Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О возможности оспаривания актов прокурорского реагирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В таких случаях у лица, которому вносится представление, имеется два варианта: исполнить требование прокурора или обжаловать представление в суд. Закон «О прокуратуре РФ» не предусматривает возможности вступать в полемику с прокурором на предмет обоснованности его требований, вместе с тем, в случае, когда представление не отличается достаточной ясностью изложенного и не совсем понятно, что хочет от вас прокурор, полагаем возможным написать ответ прокурору.
Признание судом незаконным представления прокурора
Представление прокурора может быть обжаловано в суд.
Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом…, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление — оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.
Следует иметь ввиду, что «прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).
Таким образом, оценка законности требований, содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления (признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по статье 17.7 КоАП РФ. Обратим внимание, что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления лежит на прокуроре, то есть законность и обоснованность своего представления должен доказывать в суде прокурор.
Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 13.03.2013г.
Представления прокурора об устранении нарушений
Граждане часто подают жалобы в прокуратуру о совершенном правонарушении. Представление – наиболее распространенный способ реагирования на нарушения законодательства. Он готовится по результатам изучения материалов дела, проведения проверки.
В документе отражаются требования, например, о безотлагательном выполнении норм законодательства, изменении локального нормативного акта, привлечении лица к дисциплинарной или административной ответственности. О результатах проделанной работы требуется сообщить в органы прокуратуры в установленные сроки.
Иногда можно встретить представления, требования которых выполнить невозможно, так как они не перечислены или указаны без конкретизации. В описательной части в таких случаях не содержится ссылки на норму закона, регламентирующую правоотношения.
После получения представления у контролируемого лица есть два варианта действий – подчиниться требованиям и выполнить их или обжаловать документ в судебной инстанции. Законодательство о прокуратуре не дает возможности вступления в спор с представителем надзорного органа, поэтому обращаться с жалобой к нему не имеет смысла.
В каких случаях можно обжаловать протест прокурора
Условия, при которых можно обратиться в суд, зависят от того, в какой именно суд — арбитражный или общей юрисдикции — вы будете обращаться.
Для обжалования протеста в арбитражном суде в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ, необходимо наличие следующих условий, а именно (ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ):
1) протест не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
2) протест нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает иные препятствия в данной сфере, незаконно возлагает на организацию какие-либо обязанности.
Если протест обжалуется в суде общей юрисдикции в порядке гл. 22 КАС РФ, то необходимо наличие следующих условий: протест нарушает или оспаривает ваши права, свободы и законные интересы, создает препятствия к их осуществлению или незаконно возлагает на вас какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218, ч. 9 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Вне зависимости от того, в какой суд вы пойдете обжаловать протест, для положительного результата вам нужно будет доказать, что акт, в отношении которого прокурор вынес протест, не нарушает положений законодательства.
В противном случае вам откажут в признании протеста недействительным (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.04.2016 N 33а-7243/2016 по делу N 2а-13313/2015).
Срок обжалования полученного ответа прокуратуры на жалобу
Сроки рассмотрения обращений регламентированы законом №59-ФЗ. Поданное обжалование действий прокуратуры рассматривается на протяжении 30 дней с момента регистрации. Этот период не увеличивается при перенаправлении. По итогам рассмотрения может быть принято решение о полном, частичном удовлетворении запросов обращения или об отказе в выполнении изложенных требований. Обязательно прилагается пояснение принятого решения.
Если заявление рассматривает судья, то срок его обработки составляет 5 календарных дней, после чего назначается судебное заседание, и обязательно личное участие всех лиц, чьи интересы затронуты данным обращением.
При обращении в наивысшую инстанцию без рассмотрения согласно иерархии обращение без рассмотрения отправляется в соответствующее нижестоящее структурное подразделение, а срок рассмотрения увеличивается на 7 рабочих дней.
Возражение на представление прокурора по уголовному делу
По уголовным делам участие прокурора обязательно, он выступает как гособвинитель и если он не согласен с постановлением или приговором суда, то, как правило, гособвинитель всегда приносит на такие судебные акты представления об их изменении или отмене.
Сторона защиты не лишена права возражать против представления гособивнителя. Свои возражения адвокат или подсудимый могут изложить в письменной форме и направить в суд, чтобы суд имел возможности дать оценку доводам стороны обвинения и стороны защиты.
Возражения оформляются в свободной форме, но необходимо указать информацию об уголовном деле, в рамках которого подано представление. В сути возражений должны содержаться доводы, опровергающие позицию прокурора, т.е. конкретное указание на то, почему прокурор не прав.
