Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за пересечение сплошной линии и выезд на встречную полосу в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2022 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Когда грозит штраф, а когда лишение прав
Исходя из имеющейся на сегодняшний день судебной практики, можно утверждать, что при нарушении статьи 8.6 ПДД в ряде случаев удается обойтись штрафом (если нарушение квалифицируют п. 2 ст. 12.16 КоАП РФ):
Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
В случаях нарушения разметки или дорожных знаков, несоблюдения правил обгона, если нарушение было зафиксировано камерой — водителю грозит только штраф. Если же оно зафиксировано сотрудником ГИБДД — грозит также лишение прав до 6 месяцев.
Если водитель пересек сплошную линию, выехал на встречку, то это ещё не означает, что он нарушил ПДД и должен быть привлечён к административной ответственности. Если водитель считает, что он не виноват в совершении административного правонарушения, то наказание следует оспорить. Приведём ключевые положения КоАП РФ, где регламентируется процедура оспаривания постановления об административном правонарушении:
- постановление обжалуется вышестоящим органом или должностным лицом (ч. 1 ст. 30.1);
- заявитель подаёт жалобу в орган или должностному лицу, которое вынесло постановление, а то, в свою очередь, должно передать её в вышестоящий орган или должностному лицу в 3-дневный срок (ч. 1 ст. 30.2);
- на подачу жалобы у заявителя есть 10 дней с момента вручения (получения) копии постановления (ч. 1 ст. 30.3);
- жалоба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок со дня её поступления в орган или должностному лицу (ч. 1 ст. 30.5);
- по результатам рассмотрения выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления;
- об отмене постановления и прекращении производства по делу;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
Уголовное наказание за четвертое и последующие нарушения правил
Рассмотрим часть 2 статьи 2642 УК РФ:
2. Нарушение правил дорожного движения, предусмотренных частями 4 или 5 статьи 12.9 или частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицом, имеющим судимость за совершение правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, —
наказывается штрафом от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода нарушителя за период от двух до трех лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права замещать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо ограничением свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.
В данном случае формулировка очень похожа на предыдущую. Разница лишь в том, что штраф налагается только на водителя, имеющего судимость за третье или последующее правонарушение.
В виде таблицы последовательность наказаний можно представить следующим образом:
Первое нарушение | превышение 60-80 км/ч часть 4 статьи 12.19 ремонтируют камеры или ГИБДД |
превышение 80 км/ч и более часть 5 статьи 12.19 ремонтируют камеры или ГИБДД |
выезд на полосу прибытия, за исключением отклонения часть 4 статьи 12.15 ремонтируют камеры или ГИБДД |
Второе нарушение | превышение 60 км/ч и более часть 7 статьи 12.19 зарегистрирован в ГИБДД |
выезд на полосу прибытия, за исключением отклонения часть 5 статьи 12.15 зарегистрирован в ГИБДД |
|
Третье нарушение | выезд на встречную полосу, за исключением отклонения, или превышение скорости 60 км/ч и более зарегистрирован в ГИБДД |
||
Четвертое нарушение | выезд на встречную полосу, за исключением отклонения, или превышение скорости 60 км/ч и более зарегистрирован в ГИБДД |
То есть для получения самого строгого уголовного наказания водитель должен не менее 4 раз нарушить требования правил. При этом второе, третье и четвертое нарушения нужно регистрировать только в ГИБДД. Причем первые два нарушения должны быть одинаковыми.
В каких случаях можно выезжать на встречку
Термин полоса движения определяет, как протяженную часть дорожного полотна, выделенную или не выделенную линиями разметки. Ее ширина должна быть достаточной для проезда автомобилей любого типа в один ряд. Встречной полосой считают половину дорожного полотна, находящуюся слева, без учета местных уширений из заездных карманов, остановочных площадок, переходно-скоростных полос.
Выезд на сторону встречного движения может происходить по следующим сценариям:
- Движение по встречной при совершении маневра.
- Выезд на линию разметки.
- Движение одновременно по встречной и попутной полосам.
- Выезд по перекрестку через встречку.
- Пересечение сплошной одним колесом при движении.
Законодательно предусмотрено правомерное движение по левой полосе в следующих случаях:
- Дорога имеет ширину не более 2 полос. Рядом с ней отсутствуют дорожные знаки, запрещающие обгон и другие ограничения. Сложностью при определении достаточности ширины дорожного полотна без разметки является то, что водитель определяет ее визуально. Тогда левая половина считается предназначенной для движения навстречу. Совершать маневры обгона в этом случае разрешается, так как запреты отсутствуют.
- Дорожное полотно имеет достаточную ширину для трехполосной езды. Разметка должна быть обязательно нарисована, в противном случае объект считают двухполосным либо четырехполосным. Выезд автомобиля на полосу встречного движения разрешен при отсутствии запрещающих знаков.
Приведем примеры основных ситуаций неправомерной езды по встречной полосе, которые приводят к вынесению наказания водителям:
- При перемещении по широкой дороге, имеющей 4 полосы и более, запрещается пересекать одну или две сплошные для совершения обгонного маневра. Наличие знаков запрета и разметки не влияет на запрет движения при обгоне, объезде по левой половине, что прописано в п. 9.2 ПДД. В случае выполнения поворота налево либо разворота необходимо выбирать участки дороги с соответствующей разметкой либо перекрестки.
- Если на дорожное полотно нанесена разметка, запрещающая выезд на встречку. В таком случае не имеет значения полосность дороги. Разметка может иметь вид одной, двух непрерывных линий, или двух линий, ближняя из которых к водителю непрерывная. Несоблюдение требований разметки приводит к нарушению движения по полосам.
- Наличие знака «Обгон запрещен» вводит запрет на движение по левой половине дороги. Правило распространяется на дороги любой ширины с разметкой всех типов. Исключение составляет ситуация, когда на двухполосной дороге требуется выполнить разворот либо поворот налево. ПДД его не запрещают.
- Выезд на крайнюю левую полосу трехполосного полотна.
Что считается выездом на встречную полосу движения
Для начала разберемся, что понимается под полосой встречного движения. Это часть проезжей части, используемая для перемещения транспортных средств (далее — ТС) в направлении противоположном тому, в котором передним ходом движутся иные ТС.
Следовательно, выездом на встречную полосу движения будет считаться непродолжительное прямое следование авто по полосе, предназначенной для движения в обратном направлении, с целью возврата на свою полосу — например, при обгоне другого автомобиля.
На практике выездом на встречную полосу принято считать не пересечение разметки зеркалом, а пересечение колесами авто — для наказания достаточно, чтобы хотя бы одно колесо находилось на встречной.
Однако, если фиксация такого нарушения совершена камерами, работающими в автоматическом режиме — постановление выносится независимо от того, какой частью ТС пересечена сплошная.
Когда можно обжаловать наказание за пересечение сплошной
Водитель может обжаловать наказание, ссылаясь на:
-
Стертую разметку на дороге. В качестве доказательства можно предъявить видео или фото с места правонарушения. Также следует описать состояние разметки в протоколе, когда нарушение оформляет сотрудник ГАИ.
-
Крайнюю необходимость по статье 2.7 КоАП. Можно предъявить видео с регистратора, которое докажет то, что вы не могли поступить иначе, чтобы избежать ДТП.
-
Объезд препятствия. Для доказательства также можно использовать видео с регистратора.
-
Ошибки в документах, допущенные при заполнении сотрудником ГИБДД.
-
Иные обстоятельства и доказательства, что вы не могли поступить в той ситуации иначе.
Жалоба пишется на имя начальника подразделения, сотрудник которого выписал постановление о штрафе. Свои доводы нужно подкрепить доказательствами, описанными выше.
Заявление можно подать при личном посещении ГИБДД. Документ передается в двух экземплярах: один остается у секретаря, на втором он поставит дату, распишется в получении и отдаст его вам.
