Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС при импорте: тонкости расчета и учета налоговых платежей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если импортер работает на ОСНО и не освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, то уплаченную при ввозе из стран ЕАЭС сумму НДС он имеет право принять к вычету (п. 26 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС, п. 2 ст. 171 НК РФ). И вот здесь возникает спорный момент относительно того, когда именно у импортера возникает право на вычет «ввозного» НДС.
Обязанность по уплате «ввозного» НДС возникает не по каждому факту ввоза товаров из стран ЕАЭС. Существуют ряд исключений.
Во-первых, общий перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению, установленный ст. 150 НК РФ, применяется и в случае, когда речь идет о ввозе товаров из страны ЕАЭС. Это прямо предусмотрено подп. 1 п. 6 ст. 72 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС. Во-вторых, если ввоз товаров происходит в связи с передачей в пределах одного юридического лица, то в этом случае также не возникает обязанности начислять и уплачивать «ввозной» НДС (подп. 3 п. 6 ст. 72 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Такое бывает, когда товар ввозится в РФ, например, от филиала, расположенного на территории страны − участницы ЕАЭС (письмо Минфина России от 30.11.2020 № 03-07-14/104263).
Есть еще одна ситуация, в отношении которой сами чиновники не могут до конца определиться – является она «исключительной» или нет. Речь идет о ввозе из страны ЕАЭС таких товаров, которые ранее были экспортированы туда российской организацией. Так, в письме от 17.08.2016 № 03-07-13/1/48093 Минфин РФ поясняет, что «в случае возврата белорусскими покупателями ранее экспортированных с территории Российской Федерации товаров российскому хозяйствующему субъекту, в том числе применяющему упрощенную систему налогообложения, следует уплатить налог на добавленную стоимость независимо от причин возврата». Но в более позднем письме ведомство утверждает, что если возврат происходит по причине выявления брака, то такой ввоз не должен сопровождаться начислением и уплатой «ввозного» НДС (письмо Минфина России от 31.10.2018 № 03-07-14/78177).
Поскольку положительное для организаций разъяснение содержится в более позднем письме, считаем, что следование этой позиции вряд ли приведет к претензиям со стороны налоговиков (но только в том случае, если возврат осуществляется по причине выявления иностранным покупателем брака).
Документы для подтверждения нулевой ставки
Перечень документов, которые должен собрать российский экспортер для подтверждения нулевой ставки НДС, приведен в пункте 4 упомянутого Протокола.
В первую очередь, это договор либо контракт. Причем совершенно необязательно, чтобы в качестве покупателя по этому договору фигурировала организация, зарегистрированная в одной из стран ЕАЭС — достаточно, чтобы на территории союза находился грузополучатель.
Следующий пункт — транспортные, товаросопроводительные и иные документы, которые подтверждают факт перемещения товаров из России в страну назначения. Если законодательством участника ЕАЭС не предусмотрено оформление документов, подтверждающих отдельные виды перемещения (включая перемещение без использования транспортного средства), то такие документы для подтверждения нулевой ставки не предоставляются.
Поставка товаров в страны ЕАЭС
При экспорте товаров из России на территорию государства – члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Это следует из пункта 3 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол). Но обоснованность применения нулевой ставки НДС необходимо подтвердить, собрав необходимый пакет документов. Перечень этих документов содержится в пункте 4 раздела II Протокола. Перечислим эти документы:
- договор на поставку товаров, заключенный с контрагентом из ЕАЭС;
- транспортные (товаросопроводительные) документы;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное вашим иностранным покупателем.
Вкратце рассмотрим особенности представления каждого документа.
В отношении договора обычно вопросов не возникает. Хотим только заметить, что если договор заключен с индивидуальным предпринимателем, проживающим в государстве, входящим в ЕАЭС, то проблем с подтверждением нулевой ставки возникнуть не должно. И чиновники это подтверждают (Письмо Минфина РФ от 26.10.2015 № 03-07-13/1/61251). Проблем не возникнет и в том случае, если договор заключен с филиалом российской компании, осуществляющим деятельность на территории государства-члена ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 04.09.2015 № 03-07-13/1/51100). Но если товары экспортируются в собственный филиал, расположенный за пределами России, то такая передача не должна в принципе облагаться НДС (Письма Минфина РФ от 15.10.2015 № 03-07-08/59083, от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48565). Поэтому подтверждать нулевую ставку НДС и собирать пакет документов не нужно.
