написать жалобу на действия сотрудника ГИБДД или судьи. Жалоба на судью пишется председателю районного суда. Жалоба на действия сотрудника ГИБДД может быть отправлена в прокуратуру, УСБ и другие органы. Всё это может помочь убедить лицо, рассматривающее дело, быть более объективным.
Когда можно говорить о превышении полномочий: несколько примеров из практики
Говоря о превышении полномочий, подразумевают ситуацию, при которой действия сотрудника полиции явно перешли те, что входят в круг, отведенный данному должностному лицу государством, т. е. на которые ни по каким законодательным актам у него нет прав.
Когда можно говорить о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции? Рассмотрим пару примеров.
- Самый распространенный случай: гражданина по какой-то причине задержали и доставили в отделение полиции, где он подвергся жестокому и грубому обращению, что унизило его личность и оскорбило достоинство. Бывают, к сожалению, и эпизоды с побоями, которые наносят ущерб здоровью задержанного.
- Еще одна распространенная ситуация: сотрудник полиции по вызову кого-то из родственников или знакомых, находясь не при исполнении, приезжает на место происшествия. Там он проводит осмотр, делает фотоснимки, собирает улики в пользу родственника, а затем передаёт их прибывшему участковому. При этом грубит другой стороне конфликта.
Осторожно! Превышение полномочий сотрудником полиции – налицо, в этом случае нужно применить все способы для самозащиты. Но очень важно сделать это грамотно с юридической точки зрения, убедившись и доказав то, что факт превышения действительно был.
Должностные лица – кто они?
Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:
- сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
- государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).
Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).
Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.
Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года. Поскольку в документе о приеме на работу не указана дата, до которой на Куравлева К.А. возлагается исполнение обязанностей в соответствии с должностью, он приобретает полномочиями должностного характера на постоянной основе. Пример №2. Примером временного исполнения функций представителя власти может быть следующая ситуация. Окончив обучение в Институте прокуратуры по целевому направлению, Пирогова Ю.Л. должна была «отработать» 5 лет в прокуратуре города. С нею был заключен контракт на этот срок, в этой связи Пирогова Ю.Л. стала представителем власти на данный период.
Как доказать, что должностные полномочия были превышены?
Чтобы защитить себя от произвола сотрудников ДПС, необходимо знать, какие права у них есть.
Инспектора ГИБДД могут:
- Остановить автомобиль. Несмотря на содержащиеся в законе оговорки (запрет на остановку в опасном месте, не повороте или пешеходном перекрестке), жалобы на подобные нарушения, как правило, не удовлетворяются.
- Потребовать от водителя предъявить документы на машину и право управление транспортным средством.
- Попросить водителя выйти и открыть багажное отделение машины (в присутствии понятых).
- Изъять удостоверение, если водитель употребил спиртное или наркотики и находится за рулем.
- Оформить протокол и постановление о правонарушении и назначении наказания.
Самым действенным способом подтвердить свою правоту является проведение видеосъемки правонарушения. Кроме этого не лишним будет засвидетельствовать превышение полномочий должностным лицом фотосъемкой, показаниями очевидцев, составленными на месте происшествия бумагами: протокол, постановление и другие.
Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.
Замещение должностей может происходить не только по специальному назначению и на постоянной основе, но и в качестве временной замены ранее трудившегося субъекта. Объём компетенции при этом не изменится.
Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:
- Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе. При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
- Административные и хозяйственные мероприятия. Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
- Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.
Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.