Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переходный период по ЕНС в 2023 году: платежки вместо уведомлений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховые организации ежегодно отчитываются перед Центробанком о состоянии денежных средств. Это необходимо, чтобы учитывать надежность фирмы, ее роль в финансовом рынке страны и обязанности перед клиентами.
Средства страховых организаций делятся на собственные и привлеченные. Обратите внимание:
- Размер собственных средств, в частности уставного капитала, регулируется на законодательном уровне.
- Собственные денежные средства – необходимое условие при регистрации и получении лицензии ЦБ РФ.
- Привлеченные средства складываются из денежных ресурсов, полученных от кредиторов, клиентов или инвесторов. Это основной источник прибыли фирмы.
- Основное финансовое правило страховых организаций – объем принятых обязательств должен быть меньше или равен сумме денежных ресурсов.
- Нарушение учета денежных средств может привести к штрафным санкциям от ЦБ РФ, вплоть до отзыва лицензии.
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
Модель риск-ориентированного подхода — опора ЦБ
В 2020 году Банк России при переходе к риск-ориентированному надзору ввел новые требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. «Благодаря этим требованиям регулятора и мерам, которые предприняли страховщики для того, чтобы им соответствовать, рынок вошел в период санкционных ограничений с лучшим качеством активов и капитала», — делает вывод регулятор.
В ЦБ отмечают, что требования по финустойчивости СК «вступают в силу поэтапно, начиная с 1 июля 2021 года. Очередной этап — с 1 января 2023 года (Положение Банка России № 781-П). Требования, которые предусмотрены положением, позволяют точнее рассчитать величины страховых обязательств и соответственно получить более информативную оценку финансовой устойчивости страховщиков. До 1 июля 2025 года будут действовать переходные положения, в частности, расчет рисков будет производиться в сниженном объеме».
ЦБ также планирует в будущем уточнить подходы к расчету страхового риска. В частности, сейчас регулятор вырабатывает подход к оценке риска расторжений договоров страхования. По итогам этой работы будет рассмотрен вопрос о модификации текущей методологии расчета кредитного риска и страховых резервов (включая резерв премий).
Регулятором рассматривается и возможность введения дополнительных требований к капиталу компаний, занимающих существенную долю рынка ОСАГО либо имеющих в своем портфеле крупную долю договоров в сегменте ОСАГО. Вопрос учета концентрации по другим линиям бизнеса будет рассмотрен позднее. Коэффициент концентрации в лидирующих сегментах страхового рынка ранее не учитывался при расчете капитала игроков.
Говоря об особенностях политики инвестирования страховщиков в 2022 году, в Банке России отметили, что она проводилась в условиях высокой волатильности фондового и валютного рынков. «СК, как правило, продолжают применять достаточно консервативные инвестиционные стратегии, — отмечает ЦБ. — Сложившаяся ситуация с санкционными ограничениями оказала влияние на подход компаний к инвестированию. Так, инвестиции в активы недружественных стран стали сопряжены с повышенными рисками, в связи с чем компании ищут альтернативы таким инструментам на российском рынке или на рынках дружественных государств. Например, для рискового наполнения продуктов инвестиционного страхования жизни компании пробуют использовать вложения в российские финансовые инструменты».
Банки-кредиторы потеряют комиссии за присоединение заемщиков к коллективным страховкам
Последние годы остро болезненной для потребителей остается тема запредельных комиссий в пользу банка-кредитора при оформлении страховок для потребительских кредитов, которые достигали 95% и выше от уплаченной заемщиком премии по полису страхования жизни. Премия уплачивалась заемщиком за несколько лет вперед (на срок кредита). Эта практика сочетается с практикой присоединения страхователя-заемщика к действующему коллективному договору, сторонами которого выступают банк и страховщик, но не сам потребитель. Последний вообще в данном случае не сторона договора, это сильно осложняет заемщику в дальнейшем защиту интересов в ситуациях конфликта. Кроме того, по этой недружелюбной схеме платеж по страховке устанавливался резко выше, чем по такому же договору, заключенному на свободном рынке. И все это при том, что коллективный договор страхования заемщиков защищает интересы самого банка от невозврата кредитов при возникновении проблем со здоровьем или в случае смерти заемщика.
