Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли стеллажные карты в аптеке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В запросе указано, что сферы действия Приказа № 706н и Приказа № 646н не совсем совпадают. Это несовпадение вытекает даже из их названий: в одном фигурирует определение «лекарственные средства», а в другом — «лекарственные препараты», что не одно и то же, поскольку первое понятие шире. Согласно Закону «Об обращении лекарственных средств» (от 12.04.2010 г. № 61‑ФЗ), к ЛС относятся фармсубстанции и лекарственные препараты.
Приказ № 706н по‑прежнему актуален
Следовательно, сфера применения Приказа № 706н шире, а Правила НПХиП не распространяются на фармсубстанции. Елена Неволина напоминает в связи с этим о частях 2 и 3 статьи 7 Закона «Об ОТ», согласно которым не должно быть дублирования ОТ, а тем более — противоречий между ними.
Таким образом, первый вопрос запроса был сформулирован так: распространяются ли нормы Приказа № 706н на хранение лекарственных препаратов и фармсубстанций, или только на хранение фармсубстанций?
Подоплёка вопроса понятна — необходимо было прояснить, должны ли теперь, после вступления в силу Закона «Об ОТ», аптечные организации, фармпроизводители и дистрибьюторы в части хранения лекарственных препаратов исполнять нормы только Приказа № 646н (НПХиП) или также Приказа № 706?
Разъяснение Елены Астапенко, директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий (ДЛОРОМИ) Минздрава РФ в ответ на этот вопрос, сводится к следующему:
Нормы Приказа № 706 распространяются на лекарственные препараты, и фарморганизации обязаны их соблюдать — так же, как и положения НПХиП.
Судя по откликам с мест, СОП – одна из самых значимых проблем, порожденных вступлением в силу надлежащих практик. Точки зрения по этой проблеме образовали три лагеря. Представители первого считают, что СОПы не нужны вообще – это напрасная затея, нагружающая аптекарей излишней писаниной. С их точки зрения, алгоритмы рабочих действий могут успешно вырабатываться у профессионалов без всяких СОП-схем.
Представители второй точки зрения рассуждают следующим образом. СОПы, может быть, и нужны, но писать их должны не аптекари. Ведь стандартная операционная процедура – это стандарт, то есть единая для всех типовая форма. Значит, было бы логично, чтобы регулятор или аптечные ассоциации сами написали бы эти типовые СОПы и предложили их аптекам, а те, в свою очередь, адаптировали бы эти стандарты к реалиям своей организации, добавив в них что-то от своего рабочего порядка (в рамках законодательства, разумеется). Получился бы, кстати, прекрасный пример гармоничного взаимодополнения регуляторного и локального нормотворчества.
В связи с темой возможных изменений в НПХиП вновь стала актуальной дискуссия о целесообразности применения стеллажных карт. Пункт 29 этой надлежащей практики определяет, что в видимой зоне шкафов и стеллажей для хранения лекарств должны иметься стеллажные карты, обеспечивающие идентификацию препаратов в соответствии с применяемой данной аптекой системой учета.
Некоторые аптечные работники считают упоминание об этих картах в НПХиП излишним. Ведь в наш век двухмерных штрихкодов, которые имеются на каждой лекарственной упаковке, идентификация достигается электронным способом. Кстати, этот же п. 29 допускает применение электронной системы обработки данных, вместо стеллажных карт, и идентификацию с помощью кодов.
Елена Неволина поясняет, почему при всем этом упоминание о стеллажных картах присутствует в НПХиП: «У нас ведь еще аптеки – и не обязательно в отдаленных субъектах федерации, но даже в Подмосковье – которые всё еще не применяют электронные системы учета движения товара. Именно для них в п. 29 сохраняется норма о стеллажных картах». Что касается аптек, использующих электронную систему обработки данных, то для них, по словам Елены Неволиной, ведение этих карт, согласно тому же п. 29, не обязательно.
В заключение редакция «Катрен-Стиль» призывает читателей присылать свои замечания и предложения по тем или иным положениям надлежащих практик, которые мы готовы адресовать разработчикам и экспертам.
Нужны ли стеллажные карты на посту медсестры и в процедурном кабинете?
Помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств должны полностью соответствовать действующим нормативным документам. С целью обеспечения хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств по принципу однородности в соответствии с их физико-химическими, пожароопасными свойствами и характером упаковки, помещения для хранения организаций оптовой торговли лекарственными средствами и производителей лекарственных средств далее — складские помещения разбиваются на отдельные помещения отсеки с пределом огнестойкости строительных конструкций не менее 1 часа. Необходимое для фасовки и изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения на одну рабочую смену количество огнеопасных лекарственных средств допускается содержать в производственных и иных помещениях. Оставшееся количество огнеопасных лекарственных средств по окончании работы в конце смены передается следующей смене или возвращается на место основного хранения. Полы складских помещений и разгрузочных площадок должны иметь твердое, ровное покрытие.
Свод действующих нормативно-правовых актов
Этот список утверждён Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2467. Он упорядочен по видам контроля (надзора), а также в нём отдельно представлены постановления Правительства и приказы министерств.
Нормативно-правовые акты, имеющие прямое отношение к фармотрасли, перечислены в разделах «Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств» (9 постановлений, 11 приказов), «Лицензионный контроль в сфере фармацевтической деятельности» (2 постановления, 2 приказа) и «Лицензионный контроль за деятельностью по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (19 постановлений, 7 приказов). Не считая законов, это и есть базовый свод отраслевых нормативно-правовых актов. Разумеется, к нему следует добавить те постановления и приказы, которые были утверждены в 2020–2021 гг.
Какая польза от разъяснений регуляторов?
Прежде, чем перейти ко второму вопросу запроса, поясним, почему ответы представителя регулятора на официальные запросы так важны. В Законе «Об ОТ» имеется статья 14, озаглавленная «Официальные разъяснения обязательных требований». Согласно части 1 этой статьи, федеральные органы исполнительной власти — например, Росздравнадзор, Минздрав, Минпромторг, Минэкономразвития и др. — обязаны давать в отношении принятых ими НПА официальные разъяснения.
Наши отраслевые профессиональные ассоциации делали запросы и раньше. Но ответами, которые они получали, защититься от проверяющих не получалось, потому что фактически они имели статус мнения представителя департамента того или иного ведомства. Но 1 ноября заработала норма части 3 статьи 14 Закона «Об ОТ», согласно которой действия работников контролируемых структур, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований, не могут квалифицироваться как их нарушение.
Соответственно, значение запросов и официальных ответов значительно возросло. Теперь проверяемому достаточно продемонстрировать, что он действовал в точном соответствии с полученными разъяснениями, предъявить их контролёрам, и привлечение его к административной ответственности будет незаконно. Ну а раз значение запросов и разъяснений регуляторов возросло, то следует уделять им больше внимания. Ведь фактически теперь они стали частью отраслевой нормативной системы.
Образец заполнения стеллажной карты
(составлен с учетом требований приказа 706н)
Впишите данные о наименовании, форме выпуска и дозировке препарата.
В то же время витрины торгового зала не являются местами хранения лекарственных средств, не могут считаться ни стеллажами, ни шкафами и значить в них иметь стеллажные карты не обязательно.
Согласно пункту 11 утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Правил хранения лекарственных средств» в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией.
Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности.
Кто будет затронут обязательной маркировкой лекарств
Участвовать в маркировке лекарств будут:
- изготовители – фармацевтические заводы, компании и другие;
- фирмы, осуществляющие импорт препаратов в Россию;
- федеральные, региональные и местные дилеры или другие поставщики;
- компании, которые перевозят и распространяют лекарства;
- все организации, задействованные в обороте медицинских препаратов: больницы, стоматологические кабинеты и медицинские центры;
- места реализации;
- потребитель – каждый, кто приобретает медикамент, может проверить код маркировки с помощью приложения в смартфоне и получить сведения о том, где сделано лекарство.
В общем случае нанесение особой маркировки на продукты для медицинского использования базируется на принципе наибольшей сохранности размещаемых сведений. Поэтому рекомендуемыми способами ее размещения становятся такие как тиснение, штамповка, гравировка и проч. Разрешается также применение для этих целей специальной несмываемой краски. Основное требование к процедуре нанесения требуемых сведений состоит в том, что она должна гарантировать защиту размещенной информации от повреждения или искажения вследствие воздействия внешнего типа – например, истирания или перегибов. Они весьма вероятны в ходе нормального жизненного цикла продукта, включающего его изготовление, упаковывание, хранение, перевозку, продажу и другие операции. Кроме этого, важно учитывать вероятность воздействия агрессивных факторов среды – например, высоких или низких температур, повышенного уровня влажности, давление со стороны других предметов при транспортировке и проч.
Алгоритм применения требований приведенных нормативных документов дополнительно разъяснен в письме Росздравнадзора от 07.10.2015 № 01И-1639/15. В указанном письме уточняется, что:
- товары медицинского назначения, поступающие на рынок в РФ, должны обязательно иметь на упаковке сведения, прописанные на русском языке;
- нанесение на упаковку такой информации, если она не была нанесена производителем, становится обязанностью поставщика товара;
- он имеет право устранить обнаруженное соответствие любым доступным способом, например, при помощи наклейки на упаковку специальных стикеров, содержащих нужные данные.
Сведения, отражаемые на упаковке, должны отвечать нормативам, прописанным в стандарте ГОСТ Р 15223-1-2014.
Что в ближайших планах?
Еще в 2022 году Минпромторг выдвигал предложения начать эксперимент по маркировке радиоэлектроники, кормов для животных, рыбной продукции, детской воды. Были разработаны и размещены на федеральном портале соответствующие проекты Постановлений, но они не получили одобрения. По состоянию на конец 2022 года, эксперименты по маркировке этих товарных групп так и не запущены.
Обязательная маркировка радиоэлектроники в РФ будет введена не раньше сентября 2023 года. В эту категорию входят трансформаторы, различные виды ламп, фонари и пульты.
Маркировка детской воды была запланирована на март 2023, но учитывая, что пилотный проект так и не начался, эта дата сдвинется, как минимум, на год.
Минеральную воду в России маркируют еще с декабря 2021 г. В марте 2022-го требования коснулись остальных ее видов. Есть несколько исключений, и в их число входит вода, отнесенная к пищевой продукции для детского питания. К ее подготовке предъявляются особые требования, за безопасностью установлен более жесткий контроль.
Что касается кормов для животных, категорию маркируемых попадают все (кроме сельскохозяйственных), расфасованные в потребительскую упаковку.
Когда начнут маркировать пищевую рыбную продукцию, Data Matrix будут наносить на консервы, соленую, копченую рыбу, ракообразные, моллюски и т. д. Исключения: живая, свежая рыбы, свежие водные беспозвоночные.
Структура закрытия, или оптимизация по Дарвину
К прекращению работы большого количества аптек привели не только изменения в экономической ситуации и нормативно–правовой базе. Способность перебороть болезнь зависит не только от характера заболевания, но и от общего состояния организма. А этот параметр, если говорить об аптечном сегменте, во многом оставляет желать лучшего.
«В мегаполисах, областных центрах и даже городах среднего размера аптечных «точек» сегодня много. Отсюда жесткая конкуренция за посетителя – и, как правило, она ведется известным всем способом «ценовых войн»… — напоминает Ольга Валиева, коммерческий директор аптечной сети «Аптека 24 — Дежурная аптека». — Этот вид конкурентной борьбы не случайно назвали «тактикой выжженной земли». Наценки становятся настолько низкими, что коммерческая эффективность падает ниже допустимых значений. Доход перестает быть достаточным даже для окупаемости работы конкретной аптеки. Выжить в таких условиях сложно. Не очень–то радужны и перспективы аптечных организаций, которые в дальнейшем придут на это место. А результат очевиден: многие сети уже начали оценивать рентабельность каждой аптеки в отдельности. Долго работать «в минус» никто не сможет, даже крупная компания».
Экстенсивная стратегия развития аптечных сетей ранее имела значение для маркетинговых соглашений с компаниями–производителями, подчеркивает Татьяна Ходанович, генеральный директор образовательного центра Pharmedu. Однако теперь об экономии средств задумываются все. При этом для небольших аптек вопрос стоит более остро.
«На мой взгляд, прекращение работы многих малых аптечных организаций обусловили такие факторы: отмена ЕНВД (ведь даже упрощенная система налогообложения будет неподъемной для небольшой аптеки); введение обязательной маркировки и связанные с ней расходы (они не были однократными, то есть «стартовыми», — а, напротив, стали регулярными в связи с необходимостью доработок в системе); давление со стороны крупных сетей, включая демпинг, – считает Ирина Шишина, руководитель аптечной сети в городе Самара. — Плюс проблемы диалога с оптовым звеном. Нельзя не отметить позицию ряда дистрибуторов по дефицитным препаратам, в особенности по тем, которые не входят в перечень ЖНВЛП. Эти лекарства в буквальном смысле приходилось «ловить» и выпрашивать у менеджеров. Насколько правилен такой подход к взаимодействию с аптечной организацией? А еще в период пандемии многие оптовые компании ужесточили платежную дисциплину – и при этом потребовали дополнительные гарантии оплаты. Включая гарантии банковские».
О подобном сценарии развития событий предупреждали еще в феврале 2016–го, когда никто не мог и предполагать, что меньше чем через пять лет грянет пандемия, а эксперимент по обязательной маркировке лекарств еще не стартовал. Представители и аптечного сегмента, и нескольких дистрибуторских компаний замечали, что тактики «выжигания земли» и «стоп–отгрузок» приведут к одному–единственному результату — фармрынок рискует очутиться в ситуации «новых девяностых».
Прогнозы–2022 произрастают на правовом поле
Наступивший год с большой вероятностью должен быть отмечен несколькими важными для фармотрасли событиями. Это, во-первых, завершение эксперимента по маркировке биологически активных добавок. Во-вторых, подготовка к дистанционной реализации рецептурных лекарственных средств. В-третьих, вступление в силу новых приказов Минздрава: №1093н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов» и №1094н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов». В-четвертых, должно продолжиться обсуждение дополнительного кода ОКВЭД для фармацевтической деятельности — «деятельность в области здравоохранения и предоставления социальных услуг». И в-пятых, ожидается стремительный рост онлайн–продаж лекарственных средств.
«Одним из наших стратегических направлений на ближайшие годы считаем также онлайн–направление: если говорить о перспективах, то можно ожидать, что в наступившем году фармацевтический сектор ждет новый виток в развитии e-comm и госсегмента, — комментирует Дмитрий Погребинский, генеральный директор ЦВ «Протек». — Эти два сегмента обещают показать еще более значительные показатели роста».
«Конечно, интернет полностью не заменит реальность, а интернет–магазин — классическую аптеку. И все же отток посетителей ближайшие пару лет будет очень чувствителен, — замечает Николай Беспалов. — К тому же, спрос на аптечный ассортимент пока заметно ограничен низкой покупательной активностью населения. Рост доходов у наших сограждан возобновился, но и показатели инфляции — очень и очень существенные».
Крупные интернет–ритейлеры сегодня предпочитают партнерство с аптечными сетями и аптечными агрегаторами, замечает эксперт. «Это партнерство пока не вступает в противоречие с фармдеятельностью как таковой, но что если интернет-игроки захотят самостоятельно поиграть на этом поле? Пока это желание сдерживается за счет невозможности продавать рецептурные препараты, однако если запрет будет отменен (а это, я думаю, вопрос времени), ситуация может серьезно измениться, — предупреждает аналитик. — Сейчас у крупных игроков аптечного онлайн–сегмента есть время, чтобы активно развивать сервисную составляющую, и таким образом суметь противостоять крупным интересантам, которые могут выйти на лекарственный рынок. В запасе — год или два, и это «окно возможностей» важно не упустить».
