Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение коммунальных платежей арендатором и НДФЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При заключении договора на возмещение стоимости коммунальных услуг необходимо иметь в виду, что такой договор не является договором оказания коммунальных услуг. Он устанавливает порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг учреждения, предоставляемых в арендуемом помещении.
Возмещение коммунальных расходов на основании отдельного договора
Если арендодатель может определить фактический размер потреблённых услуг, то плата определяется на основании фактических показателей. Доля расходов арендатора (ссудополучателя), компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами, например:
- по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
- по показаниям отдельных счётчиков.
Способы расчёта следует закрепить в договоре аренды или в отдельном соглашении (п. 1 ст. 614, ст. 420 ГК РФ).
Вопрос компенсации коммунальных расходов арендодателю является крайне неоднозначным, поскольку оформляться он может различными способами.
Выбрать наиболее удобный из них крайне важно, поскольку в зависимости от того, как именно это происходит, производится исчисление некоторых налогов (на прибыль, добавленную стоимость). При этом достаточно сложно сделать это действительно правильно, потому что государственные органы не имеют единого, унифицированного мнения по поводу, что считается доходом и расходом организации, а что – нет. Особенно, когда речь идет о денежных средствах, перечисляемых съемщиком в счет оплаты коммунальных услуг.
На данный момент самым удобным способом считается включение расходов на электроэнергию, водоснабжение и т.п. в ежемесячный платеж сразу. Тогда будет удобнее исчислять НДС, а также вести бухгалтерский учет.
Стоимость коммунальных услуг включена в арендную плату.
При таком способе арендная плата в договоре аренды указана уже с учетом коммунальных платежей. Причем возможны два варианта расчета стоимости аренды.
Первый вариант:
Ежемесячная сумма арендных платежей является фиксированной (не меняется в течение срока действия договора аренды). Данный вариант наиболее простой, но у него есть определенные недостатки. Ведь в этом случае не учитывается изменение количества израсходованной энергии. Вместе с тем потребление энергоресурсов зависит от сезонности и загрузки оборудования. Например, в холодный период возрастает использование теплоносителей. При укороченном световом дне увеличивается стоимость потребленной электроэнергии. Кроме того, при фиксированных суммах не учитывается загрузка оборудования. Поэтому при данном варианте трудно заранее установить величину «коммуналки» на таком уровне, чтобы она устроила обе стороны договора аренды: для арендатора не была запредельно велика, а арендодателя не вводила в убытки. По этой же причине у налоговых органов могут возникнуть претензии в экономической оправданности подобного расчета стоимости арендной платы.
Значит, предпочтительнее — Второй вариант:
Когда арендная плата за помещения состоит из двух частей:
- постоянной
- переменной
Постоянная часть является фиксированной и представляет собой плату за пользование арендуемыми площадями.
Переменная часть складывается из стоимости электроэнергии, водоснабжения, иных коммунальных и аналогичных услуг, фактически потребленных арендатором, и рассчитывается исходя из тарифов снабжающих организаций.
Тогда в договоре аренды необходимо прописать порядок расчета переменной составляющей арендной платы:
- либо по данным показателей приборов учета (если это возможно)
- либо расчетным путем (например, пропорционально арендуемой площади)
Воспользуемся условием примера 2. Предположим, компенсация коммунальных платежей взимается с арендатора с выделением НДС. Причем это прямо прописано в договоре, также арендодатель выставляет соответствующий счет-фактуру с выделением НДС.
По итогам мая 2011 года ООО «Фараон» передало арендатору следующие документы:
- акт сдачи-приемки услуг, в котором отражены две позиции: «Услуги по предоставлению имущества в аренду в мае 2011 года — 23 600 руб. (включая НДС 3600 руб.)» и «Компенсация потребленных коммунальных услуг за май 2011 года — 4720 руб. (включая НДС 720 руб.)». К акту прилагается расчет распределения коммунальных платежей и копии документов снабжающих организаций
- счета-фактуры на услуги по предоставлению имущества в аренду в мае 2011 года на общую сумму 23 600 руб. (с выделением НДС 3600 руб.) и на возмещение коммунальных платежей в сумме 4720 руб. (с выделением НДС 720 руб.)
