Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все изменения в 44-ФЗ в 2022-2023 году: таблицы по месяцам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видим из представленного материала, в 2022 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Методика Министерства юстиции
По этому методу расчета УТС в 2022 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.
Для расчета используется следующая формула:
С = S х ∑Кi/100, где:
- С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
- С – сколько стоила машина перед аварией;
- Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.
Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:
- если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
- ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
- при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
- цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.
Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.
Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:
У = К / 100 х (ЦР+СО), где:
- У – исковая величина;
- К – поправка, принимаемая по таблице;
- ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
- СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.
Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:
- А = (СО/ЦР) х 100%;
- В = (СР/СМ) х 100%.
Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:
- Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
- Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.
Метод руководящего документа
Метод считается наиболее сложным. Для него потребуется наличие определенных математических навыков. Если в расчете допущены ошибки, официальные структуры его не примут. Для определения показателя применяется следующая формула:
Общая УТС = цена восстановления каркаса + цена починки съемных фрагментов + стоимость окрашивания + цена замены частей, нарушающих геометрию
Каждое значение показателя определяется в отдельности. Для этого применяется следующая формула:
Цена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу
Получившееся значение перемножают на количество элементов, нуждающихся в ремонте. Допустим, после расчёта получились следующие данные:
- Цена восстановления каркаса — 10000 руб.
- Цена починки съемных элементов — 5000 руб.
- Цена окрашивания — 5000 руб.
- Цена замены частей, нарушающих геометрию — 20000 руб.
Тогда общая УТС авто = 10000 + 5000 + 5000 + 20000 = 40000 руб.
Как получить выплату УТС по ОСАГО
Получение возмещения по УТС возможно только после обращения пострадавшего водителя к страховщику.
Пошаговый алгоритм процедуры выглядит так:
- Владелец пострадавшего ТС обращается в страховую фирму по поводу произошедшего ДТП.
- Составить заявление установленного образца.
- Собрать всю необходимую для начисления выплаты документацию.
- Подать заявление с сопутствующими документами страховщику.
- Предоставить машину для осмотра экспертов.
- После осмотра ТС экспертами, она ремонтируется по направлению, полученному от страховщика.
- После ремонта владелец автомобиля проводит независимую оценку, в заключении которой даётся оценка её рыночной цены.
- Производится сравнение ценовых значений восстановленного авто и аналогичной машины, не побывавшей в ДТП.
- На основании разницы показателей, владелец пострадавшего ТС подаёт компании-страховщику претензию по возмещению утраченной товарной стоимости.
Общие положения новой методики по расчету утраты товарной стоимости
Под товарной стоимостью автомобиля понимается цена, за которую машину можно реально продать на рынке. Конечно, это очень условный показатель, так как он зависит от региона регистрации ТС, состояния рынка спроса и предложения, массовости или уникальности машины. Даже незначительное повреждение авто при ДТП влияет на товарную стоимость автомобиля, так как ремонт никогда не приведет к восстановлению исходных характеристик.
При расчете выплат по ОСАГО утрата товарной стоимости автомобиля является одной из ключевых проблем:
- в Законе № 40-ФЗ и Правилах ОСАГО содержаться очень расплывчатые формулировки для расчета УТС;
- большинство страховых компаний всегда отказывают в возвещении утраты товарной стоимости, даже если в экспертном заключении сделан объективный расчет;
- при рассмотрении спора в суде также возникают проблемы, так как единая методика ЦБ РФ не содержит правил расчета УТС.
Если для «древней» подержанной машины утрата товарной стоимости не столько критична, то для новых авто разница в цене может составлять десятки и сотни тысяч рублей.
Как рассчитывается стоимость ремонта и утраты товарной стоимости
Самый важный момент, который интересует пострадавшего от ДТП – сколько он получит денег по ОСАГО. Единая методика содержит сразу несколько формул, которые будут использовать оценщики страховой компании или независимые эксперты. Выделим ключевые моменты расчета стоимости ремонта и утраты товарной стоимости.
