Зачем нужна диагностическая карта для ОСАГО?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужна диагностическая карта для ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начнем с того, что определение «талон техосмотра» и его внешний вид вышли из нормативно-правовых актов. Вместо этого бланка автовладелец получает диагностическую карту машины. Получить ее можно в лицензированном центре обслуживания технических средств, после проведенного осмотра.

Что изменилось в правилах техосмотра?

Как выглядит современная диагностическая карта? Она представляет собой бланк формата А4, в табличной форме представлена вся информация об автомобиле, пишется заключение о возможном или невозможном управлении им. Подписывается бланк работником станции, который проводил технический осмотр. Оформляется два печатных экземпляра и один в электронной форме, закрепляется один индивидуальный номер бланка. На руки собственнику машины дается 1 карта, вторая хранится три года у специалиста, осуществлявшего диагностику.

При этом с 2014 с водителей сняли обязательства оплачивать госпошлину за прохождение технического осмотра или выдачу дубликата диагностической карты.

Срок создания диагностической карты в ЕАИС ТО

Требованиями аккредитации являются:

3) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах.

Требованиями аккредитации являются:

3) наличие технических возможностей для передачи по окончании проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;

При прохождении аккредитации оператор технического осмотра, кроме прочего, должен иметь возможность немедленно передать информацию в единую автоматизированную информационную систему.

Напомню, что до 1 марта 2021 года допускалось выгружать информацию в базу данных в течение суток. Теперь же пункт технического осмотра должен иметь постоянный доступ к сети Интернет.

4. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра.

4. Сведения, указанные в пунктах 1, 3, 6, 7 части 3 настоящей статьи, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра после окончания проведения технического диагностирования при оформлении диагностической карты. Сведения, указанные в пункте 8 части 3 настоящей статьи, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра непосредственно после выявления несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство.

Кроме того, что оператор должен иметь постоянный доступ к базе данных, он также должен в режиме реального времени вносить в эту базу данных информацию о проведенном техническом осмотре. То есть сразу же после того, как машина прошла все технические проверки, в ЕАИС ТО должна быть оформлена электронная диагностическая карта.

Что делать, если у оператора пропал доступ к базе данных?

В обновленном законе также учтено, что в процессе работы могут возникнуть технические трудности с доступом к единой базе данных. Поэтому в нем приведены инструкции на случай, если у оператора пропадет доступ к сети Интернет или отключат свет:

42. В случае возникновения технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна (в том числе в случае прекращения подачи в пункт технического осмотра электрической энергии или отсутствия связи с информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет») в течение менее четырех часов, сведения в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра могут быть переданы в течение 24 часов с момента возникновения такой технической неполадки. Наличие технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна, оформляется актом (включающим в том числе указание на время возникновения и устранения такой технической неполадки), который подписывается техническим экспертом.

43. В случае, если техническое диагностирование проведено в полном объеме, а диагностическая карта не может быть оформлена в связи с возникновением технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна, диагностическая карта по результатам такого технического диагностирования может быть оформлена в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра в течение 24 часов с момента возникновения такой технической неполадки. При этом количество диагностических карт, сведения о которых передаются в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, не может превышать число диагностических линий, сведения о которых включены в реестр операторов технического осмотра.

Читайте также:  Как сдать комнату в аренду по закону

44. При наличии технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна в течение более четырех часов, технический осмотр не проводится до момента устранения такой технической неполадки.

Из приведенных пунктов можно сделать следующие выводы:

1. Если при работе станции технического обслуживания возникла техническая неполадка (отключили свет или пропал доступ к сети Интернет), то должен быть составлен акт о технической неполадке. В этом документе указываются время возникновения неполадки и время ее устранения, акт подписывается экспертом.

2. Если техническая неполадка произошла более 4-х часов назад, то проводить технический осмотр и оформлять диагностические карты запрещается.

3. Если техническая неполадка произошла менее 4-х часов назад (например, во время осмотра очередного автомобиля), то закон разрешает провести осмотр до конца, а электронную диагностическую карту оформить в течение 24 часов.

4. Если произошла техническая неполадка, то разрешается провести только один техосмотр на каждой диагностической линии. Вторую машину на ту же самую линию загонять нельзя до тех пор, пока не будет оформлена диагностическая карта для предыдущей машины.

