Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории и подкатегории водительских прав в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водительские удостоверения на разные типы транспортных средств могут выдаваться лицам, соответствующим различным возрастным требованиям. Например, водительские права на транспортное средство категории «AI» могут быть выданы лицу, достигшему 16 лет, а водительские права на транспортное средство категории «C» могут быть выданы лицу, достигшему 21 года, имеющим стаж работы водителем 3 года, в том числе 1 год управления транспортными средствами категории «C1».
Как проходит обучение водителей
Обучение в специальных учебных заведениях с инструктором изложено в Приложении 2 к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан, в котором говорится, что подготовка должна включать теоретическое освоение основных тем, таких как:
Цель обучения — предоставить информацию о конструкции и техническом обслуживании автомобилей, а также об основах вождения и безопасности дорожного движения. Водителям важно знать ПДД, чтобы обезопасить себя и других во время движения. Кроме того, водителям полезно знать, как реагировать в случае, если аварии. Наконец, в этой статье мы дадим несколько советов о том, как стать лучшим водителем.
В ходе обучения основное внимание уделяется практическому опыту работы с инструктором.
Какие документы требуются для получения прав?
Если экзаменуемый чувствует себя неудовлетворительно перед сдачей теоретического экзамена, он должен сообщить об этом оператору. В этом случае прием экзамена у такого экзаменуемого проводится в другое время в течение этого дня либо в другой день согласно графику.
Средние грузовики, РММ которых более 3.5 и не более 7.5 тонн; транспорт категории «C1» c прицепом, РММ прицепа не более 750 кг.
Международное водительское удостоверение выдаётся без сдачи теоретического и практического экзаменов.Срок действия международных водительских прав – три года, но не более срока действия водительского удостоверения.
Транспорт категории «C1» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 12 тонн.
Перейдите по следующему пути: «Гражданам» – «Транспорт и коммуникации» – «Автомобильный транспорт» – «Получение водительского удостоверения». Нажмите на кнопку «Заказать услугу онлайн».
Для кого-то станет приятной новостью, что по законодательству отменено обязательное обучение в автошколах. Теперь, если человек имеет достаточные теоретические и практические навыки по правилам дорожного движения РК, то он может в местном СпецЦОНе сдать экзамен по теории ПДД и практическому вождению на автомобиле, и в случае успешной сдачи экзаменов может получить водительское удостоверение.
Какие водительские удостоверения действуют в Казахстане?
Об этом сообщил председатель Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан полковник полиции Берик Бисенкулов, передает ИА «Новости Казахстан».»В законопроекте (разрабатываемый новый закон о дорожном движении) предусматривается переход на новые водительские удостоверения в соответствии с требованиями Конвенции ООН о дорожном движении.
Проект закона «О дорожном движении», разработанный комитетом дорожной полиций МВД Казахстана, увеличивает количество категорий и вводятся многочисленные подкатегории транспортных средств водительских прав.
Новый образец водительского удостоверения вступил в силу 03 марта 2015 года и имеет следующие виды категории:
- «А», «A1» — на двухколесных мотоциклах;
- «В» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
- «B1» — на трициклах либо квадроциклах;
- «С», «C1» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг;
- «D» — на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м;
- «D1» — на автобусах, вместимость которых не более 28 сидячих мест и длина не более 7,0 м;
- «BE» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3 500 кг;
- «СЕ», «C1E» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м, или полуприцепом;
- «DE», «D1E» — на сочлененных автобусах или автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1 000 кг.;
- «Tm» — на трамвае;
- «Tb» — на троллейбусе.
Подача необходимых документов осуществляется в специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОНах).
Как поменять иностранные права на российские гражданину РФ?
Сходным образом происходит регулирование обмена иностранных прав гражданами РФ. Фактически, закон не различает лиц, которые ранее были подданными других государств, и «исконных» россиян. На момент подачи заявления и прохождения процедуры они все являются гражданами РФ. Поэтому в 2022 году действия для смены иностранных прав идентичны:
- Проводится сверка имеющегося документа с международным договором «О дорожном движении».
- Осуществляется подготовка к прохождению тестирования (без обновления в памяти некоторых положений и без ознакомления с регламентом проведения экзамена, сдать его будет проблематично).
- Подготавливаются нужные медицинские сертификаты, удостоверения, оплачивается пошлина.
- На основании собранных бумаг подается заявление.
- Подразделение ГИБДД назначает дату сдачи экзамена.
Категория «А» в водительском удостоверении очень популярна. Расшифровка – доступны мотоциклы. Причем не только стандартными мотоциклами, но и моделями, что предусматривают коляску. Конечно, мотоколяски стали не так часто встречаться, но, тем не менее, рассматриваемый транспорт всё ещё иногда используется, и эта категорияправ позволяет на нем ездить, не опасаясь неприятного столкновения с органами дорожного контроля.
