Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности оплаты НДФЛ для нерезидента». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.
Налоговые последствия договора девелопмента, заключенного с иностранной компанией
Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.
Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:
- инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
- услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.
Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:
- при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
- оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, не предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту деятельности исполнителя таких работ, услуг.
Местом деятельности покупателя для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определена территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на ее территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Покупатель услуг в рассматриваемой ситуации — кипрская компания (инвестор и собственник земельного участка), имеющая на территории РФ постоянное представительство (филиал), которое напрямую оплачивает услуги субподрядчиков на территории РФ, аккумулирует выполненные объемы работ (услуг), получает средства на оплату услуг субподрядчиков и, в случае договоренности, на оплату вознаграждения российскому субагенту, привлеченному кипрским исполнителем.
Приведенные условия взаимодействия сторон свидетельствуют о том, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом деятельности кипрской компании-инвестора для целей НДС должна признаваться РФ, поскольку фактическим покупателем услуг является ее постоянное представительство на территории РФ.
Соответственно, для определения места реализации этих услуг в целях НДС следует установить, относятся ли фактически выполняемые кипрской компанией-заказчиком и (или) привлеченным субагентом (субподрядчиками) действия к услугам, поименованным в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если они являются таковыми, место их реализации — Российская Федерация (по месту деятельности покупателя услуг, которым в любом случае предстает российское постоянное представительство кипрской компании инвестора) на основании абзаца пятого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если кипрская компания действует в отношениях с российским суб агентом или субподрядчиками от имени инвестора, такие агентские услуги на основании абзаца восьмого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ также облагаются НДС на территории РФ.
Инвестор привлекает заказчика для «возмездного оказания услуг (выполнения работ), а также для совершения как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий по оформлению, разработке всей необходимой предварительной, предпроектной, проектной, рабочей и разрешительной документации, управлению проектированием и строительством объекта и для выполнения иных функций, включая привлечение и контроль за техническим заказчиком, а также оказания различных, в том числе консультационных, услуг по осуществлению проектирования и строительства объекта, продаже, оформлению и содействия в регистрации прав при продаже объекта или его части». К оказываемым по договору услугам относятся, в частности, следующие виды услуг:
- услуги управления проектированием (управление процессом проектирования, включая получение полного комплекта проектной документации, необходимой и достаточной для получения разрешений на строительство объекта, выполнения строительства объекта и получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию);
- услуги управления строительством (привлечение специализированных организаций для подготовки, проектирования, строительства объекта, управление всеми процессами по возведению объекта в соответствии с утвержденной разрешительной и проектной документацией объекта и разработанными на ее основе регламентами);
- услуги выполнения функций технического надзора (технический надзор за строительством в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными договором);
- услуги обеспечения сдачи объекта, законченного строительством, приемочной комиссии (сдача законченного строительством объекта приемочной комиссии и получение акта, надлежащим образом оформленного и подписанного всеми членами приемочной комиссии);
- услуги ввода объекта, законченного строительством, в эксплуатацию (получение надлежащим образом оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разработка и передача инвестору перечня правил и ограничений для арендаторов, включая технические характеристики объекта и отдельных входящих в него зданий).
В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:
В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.
Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.
Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).
Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.
Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.
Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.
Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.
Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.
То есть — опять ничего страшного.
Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.
Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.
Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.
Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.
Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.
Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.
А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.
Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.
Но!
Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:
- По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
- РФР
- Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
- При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).
А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.
Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не
Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.
Валютное резидентство
Не стоит путать понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». Утрата статуса налогового резидента не влечет потерю валютного резидентства и наоборот.
Валютное резидентство определяет порядок применение к субъекту законодательства России о валютном контроле, в данном случае Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года («ФЗ-173»).
Так, валютными резидентами признаются:
- Граждане России;
- Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство;
- Юридические лица, зарегистрированные по законодательству России;
- Филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц за рубежом;
- Дипломатические представительства, консульские учреждения России и прочие лица из пп. (д) п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173, находящиеся за пределами РФ;
- Россия, субъекты РФ, муниципальные образования.
Нерезиденты (все остальные), в т.ч.:
- Иностранцы и лица без гражданства, не имеющие вида на жительство;
- Юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами России;
- Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, и т.д.