В последнее время законодатели, ФАС России и ЦБ направляли значительные усилия на ограничение условий для дискриминации потребителей, усилены права заемщиков на отказ от страховки и досрочное их расторжение. Правда, при этом резко взлетает ставка по кредиту. Прямых возможностей влиять на условия договора страхования, заключенного СК и банком в случае коллективной схемы договора, влиять на уровень комиссий у регуляторов пока нет.
Для решения проблемы высоких комиссий по договорам коллективного страхования потребуются дополнительные шаги со стороны законодателей, отмечают в ЦБ. «Банк России поддерживает предложения по внесению изменений в закон «О потребительском кредите (займе). Так, предлагается исключить взимание кредитором комиссии при подключении заемщика к договорам коллективного страхования. Это справедливо, поскольку в данном случае кредитор действует исключительно в собственных интересах», — полагает регулятор. Таким образом, вся эта схема зарабатывания на коллективных страховках сверхкомиссий разрушится.
Проектируемая мера может оказаться эффективней в сочетании с другой в рамках борьбы с недобросовестными практиками при кредитном страховании, которые связаны с навязыванием заемщику дополнительных страховых продуктов.
ЦБ возлагает надежды и на принятие закона о совершенствовании расчета полной стоимости кредита (ПСК). Таким образом, полное раскрытие потребителю информации о стоимости как самого кредита, так и страховки, о других платежах устранит возможность прятать дороговизну кредита, рекламируя при этом низкую ставку по нему.
«Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Государственной думе. В расчет ПСК будут включаться все платежи за дополнительные услуги, предлагаемые при заключении кредитного договора, включая плату за страховки. Так как действующее законодательство ограничивает размер ПСК по каждому виду кредитов (его значение не должно превышать среднерыночное более чем на треть), будет существенно ограничена возможность навязывания кредиторами заемщикам дополнительных страховых услуг», — пояснили в ЦБ.
Для защиты потребителя регулятор уже установил требования к кредитному страхованию, которые вступили в силу с 1 октября 2022 года (Указание 6139). Также 11 октября 2022 года ЦБ адресовал страховым организациям и кредиторам информационное письмо об обеспечении прав заемщика на выбор страховщика при добровольном страховании для исполнения обязательств по договору потребительского кредита (займа). ЦБ закрепил возможность отказаться от страховки при досрочном погашении кредита с возвратом части её стоимости, обязал предоставлять заемщику всю важную информацию об условиях страхования в доступной форме, а также предупредил о том, что недопустимо навязывать клиенту услуги конкретной компании для страхования связанных с кредитом рисков.
Отвечая на вопрос, какой эффект дали все эти меры, в ЦБ отметили, что «прошло слишком мало времени, чтобы оценивать эффект нового регулирования». Но там видят, что страховщики активно вносят изменения в свои правила страхования, приводят их в соответствие с новыми требованиями. Банк России будет мониторить, как страховщики соблюдают новые положения регулирования.
Проект: страховые брокеры без лицензий
В настоящее время Банк России продолжает активную дискуссию с участниками рынка, их профессиональными объединениями и Минфином о необходимости сохранения лицензирования деятельности страховых брокеров. По мнению регулятора, действующие требования не ограничивают риски клиентов страховых брокеров. Сами брокеры склоняются к пониманию, что отмена лицензий для них состоится, при этом усилится ответственность тех, кто остается с лицензиями ЦБ — то есть ответственность страховщиков и банков по брокерским договорам.
Инициатива регулятора «направлена на выравнивание условий осуществления деятельности страховых посредников, а также снижение надзорной нагрузки там, где это возможно», пояснили в ЦБ. В случае ее поддержания потребуются изменения в первую очередь в закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и подзаконные акты, принятые в соответствии с ним.