Порядок обжалования представления прокурора
В случае несогласия с представлением его можно обжаловать в суд. Такой же порядок обжалования предусмотрен и для обжалования протестов прокурора.
Справочно. Возможность обжалования представления прокуратуры предусмотрена статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), а также судебной практикой Верховного суда Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалование решения прокурора вышестоящему должностному лицу
Отечественная прокуратура является органом общего надзора за законностью во всех сферах жизни. Всеобъемлющая компетенция и безотказность сделала ее главной жалобной инстанцией страны. Искушенные предпочитают прокуратуру суду: прокуратура перегружена жалобами, ее предписания нередко выносятся на основании поверхностного одностороннего анализа ситуации; акты прокурорского реагирования часто не учитывают специфики правоотношений, которых касаются.
Обращения граждан с жалобами на действия прокурора не имеет ограничений и являются бесплатной процедурой.
Жалоба может быть написана от имени одного гражданина и от имени целого коллектива. От органов прокуратуры ожидается, что они проведут проверку на предмет актуальности жалобы и назначит ответственного за решение всех вопросов, связанных с определенным неправомерным действием со стороны правоохранительных органов, если таковые имели место.
Если вышестоящий орган рассмотрел жалобу и направил ее другому органу — гражданина, подавшего обращение, уведомляют о переадресации его жалобы. Обычно, если жалоба подается не впервые, либо объект жалобы уже не первый раз фигурирует в подобном процессе — вышестоящее руководство со всей серьезностью относится к очередному обращению граждан.
В зависимости от сути жалобы или их количеству организовывается проверка с целью доказать или опровергнуть нарушение. Это делается в целях защиты общественных интересов, прав отдельно взятых граждан или коллективов, избежание репрессий против групп населения или лиц, подлежащих особой социальной защите.
Если речь одет о гражданине, задержанном или арестованном, то на рассмотрение жалобы вышестоящему прокурору отводится не более трёх дней, по истечении которых он должен известить гражданина о принятом решении на основании рассмотренного дела. Если в удовлетворении жалобы отказано — должностное лицо обязано уведомить гражданина о причинах отказа и обосновать свою позицию.
Если жалоба поступила от лица, которое не взято под стражу — на рассмотрение сути вопроса отводится период в один месяц.
Однако сотрудники этого органа тоже могут допускать ошибки и выносить противозаконные либо ошибочные решения, попустительствовать нарушителям закона. Чаще всего необходимость в обжаловании решений прокуратуры требуется в случае вынесения неверного решения о возбуждении уголовного дела или отказа в его возбуждении, отказа в признании потерпевшим человека, права которого действительно были нарушены. Существует два варианта обжалования решений прокуратуры – в судебном или досудебном порядке.
Далее, переходим к следующему шагу рекомендации .
Чтобы обжаловать решение, принятое прокурором в досудебном порядке, вам придется обратиться в вышестоящую инстанцию территориальных органов прокуратуры.
Что такое публичная кадастровая карта?
На самом деле, история новой публичной кадастровой карты на территории России началась относительно недавно в рамках последнего десятилетия.
Публичная кадастровая карта стала успешным результатом введения всероссийского учёта недвижимости, который был успешно обновлен в 2013 году. В систему учёта попала абсолютно вся недвижимость, которая располагается на территории России и имеет владельцев.
Органом, который выполняет надзор за проведением учёта и создания публичной кадастровой карты, является Росреестр. На данный момент основной его задачей является постоянная запись о появляющихся на территории Российской Федерации недвижимых объектов, которые далее станут объектами тех или иных сделок. Учёт ведётся по специальным категориям, под которые подходит любая недвижимость, например, земельный участок, жилые объекты, здания под строительство.
Основным достижением кадастрового учёта, который был запущен несколько лет назад, стало создание общей единой базы ЕГРН, имеющей открытый доступ к информации. Сведения, входящие в данную базу, являются полноценно открытыми, а значит, доступ к ним есть у каждого человека, который желает получить определённый набор информации о том или ином объекте недвижимости. Для получения сведений необходимо только составить запрос. После оформления запроса на указанные контакты человеку будет отправлена вся информация по заданному объекту недвижимости. Сотрудники Росреестра за определённый промежуток времени сформируют выписку из ЕГРН. К сожалению, процедура занимает некоторое время, но важно, что нет никаких ограничений в предоставлении информации. Человек получит исчерпывающие сведения, которые известны государству о том или ином объекте недвижимости России.