Источник прибыли может быть всегда российским? Последние новости от Минфина для нерезидентов РФ.
Сравнительно недавно (июль 2022 года), Министерство Финансов РФ представило поправки к Налоговому кодексу РФ на ближайшие три года. Самый важный пункт новых правил, который, несомненно, заинтересует многих россиян-иммигрантов – признать выплаты от российского работодателя или заказчика российскими доходами, независимо от Трудового соглашения и места работы.
Если говорить простыми словами, то все удаленные работники в статусе резидента или нерезидента РФ будут платить налог у источника в России при заключении соглашения с российскими заказчиками/работодателями. Местом происхождения прибыли будет признаваться не место работы по договору сторон, а местонахождение работодателя.
Проект пока не внесен в Государственную Думу, но уже заставил забеспокоиться многих российских удаленщиков. Даже если данные поправки будут приняты и вступят в законную силу, остается другой вариант жить и работать за рубежом без налогов в России – найти там же работодателя. Платить с таких доходов НДФЛ в РФ не придется, что и радует.
Физические лица: нерезиденты и резиденты
Запланировав инвестиционные операции на территории РФ (приобретение или продажу недвижимости, ценных бумаг или других активов), необходимо понимать, что они влекут за собой налоговые последствия. Каким образом определяется статус резидента в России?
-
Резидент – физическое лицо (далее – ФЛ), находящееся в РФ на протяжении не менее 183-ех дней в течение любого непрерывного периода в 12 месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
- Нерезидент – физическое лицо, не являющееся резидентом РФ и получающее доход от источников в Российской Федерации.
Доначисление НДФЛ нерезидентам
Утрата статуса налогового резидента влечет не только повышение ставки НДФЛ на будущее время, но и перерасчет в сторону увеличения уже уплаченных за текущий календарный год сумм НДФЛ. И если работодатель платил НДФЛ за своего работника с начала года по ставке 13%, то при утрате налогового резидентства работодатель должен доначислить и доплатить за работника налог с начала года по ставке 30%.
Дело в том, что НДФЛ рассчитывают на дату получения дохода нарастающим итогом с начала календарного года с зачетом ранее удержанных сумм (п. 2 ст. 226 НК РФ). Поэтому если работник был за границей более 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд, то работодатель должен пересчитать НДФЛ с начала года по повышенной ставке и удержать/перечислить в бюджет с такого работника недоплаченный НДФЛ.
Налоговое резидентство в России: что говорит закон
Ппожалуй, самым принципиальным является вопрос налогового резидентства: если организация является налоговым резидентом РФ, применяемые к ней правила налогообложения практически не отличаются от правил для российских компаний. В то же время российское резидентство обяжет такую зарубежную компанию уплачивать все предусмотренные в России для юридических лиц виды налогов, в том числе и с доходов, полученных не на территории России.
Так, налоговым резиденством, согласно п. 1 ст. 246.2 НК, обладают:
- зарубежные компании, признанные налоговыми резидентами в соответствии с подписанными Россией международными договорами и соглашениями;
- зарубежные компании, управление которой осуществляется с территории РФ.
Под управлением с территории РФ понимается нахождение на постоянной основе в России исполнительного органа компании или осуществление исполнительских функций с территории РФ главными руководящими лицами. Таким образом, если органы управления предприятия постоянно действуют в России, такое предприятие имеет статус российского налогового резидента.
Особенности налогового учета ИК
В соответствии со ст. 306 НК РФ, российское налоговое законодательство видит принципиальные отличия между зарубежными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность в РФ через представительства и без создания таких представительств, получая при этом доход от российских источников.
Представительство считается образованным с того момента, как компания начала осуществлять деятельность через подразделение на регулярной основе.
Вспомогательная и подготовительная деятельность сама по себе не признается деятельностью подразделения – к ней в том числе можно отнести:
- использование складов для хранения продукции, представления или организации ее поставки до ее фактического начала;
- организация помещений для формирования товарных запасов;
- организация помещений в целях закупки товаров;
- обустройство помещений для сбора, обработки и распространения информации, ведения бухгалтерского или кадрового учета и в иных административных целях и так далее.
Учитывая это, налоговое законодательство предусматривает некоторые особенности для таких компаний как для плательщиков налогов, которые зависят от наличия или отсутствия представительства. Остановимся на них подробнее.