Ожидаемый всплеск онлайна приходится на период изменений в порядке отпуска и назначения лекарственных средств (приказы 1093н и 1094н начнут действовать с 1 марта). Некоторые нововведения в данном вопросе могут стать полезными, замечают фармацевтические инспекторы ААУ «СоюзФарма» Оксана Богданова и Константин Бичевой. Например, норма об обязанности руководителя медицинской организации обеспечить своевременное переоформление рецепта (если первоначально этот документ был оформлен с ошибками).
Очень важны положения приказа №1093н о том, что при отпуске лекарств для инкурабельного больного в аптеке должен оставаться документ, подтверждающий его состояние. Они облегчают процесс получения необходимых препаратов в крайне тяжелых ситуациях.
Самое обсуждаемое положение в новых правилах отпуска лекарств — наверное, вопрос о вторичной упаковке. «Запрет на деление упаковки (или отсутствие разрешения на него, понимаемое как запрет) может привести к тому, что пациент не сможет приобрести необходимые лекарства, — замечает Ирина Шишина. — Ведь есть препараты, которые выпускаются только большими упаковками. Например, сенаде, регидрон и т.д. При пищевом отравлении иногда достаточно одного-двух пакетиков регидрона. Это не целая упаковка, а очень малая ее часть».
Разрешение выписки назначений на русском языке тоже нельзя считать однозначно положительной тенденцией, замечают Константин Бичевой и Оксана Богданова. С одной стороны, наблюдается некоторое упрощение процедуры рецептурного отпуска, с другой, теряются знания и навыки, необходимые как врачу, так и фармацевту и провизору. Медицинская латынь только на первый взгляд кажется чем–то второстепенным, однако ее понимание — одна из основ квалификации специалиста в области медицины и фармации.
Откуда ноги растут? Зачем нужны такие карточки
Те, кто вырос в 80-е или ранние 90-е, помнят, как при СССР на продукты давали специальные талоны. На сахар, масло, крупы и прочее. Тогда это были маленькие бумажки с надписями и печатями на лицевой либо обратной стороне. Кто бы мог подумать, что о карточках на продукты в России заговорят вновь.
После долгого перерыва к карточной системе чиновники надумали вернуться в 2015 году, после обвала рубля 2014 года. Мол, появилось много безработных и бедных. Однако тогда законопроект завернули, сославшись на отсутствие денег в казне. Вновь о массовом выпуске карточек для самых социально незащищенных заговорили в 2020 году во время пандемии коронавируса. И опять правительство в последний момент передумало.
Что с тех пор изменилось? В начале 2021 года в России насчитали около 22 млн человек, которые живут за чертой бедности, и денег им не хватает даже на еду и одежду. В начале весны 2022-го, когда цены на продукты резко взлетели на фоне санкций и военного конфликта на Украине, чиновники вновь стали мусолить тему карточек. Еще бы, ведь число бедных растет и будет расти, говорят в Министерстве экономического развития России. Свежий прогноз ведомства на 2022 год:
Доходы россиян в течение года сократятся как минимум на 19 %, в результате чего за чертой бедности окажутся более 30 миллионов человек, что составит 21 % от всего населения России.
Законопроект есть. Суть в том, чтобы специальные карты (понятно, пластиковые, а не бумажные) с некоторым количеством денег на них давать малоимущим гражданам. Обещана малоимущим баснословная сумма на месяц — 13 000 рублей.
Рассчитывать, согласно законопроекту, на карточки смогут пенсионеры, инвалиды и семьи, где больше трех ребятишек, а также семьи, чей доход меньше двух прожиточных минимумов.
Величина прожиточного минимума в целом по России на душу населения в 2022 году составляет 12 654 рубля.