Запрос на выписку из ЕГРН занимает определённое количество времени, но требуемую информацию можно найти без запроса самостоятельно, что стало возможным после оформления публичной кадастровой карты Росреестра, которая работает в режиме реального времени онлайн. Информацию можно найти с абсолютно любого устройства, которое обладает выходом в Интернет. Можно как просто посмотреть, так и выслать сведения себе на собственный электронный ресурс при необходимости.
Обжалование представления прокуратуры
Порядок обжалования представления прокурора
Основания для отмены представления
Оспаривание требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности
Требования к исковому заявлению
Образец искового заявления об отмене представления прокурора
Справочная информация для подачи искового заявления об обжаловании представления прокурора
Представление прокурора является одним из актов прокурорского реагирования, который прокурор вправе принимать в ходе проверки. Представление вносится в организацию в целях устранения выявленных нарушений закона. Основания принесения протестов и порядок их рассмотрения установлены статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Подробнее об основаниях внесения представления, а также о правилах его рассмотрения можно прочитать в статье по ссылке.
Срок рассмотрения представления прокурора — 1 месяц. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Важно. О результатах рассмотрения представления и принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Даже если представление обжалуется необходимо направить письменный ответ на представление в месячный срок со дня его поступления.
Норма статьи |
Суть нарушения |
Наказание |
Статья 17.7 КоАП РФ |
невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом Подробнее о порядке привлечения к ответственности за неисполнение требований прокурора можно прочитать в статье по ссылке |
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
О полномочия и правах прокуратуры в России можно прочитать в статье по ссылке.
Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
(Халиулин А.) («Законность», 2007, N 9)
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
А. Халиулин, заведующий отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор.
Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ внесены изменения в УПК РФ и Закон о прокуратуре. Они связаны с созданием нового органа — Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Изменения в УПК и другие законодательные акты внесены также ФЗ от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ. Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 1 августа 2007 г. N 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».
Срок для обжалования представления прокурора
В каком порядке (арбитражном или административного судопроизводства) лучше обжаловать представление прокурора об устранении нарушений законодательства? В течении какого срока необходимо обжаловать представление прокурора? Каков размер государственной пошлины? Необходимо ли соблюдать претензионный порядок?
Оспаривание осуществляется в порядке административного судопроизводства.
Административное исковое заявление об оспаривании действий должностных лиц государственного органа подается в суд общей юрисдикции. При этом спор не связан с осуществлением предпринимательской деятельности.
Государственная пошлина составляет 2000 рублей (п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Срок для оспаривания представления прокурора не установлен. Соблюдение претензионного порядка не предусмотрено.
С порядком обжалования Вы можете ознакомиться в рекомендации: Как обжаловать предписание по КАС РФ
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
«Какие дела суды рассматривают по правилам КАС
По сути часть дел, которые всегда рассматривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ, законодатель вывел из орбиты правового регулирования этого кодекса. Теперь такие дела рассматриваются по правилам КАС.
Все дела, которые рассматриваются по правилам КАС, можно разбить на три группы.
1. Дела о защите нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Собственно говоря, это основная масса дел, которые рассматриваются по правилам КАС. Эти дела характеризуются неравенством фактического положения сторон, поскольку это почти всегда споры гражданина или организации с органом, наделенным властными полномочиями, либо с должностным лицом этого органа. Тем самым суды осуществляют последующий контроль за действиями и бездействием органов власти и их должностных лиц.
Сюда включаются следующие категории дел:
- об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
- об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;*
- об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
- об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
- об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Требования к ответу на представление об устранении
Представление об устранении вам может выдать любой государственный орган, наделенный надзорными полномочиями (прокуратура, росприроднадзор, министерство, комитет) после того как ваш дело об административном правонарушении было рассмотрено.
Согласно положениям части 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо или законный представитель юридического лица, обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и сообщить должностному лицу, внесшему указанное представление, о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня получения данного представления.
Порядок рассмотрения представления прокурора
Срок рассмотрения представления прокурора — 1 месяц. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Если месячный срок приходится на праздничный или выходной день – срок рассмотрения переносится на следующий за ними рабочий день.
Как правило, в представлении указывается, что оно должно быть рассмотрен с участием представителя прокуратуры. В таком случае необходимо заблаговременно уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления. Порядок уведомления законом не установлен, поэтому это может быть как письменно, так и устно.
Законом установлено, что в месячный срок должны быть приняты меры, по устранению нарушений закона.