Целью расчета является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения машины в состояние, в котором она находилось до ДТП. Размер расходов определяется только в отношении повреждений, возникших в результате аварии. Перечень повреждений определяется при первичном осмотре и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных обследований.
Требования к определению размера затрат на ремонт и восстановление ТС:
- размер расходов определяется на дату ДТП с учетом условий и границ региональных товарных рынков места аварии (т.е. если вы попали в ДТП в другом регионе, именно по его расценкам будет считаться ущерб);
- относительная потеря товарной стоимости, характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа;
- размер затрат на ремонт определяется исходя из их стоимости (работ по восстановлению, окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), расценок на детали, материалы взамен поврежденных;
- размер расходов по ремонту определяется без учета дополнительных расходов по улучшению и модернизации автомобиля.
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
Приложение 5. Коэффициенты утраты товарной стоимости
Коэффициенты утраты товарной стоимости
При учете УТС для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять УТС для их частей. Поэтому подпункты таблиц П 5.1 и П 5.2 не могут использоваться совместно с основным пунктом.
Таблица П 5.1. Коэффициенты утраты товарной стоимости для легковых автомобилей и грузовых на их базе
Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съемных панелей УТС при замене — 0)
Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя
Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя
Брызговик облицовки радиатора съемный
Брызговик облицовки радиатора несъемный
Крыло не съемное
Брызговик переднего крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
Лонжерон передний без брызговика крыла
Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой)
Надставка щита передка
Панель рамы ветрового окна
Нижняя часть панели рамы ветрового окна
Панель крыши (в т.ч. с поперечинами)
Панель крыши боковая (конструктивно — отдельный элемент)
Боковина кузова с задним крылом (конструктивно — единый элемент)
Боковина кузова без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы)
Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки)
Стойка боковины передняя (от крыши до порога)
Стойка боковины задняя (от крыши до порога)
Стойка ветрового или заднего окна (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
Стойка боковины центральная
Нижняя часть боковины (порог)
Лонжерон, поперечина пола салона
Дверь задка, крышка багажника
Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной)
Крыло (конструктивно — отдельный элемент)
Крыло — панель боковины задняя наружная (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова)
Арка заднего колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент)
Арка заднего колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент)
Внутренняя панель боковины — задняя часть (конструктивно — отдельный элемент)
Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками)
Надставка пола багажного отделения боковая или задняя
Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой)
Панель рамы окна задка
Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой)
Полная или наружная окраска кузова
Окраска одного наружного элемента кузова:
окраска первого элемента ( )
окраска второго и каждого следующего элемента ( )
Разборка, устранение перекосов
Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке салона легкового автомобиля, микроавтобуса
Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке передней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса
Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке задней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса
Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке верхней или нижней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса
Таблица П 5.2. Коэффициенты утраты товарной стоимости для грузовых автомобилей и автобусов
Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съемных панелей УТС при замене — 0)
Поперечина передка верхняя
Поперечина передка нижняя
Крыло съемное (передняя или задняя часть)
Крыло не съемное (передняя или задняя часть)
Брызговик переднего крыла без лонжерона
Лонжерон передний без брызговика
Лонжерон пола кабины
Щит передка (для капотной компоновки)
Панель рамы ветрового окна
Боковая панель кабины — проем двери (порог)
Панель крыши (с поперечинами)
Панель крыши передняя (средняя, задняя)
Панель крыши боковая (конструктивно — отдельный элемент)
Боковина кабины или фургона
Боковая панель фургона наружная
Нижняя часть боковины (порог)
Панель порога (с удлинителем)
Усилитель стойки кабины или фургона (за деталь)
Пол кабины (передний пол салона)
Средний пол салона
Лонжерон, поперечина пола салона
Арка заднего колеса
Дверь задка (при распашных дверях за каждую)
Стенка задняя кабины (верхняя или нижняя)
Поперечина панели задка
Угловая панель боковины
Поперечина рамы передняя или задняя
Полная или наружная окраска кузова (кабины)
Окраска одного наружного элемента кузова:
окраска первого элемента ( )
окраска второго и каждого следующего элемента ( )
Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке оборудования кабины грузового автомобиля или салона микроавтобуса, а также при замене рамы
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Относительно недавно увидела свет новая методика Минюста «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ» (далее по тексту МР2018). Данная методика рекомендована для государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (СЭУ МР).
