Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционный учет: обязанности принимающей стороны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В период проведения в России Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года – с 25 мая по 25 июля – на территории городов, где будут проходить футбольные матчи, вводятся особые условия постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и регистрации их по месту жительства (регистрации по месту жительства подлежат иностранцы, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации).
Особые правила в период проведения ЧМ-2018
К сведению: города, где будут проводиться футбольные матчи, – Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Сочи.
Согласно ч. 9 ст. 20 Федерального закона № 109-ФЗ особенности миграционного учета иностранных граждан в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 108-ФЗ), устанавливаются указанным федеральным законом, а не Федеральным законом № 109-ФЗ.
В частности, в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 108-ФЗ иностранные граждане, являющиеся участниками чемпионата мира по футболу (члены команд, судьи, тренеры и пр.), а также представители FIFA, дочерних организаций FIFA, конфедераций и национальных футбольных ассоциаций, включенных в списки FIFA, не подлежат миграционному учету по месту пребывания.
К сведению: на основании ч. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 108-ФЗ в период проведения спортивного соревнования Президент РФ может ввести усиленные меры безопасности, включающие в себя в том числе ограничение на въезд и (или) временное пребывание и проживание граждан.
Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» установлены сокращенные сроки постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан в городах России, на территории которых будут проходить спортивные соревнования: постановка на учет по месту пребывания или регистрация по месту жительства иностранных граждан, прибывших для временного пребывания (временного или постоянного проживания), должна осуществляться в течение суток со дня их прибытия в место пребывания или место жительства при обращении в соответствующий территориальный орган МВД (пп. «д» п. 4).
Обязанности принимающей стороны
После прибытия иностранца, принимающая сторона должна заполнить утвержденный бланк. В нем указывается информация об иностранце. Основанием для внесения являются миграционная карта, паспорт и виза. Затем в территориальный орган УВМ МВД направляется специальное уведомление, на основании которого происходит постановка иностранца на миграционный учет.
Бланк заполняется на русском языке. При заполнении не допускаются исправления, сокращения. Все поля должны быть заполнены. При несоблюдении какого-либо требования документы могут быть возвращены и иностранцу будет отказано в постановке на миграционный учет. Если необходима постановка группы иностранцев, то на каждого человека оформляет отдельный бланк, даже том случае если они регистрируются по одному адресу.
Гражданин, который является принимающей стороной, подтверждает свою личность и представляет паспорт. Дополнительно потребуется копия документа подтверждающая личность иностранца и его миграционной карты.
Сотрудник миграционной службы, после приема уведомления проверяет предоставленную информацию и правильность заполнения. После проверки на бланке ставится отметка, что уведомление принято.
На бланке присутствует отрывная часть, которую возвращают человеку, высказавшему желания выступать в качестве принимающей стороной. В дальнейшем переданную сотрудником миграционной службы отрывную часть следует передать прибывшему иностранцу.
Перечень данных и сроки передачи уведомления
Типовой бланк заполняют с двух сторон: с лицевой вносят сведения о персоне, которую следует поставить на учёт, с обратной – о принимающей стороне, т.е. о гостинице.
Данные об иностранном госте содержат:
- его фамилию, полное имя, если есть – отчество;
- гражданство или подданство;
- место и дату рождения;
- половую принадлежность;
- название предъявленного документа, который удостоверяет личность иностранца, и реквизиты документа;
- те же сведения о документе, разрешающем находиться на территории РФ;
- цель приезда в нашу страну;
- род занятий или профессию;
- дату прибытия в Россию;
- реквизиты миграционной карты;
- предполагаемый период проживания;
- адрес гостиницы.
В перечень сведений о принимающей стороне входят:
- ФИО должностного лица, которое осуществляет регистрацию (администратора, управляющего);
- название документа, подтверждающего личность, реквизиты документа;
- адрес, по которому ответственное лицо постоянно проживает;
- юридическое название гостиницы;
- фактический адрес, по которому она находится;
- ИНН гостиницы.
Перечисленными сведениями заполняют бумажный бланк в двух экземплярах без помарок и исправлений. Все слова необходимо записывать полностью, сокращения и аббревиатуры запрещены. После заполнения необходимо снять и распечатать копию паспорта иностранца и его миграционной карты. Эти копии передают в МВД вместе с заполненным бланком уведомления, второй экземпляр остаётся в гостинице.
Сведения, записанные иностранцем или с его слов, необходимо сверить с представленными им документами, чтобы убедиться в их правильности. Основную часть бланка вместе с копиями паспорта и миграционной карты необходимо в течение последующих суток передать в ближайший МФЦ или миграционный орган. Если иностранец заселился в гостиницу во время праздничных или выходных дней, то документы должны быть доставлены в миграционную службу в первый же день после возобновления её работы.