Что касается транспортных документов, то не всегда они могут быть в наличии у экспортера. Например, если вывоз товара со склада поставщика осуществляется собственным транспортом контрагента из ЕАЭС. Означает ли это, что у поставщика-экспортера в данном случае возникнут проблемы с подтверждением нулевой ставки?
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 марта 2020 г. N 03-07-14/17734 О применении НДС при ввозе на территорию РФ из Республики Армения лома и отходов, содержащих драгоценные металлы
Вопрос: ООО просит дать разъяснение по вопросу применения статей 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
ООО (покупатель) собирается заключить договор с физическим лицом (поставщик), проживающим на территории Республики Армения, о поставке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению, поименован в ст. 150 НК РФ.
Лом и отходы драгоценных металлов в данной статье не упоминаются.
На основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов драгоценных металлов.
Принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле товарами между странами, входящими в ЕАЭС (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика) установлены ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее — Договор). Так, взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. В соответствии с п. 6 ст. 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте товаров, которые в соответствии с законодательством государства-импортера (то есть Российской Федерации) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию.
Услуги и место реализации.
При обложении НДС услуг существенное значение имеет место реализации – от этого зависит применение нулевой ставки в отношениях хозяйствующих субъектов из разных стран. Разумеется, правила, установленные организаторами Таможенного союза, содержат в этом смысле определенные нюансы.
Так, например, обложение данным налогом услуг по проведению выставок зависит от цели данных выставок. Если они проводятся как рекламные, то надо учитывать ст. 1 и 3 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Протокол об услугах). Согласно им к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме. Местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства – члена ТС, всегда признается территория этого государства.
В результате НДС при оказании таких услуг взимается в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства (Письмо Минфина России от 26.06.2012 № 03 07 15/68 [2] ).
А вот место реализации услуг по организации выставок в сфере культуры и искусства определяется по месту фактического проведения этих выставок (пп. 3 п. 1 ст. 3 Протокола об услугах). В статье 3 Протокола об услугах перечислены и другие виды работ и услуг, в отношении которых местом реализации признается территория государства – члена ТС.
Например, местом реализации опытно-конструкторских работ, выполняемых белорусской организацией для российской организации, признается территория РФ, и налогообложение этих работ осуществляется в соответствии с НК РФ. Согласно ст. 161 НК РФ в этом случае российская организация является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить НДС в бюджет РФ (Письмо Минфина России от 05.07.2013 № 03 07 13/1/26068).
Если услуги не приведены в пп. 1 – 4 п. 1 ст. 3 Протокола об услугах, то в соответствии с пп. 5 п. 1 данной статьи местом реализации работ (услуг) признается территория государства – члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги) [3] . В этом случае услуги объектом обложения НДС в РФ не являются (Письмо ФНС России от 31.05.2012 № ЕД-3-3/1939@ [4] ).
НДС при импорте товаров из стран, входящих в ЕАЭС
Согласно договору о Евразийском экономическом союзе, подписанном в Астане 29 мая 2014 года, налоговой базой будет стоимость ввозимых товаров на дату принятия их на учет или наступления срока платежа по договору лизинга. Если ввозятся подакцизные товары, то к стоимости нужно прибавить сумму акциза.
Налоговую базу умножают на ставку налога и получают НДС к уплате.
Перечислить его нужно в течение 20 дней по истечении месяца ввоза товара. Например, если товар ввезли в августе 2018 года, то перечислить ввозной НДС нужно до 20 сентября 2018 года.
В этот же срок нужно сдать налоговую декларацию по НДС. Для этого используют форму отчета, утвержденную Приказом ФНС России № СА-7-3/765 от 27 сентября 2017г. Декларацию сдают все импортеры, включая тех, кто применяет специальные режимы налогообложения. Вместе с декларацией импортер сдает пакет документов, подтверждающих импорт.