Давайте для наглядности рассмотрим, какой транспорт можно назвать «мотоциклами». Расшифровка гласит – к рассматриваемому типу относят ТС с двумя колесами, боковым прицепом или его отсутствием. Рассматриваемая категория предусматривает возможность езды со средствами на 3 и 4 колеса, что рассматриваемый мотоцикл в полном снаряжении не превысит четыре сотни килограмм.
Водительское удостоверение с пометкой «D» позволяет заниматься перевозкой пассажиров на транспорте, что вмещает от 8 сидячих мест. Также рассматриваемая категория позволяет управлять транспортом с прицепом до стандартного габарита.
Как и остальные, эта категория водительских документов будет более полно и быстро понята, если использовать расшифровку. Итак, если ваши права отмечены этой буквой, значит, хоть сегодня садитесь за руль автобуса.
Рулить можно на любом басе, вне зависимости от их размеров и массы – от юрких маршруток до неповоротливых автобусов туристического типа. Кроме того категория при необходимости позволяет прикрепить к бусу маленький, легкий прицеп и не схлопотать за это штраф. Хотя водителям с правами рассматриваемой категории не разрешается вести автобусы-гармошки.
Особенности оформления и выдачи водительских прав, с учетом присвоенной категории
Современное водительское удостоверение, позволяющее управлять автотранспортом в пределах России, выполнено в виде пластиковой карточки. Лицевая сторона предусматривает размещение:
- персональных сведений об обладателе – отдельно указывается фамилия, а также имя с отчеством;
- даты и места рождения;
- диапазона срока действия документа;
- подразделения, выдавшего удостоверение;
- региона, в котором оформлялись права;
- номерного и серийного обозначения ВУ;
- открытых категорий.
Надписи выполнены на русском языке и дублируются латиницей.
С левой стороны размещается фото стандартных размеров, выполненное на светлом фоне, ниже – личная роспись владельца.
Вверху в овальном значке указывается национальная принадлежность удостоверения и наименование документа.
На обратной стороне водительских прав в табличной форме перечислены все существующие категории и подкатегории, с указанием открытых для конкретного водителя – проставляются соответствующие даты, в диапазоне которых документ действителен.
Дополнительно в колонке 12 с правой стороны указываются специальные обозначения. Отметка AS в водительском удостоверении, выданном мотоциклисту, указывает, что обладатель документа допускается к управлению техники, оборудованной рулем автомобильного образца. Указанная отметка проставляется в удостоверениях водителей, не получивших допуск к управлению мотоциклами.
С левой стороны от таблички размещен штрих-код без цифровых обозначений, справа внизу – указание номера и серии, совпадающее с нанесенным на лицевую страницу.
Категории присваиваются водителям, прошедшим теоретический и практический курс обучения в специализированных учебных заведениях, получивших лицензию на данный вид деятельности. Результат успешного усвоения учебной программы подтверждается кандидатами сдачей экзамена, включающего отдельно теоретический и практический блоки.
Если водитель желает расширить область управления, открыв новые категории, ему необходимо пройти дополнительное обучение с последующей аттестацией. В этом случае старые права сдаются, а выдаются новые. Необходимо учитывать, что удостоверение водителя автомобиля старого образца не подлежит замене, если срок действия документа еще не окончен.
Но водительские права не будут выданы, если претендент не достигнет минимальной установленной возрастной отметки, составляющей для следующих видов транспорта:
- скутеров или мопедов – шестнадцать лет;
- легковушек или грузовиков (без тяжелых прицепов) – совершеннолетие;
- пассажирского транспорта, включая электрический – двадцать один год.
Категории ВЕ, СЕ или DE имеют право получить водители с опытом управления аналогичных видов транспорта без тяжелых прицепов не менее одного года.
Указанные возрастные ограничения не распространяются на прохождение обучения, включая практические навыки. Несовершеннолетним кандидатам достаточно предоставить письменное согласие родителей, чтобы получить возможность аттестоваться. Но водительское удостоверение будет выдано после достижения указанных выше возрастных границ.
Обратите внимание! Несовершеннолетние допускаются к обучению на водительские права только с письменного разрешения родителей.
Для того, чтобы получить удостоверение любой подкатегории группы Е, в дополнение к ранее оформленной, необходимо пройти обучение и сдать квалификационный экзамен. Существуют определенные требования прохождения, которые нужно учитывать.
Так, необходимо обратить внимание на:
- Возраст гражданина – не менее 21 года.
- Основную категорию ВУ.