Штрафы за нарушение сроков
Миграционный учёт – важная часть государственной политики по отношению к иностранным гражданам, пребывающим на территории нашей страны. За небрежное исполнение требований закона предусмотрены достаточно серьёзные штрафы, размеры которых указаны в КоАП РФ (статья 18.9 часть 4).
Просрочка регистрации или снятия с миграционного учёта наказывается штрафом в размере:
- для юридического лица – от 400 тысяч рублей до 500 тысяч рублей;
- для должностного лица – от 40 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.
Такие суммы назначают за каждого иностранца, сведения о котором поданы с запозданием.
Если в поданных сведениях заведомо неправильно указана цель въезда иностранца в нашу страну, суммы штрафов составляют:
- для юридического лица – от 400 тысяч рублей до 500 тысяч рублей;
- для должностного лица – от 45 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.
Аналогичное наказание следует и в тех случаях, когда принимающая сторона, т.е. гостиница, нарушает требования закона и не предоставляет зарегистрированному иностранцу оплаченное жильё, материальное обеспечение или медицинскую помощь.
Нюансы снятия иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания
С августа 2018 г. у лиц и организаций, являющихся принимающей стороной для иностранцев, появилась новая обязанность — уведомлять органы миграции о выбытии иностранного гражданина с места пребывания. С 28.07.2019 действует унифицированная форма такого уведомления.
Миграционный учет иностранных граждан (ИГ) регулируется положениями закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете…». В частности, ст. 8 (в редакции от 2018 г.) содержит основания для снятия с миграционного учета, а ст. 23 определяет необходимость принимающей стороне подавать уведомление о выбытии ИГ с места пребывания.
В соответствии с законом, принимающей стороной для иностранцев является:
- работодатель, если ИГ фактически проживает по месту работы или на иной, принадлежащей работодателю территории;
- физическое или юридическое лицо — собственник жилого помещения, в котором проживает ИГ;
- больницы, санатории и пр. — для своих иностранных пациентов;
- дома отдыха, гостиницы, кемпинги, турбазы — для постояльцев ИГ;
- исправительные учреждения — для осужденных иностранцев, отбывающих в них наказание;
- дипломатические учреждения и представительства международных организаций, предоставляющее помещения для проживания иностранных граждан.
Именно они вправе как ставить иностранцев на учет, так и снимать их.
Ранее обязанность сообщать о выбытии иностранных граждан лежала только на гостиницах, больницах и тому подобных учреждениях, а работодатели и частные лица были от нее освобождены.
Ситуация изменилась в 2018 г. с принятием 28.07.2018 ФЗ № 257, внесшего изменения в ст. 8 и 23 109-ФЗ. Таким образом, с августа 2018 г. уведомлять о выбывших гражданах принимающая сторона обязана в любом случае. Чаще всего снимает их с учета то же лицо (организация), которое ставило.
Основания снятия с учета ИГ следующие:
- постановка на учет в другом месте пребывания;
- прекращение права ИГ пользоваться жилым помещением, например истечение срока договора аренды;
- расторжение трудового договора (для ИГ, проживающих на территории работодателя);
- отсутствие оснований для дальнейшего пребывания (временного или постоянного) ИГ на территории РФ;
- признание регистрации ИГ по месту пребывания недействительной;
- установление факта фиктивности регистрации;
- смерть или пропажа без вести иностранного гражданина.
Уведомление об убытии
Принимающая сторона вправе по своей инициативе (но не обязана) сообщить в управление МВД по вопросам миграции об убытии иностранного гражданина с места пребывания. По общему правилу основанием для снятия с миграционного учета является факт выезда иностранного гражданина из Российской Федерации. Об этом в течение суток с момента выезда (пересечения границы Российской федерации) сообщают в МВД органы пограничного контроля, а не принимающая сторона. Обязанности дублировать эту информацию у принимающей стороны нет, штрафа за не уведомление тоже нет.
Тем не менее у принимающей стороны есть право самостоятельно направить уведомление об убытии для снятия иностранца с миграционного учета. Речь идет о тех случаях, когда иностранный гражданин убыл из места пребывания в неизвестном направлении – проще говоря, гость покинул ваш дом, живет в другом месте, но из России не уезжал, вы с ним контакт не поддерживаете и не хотите нести за него больше ответственность как принимающая сторона. Или – въезжал с гостевой целью по частной визе, а сам нелегально устроился работать. Ситуации бывают разными, важно помнить, что такое право у вас есть.