До появления МР2018 была актуальна другая методика данного ведомства, известная как МР2013 в редакции 2015 года. Как сказано в преамбуле МР2018 с момента ее выхода все прежние методические рекомендации утрачивают свою силу.
Интересно, что новая методика не распространяется в открытом виде, что само по себе уже является достаточно противоречивым моментом. Эта методика, рекомендованная для проведения судебных экспертиз, по сути, скрыта от судей, экспертов и иных заинтересованных лиц (методика распространяется платно).
Обязательные условия для возможности выплат
Страховщики всячески стараются не раскрывать подобную информацию клиентам, обеспечивая их лишь ремонтом в СТОА или выплатой компенсации. Значит, взыскивать со страховой компании выплаты после ущерба, полученного во время дорожного происшествия и впоследствии УТС по ОСАГО в 2021 году, придется самостоятельно обращаясь в суд. Только независимая экспертиза и оценка способна рассчитать УТС точно. Документы независимой экспертизы направляются в суд. Но, как и претензия по ОСАГО, сначала посчитанная утрата товарной стоимости автомобиля по автострахованию в 2021 году направляется к СК в виде заявления о выплате. Если с компанией страховщиком не удается договориться и получить деньги, то взыскание надо требовать через суд.
Обладателям автомобилей необходимо знать, что УТС начисляется только в случаях ремонта тех частей и узлов, которые непосредственно влияют на внешний вид и работу транспорта. Оплата деталей и агрегатов, не подлежащих рихтовке, покраске, не влияющих на эксплуатационные качества авто, в страховании не предусмотрена.
При этом законодательство позволяет присовокупить к выплатам по ОСАГО и утрату товарной стоимости, хотя как правило, делают это достаточно неохотно.
УТС подлежит выплате
В начале текущего года за ЦБ ответ дал Верховный Суд, который в постановлении Пленума от 29 января обязал страховщик компенсировать УТС по ОСАГО. Но в России не действует прецедентное право, потому эта история уже не могла не получить продолжения.
И оно последовало: 19 августа Банк России представил новый проект – методику расчета УТС после ДТП. Ее ключевые пункты можно свести к трем условиям.
- Утрата стоимости после вступления документа в силу будет рассматриваться как ущерб и подлежит возмещению.
- Расчет дополнительной статьи выплаты будет производиться по конкретной формуле.
- ЦБ сформировал список условий, которые должны наступить для претензий на выплату утраты товарной стоимости.
Оплачивать ремонт или рассчитывать компенсацию по ОСАГО будут только за повреждения от ДТП. Поэтому эксперт обязан установить причинно-следственную связь между возникновением повреждения и аварией. Для этого проводятся следующие мероприятия:
- устанавливается возможность или невозможность получения повреждений при обстоятельствах, указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных ГИБДД;
- проводится сопоставление повреждений с повреждениями автомобилей иных участников ДТП, с иными объектами (при их наличии), с которыми машина контактировало после столкновения;
- анализируются данные, указанные в документах о ДТП (извещении о страховом случае, протоколе о нарушении ПДД, постановления о правонарушении, объяснениях участников аварии), проводится их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре.
Проверка связи повреждений проводится с использованием методов транспортной трасологии, анализа характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения следов, имеющихся на авто, проезжей части и объектах дорожной инфраструктуры. При невозможности натурного сопоставления строится графическая модель столкновения, в том числе с применением компьютерных графических программ.
При исследовании причинно-следственных связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения спора.