- Соответствие установленным медицинским требованиям. Прохождение комиссии – обязательно. По ее результатам будущему водителю выдается медсправка по форме 083/у-89. Предъявлять ее нужно при поступлении в автошколу.
Перед прохождением экзамена требуется оплатить госпошлину.
Нюансы получения водительского удостоверения и процедуры экзамена:
- Процесс проверки состоит из трех основных блоков – теория по билетам, практические знания – на автодроме и практика – в условиях города.
- Водитель, желающий получить категорию Е должен показать владение такими навыками, как прямолинейное движение, постановка авто задним бортом к платформе, движение задним ходом.
- Для того, чтобы управлять автомобилем, прицеп у которого имеет массу до 750 килограмм, не требуется оформление прав категории Е.
- Если обучение было завершено несколько лет назад, но теоретические знания сохранились в памяти, то проходить занятия повторно не нужно. Достаточно подать заявку в ГАИ и пройти экзамен.
Сдать экзамен на права, вне зависимости от категорий, без обучения в автошколе, не возможно.
Следует учесть, что права с категорией Е – это высший разряд, поэтому получить их достаточно сложно. Потребуется для начала «накатать» стаж не менее 12 месяцев на легковом автомобиле, с прицепом или без него.
Для того, чтобы получить навык вождения, соответствующий категории Е, знать только теорию недостаточно. В автошколе уделяется большое внимание специальному, практическому обучению.
После окончания занятий водитель сдает экзамен не только обучающему преподавателю, но и инспектору ГАИ. Пересдача возможна через некоторое время.
Для того, чтобы избежать пересдач, нужно учесть следующие нюансы:
- без отличного знания теории сдать экзамен не получится, поэтому придется выучить все правила дорожного движения;
- дополнительно категория Е предполагает наличие знаний по управлению ТС с большим количеством пассажиров, крупногабаритным прицепом. Требуется наличие не только теоретических, но и практических навыков;
- при сдаче экзамена на теорию нужно быть очень внимательным для того, чтобы не нажать не правильную кнопку – это может испортить результат.
При сдаче практической части торопиться не следует, но и сильная медлительность может вызвать подозрения в том, что водитель не знает, как ему двигаться.
Пересдача – достаточно частое явление, поэтому, если не удалось сдать теорию или практику с первого раза, можно лучше подготовиться и прийти еще раз.
Процедура получения водительских прав в Казахстане
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
D | — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов Требование к получению: — возраст 25 лет — стаж работы водителем не менее 5 лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к подкатегории «D1», не менее 3 лет |
D1 | автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов
Требование к получению: |
D1E | автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов
Требование к получению: право на управление транспортными средствами соответственно категорий «D» или «D1» в течение не менее двенадцати месяцев |
DE | автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, а также сочлененные автобусы
Требование к получению: право на управление транспортными средствами соответственно категорий «D» в течение не менее 12 месяцев |
Какие водительские удостоверения действуют в Казахстане?
Для открытия новых категорий необходимо пройти соответствующее обучение в учебных организациях и сдать экзамен точно так же, как в первый раз. При этом статьёй 74 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» предусмотрено последовательное получение подкатегорий и категорий, в которых предусмотрены ограничения по возрасту и наличию стажа управления транспортными средствами.
- А, А1 – двухколёсные мотоциклы;
- В – автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3 500 кг и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышающим 8, способные по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
- ВЕ – автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3 500 кг и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8, способные по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешённая максимальная масса состава транспортных средств превышает 3 500 кг;
- В1 – трициклы и квадроциклы;
- С, С1 – грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 3 500 кг;
- СЕ, С1Е – грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 3 500 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более одного метра, или полуприцепом;
- D – автобусы с вместимостью не менее 28 сидячих мест и длиной не менее семи метров;
- D1 – автобусы с вместимостью не более 28 сидячих мест и длиной не более семи метров;
- DE, D1E – сочленённые автобусы или автобусы с вместимостью не менее 28 сидячих мест и длиной не менее семи метров с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не менее тонны;
- Tm – трамваи;
- Tb – троллейбусы.
Водительские права могут быть выданы достигшим следующего возраста лицам:
- транспортными средствами подкатегории «AI» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категорий «А», «В» и подкатегорий «B1», «C1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категорий «С» и подкатегории «D1» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1», не менее одного года;
- транспортными средствами категорий «D», «Тm» и «Tb» — лицам, достигшим двадцатипятилетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «D1», не менее трех лет;
- составами транспортных средств категорий «BE», «СЕ», «DE» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «В», «С» или «D» в течение не менее двенадцати месяцев;
- составами транспортных средств подкатегорий «С1E», «D1E» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «С», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев;
Так же национальное водительское удостоверение могут получит иностранные граждане и лица без гражданства имеющие регистрацию по постоянному месту жительства в Республике Казахстан.