Как можно проверить действительна ли диагностическая карта для ОСАГО

Проверить действительность ДК возможно через ЕАИС. База круглосуточно доступна операторам, экспертам ТО, сотрудникам ГИБДД и страховщикам. Отдельные страховые предприятия и маркетплейсы на своих интернет-ресурсах размещают онлайн-сервисы для оперативной проверки легальности выданной ДК. Для этого нужна соответствующая информация, поэтому рекомендовано получать ДК, подтверждаемую бумажной версией. Ее получение происходит исключительно в заявительном порядке.

Далее в онлайн-форму вносятся следующие сведения:

  • госномер искомого транспорта;
  • VIN-нумерацию авто;
  • номерные значения кузова, шасси;
  • информацию о выданной ДК (нумерация по ЕАИСТО).

Что такое диагностическая карта

Диагностическая карта (ДК) — это заключение о техническом состоянии автомобиля, выданное на основании проверки (диагностики) в аккредитованном ПТО (пункте технического осмотра). Использование документа утверждено в ст. 19 Федерального закона № 170 «О техническом осмотре ТС…», с поправками от 01.04.2020 г.

Форма диагностической карты появилась в 2012 г., и пришла на смену талончикам ТО, которые мы крепили на лобовых стеклах своих автомобилей. Но, так как государство передало проведение техосмотров в частные руки (с 2010 г.), то у многих нечистоплотных ПТО появилось желание заработать сверхприбыль. А именно, они предлагали пройти техосмотр для ОСАГО без проверки машины. Платишь деньги, и забираешь ДК.

Более массовый характер схема выдачи «серых» диагностических карт приобрела после 2013 г., когда появилась база ЕАИСТО (единая автоматизированная информационная система технического осмотра). Оформлением ДК онлайн занялись страховщики непосредственно при продаже автостраховок. Для этого они становились брокерами ПТО, получали коды доступа к системе ЕАИСТО и вносили в нее данные. Теперь эта «лавочка» прикрыта. Для оформления требуется цифровая подпись эксперта, а также фотоснимки установленного разрешения: при заезде/выезде ТС в/из ПТО, с привязкой ГЛОННАСС (п. 5 Приказа № 97 от 31.03.2020 г.).

Когда и зачем нужна диагностическая карта

С 2003 г. нельзя эксплуатировать транспортное средство на дорогах общего пользования без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Но, чтобы оформить договор автострахования, владельцу необходимо сначала сделать диагностическую карту на автомобиль. Номер ДК заносится в базу РСА и открывает доступ страховым компаниям для оформления полиса. Таким образом, страховщик предоставляет услуги ОСАГО на технически исправное транспортное средство, и в случае ДТП покроет убытки.

Если виновник ДТП совершил происшествие с действующим полисом ОСАГО, но истекшим техосмотром, то страховая компания возместит ущерб потерпевшей стороне, а понесенные расходы взыщет с виновника в регрессном порядке, через суд.

Как часто проходить технический осмотр авто

Правила нового ТО существенно усложнили жизнь многим автовладельцам, в частности тем, что теперь невозможно купить диагностическую карту, а владельцам грузовиков надо проходить ТО чаще. Однако обновленный Закон привнес ряд послаблений для некоторых собственников легковых ТС. Например, увеличился интервал прохождения ТО.

Таблица 1. Техосмотр 2021 по новым правилам (ст. 15, № 170-ФЗ)

Транспортные средства Возраст ТС Регламент прохождения ТО
Автомобили «В» г/п до 3,5 т и мотоциклы До 4 лет Освобождены
Прицепы физических лиц грузоподъемностью до 3,5 т Освобождены
Прицепы физических лиц грузоподъемностью от 3,5 т До 4 лет Освобождены
4 года — 10 лет 1 раз в 2 года
1 раз в 2 года 1 раз в год
Легковые автомобили «В» и мотоциклы 4 года — 10 лет 1 раз в 2 года
Легковые автомобили «В» и мотоциклы от 10 лет 1 раз в год
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобили до 5 лет 1 раз в год
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобили от 5 лет 2 раза в год
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью до 3,5 т до 4 лет Освобождены
4 года — 10 лет 1 раз в 2 года
от 10 лет 1 раз в год
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью от 3,5 т. до 4 лет Освобождены
4 года — 10 лет 1 раз в 2 года
от 10 лет 1 раз в год
Прицепы/полуприцепы для перевозки опасных грузов 2 раза в год
Читайте также:  Пошаговая инструкция, как получить копию свидетельства о рождении ребенка