И вот теперь вышла новая методичка Минюста. (Не знаю, почему это назвали новой методичкой, а не редакцией прежней, ибо по сути именно что редакция) Вступила в силу новая методичка 01.01.2019г. И среди прочих и достаточно малозначимых изменений серьезно был перекроен пункт про случаи, когда УТС не рассчитывается.
7.1.4. УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 35% или прошло: 7.1.4.1. более 5 лет с даты выпуска легкового ТС; 7.1.4.2. более 1 года для грузовых ТС и автобусов отечественного производства; 7.1.4.3. более 2 лет для грузовых ТС иностранных производителей, находящихся в коммерческом использовании и предназначенных для перевозки грузов (седельные тягачи, бортовые, фургоны, самосвалы, специализированная техника), за исключением выполняющих вспомогательные функции при обеспечении технологических процессов; 7.1.4.4. более гарантийного срока для грузовых ТС иностранных производителей, находящихся в коммерческом использовании и выполняющих вспомогательные функции при обеспечении технологических процессов (генераторы, передвижные мастерские и т.п. техника, установленная на шасси грузовых автомобилей и др.); 7.1.4.5. более 3 лет для автобусов иностранных производителей, предназначенных для перевозки пассажиров и используемых в качестве маршрутного общественного транспорта; 7.1.4.6. более 5 лет для автобусов иностранных производителей, предназначенных для перевозки пассажиров и используемых в туристических (представительских) целях, в том числе ТС, находящихся в личном пользовании.
Сколько возмещается по ОСАГО, если есть пострадавшие
Если в результате аварии пострадал один или несколько человек, то в первую очередь нужно сделать все, чтобы он попал в руки к медикам. И если автовладельцу выплачивается нанесенный ущерб его транспорту, то людям, получившим увечья, производится выплата в соответствии с характером полученной травмы.
Ранее мы отметили, что при нанесении вреда здоровью максимальный размер компенсации равен 500 тыс. руб. Но в определённых случаях предоставляется фиксированная выплата:
- 100%, то есть 500 тыс. руб. получают люди, которым в результате аварии были нанесены увечья, повлекшие присвоение первой группы инвалидности.
- 70%, то есть 350 тыс. руб. получают граждане, которые приобрели повреждения, повлекшие присвоение второй группы инвалидности.
- 50%, то есть 250 тыс. руб. получают лица, получили травмы, повлекшие присвоение третьей группы инвалидности.
- 100%, то есть 500 тыс. руб. получают все дети, которые в результате аварии получили любую из трех групп инвалидности.
По правилам ОСАГО при наступлении страхового события страховщик производит денежную компенсацию пострадавшему человеку в зависимости от типа увечья. Например, если в результате внутреннего кровотечение потеряно меньше 1 тыс. мл, то величина компенсация составляет 7%, то есть 35 тыс. руб., а если больше 1 тыс. мл, то 10% — 50 тыс. руб.
Методика Министерства юстиции
Аргументация покупателя тоже понятна — машина находится в поврежденном состоянии, платить за неё сверх необходимого никто не хочет. Из-за этого возникает разница между желаемой и реальной ценой, точным термином будет словосочетание «упущенная прибыль». Именно эта упущенная прибыль является зачастую камнем преткновения между автовладельцем и страховой компанией.
- доаварийное состояние транспортного средства. Сюда входят степень износа, дата начала эксплуатации ТС и его пробег, год выпуска, дефекты, имевшиеся в автомобиле до ДТП, его марка и комплектация;
- экономический регион, в котором произошло дорожно-транспортное происшествие, поскольку расчет стоимости ремонтных работ и необходимых деталей будет производиться на основе средних по территориальному субъекту РФ цен на аналогичные товары и услуги;
- дата аварии;
- износ деталей, требующих замены вследствие ДТП, их материал и технические характеристики.
Рекомендуется подготовить четыре набора копий документов. Первый предоставляется страховщику, второй остается у автовладельца, третий направляется в суд, если дело дойдет до разбирательства, 4 — второму участнику аварии.