Одновременно Банк России сообщает о проведении детального анализа возможных рисков, связанных со снятием лицензионных требований к деятельности страховых брокеров. По результатам анализа были определены возможности управления рассмотренными рисками. Прежде всего — на уровне лицензируемых участников совершения операций, проводимых страховыми брокерами (банки, страховые организации).
«Страховые брокеры практически не работают с населением, а действуют в основном на B2B рынке, обе стороны которого представляют собой квалифицированных участников. В такой ситуации снятие лицензионных требований к деятельности страховых брокеров не повлияет на вопросы, связанные с предоставлением страховых услуг гражданам. Отказ от лицензирования российских страховых брокеров позволит уравнять в определенной степени условия их работы с деятельностью страховых агентов и иностранных страховых брокеров, которые могут работать на российском рынке в рамках перестрахования, будучи неподнадзорными Банку России. Также российские страховщики взаимодействуют с рядом профессиональных страховых консультантов — сюрвейеров, лосс аджастеров, разработчиками специализированного программного обеспечения, деятельность которых не подлежит лицензированию», — отмечает ЦБ.
Как сообщалось, представители брокерского сообщества разделились в оценке перспектив жизни без лицензий: небольшие компании — за, крупные — против. Основным негативным последствием несогласные с отменой лицензий называют риски появления на рынке отряда непрофессиональных игроков и формирования «серой зоны» в бизнесе. В любом случае решение регулятора об отмене лицензий для страховых брокеров может привести к экспансии и расширению числа игроков из-за снижения регуляторной нагрузки в сегменте.
Заполнение ЕФС-1: проще, чем кажется
Единая форма ЕФС-1 включает титульный лист и два раздела, а также подразделы к каждому из них.
Раздел 1 «Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате и дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию» объединяет в себе данные, которые содержались в формах СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и ДСВ-3.
Каждый из подразделов 1.1, 1.2, 1.3, 2 нужно подавать с обязательным представлением подраздела 1. Заполнение и отправка соответствующих подразделов производится из привычных объектов системы:
- подразделы 1 и 1.1 – аналог СЗВ-ТД – документ «Сведения о трудовой деятельности работников (СЗВ-ТД)»;
- подразделы 1 и 1.2 – аналог СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1 – документ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)»;
- подразделы 1 и 1.3 – новый отчет, подается государственными (муниципальными) учреждениями, которые ведут определенные виды деятельности – регламентированный отчет «ЕФС-1: Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений»;
- подразделы 1 и 2 – аналог СЗВ-КОРР – регламентированный отчет «Данные о корректировке сведений застрахованных лиц (СЗВ-КОРР)»;
- подраздел 3 – аналог ДСВ-3 – документ «Реестр ДСВ-3»
Пример 2. Проводки – уплата НДС и НДФЛ
К январю 2023 г. ООО «Профит» имеет следующие налоговые обязательства: необходимость уплаты НДС размером 500 000 р. и НДФЛ размером 60 000 р. Крайний срок для перечисления данных платежей – 28.01.2023 (суббота). Так как это выходной день, то он сдвигается, согласно общим правилам, на первый рабочий день – понедельник, 30-е число.
Компания перечислила одним платежом деньги в четверг, 26 января. Перечисленная сумма составляет 560 000 р. Совокупная сумма НДС и НДФЛ к уплате равна тоже 560 тыс. р., поэтому перечисленной суммы хватит, чтобы их погасить. Бухгалтерия отображает хоз. операции в соответствующие даты следующими проводками:
- Дт 68 субсч. «Расч. по ЕНП» Кт 51 – перечисление единого платежа размером 560 тыс. р. (26.01.2023);
- Дт 68 субсч. «Расч. по НДФЛ» Кт 68 субсч. «Расч. по ЕНП» – зачет ЕНП размером 60 тыс. р. в счет уплаты НДФЛ (30.01.2023);
- Дт 68 субсч. «Расч. по НДС» Кт 68 субсч. «Расч. по ЕНП» – зачет ЕНП размером 500 тыс. р. в счет уплаты НДС (30.01.2023).