Способы организации оплаты ЖКХ арендатором
Первый способ оплаты коммунальных платежей представляет собой включение стоимости услуг ЖКХ в основное соглашение с собственником.
Основания для расторжения
Любой из договоров имеет свой срок действия, начиная с момента подписания, заканчивая датой, указанной в тексте. В некоторых ситуациях возникает необходимость разорвать возникшие договоренности в одностороннем порядке. В разделе досрочного расторжения могут быть указаны любые причины, которые, по мнению сторон, служат веским основанием для прекращения действия указанных в документе условий.
Коммунальные платежи включены в арендную плату
Если арендодатель получает возмещение коммунальных услуг от арендатора в составе арендной платы, эту операцию отразите как получение дохода от аренды (п. 5 и 7 ПБУ 9/99). Помимо документов, связанных с расчетом по арендной плате (например, актов), для документального оформления данного способа расчетов могут потребоваться счета коммунальных служб. Эти документы подтвердят размер компенсируемых расходов.
Затраты арендодателя на коммунальные услуги и поставку энергии в бухучете нужно учесть в зависимости от того, является ли сдача имущества в аренду для организации отдельным видом деятельности или нет .
Если сдача имущества в аренду является отдельным видом деятельности организации, то стоимость коммунальных услуг учтите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). При этом в учете сделайте проводку:
Дебет 20 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).
Если сдача имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации, то стоимость коммунальных услуг, приходящихся на объект аренды, учтите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). При отражении в бухучете стоимости коммунальных расходов сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 91, 76, 60).
Ситуация: как арендодателю отразить в бухучете операции, связанные с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора? Арендатор компенсирует стоимость коммунальных платежей по отдельному счету.
Когда арендодатель получает от арендатора компенсацию коммунальных услуг, то такая операция признается возмездным оказанием услуги по перечислению коммунальных платежей (ст. 779 ГК РФ, п. 7 ПБУ 9/99). В бухучете отразите ее так:
Дебет 76 (62) Кредит 91-1
– отражены прочие доходы от реализации услуг.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.
Основанием для данной записи должен послужить документ, подтверждающий факт оказания услуг (например, выставляемый арендатору счет на оплату коммунальных услуг) (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Данная точка зрения об отражении расчетов по возмещению коммунальных платежей через счета учета финансовых результатов была высказана в письмах Минфина России от 12 мая 2000 г. № 04-05-11/40 и от 13 сентября 2000 г. № 04-02-04/1. Хотя в них содержатся ссылки на старый План счетов, выводы, приведенные в этих документах, можно распространить и на новый порядок отражения операций на счетах бухучета.
Наряду с доходами в бухучете нужно отразить и расходы – то есть стоимость коммунальных услуг, возмещаемых арендатором. Соответственно, эти суммы нужно учесть в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). При отражении расходов в учете сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).
Пример отражения в бухучете арендодателя операций, связанных с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора (на основании отдельного счета)
ЗАО «Альфа» в январе сдало в аренду помещение в принадлежащем ей здании.
В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных платежей, приходящихся на это помещение. Стоимость коммунальных платежей не входит в состав арендной платы и оплачивается на основании отдельного счета, выставленного арендодателем.
В феврале общая стоимость коммунальных платежей по зданию, принадлежащему «Альфе», составила 12 000 руб. (в т. ч. НДС – 1830 руб.). Из них на арендованное помещение приходится 3300 руб. (в т. ч. НДС – 503 руб.). Арендатор оплатил стоимость коммунальных услуг в марте.
В бухучете организации сделаны следующие записи.
