Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли ГИБДД останавливать где угодно?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перечень тех, кто может остановить транспортное средство, указан в пункте 2.4 ПДД РФ. В документе четко прописано, что таким правом обладают регулировщики. Также есть уточнение, касающееся международных автобусов и грузовых автомобилей. На контрольных пунктах такая возможность появляется еще и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. То есть Ространснадзор имеет право останавливать транспортное средство, однако его представители обязательно должны иметь при себе форменную одежду, а для остановки грузовика или автобуса использовать диск со световозвращателем или красным сигналом, чтобы их хорошо было заметно даже поздним вечером, в сумерках и по ночам. Любое лицо, останавливающее транспортное средство, должно представиться, а по первому требованию предъявить служебное удостоверение.
Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД с точки зрения ПДД
Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:
2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:
- уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
- уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Кому предоставлено такое право?
Только нужно понимать, что под регулировщиком в данном случае понимают не только сотрудника правоохранительных органов, который пытается разрулить движение автомобильных потоков на оживленном перекрестке. В Правилах дорожного движения РФ, которых обязаны придерживаться все инспекторы ГИБДД, регулировщиком считается должностное лицо, по своим функциональным обязанностям наделенное правом осуществлять регулирование дорожного движения с помощью специальных сигналов.
Могут ли обычные полицейские остановить автомобиль?
Теперь подробно разберемся в вопросе, кто имеет право останавливать транспортное средство из числа иных стражей порядка. По закону сотрудники полиции, которые не состоят в Госавтоинспекции, могут нести службу на дороге, но только вместе с инспекторами ГИБДД или по прямому приказу руководителя отделения полиции. При этом другие сотрудники правоохранительных органов, находящиеся при исполнении, имеют право оформлять протоколы за нарушение правил дорожного движения, и им не обязательно являться инспекторами ГИБДД. Это подтверждает и существующая российская судебная практика.
То есть ППС имеет право остановить транспортное средство, если сотрудники службы работают совместно с инспекторами ГИБДД или получили конкретный приказ от начальства. При этом в уставе ППС даже отдельно прописано, что в обязанности постовых входит предотвращение и предупреждение управления транспортными средствами пьяными водителями, несовершеннолетними, когда возраст водителя очевиден или известен полицейскому. Также они обязаны пресекать другие правонарушения, которые могут нести угрозу жизни и здоровью окружающих.
В этой статье мы уже рассказали об основных должностных лицах, которые имеют право останавливать автомобили на российских дорогах, но в российском законодательстве хватает нюансов и исключений, в которых необходимо тщательно разобраться. Поэтому расскажем о том, кто может остановить транспортное средство, кроме ДПС.
Относительно недавно в отечественной системе правоохранительных органов появилась новая структура — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ. Большинству она известна под сокращенным названием Росгвардия. Она была создана весной 2016 года на базе внутренних войск федерального МВД. Это военизированная государственная организация.
Перечень задач сотрудников Росгвардии достаточно обширен, не все знают, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. К основным задачам этого подразделения относится обеспечение общественного порядка на улицах России, поддержание территориальной целостности российского государства, контроль за работой вневедомственной охраны, регулирование оборота оружия, деятельности частных охранных предприятий.
Так как задачи сотрудников этого подразделения представляют особую важность, то им это разрешено. Поэтому у вас не должно возникать сомнений, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. Правда, им разрешено устанавливать личность пассажиров или самого водителя. Для проверки автомобиля или другого транспортного средства потребуется ориентировка, либо рядом должен находиться наряд ДПС, с которым они будут работать заодно.
Обзор вакансий относительно дохода
В среднем заработная плата как младшего офицерского состава, так и капитана или полковника, в подчинении которого находится полк, увеличивалась постепенно начиная с 2012 года. Исходя из этого, сегодняшняя зарплата существенно отличается от легального дохода того времени. В таблице приведены сведения, взятые из официальных источников.
Должность | Территориальное расположение отдела | Зарплата инспектора ГИБДД, р. |
Инспектор дорожно-патрульной службы | г. Вологда | От 35 000 |
Старший инспектор Госавтоинспекции | Томская область, с. Парабель | От 40 000 до 65 000 |
Инспектор ГИБДД | Красноярский край, пгт Северо-Енисейский | До 65 000 |
Инспектор ДПС | г. Москва, ул. Остоженка | От 42 000 |
Инспектор | г. Екатеринбург | От 28 000 до 40 000 |
Водитель с личным транспортом для установки камер видеонаблюдения | г. Москва | От 50 000 |
Внимание! Информация о вакансиях взята по состоянию на начало 2022 года.
Сроки оформления ДТП в ГИБДД
На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:
Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.
Преимущества профессии
У профессии инспектора ГИБДД есть ряд важных преимуществ:
- Стабильная заработная плата и социальный пакет. Деньги инспекторам ГИБДД выплачиваются вовремя. При добросовестном выполнении обязанностей, они будут обеспечены работой на всю жизнь.
- Большие возможности для продвижения по карьерной лестнице. Через десять лет инспектор может стать генералом. И занять должность начальника области. Или даже страны.
- Один год службы считается так, будто бы специалист отработал 18 месяцев. Соответственно, инспектор ГИБДД может уйти на пенсию значительно раньше, чем представители других профессий. В возрасте всего 45 лет. При наступлении этого периода, сотрудник может либо остаться работать в ГИБДД. Либо начать заниматься какой-либо другой деятельностью.
- Возможность служить родине. И наполнять казну своего государства за счет выписанных штрафов. Инспектор ГИБДД — довольно благородная профессия.
Профотбор водителей: три изменения 2023 года
Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:
- подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
- испытание.
- «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
- Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
- номер листа испытаний;
- ФИО водителя;
- дата и время прохождения, испытательный период;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- ФИО водителя-наставника;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
- Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
Если ваша организация нанимает на работу водителей, стоит ознакомиться с полным текстом Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Обо всех новых требованиях расскажем на семинаре «Труд водителей в 2023 году».
Глава МВД России делает систему управления МВД менее громоздкой
В МВД России готовится реформа управленческого аппарата, которая предусматривает ликвидацию должностей начальников полиции, которые одновременно по штату являются заместителями начальников территориальных и межрегиональных управлений министерства.
Как следует из документа, реформа началась после анализа работы начальников управлений и главков МВД в регионах России и на районных уровнях, а также в межрегиональных органах министерства (управления на транспорте).
Эксперты организационно-штатного управления МВД России выяснили, что у начальников упомянутых структур есть заместители, дублирующие функции руководства. Такими дублерами сейчас являются начальники полиции, их заместители, а также заместители начальников территориальных органов по общим вопросам.
Предлагается, что после реформы у каждого начальника управления МВД останется два ключевых подчиненных — заместитель по оперативной работе и заместитель по охране общественного порядка.
В случае одобрения главой МВД Владимиром Колокольцевым реформа вернет в правоохранительную систему структуру, известную с постсоветского периода. Так, до переименования в полицию у начальника территориального органа МВД России было три ключевых заместителя — начальник криминальной милиции (КМ), начальник милиции общественной безопасности и начальник следственного управления. После переименования функционал начальника КМ был расширен, что привело к управленческому дисбалансу.
Полицию планируют сделать более доступной для населения
В пресс-центре МВД России прокомментировали информацию о планируемой реформе. По словам представителя службы, в настоящее время действительно планируется сократить некоторые должности. В частности, нужно убрать заместителей начальников, которые дублируют обязанности своего руководства.
Реформу планируют реализовать в рамках закона о полиции. В частности, при ликвидации должностей сотруднику, задающему ее, будет предложено иное место. Трудовое законодательство и иные нормы будут соблюдены.
Авторы реформы ожидают от нее усиление контроля над всеми видами деятельности полиции, сделать ведомство более доступным для населения.
В настоящее время решение о проведении модернизации пока не является окончательным. Для разработки единой целесообразной позиции проект направлен в регионы для ознакомления и предоставления личного мнения.
Имеет ли право инспектор дпс проверять багажник
Как уже было сказано, гаишники, как и все прочие сотрудники полиции, выполняют оперативно-розыскные мероприятия, в рамках которых они имеют право останавливать все подходящие под ориентировки машины. Ориентировок у сотрудников полиции множество, и под одну из которых может попасть практически любой проезжающий мимо автомобиль. Например, у него может быть оперативная информация, что в автомобиле Нисан черного цвета перевозится оружие, или на красном автомобиле, в номере которого есть цифры 7 и 3, перевозят краденые вещи.
Первые, как правило, в девяти случаях из десяти спокойно уезжают. Вторые теряют свое время и треплют нервы себе и инспектору, «качая права». Постараемся разобраться, имеет ли право инспектор ДПС просить водителя открыть багажник, и обязан ли водитель делать то, что говорит сотрудник полиции.
Что признается непропуском скорой помощи?
Согласно понятию, закрепленному в ПДД, непропуск автомобиля медицинской службы – это любые действия сторонних водителей, мешающие беспрепятственному движению кареты скорой помощи с включенным звуковым и световым сигналом.
Выполнение требований закона сопряжено с некоторыми трудностями:
- Создание трудностей другим участникам движения. Водитель, досконально следующий букве закона, при приближении кареты скорой помощи должен в буквальном смысле остановиться. Это правило действует, если автомобиль со спецсигналом приблизился к другому транспортному средству на перекрестке, при красном сигнале светофора. В иных случаях, когда скорая помощь приближается сзади, выполнить подобные требования затруднительно, а иногда просто невозможно.
- Нарушение других правил ПДД. Водитель, не желая препятствовать проезду автомобиля медпомощи, не должен при этом нарушать иные правила ПДД. В суматохе бывает сложно соблюсти все и сразу. Избегая большого штрафа, можно запросто нарваться на такие неприятности, как выезд за стоп-линию, разделительную полосу, превышение скорости. Подобные действия невозможно обжаловать, ссылаясь на желание пропустить скорую помощь. Придется понести наказание, потому что пропускать автомобиль со спецсигналами можно лишь законными способами.
Но это не все неприятности, которые ждут водителей, попавших под прицел нового АПК. Сотрудники ГИБДД установят владельца машины, не поставленной на учет. Далее они привлекут его или того, кто за рулем, к административной ответственности за нарушения, которые зафиксировали дорожные камеры. То есть штрафы «на деревню дедушке» обретают реальных адресатов.
Башковатов отметил: с помощью АПК сначала отработают Самару, затем перейдут на другие города и районы региона. Планируется, что к концу 2021 года таких комплексов в нашей губернии будет несколько.
— Я рекомендую не нарушать сроки регистрации транспортных средств, — обратился к автомобилистам подполковник. — Рано или поздно мы вас найдем, это может произойти в любой момент.
Новый аппаратно-программный комплекс работает по тому же принципу, что и АПК «Дорожный пристав», но решает другие задачи.
«Дорожный пристав» заступил на службу в октябре 2019 года. Камера этого комплекса считывает номера транспортных средств и за несколько секунд по базам исполнительных производств ГИБДД выявляет, какие из этих машин принадлежат неплательщикам. Тем, кто в срок не рассчитался по штрафам, кредитам, алиментам, не оплатил налоги, жилищно-коммунальные услуги и прочее. И эти долги находятся на взыскании в управлении ФССП по Самарской области. Приставы предлагают погасить долги на месте через платежный терминал. Иначе на машины накладывают арест.
Остановка автомобиля инспектором ДПС
По действующему Регламенту инспектор имеет право остановить автомобиль в том числе и для простой проверки документов. Однако причины для этого, в свою очередь, изложены в пунктах 106 и 107 Регламента (подозрение в совершении правонарушении, наличие ориентировок и т. п.). Таким образом, произвольная проверка документов сотрудником ДПС по-прежнему запрещена, а права водителя от излишней «бдительности» ИДПС защищены.
- для проведения досмотра грузов, автомобиля и личного досмотра водителя (пассажиров);
- для проведения сверки номеров ТС и его частей (например, двигателя) с записями в документах;
- для участия в процессуальных действиях и помощи другим водителям, пассажирам и пешеходам;
- в целях устранения технических неисправностей и нарушений при перевозке грузов;
- если поведение водителя угрожает безопасности инспектора.