При импорте товаров из стран ЕАЭС не действует требование сдавать декларацию НДС исключительно в электронном виде. Импортеры могут сдать бумажный вариант отчета, за исключением следующих случаев:
-
среднесписочная численность за прошлый год составила больше 100 человек;
-
организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков.
Сложности возмещения НДС при экспорте в ЕАЭС
- При экспорте несырьевых товаров – вычет входного НДС можно применить до подтверждения экспорта. (ФЗ 150-ФЗ от 30.05.2016г.) Данное положение применимо только к тем товарам, которые приняты на учёт с 01.07.2016г. (п.2 ст2 Закона № 150-ФЗ).
- При экспорте сырьевых товаров – вычет входного НДС можно применить только в момент определения налоговой базы, при наличии пакета документов, подтверждающих нулевую ставку. Налоговая база по НДС при экспорте определяется в последний день квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих ставку 0%. Экспортёр обязан подтвердить ставку 0% в срок — 180 календарных дней с даты отгрузки.
Российский импортер должен самостоятельно определить подлежащую уплате в бюджет сумму НДС при импорте товаров из страны, входящей в ЕАЭС. В этом заключается одно из отличий от прочего импорта, при котором сумму НДС рассчитывают таможенники. Поэтому крайне важно не ошибиться при расчете налога
01.07.2016Автор: Альбина Островская, ведущий налоговый консультант консалтинговой группы «Такс Оптима»
Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия — это страны, входящие в Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС). И в отношении операций с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол)).
Заключая договор на покупку товара из страны, входящей в ЕАЭС, в первую очередь необходимо иметь в виду, что уплатить НДС при импорте товара придется российскому покупателю. Причем уплачиваться налог будет не контрагенту в составе стоимости товара (как это происходит при внутрироссийских операциях), а непосредственно в бюджет. И неважно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Обязанность по уплате НДС в данной ситуации возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 Протокола).
Большое значение при определении суммы НДС имеет дата принятия импортированных товаров к учету. Именно на эту дату и следует рассчитывать налоговую базу. Последняя определяется исходя из стоимости приобретенных товаров. Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18%) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.
Уплатить НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время компаниям-импортерам не остается ничего другого, как применять старую форму декларации по косвенным налогам при импорте, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза (Приложение № 1 к приказу Минфина России от 07.07.2010 № 69н).
Обратите внимание, что в отличие от обычной декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Иначе говоря, если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.
С точки зрения косвенного налогообложения порядок исчисления платежей не меняется, за исключением некоторых особенностей. В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» основным принципом налогообложения при экспорте товаров в рамках Союза является применение нулевой ставки НДС. Само собой, факт экспорта должен быть документального подтвержден участниками сделки. Кроме того, при экспорте товаров в пределах «дружественных» государств налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном законодательством государства-экспортера.
Примечание. Нормативно-правовое регулирование
На межгосударственном уровне порядок взимания косвенных налогов при торговле товарами регулируется нормативно-правовыми актами :
Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;
Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе».
Процедурой подтверждения факта экспорта является представление вместе с декларацией в налоговые органы следующих документов или их копий:
Договора, на основании которого производится экспорт товаров, с учетом изменений, приложений и дополнений к ним;
Выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;
Заявления о ввозе товаров и уплате необходимой суммы косвенных налогов, составленного по форме Приложения 1 к Протоколу от 11 декабря 2009 г. На заявлении должна стоять отметка структурного подразделения, ответственного за проведение камеральных проверок, налогового органа государства, на территорию которого импортированы товары;
Транспортных документов предусмотренных законодательством государства-экспортера, подтверждающих перемещение товаров с территории одной страны на другую;
Иных документов, предусмотренных законодательством страны — участника Таможенного союза, с территории которого осуществляется экспорт товаров, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС.
Документы, которые подтверждают факт экспорта, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров. Стоит отметить, что в отличие от пока действующего порядка косвенного налогообложения с Белоруссией новый срок подачи указанных выше документов должен составлять 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Сейчас налогоплательщики по-прежнему обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации и подтверждающие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Одно из значимых новшеств в рамках Соглашения от 25 января 2008 г. составляет тот факт, что его положения распространяются как на все товары, производимые в России, Белоруссии, Казахстане, так и на товары, произведенные в других странах и выпущенные в свободное обращение на территории тройственного союза.