Налоговое резидентство физического лица
Налоговый резидент в статусе физического лица — это гражданин государства, иностранец или апатрид, который выполняет обязательства перед контролирующим органом государства, согласно действующего национального законодательства.
Разные страны устанавливают свои критерии определения и подсчета налогов для физических лиц.
Например, чтобы иметь статус налогового подданного в РФ, нужно соответствовать следующим требованиям:
- безвыездное непрерывное проживание на территории РФ от 183 и более календарных дней в течение года;
- иметь место постоянной регистрации и выполнять налоговые обязательства, предусмотренные нормами;
- иметь данный статус могут быть как граждане нашей страны, так и люди, не являющимися ими, или лица без гражданства, выполняющие налоговые обязательства ввиду их длительного пребывания и деятельности на территории РФ;
- военнослужащие и государственные служащие, пребывающие за границей по долгу службы или работы, вне зависимости от длительности отсутствия.
Согласно статье 224 НК РФ, для физических лиц–резидентов, ставка подоходного налога составляет 13%, а для лиц-нерезидентов — 30%. В некоторых случаях процент может варьироваться. Так, к примеру, предусмотрено снижение процентной ставки на доходы лиц в виде дивидендов до 9%.
Ниже в табличной форме приведен размер процента налогообложения для разных категорий населения.
Статус физического лица | Ставка налога, % |
Резидент | 13 |
Нерезидент | 30 |
Физические лица, получающие доходы в виде дивидендов в качестве участников компаний-резидентов | 15 |
Иностранные граждане, работающие по патенту и относящиеся к категории высококвалифицированных специалистов | 13 |
Другие государства могут руководствоваться дополнительными критериями при выдаче статуса налогового резидента, среди которых весомую роль играет наличие гражданства, собственного или съемного жилья, прописка семьи, сроки нахождения в том или ином месте и экономические интересы физических и юридических лиц.
Как встать на учет в налоговой инспекции
Стать плательщиком налогов на территории России не составит больших трудностей. Сделать это можно лично самому представителю, через почту или телекоммуникационные сети. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ проводится после предоставления в инспекцию нескольких заполненных форм и заверенных копий:
- Заявление (приказ Минфина от 30.09.2010 № 117н).
- Учредительные документы и справка о подтверждении юридического статуса.
- Решение о создании представительства или контракт, на основании которого иностранное юрлицо намерено работать в России.
- Подтверждение аккредитации в РФ.
- Доверенность на представителя.
По завершении процедуры компания получит подтверждающее свидетельство. В отличие от отечественных налогоплательщиков, иностранцам присваивают код иностранной организации (КИО).
Системы налогообложения для иностранных предприятий
От того, как организована работа зарубежных юрлиц, зависит и то, какие налоги в России платят иностранные компании:
Вид налогаДля филиала Для совместного предприятия
Налог с доходов (активных) | 20% (18 — в региональный бюджет, 2% — в федеральный бюджет) | Налоговый учет ведет компания, признанная налоговым резидентом в РФ. Ставка 20%. |
Налог с доходов (использование имущества) | Для отделения, самостоятельно признавшего себя налоговым резидентом, — 20%. При расчете учитываются расходы. | 10%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент. |
Налог с доходов в виде дивидендов | 0%, если отделение признано резидентом и ведет работу дольше 365 дней. Во всех остальных случаях – 15% | 15%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент. |
Как видим, перечень и ставки для постоянного представительства и налогообложение совместного предприятия с иностранной компанией, а, главное, принцип их взыскания будут существенно отличаться.
Кроме общих случаев, есть множество особых. Так при ведении деятельности на территории особых зон налог с доходов нерезидентов-юрлиц может снижаться до 12,5%.
Юридическое лицо в РФ: как определить статус – резидент или нерезидент
Такое отличие сказывается и на правах и обязанностях резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Например, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета ( банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
Отсюда делаем вывод относительно ставки налога на доходы физических лиц: гражданин РФ, который не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд находится вне РФ, является налоговым нерезидентом и должен платить НДФЛ в размере 30% со всех доходов ( по общему правилу) ( пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ).
- Основной ставкой налогообложения для налоговых резидентов страны является 13%. Однако, это относится к зарплате и большинству обычных доходов.