Новый образец водительского удостоверения вступил в силу 03 марта 2015 года и имеет следующие виды категории:
- «А», «A1» — на двухколесных мотоциклах;
- «В» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
- «B1» — на трициклах либо квадроциклах;
- «С», «C1» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг;
- «D» — на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м;
- «D1» — на автобусах, вместимость которых не более 28 сидячих мест и длина не более 7,0 м;
- «BE» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3 500 кг;
- «СЕ», «C1E» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м, или полуприцепом;
- «DE», «D1E» — на сочлененных автобусах или автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1 000 кг.;
- «Tm» — на трамвае;
- «Tb» — на троллейбусе.
До сдачи экзамена будущим водителям в первую очередь необходимо пройти медицинский осмотр, и затем получить справку о состоянии здоровья формы 073-у. Для этого необходимо обратиться в медицинское учреждение (частное или государственное) или филиалы «НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», где предоставляют услуги медицинские работники.
В настоящее время существуют два способа получения водительского удостоверения: путем обращения в филиал НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», через портал «электронного правительства» только в случае обмена водительского удостоверения.
Для получения водительског�� удостоверения впервые или при дополнении категорий на право управления транспортными средствами кандидатом предоставляются в Государственную корпорацию:
- Документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации личности);
- Медицинская справка и ее копия;
- Свидетельство об окончании курсов и его копия, или документ, полученный через автоматизированную информационную систему (за исключением случаев самоподготовки).
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
- Документ, подтверждающий стаж работы (справка с места работы) для присвоения дополнительных категорий «С», «D1», «D», «Tm», «Tb».
* Свидетельство не обязаны предоставлять лица, прошедшие самостоятельную подготовку и претендующие на получение права управления транспортными средствами категорий «А», «В» и подкатегорий «А1», «В1».Лица, самостоятельно подготовившиеся по категориям «А», «В», подкатегориям «А1», «В1» сдают экзамены в зданиях Государственной корпорации и на автоматизированном автодроме.
Для получения водительского удостоверения после окончания срока лишения прав управления ТС, сдается только теоретический экзамен ПДД.
При по обмене водительского удостоверения после окончания срока его действия, теоретический и практический экзамен не сдается.
Особенности приема экзаменов в автоЦОНе
Как правило, на сдачу экзамена в автоЦОН курсантов организовано приводит автошкола. Для этого назначается определенный день, когда все учащиеся могут пройти экзамен, потом – организовано получить права.
Но обратиться в учреждение вы можете самостоятельно в удобное для вас время.
Для этого нужно:
- оригинал удостоверения личности;
- предоставить оригинал и копии документов (Свидетельство об окончании курсов, личную карточку водителя и шоферскую медкомиссию формы-073/у);
- оплатить государственную пошлину за изготовление водительского удостоверения — в размере 4000 тенге (с 2021 года);
- сделать фотографию установленного образца (фотографирует оператор центра);
- взять номерок-талон на экзамен.
Когда подойдет ваша очередь, вас позовут сдавать теорию. Экзамен будет проходить в специальном помещении с камерами видеонаблюдения, чтобы исключить попытки нечестного прохождения компьютерных тестов. На сдачу теоретической части отводится 40 минут и предлагается ответить на 40 вопросов. Экзамен считается пройденным, если вы допустили в ответах 8 ошибок и меньше.
Те студенты, которые регулярно посещали занятия и добросовестно учились в автошколе, справляются с первым этапом испытаний без проблем. Успешные результаты экзамена по теории дают право на прохождение практической части – вождения. Сдать практику вы можете в течение трех месяцев после завершения экзамена по ПДД. Если по каким-то причинам вы не смогли сдать экзамен, придется опять сдавать теорию (повторная сдача экзамена разрешается на 8 день, после предыдущей попытки).
Следующим шагом нужно сдать вождение, которое проходит на специализированном автодроме автоЦОНа. Рекомендуем перед практическим экзаменом пройти пробное вождение на автодроме, оплатив 2500 тенге за один круг. Пробные заезды проходят по воскресеньям, когда нет сдачи экзаменов, но для этого Вам необходимо заранее обратиться в отдел на 3-м этаже АвтоЦОНа, который курирует этот вопрос. Пробный круг даст вам уверенность в своих силах и поможет избежать волнения во время экзаменационного испытания, помимо этого Вы почувствуете автомобиль и ознакомитесь с маршрутом.