Проблемы воплощения идей
Уже сейчас возникает ряд организационных вопросов, с которыми столкнутся заинтересованные налогоплательщики. Согласно Решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), принятому 21 мая 2010 г., нормативно-правовые документы, регулирующие сотрудничество трех стран, должны вступить в силу с 1 июля 2010 г. В этот же день должен заработать и отдельный Таможенный кодекс для Казахстана, Беларуси и России. Но на момент выпуска июльского журнала «Расчет» указанный документ не был ратифицирован Республикой Беларусь. Несмотря на то что платформа для сотрудничества готовится «на троих», Беларусь несколько отстала от процесса вхождения в ТС.
Примечание. До сих пор нет определенности в вопросах создания и деятельности Таможенного союза, который вступил в силу полгода назад.
Согласно заявлениям Игоря Шувалова, первого вице-премьера РФ, на Петербургском международном экономическом форуме только 5 июля представители двух государств попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений. Что же касается Казахстана, то в отношении этой страны положения нового Таможенного кодекса должны заработать с июля. Но и здесь без оговорок не обошлось. На том же экономическом форуме вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев заявил, что существующий таможенный контроль на границе Россия — Казахстан еще год останется неизменным.
Примечание. 5 июля представители России и Беларуси попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений в рамках тройственного Таможенного союза.
Нет четкости в действиях на пути к сближению — нет и конкретики в документальном оформлении сделок, которые подпадут под новое таможенное регулирование. Так, форма декларации по НДС, которую необходимо будет представить российскому покупателю импортного товара в свою налоговую, пока не опубликована. А открытый перечень документов может привести к спорам с инспекторами в части необходимости и достаточности представляемых документов.
Бухгалтерам нашей страны не привыкать работать в неведении. Усугубляется ситуация тем, что международные отношения нет-нет да требуют более серьезной подготовки, начиная с согласования условий контракта с иностранным партнером и заканчивая оформлением всех необходимых для сделки документов. И как, интересно, внутри компании можно стремиться к четкому и законному учету операций, когда «в верхах» устные соглашения и обсуждения не успевают за уже изданными нормативно-правовыми трактатами? Остается разводить руками.
- Как заполнить отчет об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов и формы 2-ТП (отходы)?
- Что отразить в показатель строки «Среднесписочная численность» на титульном листе 4-ФСС и РСВ-1 за 2016 г.?
- Можно ли принимать расходы по отоплению помещения, ремонту гаражей и складов, если на балансе ООО все это не стоит?
- Необходимо ли нашей организации, будет составить и сдать форму статистической отчетности 2-ТП (отходы)?
НДС при импорте услуг
Налогообложение импортных услуг отличается от покупки импортных товаров.
Покупая услуги за границей, нужно помнить, что в некоторых случаях вы становитесь налоговым агентом, а именно когда местом оказания услуги является территория РФ (ст. 148 НК РФ). В этом случае НДС необходимо удержать из суммы, причитающейся иностранной организации.
НДС перечисляется в бюджет одновременно с переводом денег поставщику (п. 4 ст. 174 НК РФ).
НДС при импорте услуг (статус 02 «Налоговый агент») |
КБК (поле 104) |
НДС |
182 103 010 000 110 001 10 |
Нужно ли выписывать ЭСФ?
При реализации импортированного товара продавец обязан выписывать ЭСФ. Такая обязанность возникла у продавцов с 01.01.2019 г. Срок выписки ЭСФ для импортеров- до 20 числа последующего месяца.
При этом, продавать товар можно еще до того, как предоставлена налоговая отчетность и уплачен НДС на импорт.
И здесь необходимо учесть следующий нюанс: срок выписки ЭСФ для импортеров –до 20 числа, но для всех остальных продавцов из цепочки (купивших товар у импортера) -15 календарных дней. При этом, если импортер затянет срок сдачи отчетности и уплату НДС на импорт, покупатель при дальнейшей реализации товара столкнется с трудностями при выписке собственной ЭСФ –у него не будет в наличии корректных данных:
- номера строки;
- кода ТН ВЭД;
- регистрационного номера заявления.
Как принять к вычету ввозной НДС
Вычет НДС можно заявить после того, как компания получит отметку инспекторов об уплате налога на заявлении о ввозе товаров (см. схему ниже). В Налоговом кодексе РФ и Протоколе о взимании косвенных налогов нет оговорки на этот счет. Они предусматривают, что НДС, уплаченный при ввозе товаров, можно принять к вычету при выполнении трех условий. Первое — компания приобрела товары для облагаемых операций. Второе — товары приняты на учет. И третье — организация уплатила в бюджет импортный налог (п. 11 ст. 2 Протокола о взимании косвенных налогов, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Но в Правилах ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, есть еще одно условие. В книге покупок нужно зарегистрировать заявление о ввозе товаров, на котором стоят отметки налоговиков (п. 6 Правил ведения книги покупок).
Порядок оплаты расходов на доставку
Компания, имеющая заинтересованность в ввозе товара, несет все предстоящие расходы по производимой доставке и растаможке. Цена за доставку учитывается в общей сумме стоимости товара, и если импортер осуществляет ввоз не самостоятельно, а через экспедиторскую службу, услуги которой также подлежат оплате, то стоимость такого импортного товара будет значительно больше.
Когда товар везут из таможни в конечный пункт назначения, то процентная ставка составляет 0%. Поэтому услуги экспедиторских компаний нужно тщательно проверять, особенно расчеты по перевозке, так как в них нередко встречаются ошибки, в том числе в .
Кстати, НДС может взиматься только в Российских рублях. Когда происходит оплата в иностранной валюте, она конвертируется по курсу валют и переводится в рубли для зачисления в госбюджет.
Какие особенности учесть при расчете налога на прибыль
В налоговом учете расходы на товары, ввезенные из стран Таможенного союза, отражают по общим правилам. Поэтому расходы на доставку и другие затраты, связанные с приобретением товаров, учитывайте в их стоимости или отдельно в зависимости от учетной политики (ст. 320 НК РФ).
Но если компания рассчитывается с поставщиком в валюте, будут особенности. В этом случае стоимость товаров нужно пересчитать в рубли по курсу на дату перехода права собственности к компании согласно условиям договора. Если же компания перечислила поставщику аванс, стоимость товаров определяйте по курсу на дату предоплаты (письмо Минфина России от 13 мая 2010 г. № 03-03-06/1/328).
При комбинированной оплате (частично до поставки товара, частично после) стоимость товаров надо пересчитывать в рубли по двум разным курсам. Часть стоимости на дату аванса, другую часть — на дату перехода права собственности на товары.
Пример 2 : Как определить стоимость ввезенных товаров в налоговом учете
Компания ввозит товары из Казахстана. По условиям договора стоимость товаров составляет 35 000 евро. Право собственности на товары переходит к компании в момент их получения от поставщика. Организация перечисляет поставщику аванс в евро в размере 50 процентов стоимости товаров. Курс Банка России на момент уплаты аванса равен (условно) 47,2950 руб/EUR, на дату получения товаров — 47,5263 руб/EUR. Стоимость товаров в налоговом и бухгалтерском учете составляет 1 659 372,75 руб. ((35 000 EUR × 50% × 47,2950 руб/EUR) + (35 000 EUR x 50% x 47,5263 руб/EUR)).
Задолженность перед поставщиком можно переоценивать либо ежемесячно, либо ежеквартально (подп. 7 п. 4, п. 8 ст. 271, подп. 6 п. 7, п. 10 ст. 272 НК РФ). Выбранный вариант надо закрепить в учетной политике. Курсовые разницы нужно также определять на дату оплаты товаров.
Порядок бухучета при импорте товаров из стран Таможенного союза рассмотрен в статье «Бухгалтерские проводки для компаний, которые ввозят товары из стран Таможенного союза».
Октябрь 2014 г.
Государства – участники Таможенного союза, в число которых входит и Россия, ратифицировали специальный протокол. Согласно ему, при импорте товаров с территорий стран-участниц налог на добавленную стоимость уплачивается по особым правилам. Отметим, что порядок уплаты налога разъяснили и финансисты в письме от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260.