Если не хотите лично приходить в автоинспекцию, отправьте жалобу письмом с уведомлением по почте. Сохраните уведомление как доказательство, что письмо отправлялось.
Виды наказания за выезд на встречную полосу
Опережение других машин с выездом на встречную проезжую часть запрещено на:
- участках с повышенной опасностью (регулируемых, нерегулируемых перекрестках);
- сложных поворотах, крутых подъемах, местах с плохой видимостью;
- «зебре» (даже в случае отсутствия на ней пешеходов);
- вблизи, непосредственно на железнодорожных переездах;
- при наличии запрещающего знака.
Сумма штрафа зависит от траектории маневра, совершаемого автотранспортом:
- Если автолюбитель, поворачивая налево, пересечет разметку (двойную или сплошную), то ему положено административное взыскание от 1000 до 1500 р.
- Если авто оказывается на встречной проезжей части хотя бы частично, размер наказания увеличивается – 5000 р., либо изъятие водительских прав до шести месяцев.
Участок трассы, позволяющий транспортным средствам двигаться в разных направлениях на одной полосе, называют реверсивным. Такое движение регулируется уполномоченными сотрудниками, является вынужденной мерой, увеличивающей пропускную способность полосы в часы пик.
Реверсивный отрезок располагают в центре трассы, выделяя двойной прерывистой разметкой. Перестроение на него разрешается только при работающем специальном светофоре.
Границы отрезка (начало и конец) отмечаются установленными знаками, на которые следует обращать внимание при перестроении в другой ряд.
Покидая реверсивную полосу, автовладелец, поворачивающий налево/направо, по окончании маневра должен занять правый ряд на трассе с двойным движением6 пункт 9.8 (ПДД).
Нарушение правил пересечения реверсивных участков чревато наложением денежного взыскания:
- водитель, не занявший правую полосу при выезде с данного участка дороги, понесет административную ответственность в размере 500 р.;
- заезд на выделенный отрезок при неработающем светофоре наказывается штрафом в 5000 р. (повторное нарушение – конфискация водительских прав на один год);
- несоблюдение правил вождения на реверсивном ряду чревато взысканиям в 1000 р.
Проезд через трамвайные рельсы может двояко трактоваться, поэтому вызывает много споров и разбирательств между инспекторами ГИБДД и водителями.
Перемещение на данный участок дорожного полотна допустимо при следующих условиях:
- машина не мешают трамваю;
- движение осуществляется в попутную сторону;
- водителю необходимо осуществить разворот либо объезд при повороте налево;
- трамвайный путь не отгорожен от автомобильной полосы и находится с ним на одном уровне;
- перегруженность трассы.
Горизонтальная линия на трассе определяет границы и порядок движения автомобильного потока. Разметка может быть прерывистой, сплошной, двойной, временной. Независимо от типа линии ее пересечение влечет административное наказание.
Санкции за пересечение разметки при:
- Повороте, развороте, объезде препятствий – 1000-1500 р.
- Перестроении во второй ряд или на перекрестке – 1500 р.
- Выезде со двора – 500 р.
- Обгоне с пересечением сплошной разметки – 5000 р.
Выезд на встречную полосу: штраф
Несмотря на то, что нормами современного законодательства не предусмотрено четких указаний, когда выезд на встречку считается допустимым, в судебной практике все же сформировались такие «неписанные нормы».
Штрафовать за движение по встречной полосе в 2021 году не будут, если:
- Манёвр имел место на участке дороге, где отсутствует всяческая разметка. То есть, нет запрета, предполагается что разрешено. В таком контексте можно трактовать, что если на дороге нет знака – запрета на обгон, то совершить его можно. Но манёвр в этой ситуации допустим лишь при условии, что ему сопутствует сложившаяся дорожная ситуация. То есть на встречной полосе отсутствует интенсивное движение машин.
- Езда по встречной полосе проходит на трехполосной автотрассе. Такие дороги встречаются не так часто, но как раз они способны облегчить жизнь водителя. Центральная лента как раз адаптирована для объезда препятствий, обгона с обеих сторон. Вот только двигаться стоит по участку, максимально приближенному к собственной полосе.