Какие правовые последствия влечет нарушение порядка прохождения ТО для СТОА и владельца ТС

Нарушения порядка проведения техосмотра и выдачи диагностической карты при отсутствии законных оснований влекут административную ответственность (ст. 14.4.1. КоАП РФ). В частности, для юридических лиц в соответствии с этой статьей:

  • непредставление сведение, необходимых для ведения ЕАИСТО, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
  • оформление диагностической карты без проведения ТО либо ее оформление в отношении транспортного средства, не отвечающего обязательным требованиям безопасности, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей;
  • передача в ЕАСТО данных о проведенном ТО без фактического проведения ТО влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей;
  • выполнение ТО лицом без соответствующей аккредитации в отношении необходимой категории транспортных средств (в том числе с приостановленной аккредитацией) влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей;
  • повторное совершение каждого из указанных правонарушений влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 300 000 до 500 000 рублей.

Кроме того, ст. 14.4.1. КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и технических экспертов.

Относительно возможности привлечения обладателя поддельной диагностической карты к уголовной ответственности (по ст. 327 УК РФ), по-видимому, следует ответить скорее отрицательно.

Действительно, имеется практика осуждения лиц за подделку диагностических карт. Примером может служить, в частности, постановление Президиума Волгоградского областного суда от 10.05.2017 № 44у-55/2017.

Однако в основном суды оправдывали обвиняемых по ч. 1 ст. 327 УК РФ (ответственность – до двух лет лишения свободы) в связи с тем, что:

  1. ч. 1 ст. 327 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за подделку «…официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей», однако
  2. диагностическая карта не обладает свойствами официального документа (из последних актов лучше всего изложено обоснование в Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2020 № 77-1283/2020. Однако схожая квалификация дана, например, в п. 4 «Результатов обобщения практики рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел апелляционной и кассационной инстанциями верховного суда Республики Татарстан в 4 квартале 2019 года»).

Использование (но не изготовление!) поддельной диагностической карты составляет иной, самостоятельный, состав преступления, предусмотренный ч. 5 ст. 327 УК РФ (ответственность – до шести месяцев ареста). Правомерность привлечения к уголовной ответственности за использование поддельных диагностических карт была подтверждена и Верховным Судом РФ во втором абзаце пункта 4 Постановления от 17.12.2020 № 43 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324 – 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, подделывать диагностические карты «для души» и для развития собственных художественных способностей – можно. А пользоваться ими – с точки зрения уголовного закона категорически нельзя.

Можно ли оформить страховку без диагностической карты

Если владелец автомобиля не прошел ТО, то он все равно может оформить ОСАГО. В страховой компании ему выдадут временный полис, действующий в течение 20 дней. Его стоимость составляет приблизительно 20 % от цены обычной страховки. Такая страховка необходима водителю для транспортировки транспортного средства на СТО для техосмотра или в место, где она будет поставлена на учет. Если для прохождения техосмотра понадобится больше 20 дней, то временный полис придется переоформить.

Владельцам автомобилей, возраст которых не превышает 3 лет (с марта 2021 г. – 4 года), ОСАГО оформят без диагностической карты. Полис будет действовать в течение 1 года. Новые правила прохождения технического осмотра начнут действовать с марта 2021 г. Перенос вступления в силу закона, принятого Госдумой осенью 2019 г., обусловлен сложной ситуацией с пандемией коронавируса. До марта 2021 г. водители смогут оформлять ОСАГО без диагностических карт.

Цена диагностической карты формируется из трех составляющих:

  • регион;
  • тип транспортного средства;
  • расценки организации.

Максимальную цену за прохождение ТО устанавливает региональная власть. Тарифы формируются по определенным правилам, ознакомиться с которыми можно в главе 3 статьи 16 Федерального закона №170. На основании максимальной цены, пункты техосмотра уже сами устанавливают свои окончательные цены.

Читайте также:  Расселение жилья находящихся в аварийном состоянии в Мурманске в 2022 году
Вид транспорта

Цена, рублей

Москва Санкт-Петербург
Легковой 720 881
Грузовой (грузопдъемность более 12 т.) 240 273
Мотоцикл 1630 1997

В других регионах цены несколько ниже и составляют от 300 до 700 рублей для легковых автомобилей и 600 — 1000 для грузовиков. Более точную цену надо узнавать на станции прохождения техосмотра.

Цена за прохождение платится напрямую организации, которая проводит осмотр, по банковским реквизитам. Оплачивать дополнительную пошлину не требуется.