Для сдачи вождения вам предоставляют автомобиль уже без дополнительных педалей, и принимать экзамен будет не человек, а компьютер, установленный в салоне. За все, что произойдет с вами и автомобилем в дороге, вы будете нести полную ответственность. Перед началом сдачи экзамена убедитесь, что с машиной все в порядке, проверяйте ее так, как учили это делать в школе перед выездом. Если вы обнаружите какую-то неисправность в машине, которая не разрешает ее использование, требуйте замены авто.
Порядок прохождения вождения, подробно объясняют в автошколе, поэтому вопросы, что делать на автодроме, у студента не возникают. Главное, в дороге соблюдать ПДД, ничего не сбить. За нарушения снимают баллы. Нужно набрать 95 пунктов из возможных 100.
Есть нарушения, за которые могут снять с вождения и не принять практику.
Основные ошибки:
- вы в течение 30 секунд, не произвели старт;
- поехали с поднятым ручным тормозом;
- проехали на красный сигнал светофора;
- сбились с маршрута;
- наехали на бордюр;
- совершили ДТП.
Процедура получения прав
После успешного прохождения экзаменационных процедур вам вручат права на управление легковым автомобилем категории «В». Там же, в ЦОНе, в течение нескольких минут вы получите заветный документ и уже сможете самостоятельно водить машину. Права выдают на 10 лет, по окончании этого термина документ нужно будет поменять. Сдавать при этом экзамены не нужно. Не потребуется пересдача даже в том случае, когда вы просрочили сроки замены прав (по новому закону от 2018 года).
После того как Вы получите водительское удостоверение, не торопитесь уходить, прямо около окна выдачи, проверьте правильность написания ФИО, даты рождения и т.д.
Закон определяет случаи обязательной сдачи экзаменов по ПДД и вождению:
- получение прав первый раз;
- оформление прав другой категории (подкатегории);
- восстановление документа после лишения права на управление автомобилем.
Водительские права: как получить в Казахстане в 2021 году
Фото: UGC Законодательство, которое регулирует обязанности и права тех, кто передвигается по дорогам, описывает возможные категории прав. Закон описывает категории тех или иных прав в более чем 1,5 тыс. слов. Расскажем подробнее о том, как расшифровать с юридического языка категории в водительских правах.
Водительское удостоверение — это официальный документ, который подтверждает факт готовности к управлению определенным средством передвижения. Оно означает, что его обладатель сдал соответствующий государственный экзамен и может быть участником дорожного движения как водитель. В таком удостоверении указана категория.
Категория L1
— Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L2
— Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или — в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт
Категория L3
— Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L4
— Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L5
— Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L6
— Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или — в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L7
— Четырехколесное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Не следует путать понятия «КвадрОцикл» и «КвадрИцикл». К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см.;
- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
- в случае электродвигателя – номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория В1 разрешает управление не только легкими, но и прочими квадрициклами, к которым относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб.см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Мопед – это двухколесное или трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см., или — в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
По проекту закона «О дорожном движении» были созданы новые категории прав.
Сегодня в Казахстане действуют следующие водительские категории:
- «A» Требуется для оформления удостоверения на вождение мотороллера, мотоцикла и других мототранспортных средств. Получить ее можно лишь после 16 лет;
- «A1» Она нужна для вождения мотоцикла с рабочим объемом двигателя, который не выше 125 см куб. и имеет мощность 11 кВт;
- «B» Эта категория действует для авто, массой не выше 3,5 тонн и количеством посадочных мест не больше 8, а также для ТС с прицепом, вес которого не превосходит 750 кг;
- «B1» Действует для квадроциклов;
- «C» Действительна для автомобилей, масса которых не выше 3,5 тонн, и авто с прицепом, допустимый вес которого не превышает 750 кг;
- «C1» Действует для ТС, которые не относятся к категории «D» и «D1», массой более 3,5 тонн, но не больше 7,5 тонн, а также ТС категории «C1» с прицепом, весом не больше 750 кг;
- «D» Эта категория предназначается для автомобилистов, осуществляющих транспортировку пассажиров на авто, имеющих более 8 мест, а также для водителей ТС с прицепом, имеющим массу более 750 кг;
- «D1» Нужны для вождения автомобилей, приспособленных для транспортировки людей и имеющих больше 8, но не больше 16 посадочных мест или для управления авто с прицепом, имеющим массу до 750 кг;
- «BE» Она распространяется на авто категории «B», скрепленные с прицепом, вес которого находится в пределах 750 кг и превосходит по массе ТС без нагрузки, а также на ТС категории «B», которые скреплены с прицепом массой до 750 кг и имеют максимальный вес автопоезда более 3,5 тонн;
- «CE» Распространяется на авто категории «C», которые скреплены с прицепом, имеющим массу больше 750 кг;
- «С1Е» Распространяется на авто категории «C1», которые скреплены с прицепом, имеющим массу более 750 кг, но не более массы ТС без нагрузки. При этом общий вес состава не должен превосходить 12 тонн;
- «DE» Она распространяется на авто категории «D», которые скреплены с прицепом, весящим 750 кг;
- «D1E» Сюда относятся авто категории «D1», которые скреплены с прицепом весом 750 кг, превышающим вес ТС без нагрузки. Общая допустимая масса состава не должна быть выше 12 тонн.
Документы следует подавать в СпецЦОНы. Если нет возможности подать документы в СпецЦОН, нужно обратиться в регистрационное полицейское отделение.
Предоставляются следующие документы:
- Оформленным бланком на выдачу прав;
- Документом, удостоверяющим личность;
- Адресной справкой;
- Медсправкой;
- Квитанцией, свидетельствующей об оплате пошлины;
- Экзаменационным листом.
Получить удостоверение международной формы без сдачи экзаменов можно на срок до 3 лет, но не больше того срока, в течение которого действуют национальные права.
Подтверждение права нахождения за рулём – водительское удостоверение – неотъемлемая часть комплекта документов, подтверждающих право нахождения за рулём автомобиля.
Благодаря своему компактному размеру, документ очень удобен в применении. Он содержит большой объём передаваемой информации.
Помимо указания категории ТС, к которой допущен водитель, там прописаны все персональные данные владельца.
Права могут служить для подтверждения личности, как и паспорт.
Формат документа, подтверждающего право водителя находиться за рулём, утверждён приказом МВД России № 365 в 2009 г., где идёт речь о введении удостоверения в действие. Позже были введены корректировки, согласно которым в 2021 г. (начиная с 4 апреля) стали появляться непривычные водителям аббревиатуры, написанные латинскими буквами в выдаваемых правах обновлённого образца.
В удостоверении нового типа сохранилось 14 граф, как и в старом, из них 9 находятся на лицевой стороне.
В них прописаны:
- личные данные водителя, заполняются из паспорта (графы 1–3);
- В №4 – пункты a), b), c) – информация о дате выдачи документа, сроке действия и выдавшего их органа;
- № 5 – данные удостоверения (серия и номер), совпадающие с теми, что указаны на другой (оборотной) стороне;
- графы 6–8 – фото собственника,личная подпись и место жительства, регистрации;
- № 9 – разрешённые к вождению категории транспорта.
Оборотная сторона содержит следующие графы (10–14), расположенные в виде таблицы (кроме граф 13, 14):
- графы 10–11 – напротив открытой категории будет вписан срок действия удостоверения;
- № 12 используется как раз для проставления особых отметок, связанных с открытой категорией прав;
- штрих-код, находящийся слева от таблицы, считается графой 13;
- № 14 отводится под указание обозначений, связанных со всеми категориями, разрешёнными к вождению, а также туда вносится информация об общем сроке стажа.
Сначала 2014 г. ГИБДД ввело пиктограммы новых подкатегорий (хотя выдавать документы нового образца стали с 2021 г., изменения утвердили в 2014 г.) Сделано это было для соответствия установленным пунктам Венской Конвенции – международного договора о приведении ПДД к общему знаменателю.
Теперь оформление водительских документов максимально приближено к западным стандартам. С обновлённым удостоверением возможна поездка по большинству европейских автомагистралей без проблем взаимопонимания с сотрудниками ГИБДД.
Введены особые категории – В1 и Е.
Первая (В1) обозначает допуск к управлению ТС с рулём мотоциклетного типа, в основном это трициклы и квадроциклы.
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами): категория «А» — мотоциклы;
Данная категория разрешает управлять мотоциклами, как с коляской, так и без нее. Согласно правилам дорожного движения, мотоциклы представляют собой транспорт с двумя колесами, в некоторых случаях с боковым прицепом.
Также, открытая категория А разрешает управлять любыми транспортными средствами, вес которых не превышает 400 килограммов.
Ранее использовались бумажные удостоверения, заламинированные в пленку. Как показала практика, при постоянном пользовании они быстро приходили в негодность. Современные водительские права приближены к международным стандартам и не просто удобны в использовании, но и снабжены множеством защитных знаков. Среди них:
- сетка волнистых линий на лицевой стороне;
- микротекст;
- штрих-код на оборотной стороне.
Новое водительское удостоверение изготавливается на жестком пластике розоватого оттенка.
Указание на допуск к управлению транспортом определенной категории и подкатегории находится в сетке, расположенной на обороте водительских прав. При наличии документа о пройденном обучении и успешной сдаче экзамена проставляется соответствующая отметка буквенным обозначением.