- Но есть и исключения. Например, если физическое лицо получает выигрыш, например, в лотерею или выгоду по тому или иному займу, то ставка налогообложения для резидентов уже составит 30%.
- Если речь идёт об иностранных гражданах, которые, согласно законодательству, являются налоговыми резидентами, то их налогообложение такое же, как и у граждан России. При этом требуется подтверждение соответствующего статуса.
- Статус резидента состоит в том, что человек проживает на территории страны не менее 183 суток на протяжении последних двенадцати месяцев. Как мы видим, этот статус может измениться в течение одного месяца.
- Если речь идёт не о проживании, а о командировках военных или госслужащих на любой срок за пределы РФ, то это не нарушает их статуса в качестве резидента.
- Все остальные граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства являются нерезидентами.
И снова о налоге на прибыль
УФНС по г. Москве поясняет: если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает сертификатом, подтверждающим нерезидентство иностранной организации, то на основании ст. 310 НК РФ она обязана произвести удержание налога у источника выплаты (Письмо от 23 января 2006 г. N 20-12/3476).
Статья 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов предусматривает штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Применительно к наложению штрафа на налогового агента в рассматриваемой ситуации сошлемся на Постановление ВАС РФ от 6 февраля 2007 г. N 13225/06, согласно которому условием для применения ответственности по ст. 123 НК РФ является наличие у иностранного налогоплательщика обязанности по уплате налога на территории Российской Федерации через налогового агента.
ВАС рассмотрел спорную ситуацию: налоговый орган оштрафовал по ст. 123 НК РФ российскую фирму, которая выплачивала доходы организациям — резидентам Кипра, Украины и Великобритании (с этими странами действуют договоры об избежании двойного налогообложения). На момент выплаты дохода российская компания не имела сертификатов постоянного местопребывания на своих контрагентов, однако у нее были сертификаты, датированные предыдущим годом, а затем — до начала налоговой проверки, хотя и после выплаты дохода — ей были представлены сертификаты, подтверждающие, что местопребывание названных иностранных лиц в году выплаты доходов не изменилось.
Двойной счетчик: чем грозят россиянам новые правила налогового резидентства
Минфин напугал россиян, живущих за границей, объявив о планах реформировать институт налогового резидентства.
Если эти планы будут реализованы, для того чтобы стать налоговым резидентом в России, человеку будет достаточно проводить в стране 90 дней (вместо нынешних 183) или просто иметь в России «центр жизненных интересов».
Это может осложнить жизнь россиянам, живущим «на две страны». The Bell разобрался, как именно.
Критерии для признания гражданина России налоговым резидентом в России. Сейчас резидентом считают того, кто проводит в стране больше 183 дней в году. Минфин предлагает расширить статус резидента за счет людей, которые попадают под следующие критерии:
- Они проводят в России от 90 дней в году.
- Их «центр жизненных интересов» находится в России. Что конкретно это означает, неясно, но в проекте отмечается, что в других странах «центром» считают место, где у человека есть недвижимость, личные связи или гражданство.
- Достаточно ли для присвоения статуса резидента соответствовать только одному из критериев, непонятно.
- Понятие «центр интересов» есть в законодательстве многих стран, но обычно его применяют «поверх» правила о 183 днях или в спорных ситуациях (вот тут можно посмотреть, кого считают налоговыми резидентами в других странах). Большинство государств в этом вопросе исходит из более широкого контекста, чем просто срок пребывания в стране, поясняет партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Почему это важно?
Статус налогового резидента обязывает человека платить в стране налог со своего дохода во всем мире. То есть российский налоговый резидент платит в России НДФЛ и с доходов, источники которых находятся в России, и с источников, которые формируются за ее пределами. Нерезидент — только с доходов, источник которых находится в России.
Как решается, где вы платите налоги
Главная сложность для человека, который получает доходы в разных странах, — доказать обеим, что он не должен платить налоги дважды. Если нововведения примут, процедура налоговой отчетности для таких людей серьезно усложнится.