Организационно-технический раздел учетной политики страховой организации
Элементы учетной |
Вариант выбора |
Организация учетной |
Бухгалтерия - самостоятельное структурное |
Организационная |
Централизованная. |
Рабочий план счетов |
Включает перечень синтетических счетов, субсчетов и |
Формы первичных |
График документооборота, в котором перечисляются |
Порядок проведения |
Приказ о назначении инвентаризационной комиссии. |
Технология обработки |
Форма бухгалтерского учета (журнально-ордерная, |
План отчетности |
Внешняя отчетность (бухгалтерская для страховых |
Новые федеральные стандарты бухучета
С 1 января 2023 г. при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях начинают применяться положения двух федеральных стандартов бухгалтерского учета. Но свою силу данные стандарты распространяют далеко не на все учреждения.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» утвержден Приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н. Данный ФСБУ устанавливает единые требования к бюджетному учету и отражению в отчетности нефинансовых активов имущества казны. Применять его должны только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.
Федеральный стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» утвержден Приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н. Документом обязано руководствоваться только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, начиная с отчетности за 2022 год.
Переход на ЭДО в бухгалтерском учете
С 1 января 2023 г. все без исключения учреждения бюджетной сферы должны перейти на применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета. Порядок применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета утвержден Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н (далее ‒ Приказ № 61н).
Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных документов Минфин России довел в Письме от 01.12.2021 № 02-07-07/98091.
В течение 2022 года в два этапа к Приказу № 61н были добавлены новые унифицированные формы электронных первичных документов и регистры бухгалтерского учета.
С 16.08.2022 введено восемь форм электронных документов Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н. С 2023 года в обязательном порядке новые документы применяют федеральные учреждения и госорганы, которые передали учет Федеральному казначейству. Для остальных учреждений обязанность использовать наступает с 2024 года. На бумажном носителе сейчас можно применять всем учреждениям.
Как быть, если у учреждения нет технической возможности формировать и хранить первичные документы и регистры в электронном виде? Учреждения, не перешедшие на применение Приказа № 61н, вправе формировать электронные документы на бумажном носителе и подписывать собственноручно. Однако отсутствие организационно-технической возможности необходимо подтвердить. Об этом сказано в п. 6 Методических указаний, п. 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций, Письме Казначейства России от 15.02.2022 № 07-04-05/08-3153.
Внимание
Если учреждение не перейдет на электронный документооборот с 1 января 2023 г., административная ответственность не установлена. Условие: применяете формы первичных учетных документов из Приказа № 61н на бумаге.
Общие принципы рискового страхования
Сущность страхования состоит в перекладывании риска возможных убытков на страховую компанию. Страховая компания за плату берет на себя обязательство полностью или частично возместить возможный ущерб.
«Страхование (Insurance) – один из наиболее часто используемых методов управления рисками. Возможно, ни один вид современной деловой активности непосредственно не воздействует на такое большое количество лиц во всех слоях общества, как страхование (оно касается дома, семьи или бизнеса почти каждого гражданина цивилизованного мира)».1
Существует множество видов рисков. Например, для страхования жизни рисками будет наступление смерти и риск постоянной утраты трудоспособности. В имущественном страховании рисками считаются повреждение или уничтожение имущества. Можно застраховать риск потери работы, риск потери багажа при авиаперелете, риск возникновения расходов на медицинское обслуживание, риск утраты права собственности на имущество из-за мошеннических действий при оформлении сделки купли-продажи. Помимо риска прямых убытков можно застраховать свои имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других людей.
Например, обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) служит защитой от риска нанесения ущерба другим водителям, их пассажирам и пешеходам в результате использования застрахованным автотранспортного средства. Аналогичным образом можно застраховаться от риска нанесения ущерба имуществу соседей в результате затопления.
«В личной жизни страхование позволяет избежать чрезвычайных расходов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций или на лечение в случае болезни и сохранить прежний уровень дохода при утрате трудоспособности за счет небольших (по сравнению с убытками) страховых взносов в страховой фонд».2
Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяет страхование как отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Понятие «страховой случай» – это наступившее событие, на случай которого проводится страхование, иными словами, это наступивший страховой риск.
Субъекты, объекты и предмет страхования
Для того чтобы рассматриваемое отношение было оформлено, должно принять участие как минимум две стороны.
Согласно стандартной схеме, субъекты страхования включают в себя страховщика и страхователя. В качестве одной стороны выступает компания, которая оказывает услуги страхования. Она может иметь как государственную, так и частную форму собственности, или же представлять собой акционерное общество. Именно страховщик разрабатывает условия, на которых оказываются услуги, и выставляет их своим потенциальным клиентам (которыми могут быть как юридические, так и физические лица). В свою очередь, последние могут принять данные условия в том случае, если они им подходят. Тогда они подписывают соответствующий договор установленного образца со страховой компанией и становятся страхователями (выступают в качестве застрахованного лица). Однако кроме обеспечения гарантии защиты данный документ накладывает определенные обязательства в виде обязательной выплаты страховой премии. Она может быть как однократной, так и регулярной.
Сегментация страхового рынка
При анализе и оценке конкурентной среды на рынке страховых услуг следует проводить сегментацию рынка: по отраслям и видам страхования, а также по составу участников страхового рынка. При анализе состава участников рынка страховых услуг учитывается наличие объединений (союзов, ассоциаций) страховщиков, а также различных форм совместного осуществления страховой деятельности, в том числе страховых пулов.
Показатели деятельности по группам страховщиков различаются в зависимости от их размера и принадлежности к определенному сегменту. Лидеры по показателям рентабельности – группа специализированных страховщиков жизни, группа нерозничных компаний, а также группа страховщиков, ориентированных в большей степени на прямые продажи.
Макроэкономическое состояние российского страхового рынка на основе собранных взносов и произведенных выплат, оценка уровня страхования в валовом региональном продукте позволили сделать вывод о том, что уровень развития страхования в территориальном разрезе является дифференцированным. Самым благоприятным по развитию страхования является Центральный регион. За ним по уровню развития регионального страхового рынка следуют Приволжский, Северо-Западный и Уральский регионы. К третьему уровню относятся Сибирский, Южный и Дальневосточный регионы.
Высокий уровень обеспеченности страховыми услугами в Центральном федеральном округе обусловлен концентрацией страхового бизнеса в Москве (7,7 %).
В регионах Северо-Западного и Сибирского федеральных округов уровень страховой защиты не превышает 1,5 %. Значительно ниже, чем 1,5 %, уровень страховой защиты в Южном, Приволжском и Уральском федеральных округах. В регионах Северо-Западного федерального округа уровень страховой защиты по регионам значительно ниже, так как 77 % всей собираемой страховой премии приходится на Санкт-Петербург с уровнем страхования 3,2 %.
Стратегией развития страховой деятельности Российской Федерации до 2020 г. обозначена цель – превратить страховую индустрию в стратегически значимый сектор экономики, в том числе за счет новых подходов к страхованию, обеспечивающих повышение экономической стабильности и снижение социальной напряженности в обществе путем проведения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов.
Страховой рынок – диалектическое единство внутренней системы и внешнего окружения. Внутренняя система полностью управляется страховщиком. Внешнее окружение состоит из элементов, на которые страховщик может оказывать управляющее воздействие, и элементов, не поддающихся контролю со стороны страховой организации.
К внутренней системе относятся следующие управляемые переменные: страховые продукты, система организации продаж страховых полисов и формирования спроса, система тарифов и др.
К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся: рыночный спрос, конкуренция, инфраструктура страховщика. К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся развитие научно-технического прогресса, государственная политика, состояние экономики, социальноэтническое окружение, конъюнктура мирового страхового рынка.
В структурном плане страховой рынок может быть представлен в двух аспектах: организационно-правовом и территориальном.
В организационно-правовом аспекте страховой рынок представлен акционерными, взаимными, государственными страховыми компаниями.
В территориальном аспекте страховой рынок представлен региональным, национальным и мировым рынком.
По характеру выполняемых страховых операций различают специализированные и универсальные страховые организации.
Специализированные страховые компании проводят отдельные виды страхования, например, огневое, страхование жизни и т. д. Перестраховочные компании также относятся к специализированным страховщикам.
Универсальные страховые организации предлагают широкий и разнообразный перечень страховых услуг, не ограничиваясь страхованием по отдельным операциям.
На страховом рынке действуют страховые и перестраховочные пулы. Формирование и функционирование страховых пулов в России регулируется в законодательном порядке.
Страховой пул определяется как добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, создаваемое на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула.
На основе договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) страховщики могут совместно действовать без образования юридического лица в целях финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования (страховые и перестраховочные пулы).
Уточнены требования к страховщикам
Так, им запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность, не связанную со страховым делом. Минимальный размер уставного капитала страховщика увеличивается до 300 млн руб., а для перестрахования — до 600 млн руб. При этом предусматривается переходный период для приведения размера уставных капиталов в соответствие с новыми требованиями. Увеличение не касается страховых организаций, осуществляющих ОМС.
Скорректирован порядок лицензирования страховых организаций. Так, для получения лицензии на страхование надо представить бизнес-план. Уже работающие страховые компании должны представить в ЦБ РФ бизнес-план в течение 1 года.
Предусмотрена обязанность страховых организаций (кроме осуществляющих ОМС) утвердить положение об оценке страховых рисков и управлении ими.
Страховые тарифы должны рассчитываться в соответствии со стандартами актуарной деятельности.
Уточнен порядок прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидации в связи с отзывом лицензии.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г., за исключением положений об увеличении минимального размера уставного капитала, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Уставной капитал страховых компаний: реалии нашего времени
- Так, длякомпаний с общим видом страхования (универсальные страховщики) уставной капитал должен составить 300 млн руб.
- Страховые компании, предоставляющие услуги медицинского страхования, должны повысить свой уставной капитал до 450 млн рублей.
- Перестраховочные компании смогут работать на рынке перестрахования рисков только при наличии уставного капитала суммой 600 млн рублей.
- Для новых страховщиков (страховых компаний, только открывающих свою деятельность) уставной страховой фонд должен быть равным уже установленным новым требованиям.
В связи с этим руководство нашей страны приняло решение навести порядок на рынке предоставления страховых услуг. Главная цель предпринимаемых мер – сделать страхование более прозрачным. Именно Базельская директива сыграла роль своеобразной дорожной карты, указывающей направление действий.
Окончание переходного периода по ФСБУ
В 2023 году действует переходный период по ФСБУ 14/2022 по нематериальным активам, который станет обязательным с 2024 года. До этого его можно применять по желанию.
Закончился переходный период ФСБУ 6/2020, 26/2020, 25/2018, 27/2021. Те, кто начал применять эти стандарты досрочно, прописали переходные положения в своей учётной политике. С 2022 года эти ФСБУ стали обязательными для всех — переходные положения утратили актуальность, их нужно исключить из учётной политики.
Кроме того, в некоторые стандарты внесли изменения, которые бухгалтеру необходимо учитывать в работе с 2023 года:
- Капитальные затраты на нематериальные активы и на НИОКР по новому ФСБУ относятся к НМА. Раздел, основанный на ПБУ 17/02 по учёту НИОКР, надо исключить из учётной политики.
- В ФСБУ 26/2020 внесли изменения по капвложениям в основные средства. Эти изменения можно применить досрочно независимо от того, применяет ли организация ФСБУ 14/2022.