В сетке напротив категории и подкатегории колесного транспортного средства наносится его пиктографическое изображение. При замене на новое удостоверение под таблицей отмечают дату старых водительских прав.
Трициклы (трёхколёсный мототранспорт), квадрициклы (четырёхколёсный мототранспорт – квадроциклы и мотоколяски), мотоциклы категории «A» с боковым прицепом (коляской). Лица достигшие 18-ти лет.
Законопроектом предусмотрены нормы, по которым водители автотранспортных средств смогут передвигаться, имея при себе только удостоверение личности. Всю остальную информацию об автовладельце полицейские будут видеть через планшет. Для этого они обеспечены необходимой базой данных и техническим оснащением.
Законопроектом предусмотрены нормы, при которых водители автотранспортных средств смогут передвигаться, имея при себе только удостоверение личности. Всю остальную информацию об автовладельце полицейские будут видеть через планшет. Для этого они обеспечены необходимой базой данных и техническим оснащением.
Постановление о наложении штрафа направляется судом, уполномоченным органом (должностным лицом) администрации организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов. Удержание штрафа производится в срок, не превышающий шести месяцев.
Транспорт категории «D1» с прицепом (грузовым), РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 12 тонн.
Некоторые депутаты сената высказали мнение, что с использованием информации базы данных у сотрудников полиции могут возникнуть проблемы. Браво! У феодальной власти совести ноль,ума ноль,зато издевательства над своими (!!!) людьми,хоть отбавляй.
Через филиал НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Сейчас доступно онлайн-бронирование услуги на бумажных носителях в ЦОНах на время карантина.
Скажите пожалуйста, а каким образом сотрудники ГАЙ на дорогах проверяют ( тонированны переднии стёкла или нет ) и каким именно прибором они это делают. Ведь определение на глаз не серьёзно да и не по закону.
Согласно правилам проведения медицинского осмотра, заключение о годности для допуска к управлению о состоящих (или не состоящих) на учете нарколога и лиц с наличием в организме продуктов обмена психоактивных веществ, а также заключение с психологическим тестированием выдает врач и заверяет его личной подписью и личной печатью.
То что вы называете ПРАВАМИ является водительским удостоверением. Хотя это все таки оговорка по Фрейду.
Согласно правилам проведения медицинского осмотра, заключение о годности для допуска к управлению о состоящих (или не состоящих) на учете нарколога и лиц с наличием в организме продуктов обмена психоактивных веществ, а также заключение с психологическим тестированием выдает врач и заверяет его личной подписью и личной печатью.
То что вы называете ПРАВАМИ является водительским удостоверением. Хотя это все таки оговорка по Фрейду.
С 13 февраля водительские удостоверения и другие документы у казахстанских водителей будут проверять с помощью планшетов. Сидящим за рулем нужно иметь при себе лишь удостоверение личности.
После прохождения медосмотра можно приступать к сдаче экзамена. К экзамену допускаются лица, имеющие постоянную регистрацию по месту жительства или временную – не менее 6 месяцев.
Экзамен по теории проходит в виде теста на компьютерах. Он включает в себя 40 вопросов. Тестирование занимает 40 минут. На один вопрос выделяется всего минута.
По данным на январь 2021 года, в Казахстане с разрешением на постоянное жительство на учете состоят 141 622 иностранца, 7 049 человек без гражданства и 504 беженца.
Чтобы оформить новые права, следует подать заявку на портале «электронного правительства». Процесс получения удостоверения в этом случае будет очень простым. На портале нужно будет зарегистрироваться или войти в свой личный кабинет. После этого понадобится заполнить все обязательные поля и прикрепить фото и отсканированный образец подписи.
Практический экзамен оценивается по следующей системе: положительная оценка – «Сдал», отрицательная – «Не сдал».
В 2019 году в Казахстане отменили обязательное прохождение курсов в автошколах. Сегодня если у человека имеются необходимые навыки, он может сдать экзамен в СпецЦОНе. Если сдача окажется успешной, ему будут выданы водительские права.
В 2021 году утверждено пять основных групп:
- А – мототранспорт;
- В – легковые автомобили;
- С – грузовые авто;
- D – автомобильный транспорт для перевозки пассажиров;
- М – мопеды и прочие транспортные средства, имеющие небольшую мощность.
Любому человеку, который решил сесть за руль автомобиля, для начала необходимо изучить теорию и практику вождения. Правительство Казахстана ежегодно упрощает процедура оформления прав.
Водитель автотранспортного средства, участвующий в дорожном движении (ДД) на территории Казахстана, обязан соблюдать предъявляемые к нему требования, в числе которых:
- знание и соблюдение ПДД, а также положений Закона о внесении изменений в ПДД;
- строгое соблюдение требований сигналов регулировщика и светофоров, дорожной разметки и знаков, используемых для регулирования ДД, световой и звуковой сигнализации, которая применяется в ходе дорожных работ, а также звуковых и световых сигналов автотранспорта специальных и оперативных служб;
- участник движения не должен своим поведением причинять вреда остальным водителям, а также их транспортным средствам, обязан обеспечивать безопасность ДД;
- содействовать поддержанию в надлежащем состоянии дорожного покрытия, знаков, светофоров и других технических средств регулировки ДД.
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
A | Мотоциклы
Требование к получению: возраст от 18 лет |
A1 | мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды: — максимальной скоростью более 50 км в час; — рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров; — максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт. Требование к получению: возраст от 16 лет |
Как открыть дополнительную категорию?
Для того, чтобы получить право на управление нужным вам ТС, необходимо обратиться в ГИБДД, пройти обучение и сдать экзамен. Расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца 2018 года поможет вам при выборе программы обучения в автошколе.
Если у вас остались вопросы по теме, что означают категории в новых водительских удостоверениях: сколько их бывает и на управление какими видами транспорта дают право, задайте их юристам через форму на сайте.
Стоит воспользоваться Госсуслугой и заплатить дешевле за права.
Что-то у Вас сплошные нестыковки))
«Квадроцикл регистрируется в Гостехнадзоре и нужны права А1» Квадроцикл – это иногда категория А)) если мощность превышает 11 кВт и максимальный объём двигателя 125 см3. Кроме того, квадрициклы и квадроциклы могут иметь смешанные признаки, если у квадрицикла мотоциклетная посадка, то нужны права категории А, А1 или В1 с мотоциклетной посадкой, то есть, с автомобильными правами им управлять нельзя. И наоборот. Поэтому соответствие категории проверяем по ПТС или по свидетельству о регистрации ТС.
«Управление транспортным средством без нужной категории – это административное правонарушение (ст.12.7 КоАП РФ), за которое налагается штраф от 5 до 15 тыс. рублей. В такой ситуации автомобиль задерживается, водитель отстраняется от управления.» – немного не так. За отсутствие прав (забыл, потерял) штраф 500 рублей, если это Ваш автомобиль. Если же Вы едете на чужом авто без прав, то с Вас снова штраф 500 рублей, а вот с хозяина ТС за передачу права управления водителю без прав, штраф 3000 рублей. Если же у водителя прав нет и никогда не было, тогда штраф от 5 до 15 т.р. Если водитель лишён прав, тогда с него штраф 30 т.р. и арест, либо обязательные работы.
Процедура получения водительского удостоверения
В первую очередь необходимо пройти медицинское освидетельствование по форме 083-У. Такой осмотр можно пройти в любом государственном или частном медицинском учреждении, а также в специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОН). В результате положительного осмотра врачами, вы получите справку с необходимыми отметками и печатями.
После того, как Вы получили справку о прохождении медицинского осмотра, предстоит пройти самый сложный этап – сдача экзамена. Экзамен состоит из двух проверок: тестирование на знание правил дорожного движения Республики Казахстан и практическое вождение на транспортном средстве.
Теоретический экзамен ПДД РК проводится в виде компьютерного тестирования. Тестирование состоит из 40 вопросов, каждый из которых имеет несколько вариантов ответов. Вопросы охватывают правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196. На тестирование отводится 40 минут, т.е. на каждый вопрос по 1 минуте. По завершении теоретического тестирования кандидату выдается результат. В случае не успешной сдачи теста, кандидат может пересдать экзамен.
Водительские права в Казахстане: документы
Трициклы (трёхколёсный мототранспорт), квадрициклы (четырёхколёсный мототранспорт – квадроциклы и мотоколяски), мотоциклы категории «A» с боковым прицепом (коляской). Лица достигшие 18-ти лет.
Законопроектом предусмотрены нормы, по которым водители автотранспортных средств смогут передвигаться, имея при себе только удостоверение личности. Всю остальную информацию об автовладельце полицейские будут видеть через планшет. Для этого они обеспечены необходимой базой данных и техническим оснащением.
Законопроектом предусмотрены нормы, при которых водители автотранспортных средств смогут передвигаться, имея при себе только удостоверение личности. Всю остальную информацию об автовладельце полицейские будут видеть через планшет. Для этого они обеспечены необходимой базой данных и техническим оснащением.
Постановление о наложении штрафа направляется судом, уполномоченным органом (должностным лицом) администрации организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов. Удержание штрафа производится в срок, не превышающий шести месяцев.