- С 80 странами, в частности, c США, Великобританией и большинством стран ЕС, у России есть соглашения об избежании двойного налогообложения. Обычно они предполагают, что человек сначала платит налог там, где находится источник дохода. Потом ставку, по которой он заплатил, сравнивают со ставкой в той стране, где он считается резидентом. Если во второй стране она выше, он должен доплатить там налоги до этой ставки. Если ниже – не должен ничего. То есть, если российский налоговый резидент получил в некой стране со ставкой подоходного налога 10%, с которой у России есть такое соглашение, доход в 1 млн рублей и заплатил с него налог 100 тысяч рублей, в России он должен доплатить еще 3% (30 тысяч) — до российской ставки НДФЛ 13%.
- Если никаких соглашений об избежании двойного налогообложения нет — как, например, с Эстонией, налоги придется платить дважды, объясняет старший советник Hill Consulting Сергей Нестеренко.
- Человек может попасть под критерии налогового резидентства сразу в двух странах (они могут сильно различаться). Если у этих стран есть соглашение об избежании двойного налогообложения, они начинают спорить, кто имеет больше оснований считать человека своим резидентом и облагать его общемировой доход. Правила решения этих споров прописаны в тех же договорах о двойном налогообложении (как правило, в статье 4), говорит менеджер отдела международного налогового структурирования PwC Александра Деревянко.
- Например, вот так должен решаться конфликт между США и Россией. Если у человека есть постоянное место жительства в обеих странах, то резидентом его должны считать там, где у него есть более тесные «экономические и личные связи». Если определить это невозможно — предпочтение отдается стране, гражданство которой у него есть. Если и тут ничего — «компетентные органы решают вопрос по взаимному согласию».
Аренда имущества у нерезидента: документальное оформление
Документальное оформление аренды имущества с нерезидентом осуществляется в общем порядке – путем заключения письменного договора.
Соглашение оформляется в строгом соответствие с ГК РФ и должно содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дата, место заключения;
- наименование сторон;
- адреса местонахождения сторон;
- банковские реквизиты сторон.
Если российская организация принимает имущество в аренду от физлица-арендодателя, то в договоре необходимо указать адрес постоянной регистрации нерезидента. Если договор заключен с иностранной компанией, то в тексте соглашения указывают юридический адрес головного офиса, а также адрес представительства в России (при наличии).
Важным моментом в тексте договора являются условия и порядок оплаты. В соглашении сторонам необходимо установить:
- Стоимость аренды – размер платежа, валюту, порядок расчета денежного эквивалента в рублях (например, по курсу ЦБ на дату оплаты).
- Периодичность внесения платежей – ежемесячно, ежеквартально, т.п.
- Наличие гарантийного платежа – обязательство арендатора уплатить последний месяц аренды.
- Порядок установления даты оплаты – дата отправки СВИФТ-платежа, поступление средств на счет арендатора, т.п.
Договор аренды с нерезидентом вступает в силу с момента его подписания сторонами и скрепления печатями.
Нормативно-правовая база
Детальное определение дается в ФЗ №173 от 10 марта 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с данной нормой, резиденты – это:
- физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением лиц, живущих на постоянной основе в другой стране;
- иностранцы и лица, не имеющие конкретного гражданства, постоянно находящиеся на территории страны на основании вида на жительство;
- организации, которые прошли официальную процедуру государственной регистрации в соответствии с законами РФ;
- филиалы, подразделения, официальные представительства юридических лиц, созданные на территории российского государства, находящиеся в подчинении его законов;
- представительства (дипломатические), консульские организации, расположенные территориально за пределами страны;
- субъекты РФ, муниципальные структуры, состоящие в отношениях, регламентируемых ФЗ №173 и иными аналогичными нормативно-правовыми актами.
В п. 7 ст. 1 ФЗ №173 указано, что нерезиденты РФ – это:
- граждане, которые не относятся к первой категории;
- компании и их филиалы, создание которых на территории РФ происходило согласно законам других стран;
- фирмы, не являющиеся ЮЛ, созданные по законам других стран, расположенные за их пределами;
- дипломатические структуры и консульства иностранных держав, получившие аккредитацию в РФ (а также их официальные представительства);
- компании межгосударственного и межправительственного уровня;
- обособленные подразделения, относящиеся к нерезидентам.
В целях определения НДФЛ физические лица подразделяются на резидентов и нерезидентов (гл. 23 НК РФ). В качестве резидента выступает человек, который пребывал на территории РФ от 183 календарных дней на протяжении 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).