Важно! Выезд на противоположную часть центральной ленты трехполосной автотрассы – грубое нарушение ПДД, за которое водителю грозит серьезная мера наказания.
Казалось бы, два вышеперечисленных правила довольно четко объясняют допустимость маневра, так в чем же тут кроется «подвох»? Неточность первая: запрет обгона обеспечивают специальные ограничительные знаки. Таким образом, если такого знака не наблюдается, то и обгон допустим (даже если это место не предназначено для соответствующего маневра).
Неточность вторая: при обгоне водитель должен проанализировать ситуацию на дороге и габариты своего транспортного средства. Опять же таки, четких критерий относительно размеров машин и списка критериев не предусмотрено. Некоторого рода «размытость» норм переводит их разряда правил в рекомендации, которые могут быть учтены при рассмотрении конкретной ситуации в суде.
Правилами определены ситуации, когда водитель имеет право выехать на сторону дороги для встречного транспорта, не рискуя таким образом получить штраф или иную санкцию от ГИБДД. Первая описана в п.9.1 ПДД. Выезд на встречную полосу без разметки может быть разрешен только чтобы обогнать ТС или развернуться, если водитель находится на двухполосной дороге без знака, запрещающего обгон или если на дорожное полотно нанесена разметка под номером 1.11. Она выглядит как прерывистая линия с правой стороны.
Автомобилистам запрещено пересекать разметку на трассе, которая разделяет потоки транспорта. Она в Правилах обозначена значениями 1.1 и 1.3 Если требования такой разметки будут нарушены, водитель понесет ответственность в соответствии с положениями КоАП. Получить штраф от сотрудника ГИБДД он сможет, если окажется на дороге с реверсивным движением в полосе, поменявшей направление. Об этом будет сигнализировать красный свет в форме Х или дорожная разметка под номером 1.9 в случаях отсутствия специального светофора. Движение по встречной полосе запрещено:
- На двусторонних дорогах с 4 и более полосами. Повороты налево разрешены только на перекрестках или в местах со специальной разметкой или знаками (п.9.2);
- На трехполосной дороге двустороннего движения с разметкой запрещен выезд на крайнюю полосу слева в соответствии с п.9.3 Правил;
- На двусторонних дорогах, если встречка отделена трамвайными путями, непрерывной, двойной сплошной линией или разметкой 1.11, если пунктирная линия находится с левой стороны;
- На дорогах со знаком, запрещающим обгонять ТС.
Последняя ситуация не выражает полный запрет на выезд на встречную полосу. Если автомобилист сворачивает налево или совершает разворот, заезжая на встречку, сотрудник ГИБДД его не оштрафует. Но если он выезжает навстречу идущим машинам, чтобы совершить обгон, его обязательно остановят и выпишут постановление об админправонарушении.
Штраф за выезд на встречную полосу, совершенный ради объезда препятствия составляет 1,5 тыс. рублей, но автолюбитель может получить и минимальное наказание — 1 тыс. рублей. Под препятствием административное законодательство подразумевает любой объект, находящийся на полосе и не позволяющий продолжать по ней движение, в том числе транспортное средство, остановившееся на проезжей части из-за аварии, яма на дороге и т.д. Штраф в таком же размере положен при объезде препятствия по встречным трамвайным путям. Не является препятствием автомобильная «пробка», ряд машин, ожидающих зеленого сигнала светофора, затор перед переездом через ж/д рельсы. Относительно последнего, то п.15.3 ПДД запрещает объезд стоящих впереди перед переездом автомобилей по встречной полосе.
Штрафная санкция за выезд на встречную полосу при повороте или развороте составляет от 1 до 1,5 тыс. рублей. Он выписывается водителям сотрудниками ГИБДД в случаях нарушения требований знаков на дороге или разметки. Если на дороге есть двойная непрерывная линия или другая разметка, не позволяющая перестроения в левый ряд, а водитель совершает этот маневр, он будет наказан в соответствии с п.2 ч.16 гл.12 Админкодекса РФ.