Что будет, если ДТП и нет бланка

Согласно закону страховая компания обязана оформить бланк обязательного страхования при наличии действующего ТО. При этом неважно, через сколько дней бланк прекратит свое действие.

В результате некоторые водители получают заветную страховку и не продлевают документ, который подтверждает техническое состояние автомобиля. Но какое наказание за это предусмотрено? Как уже было сказано, сотрудники ГИБДД не могут выписать штраф за его отсутствие.

Что касается выплаты компенсации, в результате наступления дорожно-транспортного происшествия, то тут компания может отказать. При принятии бланка заявления страховщик запрашивает бланк, чтобы убедиться, что машина находилась в исправном состоянии.

Если клиент получает отказ, необходимо отстаивать свои права, а именно:

  • требовать письменный отказ в отказе выплате, с указанием причины;
  • писать досудебную претензию, с которой обращаться к страховщику;
  • получить ответ по досудебной претензии от страховщика;
  • если компания повторно откажет, обратиться в суд.

Однако суд всегда встает на сторону клиента и обязывает страховщика выплатить не только средства для восстановительного ремонта, но и штрафные санкции. Бывают случаи, когда компания доказывает свои права и клиент компенсирует все расходы за собственные средства.

Где взять техосмотр для электронного ОСАГО? Отличаются ли требования?

Если заявитель планирует оформить электронный ОСАГО на сайте страховщика, то ему потребуются следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство о регистрации автомобиля и паспорт технического средства (ПТС);
  • водительское удостоверение (если водителей несколько – всех);
  • диагностическая карта о прохождении ТО.

Поскольку все данные о транспортном средстве, прошедшем диагностику, вносятся в единую базу, а владелец получает на руки заверенный подписью и печатью бланк, то нужно сделать две вещи:

  1. Внести в нужные графы номер полученной диагностической карты.
  2. Приложить к электронному заявлению отсканированную с двух сторон диагностическую карту.

Требования к диагностической карте не отличаются в случае, если ОСАГО делается в офисе страховщика или в электронном виде.

Что такое ТО и диагностическая карта?

Технический осмотр (ТО, техосмотр) – это процедура проверки транспортного средства на безопасность его эксплуатации для водителя, пассажиров и прочих участников движения. ТО проводится на специальных пунктах, имеющих государственную аккредитацию, и сводится к проверке работоспособности основных агрегатов и систем, а также комплектности автомашины.

Для водителя / владельца ТС результатом техосмотра является получение диагностической карты – документа, подтверждающего прохождение ТО, исправность автомобиля и допуск его к эксплуатации на дорогах Российской Федерации. Карта должна быть внесена в государственный реестр – Единую автоматизированную информационную систему технических осмотров (ЕАИСТО). С марта 2021 года должны вступить в силу нововведения, устанавливающие, что диагностическая карта – это прежде всего электронный документ, и только в отдельных случаях подразумевается наличие бумажного носителя.

Основным нормативным актом, к которому мы будем прибегать в данном материале, является Федеральный закон №170 «О техосмотре…», не только устанавливающий правила ТО, но и корректирующий другие связанные НПА.

Как часто следует проводить ТО

Есть категории автотранспорта, которые не подлежат осмотру в течение первых 36 месяцев со дня их выпуска. К таким ТС относятся:

  • легковые авто;
  • грузовики, способные перевозить не более 3500 кг грузов;
  • прицепы и полуприцепы;
  • мототранспорт.

В этих случаях для оформления страховки ДК предъявлять не нужно. Сразу же по истечении этого срока придётся пройти первый ТО и получить диагностическую карту. Её наличие позволит продлить ОСАГО. Следующие ТО вышеперечисленные категории автотранспорта должны проходить, когда исполнится 5 и 7 лет со дня их изготовления. В дальнейшем осмотр придётся проходить каждый год.

Есть категории автотранспорта, у которых график прохождения осмотров зависит от их оснащения, характеристик и предназначения:

  • грузовые ТС, способные перевозить более 3500 кг грузов, проходят ТО ежегодно;
  • все виды автотранспорта, перевозящие опасные грузы, а также такси и автобусы осматриваются каждые 6 месяцев;
  • автотранспорт, предназначенный для обучения водителей, а также снабжённый специальными сигналами, проходит ТО каждые 12 месяцев.

Сроки действия результатов техосмотра и страхового полиса не изменяются, если в течение периода их действия сменился владелец автотранспортного средства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *