Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Местные налоги: виды, особенности уплаты, льготы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Регламентируется гл. 33 НК РФ. Торговый сбор установлен с 01.07.2015 г. и вводится нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Виды и примеры налогов и сборов
- Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
региональные – налог на имущество фирм и т.д.; - местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
- Беря во внимание способ взимания, разделяют:
- прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
- косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
- По принципу пополнения того или иного бюджета:
- закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
- регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
-
По субъекту платы:
- запланирован для оплаты только физическими лицами;
- платят исключительно организации (юридические лица);
- предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
Комментарии к ст. 64 БК РФ
Настоящая статья представлена в новой редакции.
Согласно п. 1 ст. 64 БК РФ муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы в пределах прав, предоставленных представительному субъекту РФ федеральным законодательством.
При этом согласно п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Такие налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, за исключением случаев, когда налогоплательщик переходит или переводится на уплату налогов в соответствии со специальными налоговыми режимами .
———————————
Ст. 15 НК РФ.
См. комментарий к ст. 41 БК РФ и ст. 18 НК РФ.
Таким образом, такие налоги, как налог на имущество физических лиц и земельный налог, будучи местными, обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации.
В случае перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и на упрощенную систему налогообложения, а также перевода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, уплата налогоплательщиками — индивидуальными предпринимателями налогов, установленных перечисленными режимами, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности ).
———————————
См. гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ.
Кроме того, что касается такого специального налогового режима, как система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то он отличается от прочих тем, что предусматривает не возможность добровольного перехода налогоплательщика на этот режим, но вводится императивно на той или иной территории.
Так, согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, будучи установлена НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Виды деятельности, по которым федеральный законодатель предусмотрел возможность перевода на рассматриваемый налоговый режим, исчерпывающим образом представлены в п. 2 ст. 346.26 (например, оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках и т.д.). Муниципальными правовыми актами соответствующего представительного органа могут быть установлены те или иные виды деятельности (в пределах закрытого перечня), по которым налогоплательщикам вменяется в обязанность перейти на специальный налоговый режим в виде ЕНВД вместо уплаты налогов общего режима.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов . Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
———————————
Исчерпывающий перечень элементов содержится в ст. 17 НК РФ.
Что касается полномочий субъектов РФ по установлению налоговых ставок, то указанные полномочия реализуются в пределах прав, предоставленных муниципальному образованию федеральным законодательством, следующим образом.
Так, например, ставки:
— по земельному налогу согласно ст. 394 НК РФ ограничены определенным верхним пределом в соответствии с федеральным законодательством (НК РФ) , но уточняются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка;
———————————
Не могут превышать:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
предоставленных для ��ичного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
— по налогу на имущество физических лиц в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (с изменениями и дополнениями) ставки установлены в следующих пределах.
———————————
Закон РФ от 22.12.1992 N 4178-1, ФЗ от 11.08.1994 N 25-ФЗ, от 27.01.1995 N 10-ФЗ, от 17.07.1999 N 168-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Стоимость имущества Ставка налога
До 300 тыс. руб. До 0,1 процента
От 300 до 500 тыс. руб. От 0,1 до 0,3 процента
Свыше 500 тыс. руб. От 0,3 до 2,0 процента
В соответствии с п. 1 ст. 3 указанного Закона конкретные ставки налога в указанных пределах устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 12 НК РФ местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Это означает, что установление конкретных ставок по региональным налогам, дополнительных льгот и порядка и сроков уплаты налогов возможно только на основании соответствующего правового акта муниципального образования.
Завершая обзор раздела II «Доходы бюджетов», можно констатировать, что новая редакция БК РФ содержит следующие новации.
Наряду с закреплением нормативов отчислений по отдельным видам федеральных налогов и сборов (как это было и прежде) устанавливаются нормативы, призванные перераспределить неналоговые доходы между бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Введены ограничения по срокам принятия федеральных законов, изменяющих бюджетное и налоговое законодательство, исходя из которых указанные законы не должны приниматься позднее, чем за месяц до внесения в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
Установлено соотношение принятия изменений в законодательство о налогах и сборах с бюджетным законодательством.
Установлены положения, согласно которым налоговые и неналоговые доходы бюджетной системы РФ зачисляются на счета Федерального казначейства для последующего перераспределения этих доходов в соответствии с установленными нормативами с последующим уточнением назначения соответствующего платежа.
Внесены поправки в отношении учета и отражения в бюджетах доходов от оказания платных услуг (предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности) и доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Налоги и отчеты ИП на ЕСХН
Налоги. Предприниматели на ЕСХН обязательно платят два налога: единый налог сельхозпроизводителей и НДС. Иногда от НДС можно получить освобождение.
В большинстве случаев единый налог платят по ставке 6%. Но региональные власти могут устанавливать пониженные ставки налога: например, в Московской области ставка ЕСХН — 0%.
Налог | Ставка | Срок уплаты |
---|---|---|
Единый налог на ЕСХН | 6% с разницы между доходами и расходами | До 25 июля текущего года — авансовый платеж за полугодие; |
Порядок уплаты местных налогов
Представленная выше общая характеристика местных налогов и сборов частично дает объяснение, как осуществляется порядок выплаты сборов. Полный перечень правил и основ приведен в статье 58 НК РФ. В этом акте, который устанавливает местный налог, перечислены следующие основы:
- Местные налоги вводятся в действие, когда плательщик подает сведения в уполномоченный орган о приобретении или получении объекта в собственность, а также о начале коммерческой деятельности.
- Местные налоги и сборы обязательны к уплате по ставкам, утвержденным муниципалитетом.
- Местные налоги и сборы устанавливаются государством и регламентируются местными нормативными актами.
- Порядок уплаты местных налогов и сборов устанавливается НК РФ и дополнительными нормативными актами.
- Плательщик должен уплатить сбор в течение месяца со дня получения квитанции от уполномоченного органа, если другое не предусмотрено законодательством. К примеру, сборы по собственному имуществу можно вносить до 1 декабря, при этом квитанция может прийти и весной наступившего года.
Изучая примеры местных, региональных и федеральных налогов, выделяют отличительный сбор – торговый, который требует обязательной подачи декларации по окончании квартала. В остальных видах подобного делать не придется, если у плательщика не изменилась ситуация в отношении прав собственности.
Виды местных налогов и сборов
К местным налогам можно отнести следующие:
1. Земельный налог. Российская система налогообложения предусмотрела введение этого налога с целью стимулировать рациональное использование земель со всеми вытекающими последствиями, а также в целях развития инфраструктуры на местах. Нормативная база состоит из двух уровней:
- законы федерального уровня;
- акты, издаваемые представительными органами на местах.
Для городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, имеются свои особенности, однако они больше касаются порядка введения в действие указанного налога.
Устанавливая земельный налог, власть, чьим решением он вводится, также определяет:
- налоговые ставки;
- порядок уплаты;
- сроки уплаты.
При необходимости ими же могут быть предусмотрены в этих же законах:
- льготы по уплате налога;
- основания предоставления льгот;
- порядок предоставления льгот;
- величина суммы, которая не подлежит налогообложению у отдельных категорий налогоплательщиков.
Региональные и местные налоги: в какой бюджет платится НДФЛ
Уже не одно столетие налоговая система считается одним из самых надежных способов наполнения бюджета страны. Так вышло, что именно налоги становятся основой государственности, позволяя формировать расходную часть бюджета. Так было тысячи лет назад, так устроено государство и сегодня.
Интересно почитать: Собеседование на приеме на работу бухгалтера
После поступления сумма от каждого из этих налогов делится на 2 части в соответствии с пропорциями, закрепленными законодательно. Одна часть – госбюджет. Другая – местные бюджеты. В частности, из федеральных налогов формируются муниципальные бюджеты. Правда, они сами считаются местными, хоть и формируются за счет федеральных поступлений.
Понятие местных налогов и сборов
Органы местной власти отечественным законодательством также наделены ограниченными полномочиями по установлению на подконтрольной им территории местных налогов и сборов.
Предоставление такого полномочия обусловлено отсутствием возможности в полной мере за счет республиканского и регионального бюджета обеспечить интересы базовых муниципальных округов, ввиду чего местное налогообложение и формирование местного бюджета призвано обеспечить именно местные интересы населения и территориальной единицы в целом, способствовать ее развитию.
Местные налоги и сборы – платежи, обязательные к уплате которые устанавливаются местной властью базовой административно-территориальной единицы в пределах прав и полномочий предоставленных таковой власти федеральным налоговым законодательством и НК РФ.
Как федеральные и региональные, налоги и сборы местного взимания входят в систему налогообложения Российской Федерации.
Характер таких налогов и сборов не отличается от иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты вышестоящих уровней, носят ярко выраженный фискальный характер и призваны обеспечить материально расходы муниципального бюджета.
Уплата земельного сбора регулируется статьями 388 и 389 НК РФ. Здесь важно выделить факт, какие налоги идут в местный бюджет, если уплачены они за право собственности земельного участка. Представленные законодательные акты определяют плательщиков. Сборы в бюджет должны вносить все физлица и ИП, имеющие во владении земельные участки на правах бессрочного или пожизненного наследуемого владения.
Объектами выступают все земельные участки, которые расположены в пределах муниципального образования с утвержденными сборами представленного характера. Не включены в список объектов местного земельного налога участки, которые признаны ценными культурными и археологическими наследиями, а также музеями-заповедниками. Сборы не взимаются с участков, находящихся в составе общего имущества многоквартирного дома.
Сборы устанавливаются в размере 0,3% от кадастровой стоимости для участков сельскохозяйственного назначения и объектов, которые принадлежат физическим лицам. ИП, использующие землю для своей деятельности, уплачивают сбор в размере 1,5% от кадастровой стоимости. Сбор оплачивается за целый год владения объектом до 1 декабря года последующего за расчетным периодом.
Аспекты установления налогов и сборов
Рассмотрим некоторые ключевые аспекты, касающиеся установления рассматриваемого типа платежей. Как мы уже отметили выше, к числу местных относятся налоги на землю и имущество. Ключевые нюансы их установления на уровне округов, районов и городов федерального значения мы исследовали. Полезно вместе с тем отметить, какими нормативными актами регулируется установление местных налогов и сборов, связанных с имуществом и землей. Это прежде всего НК РФ, а также ФЗ, принятый 9 декабря 1991 г., «О налогах на имущество физических лиц». Устанавливает местные налоги и сборы НК РФ. Однако в данном аспекте могут применяться также и локальные нормативные акты муниципалитетов.
Кто платит местные налоги и сборы? Все зависит от конкретного типа соответствующих обязательств. Рассмотрим данный нюанс подробнее.
Понятие местных налогов и сборов
Органы местной власти отечественным законодательством также наделены ограниченными полномочиями по установлению на подконтрольной им территории местных налогов и сборов.
Предоставление такого полномочия обусловлено отсутствием возможности в полной мере за счет республиканского и регионального бюджета обеспечить интересы базовых муниципальных округов, ввиду чего местное налогообложение и формирование местного бюджета призвано обеспечить именно местные интересы населения и территориальной единицы в целом, способствовать ее развитию.
Местные налоги и сборы – платежи, обязательные к уплате которые устанавливаются местной властью базовой административно-территориальной единицы в пределах прав и полномочий предоставленных таковой власти федеральным налоговым законодательством и НК РФ.
Как федеральные и региональные, налоги и сборы местного взимания входят в систему налогообложения Российской Федерации.
Характер таких налогов и сборов не отличается от иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты вышестоящих уровней, носят ярко выраженный фискальный характер и призваны обеспечить материально расходы муниципального бюджета.
Виды местных налогов и сборов
К местным налогам можно отнести следующие:
1. Земельный налог. Российская система налогообложения предусмотрела введение этого налога с целью стимулировать рациональное использование земель со всеми вытекающими последствиями, а также в целях развития инфраструктуры на местах. Нормативная база состоит из двух уровней:
- законы федерального уровня;
- акты, издаваемые представительными органами на местах.
Для городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, имеются свои особенности, однако они больше касаются порядка введения в действие указанного налога.
Устанавливая земельный налог, власть, чьим решением он вводится, также определяет:
- налоговые ставки;
- порядок уплаты;
- сроки уплаты.