Пресловутые 13 000 рублей обещали давать на месяц с условием тратить эти деньги на продукты в определенных супермаркетах. Не потратишь — деньги сгорят.
Получить карту проще простого: надо написать заявление в отделение соцзащиты по месту жительства.
Увы и ах, документ в очередной раз отложили. Снова дорабатывают. Да и по поводу суммы на карте, что называется, слышали звон… В поздней версии законопроекта вообще появилась запись о том, что размер месячного прожиточного минимума будут зачислять на карту раз в год. А месячное пособие на продукты составит что-то около 10 % от прожиточного минимума. То есть 13 000 — это сумма в год, а в месяц получилось бы по тысяче с копейками.
Судебная практика и законодательство — Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (ред. от 28.12.2010) Об утверждении Правил хранения лекарственных средств
Хранение сильнодействующих веществ, находящихся под международным контролем, осуществляется в помещениях, оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, аналогичными предусмотренным для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств (пункт 67 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. N 706н). Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету (которыми являются сильнодействующие вещества, находящиеся под международным контролем), и психотропные вещества, внесенные в список III перечня, выписываются на аналогичных формах рецептурных бланков N 148-1/у-88 (пункт 2.2 Правил отпуска лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. N 785).
При этом Правилами хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н, предусмотрено, что при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне. Порядок дальнейших действий с такого рода товаром не установлен.
Меры по стабилизации рынка
С 4 марта 2022 г. межведомственная рабочая группа, куда вошли Минздрав, Минпромторг, Минфин, ФАС, Росздравнадзор и эксперты, проводит мониторинг, а также вырабатывает меры по обеспечению стабильности в сфере здравоохранения, в т.ч. за счет внесения изменений в нормативную базу.
Основные изменения нормативной базы:
- Оптовики больше не смогут придерживать лекарства на складах из-за установления предельных сроков для отгрузки товара в аптеки.
- Кабмин упростил порядок лицензирования и закупки медицинских изделий, а производителей и импортеров обязали уведомлять о приостановках поставок за полгода.
- В случае возникновения дефицита вновь зарегистрированные зарубежные препараты до конца года разрешат продавать в иностранной упаковке, то есть закупать их в третьей стране.
- 8 марта 2022 г. введен временный запрет на вывоз из страны иностранных медицинских изделий, за исключением вывоза физическим лицом в целях личного использования или оказания гуманитарной помощи. Речь идёт о медицинских изделиях, которые были доставлены из недружественных государств и в данный момент находятся на складах импортёров/таможне.
- 22 марта заработала горячая линию для аптечных организаций для решения проблем с поставками. Правда, за первые 1,5 месяца не поступило ни одного звонка.
- При возникновении дефицита разного рода продукции Минпромторгом России может быть расширен список товаров, которые можно будет ввозить в страну через механизм параллельного импорта.
- L-тироксин введен в оборот в количествах почти на 30% больше по сравнению с прошлым годом, а цена на карбамазепин перерегистрирована.
Лекарственное импортозамещение
По данным минпромторга, 641 из 788 лекарств (по действующему веществу) из перечня ЖНВЛП за 2021 год производят в России, либо такая технологическая возможность имеется. За последние 10 лет в стране было создано более 60 новых производственных площадок.
Кабмин запускает специальную программу с целью поддержки системообразующих предприятий фармацевтической и медицинской промышленности. Под ее действие также попадут дистрибьюторы продукции и сети аптек.
«Мы принимаем меры, чтобы нужные людям препараты были доступны, прежде всего, помогаем нашим компаниям, которые способны обеспечить собственное производство», — сообщил Мишустин в рамках совещания с вице-премьерами.
Предприятиям, выпускающим товары импортозамещения, выделили 20 млрд рублей, а донорскую плазму крови отныне начнут передавать фармкомпаниям, дабы увеличить объем отечественного производства лекарств из плазмы и исключить зависимость от импортного сырья. Из страны запретят вывозить донорскую плазму и ее фармсубстанции, а деятельность по заготовке и хранению донорской крови будет монополизирована государством.