Смягчающие обстоятельства
На основании статьи 4.2 КоАП РФ некоторые обстоятельства расцениваются как смягчающие назначенное водителю наказание:
- когда водитель решил признаться в совершении правонарушения,
- факт раскаяния,
- принятие водителем добровольных мер, нацеленных на возмещение ущерба потерпевшим лицам,
- на момент правонарушения водитель находился в состоянии аффекта,
- принятие незамедлительных мер по прекращению действий противоправного характера,
- факт содействия работе правоохранительных и судебных органов,
- факт допущения нарушения женщиной в положении или же матерью малолетнего ребенка (детей),
- выполнение озвученных представителями правопорядка предписаний для немедленного устранения нарушения и прочее.
Смягчение ответственности основывается хотя бы на одном из перечисленных выше пунктов. Смягчающее обстоятельство должно отмечаться представителями ГИБДД или суда как бесспорный факт. Только при таких обстоятельствах смягчат наказание.
Возможность и допустимость движения по трамвайным путям
Водитель сможет вполне законно осуществлять движение по трамвайным путям, если будут присутствовать определенные условия.
Условие первое. Трамвайная линия должна проходить слева с учетом направления движения автомобиля. Трамвай ездит по правилам, которым должны подчиняться и другие ТС. Значит, полоса справа — это «втречка». Заезжая на эти пути, водитель нарушает правила.
Только если дорожное полотно с установленными рельсами располагается с левой стороны, у водителя авто появляется возможность заезжать на него. Конечно, если нет других ограничений.
Условие второе. Полотно с трамвайными рельсами обязано располагаться на том же уровне, что и рядом расположенная полоса, предназначенная для движения авто. Нельзя выезжать на трамвайную линию, если:
- рельсы приподняты;
- отсутствует асфальт, обрамляющий рельсы.
Условие третье. Трамвайное полотно не отделяется от основной дороги, — нет сплошной линии. Также отсутствуют знаки, что запрещают движение в зоне расположения трамвайных колей. Знаки должны были устанавливаться на предыдущем перекрестке (обозначения 5.15.1, 5.15.2).
Условие четвертое. Все полосы заняты другими автомобилями.
Условие пятое. На следующем перекрестке нужно:
- совершить разворот;
- свернуть налево.
Условие шестое. Выезжая на путь следования трамвая, автомобиль не создает помехи.
Можно ли обжаловать постановление
Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.
Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.
Суммы штрафов за различные виды нарушений
Пересечение сплошной линии разметки, разделяющей трафик на два односторонних потока, происходит ввиду разных обстоятельств, в зависимости от которых и будет устанавливаться сумма материального взыскания. Всего КоАП РФ предусматривает 4 возможных варианта:
- Объезд препятствия. В данном случае подразумевается выезд на встречную полосу или трамвайные пути с целью минования автомобильной пробки. Расценивается такой маневр сотрудниками ДПС от 1000 до 1500 рублями штрафа;
- Разворот или съезд с дороги с предварительным пересечением непрерывной полосы разметки. В соответствии со ст. 12.16 КоАПа, смена направления движения и поворот налево через одинарную или двойную линию караются материальным взысканием в размере от 1000 до 1500 тысяч руб.;
- Опережение транспортного средства с использованием реверсивной полосы. Это наиболее частое нарушение, попадающее в объективы дорожных камер ГИБДД, за которое КоАП предусматривает наказание в виде выплаты 2000 — 5000 рублей или лишения прав на срок от 4 до 6 месяцев;
- Повторная остановка ТС при игнорировании п. 9 настоящих правил. Попав на видеофиксацию инспектора ГАИ второй раз за короткий промежуток времени, водитель понесет ответственность в виде ареста водительского удостоверения на период до 1 года.
В каких случаях за выезд на встречку полагаются штрафы и лишение корочки с 1 января 2021 года на территории Российской Федерации, мы выяснили. Далее рассмотрим несколько обстоятельств, при которых протокола можно избежать, благодаря спорности ситуации.