Понятие принимающей и приглашающей стороны
Не стоит путать принимающую сторону с приглашающим человеком. Неосведомлённость многих иностранцев приводит к возникновению дальнейших проблем в регистрации на территории РФ. Нередко сложности возникают, если дело касается поездки по частной или визе туристического характера.
Порядок и закон такой, что приглашающая сторона выступает в качестве человека, ходатайствующего о получении приглашения на посещение РФ. Это лицо предоставляет гарантии того, что у него имеются все условия и средства для принятия иностранного подданного из СНГ.
При пересечении таможни гость указывает в миграционном листе данные о месте приезда – регион, город, улицу и фамилию приглашающей стороны. Остальная информация при становлении на учет не указывается. Остальные сведения – паспортные данные и прочее уже предоставляются в миграционный центр по факту прибытия и заселения в жилую площадь.
Приглашающая сторона остаётся таковой ещё до въезда подданного другой страны в РФ и может выступать только в одном лице. Принимающих людей за всё время пребывания иностранца из СНГ может быть сколько угодно. Всё зависит от того, сколько раз гость переезжал с одного места проживания на другое за время своего визита в Российской Федерации. Правила и закон требуют постановки на учет при каждой смене жилой площади.
Обязанности принимающей стороны
К основным обязанностям, которые ложатся на принимающую сторону, относятся:
- Своевременная регистрация иностранца в органах миграционного учета, правильное заполнение бланка на каждого прибывшего иммигранта.
- Передача отрывной части уведомления с отметкой о приеме приглашенной стороне.
- Контроль за соблюдением прочих правил миграционного учета: изменение основных данных в базе данных (например, при смене фамилии), действия во избежание превышения срока разрешенного проживания в России, т. е. возможное содействие в продлении или снятии с учета.
Таблица 1. Различия в правовом статусе принимающей стороны и приглашающей стороны
Принимающая сторона |
Приглашающая сторона |
Закон |
|
Понятие предусмотрено |
Понятие предусмотрено в Законе об |
Определение понятия |
|
Сторона, принимающая иностранного |
Приглашающая сторона - федеральный |
Обязанности |
|
Уведомление о прибытии |
Приглашающая сторона принимает меры |
Действия иностранного гражданина при постановке на миграционный учет
Процедура постановки на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания в нашей стране носит уведомительный характер и, как правило, осуществляет ее принимающая сторона (исключение составляют два ранее указанных случая).
Иностранный гражданин не должен для этого обращаться в какие-либо организации или учреждения.
Ему достаточно лишь по прибытии в место пребывания предъявить принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту, которая получается и заполняется при въезде в страну (при пересечении Государственной границы России).
При этом изъятие принимающей стороной документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а так же миграционной карты для постановки на миграционный учет действующим законодательством не допускается.
Штрафы и наказания за просрочку или отсутствие данных
Любое нарушение миграционного законодательства влечет за собой последствия и для иммигранта, и для принимающей стороны.
Если иностранное лицо или лицо без гражданства нарушило правила въезда или пребывания в России, это может повлечь за собой штраф до 7 тысяч рублей (конкретная сумма зависит от субъекта страны) и принудительную депортацию с последующим запретом на въезд на территорию РФ.
Санкции в отношении российской стороны зависят от категории принимающего лица:
- для физического лица – штраф от 2 до 5 тысяч рублей, привлечение к общественным работам или лишение свободы на срок до 3 лет (более суровое наказание предусмотрено при незаконной или фиктивной регистрации);
- для должностного лица – штраф от 25 до 70 тысяч рублей, привлечение к общественным работам или лишение свободы на срок до 3 лет;
- для юридического лица – штраф от 250 тысяч до 1 миллиона рублей, приостановка деятельности организации на срок до 90 дней.
Где можно и где нельзя зарегистрироваться
Зарегистрироваться временно можно не только в квартире или доме. Регистрация по месту пребывания возможна в различных учреждениях — студенческом общежитии, гостинице, хостеле, пансионате, турбазе, медучреждении и учреждении уголовно-исполнительной системы. Также с 1 января 2019 года россияне могут регистрироваться на дачах. При этом загородный дом должен соответствовать требованиям для постоянного проживания.
Но есть объекты недвижимости, в которых зарегистрироваться нельзя. Например, ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
Постоянную регистрацию также нельзя оформить в апартаментах. В них можно жить, по характеристикам они практически не уступают обычным квартирам, но юридически апартаменты относятся к нежилому фонду. Однако временная регистрация в апартаментах возможна.