Дебет 26 Кредит 60
– 7373 руб. ((12 000 руб. – 1830 руб.) – (3300 руб. – 503 руб.)) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендодателя;
Дебет 19 Кредит 60
– 1327 руб. (1830 руб. – 503 руб.) – отражен входной НДС по коммунальным платежам, подлежащий вычету;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1327 руб. – принят к вычету входной НДС со стоимости коммунальных услуг;
Дебет 76 Кредит 91-1
– 3300 руб. – предъявлена арендатору к возмещению стоимость потребленных им коммунальных услуг;
Дебет 91-2 Кредит 60
– 3300 руб. – списана на расходы стоимость коммунальных услуг, предъявленных арендатору (на основании счета коммунальных служб).
Дебет 51 Кредит 76
– 3300 руб. – получена компенсация от арендатора.
Коммунальные платежи с точки зрения арендодателя
Как рассчитать затраты на энергоресурсы при аренде Первая часть – установленная мощность – обозначим буквой А. Оборудование используется не на полную мощность по техпаспорту, максимально до 150 кВт. Расчет: В производстве энергоресурсы могут составлять сумму даже большую, чем арендная плата за помещение – это при аренде небольших производственных цехов. Крупные арендаторы производственных площадей на оплату энергоресурсов тратят меньше, до 60 процентов. При аренде склада потребление ресурсов значительно ниже, чем при аренде производства, поэтому затраты на них будут около пятнадцати процентов. В ритейле коммунальные платежи составляют 25-35 процентов от арендной платы, в крупных заведениях общественного питания даже до пятидесяти процентов.
А далее умножаем полученное количество Гкал на тариф арендодателя.
Расчеты бюджетного учреждения с прикрепленными потребителями коммунальных услуг
Одной из особенностей развития предпринимательства в постсоветской России является то, что коммерческие организации возникали в значительной своей части на базе либо вокруг ранее существовавших государственных организаций, используя в своей хозяйственной деятельности коммунальную инфраструктуру последних. При этом в роли государственных организаций, закрепленное за которыми имущество сдается в аренду коммерческим предприятиям, выступают бюджетные учреждения.
При создании бюджетных учреждений государство наделяет их имуществом, а также обеспечивает подключение их к системе обеспечения коммунального обслуживания.
Возникающие рядом с бюджетным учреждением коммерческие организации первоначально не имеют возможности создать собственную систему коммунальных коммуникаций, поэтому они, как правило, арендуют площади бюджетного учреждения с возмещением последнему коммунальных затрат.
В другом случае площади сторонних организаций принадлежат им, не закреплены за бюджетным учреждением, но подключены к их единым коммунальным сетям. При этом все проблемы возмещения учреждению его затрат на оплату коммунальных услуг такими организациями аналогичны проблемам возмещения данных затрат арендаторами закрепленного за учреждением имущества.
Получая от таких потребителей (арендаторов) платежи в возмещение произведенных в их интересах коммунальных затрат без согласования их с энергоснабжающей организацией, бюджетное учреждение зачастую не учитывает правовых и финансовых особенностей своей деятельности, что может привести к возникновению различных налоговых и бюджетных рисков.
Налоговые риски
Налоговые риски, связанные с операциями по возмещению бюджетным учреждениям коммунальных затрат, произведенных ими в интересах арендаторов закрепленного за ними имущества, во многом обусловлены неоднозначностью подхода к данному вопросу специалистов Минфина России и ФНС России.
Специалисты Минфина России считают, что бюджетные учреждения не являются энергоснабжающими организациями и в соответствии с требованиями п. 1 ст. 539 ГК РФ не могут самостоятельно обеспечивать коммунальными услугами сторонние организации.
Абонент коммунальных услуг
Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.
В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).
Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).
Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Это позволяет арендатору выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.
Как получить субсидию на оплату коммунальных услуг
При заключении в договор необходимо внести следующие основные положения:
- доля, которую арендатора должен возмещать;
- права и обязанности сторон;
- порядок расчетов;
- размер пени, которую арендатор должен оплачивать, при несвоевременном возмещении затрат;
- срок действия договора;
- порядок выплаты возможного материального ущерба;
- порядок урегулирования споров сторон;
- порядок расторжения договора.
Минского горисполкома от 18.12.2002 № 1878 «О совершенствовании организации работ по сдаче в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в коммунальной собственности г.Минска».
В соответствии с его условиями сдающий помещение в аренду считается представителем арендатора перед организациями, которые поставляют услуги.
Интересным является и принципиальный вопрос по поводу обложения оказанных услуг налогом на добавленную стоимость.
Если говорить о налоге на получаемую прибыль, тот тут ситуация немного меняется. Чтобы его исчислить, используются различного рода доходы. Получение денежных средств от арендатора можно расценить как прибыль, хоть и внереализационную. Как же на этот процесс смотрят налоговые органы?
Таким образом, при получении имущества в аренду у арендатора возникает обязанность не только своевременно и в полном объеме вносить арендную плату, но и оплачивать коммунальные услуги, если иное не установлено законом или договором (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Принимая решение о сдаче имущества в аренду, необходимо учитывать вышеуказанные требования и, как того требует закон, при сдаче в аренду имущества, в отношении которого нужно получить согласие собственника, – заручиться им.
Возможность включения коммунальных платежей в состав арендной платы установлена гражданским законодательством (ст. 614 ГК РФ).
Арендодатель не вправе относить на затраты (расходы) стоимость коммунальных и других услуг, потребленных арендатором. Арендатор оплачивает только те расходы по эксплуатации и текущему ремонту зданий, сооружений и помещений, которые непосредственно связаны с его нахождением и функционированием в данном здании.
При этом организация А, как уже было отмечено выше, перевыставляет счет на 30 000 руб. (в том числе НДС — 5000 руб.) организации Б.
Что касается сумм НДС, предъявленных поставщиками коммунальных услуг, то, по нашему мнению, арендодатель принимает их к вычету в полном размере в общеустановленном порядке. Ведь услуги приобретаются для операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Учитывая это, в сложившейся ситуации, на наш взгляд, необходимо поступать следующим образом. Арендодатель получает от поставщика счет-фактуру, который он регистрирует в книге покупок в части суммы коммунальных услуг, потребленных им самим. Затем на сумму коммунальных услуг, потребленных арендатором, арендодатель перевыставляет арендатору счет-фактуру от своего имени.
Таким образом, арендодатель “передает” арендатору расходы по оплате коммунальных услуг (в части арендуемых помещений), не являясь поставщиком этих услуг.
Как следует из Письма Минимущества РФ от 17.09.2001 N НГ-30/16725, расчеты, возникающие между учреждением-арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, могут регулироваться отдельными договорами и не должны включаться в состав арендной платы.
- Sэ — сумма за электроэнергию;
- Kл
–количество лампочек в сдаваемой площади;
В бухгалтерском учете затраты в виде арендной платы признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Как видим, прежде чем подписать договор аренды, нужно убедиться, что условие оплаты коммунальных услуг вас полностью устраивает. Предпочтение лучше отдать тому варианту, где коммунальные платежи — это переменная часть арендной платы. Такой способ считается самым безопасным с точки зрения споров с налоговиками для обеих сторон договора аренды. Расчет оплаты арендаторами названных услуг Комиссия рекомендует делать по-разному в зависимости от того, производились они сторонней организацией по договору с арендодателем или штатными работниками организации-арендодателя (ссудодателя).
Договор по присмотру и уходу за детьми: что учесть директору?
Руководителю детского сада нужно очень внимательно подойти к составлению договора с родителями, так как этот документ призван защитить его интересы, а также должен соответствовать законодательству, в частности «Закону о защите прав потребителей».
Советую внимательно и критично отнестись к договорам, которые вы скачиваете с сайтов или заимствуете у коллег.
Естественно, данные тех, кто заключает договор: Заказчика и Исполнителя.
Затем идет Предмет договора: оказание услуг по присмотру и уходу.
Не забудьте указать фамилию ребенка, так как она может отличаться от фамилии заказчика, и приложить копию свидетельства о рождении или иного документа, подтверждающего права заказчика.
Описание самих услуг можно включить в договор или вынести в приложение.
В этом разделе вы описываете, что и как должен делать исполнитель при оказании услуги: как обращаться с ребенком, как с заказчиком, как и с чьей помощью оказывать услугу.
Глава 33. коммунальные платежи при аренде
33.1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Большинство организаций осуществляют свою деятельность в арендованных помещениях. Для того чтобы нормально эксплуатировать помещения, арендаторы пользуются электроэнергией, холодной и горячей водой, теплом, газом, т.е. коммунальными услугами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ). Перечень предоставляемых коммунальных услуг устанавливается в каждом конкретном случае в договоре аренды.
Таким образом, при получении имущества в аренду у арендатора возникает обязанность не только своевременно и в полном объеме вносить арендную плату, но и оплачивать коммунальные услуги, если иное не установлено законом или договором (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Как правило, арендаторы производят уплату коммунальных услуг не поставщикам этих услуг, а своим арендодателям, компенсируя тем самым их расходы на “коммуналку”.
Это связано с тем, что в большинстве случаев договоры с поставщиками коммунальных услуг (энергоснабжающими и газоснабжающими организациями, организациями водопроводно-канализационного хозяйства и другими, далее – коммунальные службы) заключают арендодатели, являющиеся собственниками передаваемых в аренду помещений.
Таким образом, арендодатель “передает” арендатору расходы по оплате коммунальных услуг (в части арендуемых помещений), не являясь поставщиком этих услуг.
Важно учесть, что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.
2002 N 66 “Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой”). Поэтому договор, в котором в качестве арендной платы предусмотрена только оплата коммунальных услуг, может быть признан незаключенным (п.
1 ст. 654 ГК РФ).
Что касается расчетов за коммунальные услуги, то арендатор по согласованию с арендодателем может оплачивать “коммуналку” либо в составе арендной платы, либо отдельно от нее.
Возможность включения коммунальных платежей в состав арендной платы установлена гражданским законодательством (ст. 614 ГК РФ).
Рассмотрим два способа такого включения.
33.1.1. КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ОПЛАЧИВАЮТСЯ В СОСТАВЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
33.1.1.1. АРЕНДНАЯ ПЛАТА С УЧЕТОМ “КОММУНАЛКИ” – ФИКСИРОВАННАЯ
При таком способе сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг в договоре отдельно не выделяется.
Например, организации “Гамма” (арендодатель) и “Омега” (арендатор) заключили договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. В договоре предусмотрено, что ежемесячная арендная плата составляет 42 952 руб. (в том числе НДС 6552 руб.) и включает стоимость коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения).
Отметим, что данный способ в некоторых случаях может быть не выгоден, и вот почему. Фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ).
Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда.
Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.
Поэтому на практике организации предпочитают использовать второй способ.
33.1.1.2. АРЕНДНАЯ ПЛАТА – ФИКСИРОВАННАЯ, “КОММУНАЛКА” – ПЕРЕМЕННАЯ
- При таком способе размер арендной платы в договоре складывается из двух частей:
- – фиксированный (основной) платеж;
- – переменный (дополнительный) платеж.
Фиксированный (основной) платеж – это собственно плата за площадь арендуемых помещений (здания), т.е. плата за аренду. Переменная (дополнительная) часть арендной платы представляет собой расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде.
Например, между организациями “Гамма” (арендодатель) и “Омега” (арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. Условиями договора предусмотрено, что арендатор ежемесячно уплачивает арендную плату в размере 33 400 руб.
(фиксированный платеж) и сумму, эквивалентную стоимости коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения), потребленных арендатором (переменный платеж).